Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:56, дипломная работа
Объектом исследования являются: формы правовых связей участников; их правовой статус; процессуальные, организационные и тактические аспекты взаимодействий субъектов между собой и др.
Предмет исследования - формы, методы и условия взаимодействия, а также правовые нормы и институты уголовно-процессуального права, регулирующие взаимодействие органов предварительного расследования и органов дознания в сфере борьбы с преступностью, проблемы, возникающие в ходе такого взаимодействия, и возможные пути их решения.
Цель исследования состоит в разработке и совершенствовании теоретической модели взаимодействия следователя с органом дознания, предложение на этой базе обоснованных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов и практики правоприменения.
Наиболее полно, по нашему мнению, организационные формы взаимодействия приведены у А.П. Дербенева[32]:
1) согласованное совместное планирование следственных действий и ОРМ;
3) создание следственно-оперативных групп[33] и участие в них для выезда на место происшествия и его осмотра;
4) извещение органом дознания следователя, обслуживающего участок, где совершено преступление, либо специализирующегося по делам данной категории - о начатом расследовании такого преступления;
5) направление следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела материалов проверки по данным, полученным оперативно-розыскным путем;
6) ознакомление его с оперативными материалами, имеющими отношение к возбуждаемым и расследуемым им уголовным делам. Использование следователем результатов ОРД при расследовании уголовных дел;
8) взаимное информирование о данных, представляющих интерес для следствия и ОРД;
9) осуществление организационного руководства взаимодействием со стороны руководителей ОВД.
Характерной особенностью организационных форм взаимодействия, в отличие от процессуальных, является их тенденция к постоянному совершенствованию. Рождаются новые формы, требующие своего апробирования и последующего закрепления в подзаконных актах. Но в основе правомерности любой из них должно лежать два критерия:
- любая форма взаимодействия должна быть основана на четком распределении и соблюдении функциональных обязанностей;
- форма и средства взаимодействия не могут противоречить закону.
Существуют и другие классификации форм взаимодействия. Так, у И.Ф. Герасимова встречаем классификацию по этапам расследования:
- при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;
- при производстве предварительного следствия;
- по делам, приостановленным производством[34].
Заслуживает внимания также классификация форм взаимодействия по длительности, предложенная А.Н. Балашовым:
- единовременное (разовое);
- периодическое (эпизодическое);
- постоянно действующее (постоянное)[35].
Однако, по нашему мнению, эти классификации хотя и заслуживают внимания, но самостоятельного значения не имеют, поскольку, придерживаясь их, мы в результате все равно говорим о той или иной процессуальной либо организационной форме взаимодействия.
Итак, мы утверждаем, что существуют две основные разновидности форм взаимодействия: процессуальные и организационные. Такое разделение имеет большое теоретическое и практическое значение, так как основывается на положениях нормативных правовых актов. Использование в процессе производства по уголовному делу процессуальных и непроцессуальных форм взаимодействия позволяет качественнее решать задачи предварительного следствия, как в целом, так и отдельных его этапов.
Глава 2. Организационные и тактические формы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений
Субъектами управления, осуществляющими организацию раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, являются начальники органов и управлений внутренних дел, начальники следственных аппаратов и следственных подразделений, начальники органов дознания и оперативно-розыскных подразделений, а также следователи, возглавляющие деятельность следственных (следственно-оперативных) групп[36], с учетом их компетенции.
Следует отметить, что с принятием в 1991 году Закона о милиции, изменился правовой статус первых руководителей ОВД. Если раньше они занимали правовое положение начальника органа дознания, то Закон о милиции лишил их данного статуса, ибо он перешел к новым субъектам органов внутренних дел - к заместителям первых руководителей УВД-ОВД в лице начальников криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Проблема непосредственного и прямого подчинения следователей и начальников следственных отделов[37] органам дознания была снята, поскольку первые руководители министерств, управлений и отделов внутренних дел теперь выступают не как начальники органов дознания, а как административные руководители, осуществляющие организационное руководство всеми вверенными им службами, включая следственные аппараты и органы дознания (в лице криминальной и местной милиции). Помимо общего руководства на них возложены обеспечивающие по отношению к следственным аппаратам и органам дознания функции.
Теперь начальники управлений и отделов внутренних дел не уполномочены УПК РФ и другими законами осуществлять процессуальное руководство и процессуальный контроль в сфере деятельности органов предварительного расследования, т.к они не являются участниками предварительного следствия. Закон не предоставляет им права давать указания следователю по находящимся в его производстве уголовным делам.
Начальники УВД-ОВД руководят своими заместителями, которые возглавляют следственные подразделения и органы дознания, заслушивают на оперативных совещаниях (коллегиях) их отчеты по важнейшим вопросам организации расследования, взаимодействия и управления этими службами, их обеспечения материально-техническими и финансовыми ресурсами, равно как по вопросам криминалистического и оперативно-розыскного обеспечения процессуальной деятельности органов следствия и дознания. Именно на них МВД России возлагает обязанность объединения усилий всех служб и подразделений с момента обнаружения преступления и до окончания расследования.
В связи с этим, при организации взаимодействия следственного подразделения с органами дознания, начальник ОВД должен:
- осуществлять постоянный контроль за своевременным и качественным выполнением подчиненными ему сотрудниками органов дознания поручений следователя о производстве следственных действий и ОРМ;
- обеспечивать составление следователями и оперативными работниками согласованных планов следственных действий и ОРМ;
- осуществлять постоянный контроль за своевременностью возбуждения следователем уголовных дел;
- регулярно проводить заслушивание следователей и оперативных работников о ходе работы по раскрытию преступлений.
В свою очередь, руководители следственных аппаратов и руководители органов дознания осуществляют непосредственное управление подчиненными им силами и средствами. Внутрисистемное управление включает следующие основные направления деятельности этих руководителей и подчиненных им сотрудников, через которых они реализуют эту функцию:
- сбор и анализ информации о деятельности органов предварительного расследования и органов дознания соответственно в уголовном судопроизводстве и в ходе оперативно-розыскной и процессуальной деятельности;
- планирование работы органов следствия и органов дознания с учетом законодательного разграничения их компетенции;
- организацию деятельности следственных отделов, органов дознания и взаимодействующих с ними служб по выявлению, раскрытию, расследованию, предупреждению и пресечению преступлений;
- ведомственный контроль за деятельностью следственных подразделений, органов дознания, оказание им методической и практической помощи и др.
На всех этапах расследования решаются не только процессуальные, криминалистические, оперативно-розыскные задачи, но и организационно-управленческие, поскольку не только организация взаимодействия следователя и сотрудника органа дознания в рамках конкретного дела, но и управление в целом деятельностью подразделений следствия и оперативно-розыскных органов, обеспечивают эффективное расследование.
Исходя из этого, профессорами Т.В.Аверьяновой, Р.С. Белкиным, предложено процесс расследования подразделять на три этапа: первоначальный, последующий и производство по приостановленным делам[38]. Формы взаимодействия при расследовании преступлений обусловлены различными факторами (вид преступления, сложность уголовного дела, количество эпизодов преступной деятельности, следственная ситуация и т. д.).
2.1. Стадия возбуждения уголовного дела
Некоторые ученые считают, что в организационном аспекте «первоначальный этап расследования включает в себя предварительную проверку, возбуждение уголовного дела и тот период собственно расследования, в течение которого создается его структура. Окончание его нередко совпадает с установлением подозреваемого или привлечением лица в качестве обвиняемого»[39].
На этом этапе должно обеспечиваться с одной стороны, немедленное и решительное реагирование на каждый преступный факт, с другой - своевременное предотвращение расследования факта, не представляющего значительной общественной опасности либо вовсе не имеющего места в действительности. Целью данного этапа является, в первую очередь, установление повода и основания для возбуждения уголовного дела[40].
В соответствии с целью перед следователем и органом дознания на этом этапе стоят следующие задачи:
- регистрация поступивших или обнаруженных первичных сведений о преступлении, т.е. фиксирование поводов для возбуждения уголовного дела в соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами;
- рассмотрение поступивших или обнаруженных первичных сведений о преступлении и активное выяснение обстоятельств для принятия решения по поступившему сообщению, т.е. выяснение оснований для возбуждения уголовного дела.
Необходимо особо отметить, что несмотря на то, что уголовно-процессуальная деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях затрагивает права и законные интересы граждан, она не нашла достаточно полного законодательного урегулирования. При анализе норм УПК РФ, касающихся рассматриваемой стадии, нами обнаружены следующие неясности. Полномочия следователя в УПК РФ определяются не в главе «Общие условия предварительного следствия», как было в УПК РСФСР, а в разделе «Участники уголовного судопроизводства». При этом ст. 38 УПК РФ не содержит прямых указаний на то, что полномочия следователя по отношению к органу дознания возникают только при расследовании уголовного дела. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, следователь уполномочен «давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении». Казалось бы, законодатель учел пожелания процессуалистов о необходимости наделить следователя полномочиями по отношению к органу дознания уже на стадии рассмотрения сообщений о преступлениях.
Однако, УПК РФ по-прежнему не определяет порядок приема, регистрации и учета сообщений о преступлениях, поскольку норма ч. 1 ст. 144 УПК РФ лишь обязывает дознавателя, орган дознания, следователя и прокурора принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение. При этом способ согласования совместной деятельности следователей и органа дознания на данной стадии законодательно также не определен. Не вносит, по нашему мнению, ясности в решение вопроса и частая смена ведомственных нормативных актов [41].
Следовательно, на стадии рассмотрения сообщений о преступлениях, формы взаимодействия следователей с органом дознания нельзя считать процессуальными, они в большей степени носят организационный характер.
Для определения форм взаимодействия следователя с органом дознания на стадии возбуждения уголовного дела, удобно разделить все поступающие сообщения о преступлениях на две группы:
- сообщения, содержащие достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Их рассмотрение обычно заканчивается вынесением постановления о возбуждении уголовного дела. В этом случае взаимодействия как такового не возникает;
- сообщения, не содержащие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В данном случае возникает необходимость предварительной проверки основания для возбуждения уголовного дела.
Здесь необходимо учесть следующее. Хотя уголовно-процессуальное законодательство не лишает орган дознания права возбуждать уголовное дело по сообщениям о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, однако ведомственные нормативно-правовые акты требуют от органа дознания передачи материалов предварительных проверок по подследственности, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ. Соответственно, п. 4.1.1 Инструкции по организации взаимодействия определен порядок передачи материалов проверки сообщений о преступлениях следователю через начальника отдела (органа дознания) в том случае, когда оперативный работник убедится в том, что собранных материалов достаточно для возбуждения уголовного дела.
Но, как показывает практика, именно при передаче материалов проверки сообщениям о преступлениях наиболее часто возникают конфликты при взаимодействии сотрудников органов предварительного расследования и органов дознания. Дело в том, что при недостатке данных для обоснованного решения о возбуждении уголовного дела, следователь может:
а) либо в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ самостоятельно осуществить проверочные действия[42];