Милиция общественной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:56, дипломная работа

Описание

Объектом исследования являются: формы правовых связей участников; их правовой статус; процессуальные, организационные и тактические аспекты взаимодействий субъектов между собой и др.
Предмет исследования - формы, методы и условия взаимодействия, а также правовые нормы и институты уголовно-процессуального права, регулирующие взаимодействие органов предварительного расследования и органов дознания в сфере борьбы с преступностью, проблемы, возникающие в ходе такого взаимодействия, и возможные пути их решения.
Цель исследования состоит в разработке и совершенствовании теоретической модели взаимодействия следователя с органом дознания, предложение на этой базе обоснованных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов и практики правоприменения.

Работа состоит из  1 файл

Текст на печать.doc

— 533.50 Кб (Скачать документ)

б) либо в соответствии с п. 4.1.4 Инструкции по организации взаимодействия, возвратить материалы органу дознания через начальника горрайоргана для проведения дополнительной проверки. При этом в мотивированной справке он должен указать, что конкретно препятствует решению вопроса о возбуждении уголовного дела[43]. В данном случае начальник ОВД должен принять решение о необходимости проведения дополнительной проверки. Сроки же возбуждения уголовного дела к этому моменту, как правило, уже проходят.

Применительно к сказанному, нами предлагается дополнить уголовно-процессуальный закон положением об обязанности сотрудника органа дознания в течение 24 часов информировать об обнаруженном преступлении следователя, которому оно подследственно. Совместное изучение материалов о преступлении субъектами взаимодействия, анализ фактических данных, содержащихся в заявлении или сообщении, могут дать реальную возможность для обоснованного вывода о наличии или отсутствии признаков преступления. Действительно, в данном случае следователь будет иметь возможность правильно запланировать свою работу (в том числе на будущее - по возбужденному по этим же материалам уголовному делу) и при необходимости - самостоятельно провести доследственную проверку.

Реально же взаимодействие следователя с органом дознания в организационных формах начинается с момента поступления сообщения о преступлении в дежурную часть, когда дежурный по ОВД в соответствии  с п. 2.1 Инструкции об организации взаимодействия формирует СОГ для выезда на место происшествия, организует техническое и транспортное обеспечение[44].

На данном этапе взаимодействия следователь еще не является организатором взаимодействия, однако, как руководитель СОГ[45] он может потребовать у дежурного по ОВД обеспечения необходимой техникой и специалистами, а в случае отказа - доложить об этом начальнику ОВД.

В полной мере руководящая и организующая роль следователя во взаимодействии с сотрудниками других подразделений проявляется по прибытии на место происшествия. Он вправе через дежурного по ОВД привлекать к участию в осмотре специалистов различного профиля, истребовать дополнительные технические средства.

Согласно Инструкции по организации взаимодействия (п. 2.2.1), именно следователь определяет порядок работы дежурной СОГ, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, обнаружение, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы. Важно, что не уполномоченные на то законом должностные лица не вправе вмешиваться в действия следователя на месте происшествия.

В ходе осмотра места происшествия следователь, совместно с членами дежурной СОГ, изучает первоначальные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства, на основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления, дает поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий, направляет входящих в СОГ сотрудников, на выявление, изъятие и закрепление следов преступления, установление потерпевших, очевидцев и свидетелей.

Следователь несет персональную ответственность за качество осмотра места происшествия.

При взаимодействии со следователем в составе дежурной СОГ оперативные работники уже на этом этапе как самостоятельно осуществляют необходимые ОРМ, так и выполняют его поручения о производстве следственных действий и ОРМ. При этом Инструкция по организации взаимодействия обязывает оперативных работников информировать следователя о проделанной работе в письменном виде (п. 2.3.4).

Специалист-криминалист оказывает следователю помощь в обнаружении, фиксации и изъятии следов и других вещественных доказательств, проводит их предварительное исследование, помогает полно и правильно отразить полученную информацию в протоколе осмотра.

Инспектор-кинолог по указанию следователя применяет служебно-розыскную собаку для обнаружения лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела. Он совместно с оперативным работником принимает участие в преследовании и задержании преступника и др.

Участковый уполномоченный милиции сообщает следователю сведения о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес, выполняет поручения следователя, направленные на установление очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках. В этих целях он использует помощь общественности, внештатных сотрудников милиции и другие возможности и др.

Работник ГИБДД организует оказание помощи пострадавшим, принимает меры для сохранения обстановки и следов происшествия, помогает следователю в осмотре транспортного средства, обеспечивает медицинское освидетельствование водителя для установления возможного состояния опьянения, принимает меры для розыска скрывшегося транспортного средства и др.

В дежурную часть по мере получения необходимой информации сотрудником уголовного розыска должны передаваться сведения о характере преступления, приметах заподозренных лиц, путях их отхода с места происшествия, наличии у них транспортных средств и оружия, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников. Дежурный по органу внутренних дел, в свою очередь, информирует начальника органа, организует перекрытие путей отхода преступников, высылает группы захвата, а при необходимости действует, руководствуясь специальными оперативными планами.

По результатам осмотра места происшествия и другим полученным  данным, следователь:

- принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении;

- совместно с работниками СОГ изучает собранные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства и на основании полученной информации разрабатываются версии, и составляется согласованный план расследования;

- на основании полученной информации намечает и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления;

- дает поручения и указания работникам органа дознания о производстве розыскных и поисковых мероприятий.

Большинство из таких мероприятий следователь осуществляет в тесном контакте с оперативным работником. Последний же, в свою очередь, исполняет отдельные поручения следователя о производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий,  преследует преступника по «горячим следам», осуществляет его задержание и доставление в ОВД, производит розыск похищенного имущества,  перекрывает вероятные места сбыта похищенного, осуществляет поиск искомого по оперативным и криминалистическим учетам,  используя имеющиеся у него силы и средства.

При возвращении с места происшествия члены дежурной СОГ незамедлительно докладывают руководству ОВД и сообщают в дежурную часть о принятых мерах по раскрытию преступления. При этом взаимодействие может продолжаться несколько дней вплоть до получения информации о преступнике[46].

Весьма содержательная характеристика дана начальному этапу расследования Р.С. Белкиным: «Основная направленность этапа – интенсивный поиск, обнаружение и закрепление доказательств… Здесь осуществляется основная работа по раскрытию преступления… Действия следователя и оперативных работников на этом этапе характеризуются максимальной оперативностью, в большинстве случаев массированностью, неотложностью… Конечный момент этого этапа расследования: все наличные доказательства обнаружены и закреплены, все неотложные действия выполнены, все, что представлялось необходимым в этих условиях, сделано. А дальше следствие может идти по одному из двух путей:

1. Преступление раскрыто, т.е. преступник найден. Начинается его изобличение, детальное установление всех обстоятельств дела и элементов доказывания;

2. Преступление не раскрыто. Определяются пути дальнейшего поиска….»[47].

В связи с изложенным, необходимо отметить, что без четко налаженного функционирования в каждом горрайоргане, четкой программы деятельности каждой службы и всех сотрудников его подразделений на случай поступления сообщения о совершении опасных и сложных для раскрытия  преступлений, успеха в борьбе с ними быть не может. В этих целях в каждом ОВД, на территории обслуживания которого систематически совершаются однородные тяжкие и особо тяжкие преступления[48] (например, квартирные кражи), необходимо разработать типовые планы различных вариантов (памятки) действий служб и сотрудников на случай поступления информации о совершении таких преступлений. При их подготовке следует учитывать специфичность условий, в которых осуществляется деятельность конкретного ОВД. Нами предлагается образец такого  типового плана (приложение №8) о действиях сотрудников ОВД на случай поступления сообщения о квартирной краже, на основе которого можно составить планы действий применительно к другим видам преступлений. В основу названных планов должны включаться мероприятия, направленные на то, чтобы каждый сотрудник подразделения заранее знал свои непосредственные обязанности, и четкий перечень своих действий на случай внезапного поступления информации о совершении преступления.

Дальнейшие действия участников дежурной СОГ в зависимости от сложившейся ситуации: либо полной информационной неопределенности о лице, совершившем преступление, либо когда имеются некоторые сведения о лице, совершившем преступление, но они не позволяют установить его личность (приложение №______).

В работе дежурной СОГ самые сложные ситуации характеризуются тем, что преступник с места происшествия скрылся, кто он и где находится, неизвестно[49]. В данном случае усилия участников взаимодействия  должны быть направлены на безотлагательное разрешение на процессуальной и непроцессуальной основах двух ключевых проблем:

- собирание информации о преступнике и месте его нахождения:

- реализацию собранных сведений в целях обнаружения преступника и его уголовного преследования.

Для этого:

- исследуется (порой неоднократно) место происшествия и его окрестности, изучаются обнаруженные там следы, другие объекты;

- при необходимости используются возможности кинологов с применением служебно-розыскных собак, в частности, для преследования преступника по следам его ухода с места происшествия;

- реализуются заградительные мероприятия, направленные на поиск,  преследование, захват преступника (погоня, засады, проверка транспортных средств, прочесывание лесных массивов и т.д.);

-  производится проверка имеющих отношение к делу сообщений в средствах массовой информации, устной и письменной информации (сигналов), поступающих в правоохранительные органы от населения в конфиденциальной и официальной формах о подозрительных лицах, случаях, событиях, представляющих оперативный и следственный интерес;

- опрашивается местное население (при сплошной либо выборочной отработке жилого сектора), иные лица, находившиеся в районе происшествия в интересующий следствие период времени (отдыхающие, пассажиры и водители транспортных средств, продавцы и покупатели и т.д.);

- изготавливаются, размножаются и передаются по каналам оперативной связи для использования в розыскных целях (ориентирования) рисованные и композиционные (фотокомпозиционные и рисованокомпозиционные) субъективные портреты заподозренных лиц;

- передаются сообщения, производятся обращения к населению представителей правоохранительных органов с просьбами о содействии в поимке преступника, в решении иных актуальных задач;

- мобилизуются возможности негласного аппарата;

- изучаются дела о раскрытых и нераскрытых преступлениях, совершенных в определенных регионах за определенный период времени, отказные и проверочные материалы правоохранительных органов;

- информируется в целях организации взаимодействия оперативный и следственный состав правоохранительных органов смежных, других регионов;

- проверяются лица, склонные к правонарушениям, притоны и другие злачные места;

- производится выемка документов на предприятиях, назначаются документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организации, учреждений;

- назначаются экспертизы обнаруженных объектов и производятся иные оперативные и следственные действия.

При проведении обозначенных мероприятий должен быть обеспечен постоянный обмен информацией[50] между субъектами взаимодействия. Чем раньше и полнее сотрудники органа дознания сообщат следователю о полученных данных, тем своевременней он определит дальнейшие пути расследования и запланирует новые процессуальные действия. В свою очередь, своевременное информирование следователем сотрудников органа дознания о полученных фактических данных, поможет им определить необходимый комплекс ОРМ, направленных на установление и розыск лиц, совершивших преступление, розыск похищенного имущества.

Так, в рамках расследования уголовного дела о совершении преступной группой, состоящей из 13 лиц цыганской национальности, серии тяжких и особо тяжких преступлений  в отношении престарелых граждан в Тверской области в 2004 году, сотрудниками уголовного розыска из негласных источников была получена оперативная информация  о возможном месте нахождения похищенного имущества и самих преступников. Информация незамедлительно была сообщена следователю. Исходя из полученных сведений, следователем и сотрудниками уголовного розыска было организовано проведение необходимых следственно-оперативных мероприятий в интересах расследования данного уголовного дела (подготовлены соответствующие ориентировки, проведены одновременные задержания преступников и результативные обыски в нескольких местах). Благодаря профессиональным совместным действиям следователя и сотрудников уголовного розыска, все участники данной этнической преступной группы задержаны. Уголовное дело по обвинению указанных лиц  в совершении 2 умышленных убийств, 10 разбойных нападений, 2 грабежей, 2 краж, передано для рассмотрения в суд[51].

              Сотрудники органа дознания располагают и другой информацией, которая может содержаться, прежде всего,  в различных оперативных учетах,  как централизованных (оперативно-справочных, розыскных, криминалистических[52]), так  и специально созданных (например, в фототеке, картотеке по кличкам и т.п.), в автоматизированных банках криминальной информации[53]. Практика показывает, что своевременное обращение следователя к различным видам учетов, а также умелое использование полученной информации может сыграть существенную роль в расследовании преступлений, особенно совершенных в условиях неочевидности.

Информация о работе Милиция общественной безопасности