Милиция общественной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:56, дипломная работа

Описание

Объектом исследования являются: формы правовых связей участников; их правовой статус; процессуальные, организационные и тактические аспекты взаимодействий субъектов между собой и др.
Предмет исследования - формы, методы и условия взаимодействия, а также правовые нормы и институты уголовно-процессуального права, регулирующие взаимодействие органов предварительного расследования и органов дознания в сфере борьбы с преступностью, проблемы, возникающие в ходе такого взаимодействия, и возможные пути их решения.
Цель исследования состоит в разработке и совершенствовании теоретической модели взаимодействия следователя с органом дознания, предложение на этой базе обоснованных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов и практики правоприменения.

Работа состоит из  1 файл

Текст на печать.doc

— 533.50 Кб (Скачать документ)

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, следователь уполномочен получать содействие органа дознания при производстве не только следственных (как это было предусмотрено ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР), но и всех процессуальных действий. Это оправданно, так как на практике следователь нуждается в содействии органа дознания не только при осуществлении следственных, но и других процессуальных действий, например, при задержании подозреваемого, при наложении ареста на имущество. К тому же,  рассматриваемая новелла  соотносится с положением,  содержащимся в п. 14 ст. 10 Закона о милиции, согласно которому, милиция обязана оказывать содействие следователю в производстве  им  отдельных процессуальных действий.

В свою очередь, информация из расследуемого дела, с ведома следователя, в производстве которого находится уголовное дело, если в этом имеется необходимость, должна использоваться сотрудниками оперативно-розыскных подразделений для активизации ОРД на объектах, участках и линиях оперативного обслуживания.

Важнейшее условие – взаимодействие должно быть непрерывным  до завершения расследования. При этом интенсивность согласованных следственных действий и ОРМ, регулируется с учетом достигаемых результатов. Следует помнить, что взаимодействие не следует свертывать, если не все эпизоды преступной деятельности выявлены, не все преступления раскрыты, если имеются обоснованные предположения о причастности обвиняемых (подозреваемых) к совершению других преступлений.

Осуществляя работу по завершению расследования, следователь должен проверить: все ли следственные версии отработаны и подтвердись; соблюдены ли во всех случаях требования уголовно-процессуального закона; достаточно ли доказательств вины обвиняемого; устранены ли противоречия в материалах дела; правильно ли применен уголовный закон.

Если же преступление на первом этапе не было раскрыто, руководители ОВД, следственного отдела и оперативно-розыскных  подразделений на последующем этапе обеспечивают:

- согласованную работу участников взаимодействия по построению и отработке версий;

- квалифицированное осуществление ОРМ и процессуальных мероприятий, проведение которых может быть поручено и органу дознания;

- применение оперативно-розыскных возможностей для отработки версий, оперативной проверки подозреваемых, проверки показаний потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых;

- активное использование оперативно-поисковых и оперативно-технических возможностей[60], криминалистических методов и достижений науки и техники для раскрытия преступления;

-  анализ всей поступающей информации, планирование  и осуществление конкретных процессуальных действий, и проведение ОРМ;

- контроль за деятельностью участников раскрытия преступлений, оказание ими практической  и методической помощи.

              Как уже упоминалось выше, эффективной организационной формой взаимодействия признано согласованное планирование следственных действий и ОРМ по уголовному делу. Применительно к нераскрытому преступлению[61], исходя из практических соображений, такой план должен быть утвержден начальником ОВД, а согласован – с начальником следственного отдела и начальником криминальной милиции, либо утвержден начальником следственного отдела и начальником криминальной милиции. На практике чаще встречается второй вариант, хотя, с учетом необходимости осуществления контрольных функций, по нашему мнению, предпочтительным является утверждение таких планов именно начальником ОВД (первый вариант). В любом случае, руководители, утвердившие такие планы, осуществляют контроль за проведением запланированных мероприятий. При этом контроль за выполнением процессуальных мероприятий следователем осуществляет начальник следственного отдела, а за проведением ОРМ – начальник криминальной милиции.

Планирование как форма взаимодействия предусмотрена п. 4.2 Инструкции по организации взаимодействия. Необходимость планирования совместной работы органов предварительного расследования и криминальной милиции признается как юристами – правоведами, так и практическими работниками. Согласно п. 4.2.2. Инструкции по организации взаимодействия, план расследования должен включать в себя розыскные и следственные версии; данные, подлежащие установлению для их проверки; перечень следственных действий; обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем; сроки и исполнителей.

Единый согласованный план следственных, розыскных и иных процессуальных действий, а также ОРМ разрабатывается следователем и органом дознания в целях эффективного использования в процессе расследования преступления всех имеющихся у них сил, средств и методов. Основой для составления планов должны служить как данные, установленные следователем процессуальным путем, так и оперативно-розыскная информация[62], полученная органом дознания. Типовой план расследования может быть таким (приложение № ____).

Совместное планирование позволяет должным образом организовать деятельность взаимодействующих субъектов, способствует координации их действий, позволяет осуществить надлежащий контроль и надзор за их работой, способствует выявлению ошибок и упущений следствия, принятию мер к их устранению. Контроль за выполнением запланированного возлагается на следователя. После выполнения намеченного, с учетом новых данных по делу, составляется план дополнительных мероприятий.

Если принятые меры не привели к раскрытию преступления в  течение 10 суток с момента возбуждения уголовного дела, то, в соответствии с законом, сотруднику оперативно-розыскного подразделения следует дать указание о заведении оперативно-поискового дела[63], что оформляется постановлением, которое утверждает начальник криминальной милиции[64]. В рамках этого ОПД, в развитие общего плана (копия которого должна находиться в оперативно-поисковом деле – примеч.авт.), составляется отдельный план ОРМ, также утверждаемый начальником криминальной милиции.

Обобщая изложенное, можно сказать, что единый план расследования мог бы не только помочь следователю эффективно распределить силы в расследовании преступления, но и позволил бы постоянно контролировать действия других участников взаимодействия. К сожалению, на практике следователи и сотрудники милиции не всегда в полной мере используют возможности данной формы взаимодействия. Как показали проверки организации взаимодействия оперативно-розыскных и следственных подразделений ОВД Тверской области, в которых автор  по роду своей деятельности принимал участие в 2005 году с сотрудниками следственного Управления при УВД, совместные планы имеют общий недостаток – формальность содержания, написание по шаблонам. Значительная часть планов (до 80%), за исключением уголовных дел, стоящих на контроле у руководства, составляются одним следователем, сотрудники органа дознания в их разработке участия не принимают.

По нашему мнению, необходимо обозначить и тактические особенности взаимодействия на последующем этапе, когда проводимые мероприятия могут повысить эффективность расследования. Это:

- повторные проверки по учетам;

- дополнительное ориентирование более широкого круга правоохранительных подразделений и органов о нераскрытых преступлениях (в том числе совершенных сходными способами);

- направление заданий на разработку задержанных, арестованных в места временной изоляции и лишения свободы;

- ориентирование негласных источников с целью получения оперативно-значимой информации о преступлении и лицах, его совершивших (добавлено автором);

- продолжение активного поиска преступников по приметам их  внешности, возможным следам на одежде и теле;

- активный поиск добытого преступным путем имущества;

- дополнительные опросы населения, поиск орудий и следов преступления, если есть сомнения, что раньше это было сделано недостаточно профессионально;

- повторные осмотры мест происшествий и прилегающих к ним территорий;

- использование обнаруженных на месте происшествия вещественных доказательств, включая микроследы, для выявления лиц, причастных к преступлению;

- проверка, в том числе оперативным путем, заподозренных и других причастных к преступлению лиц, если она на первоначальном этапе производства по делу не проводилась или проводилась поверхностно.

В качестве еще одной формы взаимодействия следователя с органом дознания можно выделить отчеты исполнителей о выполнении плановых мероприятий у руководителей соответствующих подразделений. При необходимости отчеты могут заслушиваться одновременно. Такие заслушивания способствуют осуществлению контроля за реализацией намеченных следственных и оперативно-розыскных мероприятий и оказанию практической помощи в их осуществлении. Также в ходе служебных совещаний в связи с необходимостью обмена информацией и определения дальнейшего хода расследования необходимо практиковать совместное обсуждение результатов следственных и оперативно-розыскных действий.

Одновременно с заведением оперативно-поискового дела, составлением плана совместных действий, руководители должны  принять решение в отношении СОГ, которую в зависимости от сложности расследуемого преступления, квалифицированности сотрудников, их загруженности по другим делам, можно оставить в прежнем составе,  частично обновить или создать новую.

Следует отметить, что если в УПК РСФСР не содержалось правовых норм, имеющих какое-либо отношение к рассматриваемой форме взаимодействия, то в УПК РФ такая норма появилась. В ч. 2 ст. 163 УПК РФ сказано: «К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих ОРД». К сожалению, в данном положении прямо не говорится о СОГ. Но привлечение к работе следственной группы должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, по нашему мнению, вполне можно расценивать как один из вариантов создания СОГ. Рассматриваемая форма взаимодействия и виды СОГ также предусмотрена Инструкцией по организации взаимодействия (п. 1.4.1-1.4.4), положения которой УПК РФ в принципе не противоречат. Поэтому допускаем, что, говоря о следственной группе, мы одновременно можем говорить о СОГ.

Не потеряли актуальности и мнения ученых, которыми достаточно четко формулируется суть данной формы взаимодействия. Так, по выражению Г.А. Кокурина «…следственно-оперативная группа как специфическая организационная форма взаимодействия органов следствия и дознания представляет собой организационное формирование (постоянного или временного характера), которое состоит из следователя (следователей), оперативных работников органов внутренних дел и иных специалистов, использующих свойственные им средства и методы работы, создаваемое для лучшей организации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений»[65].

Б.Я. Петелин выделяет следующие черты, характеризующие СОГ:

«…1) проводимые членами СОГ следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия подчинены единым целям;

2) они обязательно согласуются между всеми взаимодействующими сторонами, в частности, путем разработки согласованного плана следственных действий и ОРМ;

3) каждый из участников СОГ, действуя в пределах своей компетенции, сохраняет функциональную самостоятельность;

4) работа в составе СОГ обеспечивает возможность незамедлительного использования следователем полученных оперативных путем данных, а оперативными сотрудниками – информации, полученной в ходе проведения следственных действий»[66].

Отличительной чертой СОГ от других организационных форм является то, что взаимодействие между членами группы носит не случайный, эпизодический характер, а является устойчивым творческим сотрудничеством, основанным на наиболее целесообразном сочетании различных средств и методов, присущих деятельности взаимодействующих органов, постоянном и полном обмене информацией между ее членами. Проверка версий осуществляется как следственным, так и оперативно-розыскным путем. Совместный анализ собранных доказательств позволяет обнаружить новые возможности для их проверки и оценки, а также для собирания новых доказательств.

Инструкцией по организации взаимодействия определено, что СОГ может быть создана либо на определенный период для выполнения конкретной задачи (дежурная СОГ, рассмотрена выше – примеч. авт.), либо для расследования по делу в полном объеме. Как правило, взаимодействие в последнем случае начинается со стадии решения вопроса о возбуждении уголовного дела и продолжается до окончания расследования конкретного уголовного дела при постоянном составе группы. Такую СОГ называют целевой. При организации работы по зональному принципу взаимодействие со следователем осуществляется сотрудниками оперативно-розыскных подразделений, работающим в соответствующих зонах, где совершено преступление, а по линейному принципу – наиболее опытными сотрудниками криминальной милиции, а также руководящим составом.

В п. 4.3.1 Инструкции по организации взаимодействия указано: «Решение о создании СОГ принимается руководителями аппаратов следствия и оперативных подразделений и оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел».  Решение о создании целевой СОГ принимается руководителями заинтересованных правоохранительных органов соответствующего уровня. В приказе должны быть определены основные задачи целевой СОГ, количественный состав СОГ, сроки пребывания в ней сотрудников и порядок их замены, необходимые для раскрытия и расследования преступления средства и др.  В ее состав включаются наиболее квалифицированные следователи и оперативные работники криминальной милиции, обладающие необходимым опытом работы по раскрытию наиболее сложных преступлений.

Информация о работе Милиция общественной безопасности