Особенности производства дознания и проблемы его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:03, дипломная работа

Описание

Целью настоящего исследования выступает анализ правового положения дознавателя и органа дознания в уголовном процессе РФ.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующего ряда задач:
1. Провести ретроспективный анализ развития и современное состояние дознания в Российском уголовном судопроизводстве;
2. Проанализировать полномочия и содержание уголовно правовой компетенции дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель – применительно к системе МВД;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДОЗНАНИЯ
1.1 Ретроспективный анализ развития и современное состояние дознания в Российском уголовном судопроизводстве
1.2 Орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель – применительно к системе МВД
1.3 Содержание уголовно-процессуальной компетенции органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя
ГЛАВА 2. ДОЗНАНИЕ КАК ФОРМА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
2.1 Сущность, сроки и полномочия органов дознания при производстве дознания
2.2 Производство дознавателем следственных действий
2.3 Особенности деятельности дознавателя при задержании подозреваемого и избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВДСТВА ДОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

3 Особенности производства дознания и проблемы его совершенствования.rtf

— 1,005.84 Кб (Скачать документ)

В завершение данной главы хотелось бы просто обозначить и другие видимые автору вопросы, ответы на которые, как нам кажется, закон не дает и которые в целях совершенствования пока остающегося востребованным дознания требуют доработки.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что обновляющийся процессуальный режим дознания, тем не менее, содержит немалое количество неразрешенных проблем, которые требуют активного вмешательства законодателя.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся: органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Вместе с тем стоит обратить внимание на то, что именно оперативные подразделения органов исполнительной власти, указанные в ст. 13 Закона об ОРД, вправе именоваться органом дознания, а не весь государственный орган, в отличие, например, от органов внутренних дел, которые в целом отнесены законодателем к органам дознания. Кроме этого, государственные органы и должностные лица, указанные в ст. 40 УПК РФ, следует рассматривать в качестве органов дознания лишь в том случае, когда они начинают осуществлять процессуальную деятельность в сфере уголовного судопроизводства, действуют в порядке и формах, установленных уголовно-процессуальным законом. Во всех остальных случаях они являются не органами дознания, а органами внутренних дел, органами государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, иными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Понятия «орган дознания» и «начальник органа дознания» тождественны с точки зрения соотношения их процессуальных полномочий в качестве участника уголовно-процессуальной деятельности.

Начальник органа дознания -- это, прежде всего, начальник или руководитель того ведомства, которое отнесено законодателем к органу дознания, а также лица, которые по должности являются заместителями этого начальника (руководителя). В системе ОВД статусом начальника органа дознания вправе обладать, прежде всего, начальник ОВД, а также лица, которые по должности являются его заместителями.

Начальник подразделения дознания является руководителем специализированного подразделения, которое применительно к системе ОВД функционирует в службе милиции общественной безопасности. Указанный руководитель, как начальник специализированного подразделения дознания, находится в подчинении как начальника ОВД так и его заместителя и не обладает статусом начальника органа дознания. Кроме того, он наделен определенными процессуальными полномочиями, которые вправе осуществлять только по отношению к дознавателям, находящимся в его подчинении, т.е. по отношению к штатным дознавателям. Распространять свои процессуальные полномочия по отношению к иным должностным лицам ОВД он не вправе.

Применительно к системе ОВД, дознаватель -- это процессуальный статус участника уголовного процесса, которым может быть наделено любое должностное лицо ОВД, которому начальником органа дознания поручено производство дознания или иной уголовно-процессуальной деятельности. Вместе с тем дознаватель -- это сотрудник подразделения по организации дознания службы милиции общественной безопасности, состоящий на должности дознавателя (штатный дознаватель).

Компетенция -- это пределы деятельности участника в сфере уголовного судопроизводства, определяемые законодателем совокупностью процессуальных полномочий и подследственностью уголовного дела.

Уголовно-процессуальная компетенция органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя установлена следующим образом.

На основании ч. 2 ст. 40 УПК РФ на органы дознания возлагается:

- расследование преступлений в форме дознания по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (в порядке главы 32 УПК РФ);

- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно (в порядке ст. 157 УПК РФ).

Дознание -- форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Принятие необходимых уголовно-процессуальных мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, полностью отнесено к компетенции органов дознания. Указанная деятельность органов дознания именуется дознанием.

Срок дознания -- это промежуток времени, установленный законодателем для расследования преступления в форме дознания. Расследование преступлений в форме дознания проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела (ч. 3 ст. 223 УПК РФ).

Срок дознания может быть продлен прокурором до 30 суток, в необходимых случаях он может быть продлен прокурором района, города до 6 месяцев, а в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации до 12 месяцев. Для продления срока дознания дознаватель составляет мотивированное постановление, в котором объясняет необходимость продления срока расследования.

Процессуальный порядок производства дознания определен правилами главы 32 УПК РФ. Расследование в форме дознания, так же как и в форме предварительного следствия, производится по одним и тем же процессуальным правилам, установленным главами 21, 22, 24--29 УПК РФ, что специально отмечено в ст. 223 УПК РФ, определяющей порядок производства дознания.

Согласно УПК РФ (глава 6) дознаватель относится к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Согласно ч. 1 ст. 21 УПК РФ, на дознавателя возлагается обязанность уголовного преследования по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения. В соответствии с ч. 3 ст. 21, ч. 4 ст. 20 УПК РФ дознаватель с согласия прокурора уполномочен возбудить уголовное дело частного и частно-публичного обвинения независимо от волеизъявления потерпевшего при отсутствии его заявления (заявления его законного представителя) если будут установлены достаточные данные, указывающие на то, что преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не способно самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

Применительно к производству расследования в форме дознания уголовное преследование представляет собой деятельность дознавателя в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).

Уголовное преследование можно трактовать и как деятельность дознавателя по установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

УПК РФ четко регламентированы виды следственных действий, которые вправе производить дознаватель. Обязательным условием допустимости доказательств, полученных в ходе следственных действий, является строгое соблюдение установленной процессуальной процедуры их производства (процессуальной формы). Поэтому знание дознавателем видов и процессуального порядка производства следственных действий является непременным условием эффективности его правоприменительной деятельности при расследовании преступлений в форме дознания.

Особенно, хотелось бы отметить, что обновляющийся процессуальный режим дознания, тем не менее, содержит немалое количество неразрешенных проблем, которые требуют активного вмешательства законодателя.

 

СПИСОК, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Нормативные правовые акты

Декларация прав и свобод гражданина (принята Верховным советом РСФСР 22.11.1991)// СПС Консультант Плюс, 2011.

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс, 2011.

Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СПС Консультант Плюс, 2011.

Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции»//СПС Консультант Плюс, 2011.

Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»//СПС Консультант Плюс, 2011.

Закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс, 2011.

Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»//СПС Консультант Плюс, 2011.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. N 25. 8 февр.; N 28. 10 февр.

Постановление Правительства РФ № 630 от 27.10.2006 г. «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»//СПС Консультант Плюс, 2011.

Постановление Правительства Российской Федерации № 925 от 7 декабря 2000 г. «О подразделениях криминальной милиции» и 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» // СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4905.

Приказ МВД России от 16 октября 1992 года № 368 «О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно» (Утратил силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от 12.08.1998 № 493 дсп)//СПС Консультант Плюс, 2011.

Приказ МВД России от 30.05.2002 г. № 524 «О мерах по совершенствованию предварительного расследования в форме дознания и реализации положений УПК Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс, 2011.

Приказ МВД России от 12.01.2005 г. № 985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»//СПС Консультант Плюс, 2011.

Приказ МВД России от 22.09.2006 г. № 750 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России»//СПС Консультант Плюс, 2011.

Приказ МВД России от 06.08.2006 г. № 606 «Об утверждений основных направлений совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел и внутренних войск Российской Федерации на 2006-2011 гг. и Плана их реализации»//СПС Консультант Плюс, 2011.

Приказ МВД России, ФСБ России от 17.04.2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, следователю, прокурору или в суд»//СПС Консультант Плюс, 2011.

Приказ МВД России от 20.03.2008 г. № 256 «Об организации государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс, 2011.

П Специальная научная и учебная литература

Арестова Е.Н. К вопросу о понятии и системе органов внутренних дел России//Российский следователь.2008.№2.

Арестова Е.Н. К вопросу о соблюдении прав участников уголовного судопроизводства при окончании дознанием составления обвинительного акта//Российский следователь.2008.№4.

Ахмадуллин А.С. Всесторонность, полнота и объективность в досудебных стадиях российского уголовного процесса. - М.: Юрлитинформ, 2008. - 128.

Балакшин В. Неполное определение органов дознания // Законность. 2004. №2. С. 53-54.

Бессонов А.А. Некоторые пробелы действующего уголовно-процессуального законодательства, препятствующие эффективному предварительному расследованию // Российский следователь. 2008. № 16. С. 14-15.

Бородин. С.В. Разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела. - М., 1970. С. 12.

Быков В.М., Козлова А.А. Подозреваемый в уголовном процессе России // Правоведение. 2007. №4.

Верин В.П. Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Актуальные вопросы судебной практики, рекомендации судей Верховного Суда РФ. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

Васильева Е.Г. Правовые и теоретические проблемы прекращения уголовного преследования и производства по уголовному делу. - М.: Юрлитинформ, 2006. - 312.

Гирько С.И. Деятельность милиции в уголовном процессе. - М.: Экзамен, 2006. - 560.

Гирько С.И., Овсянников И.В. Приведение положений ведомственных нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы разрешения органами внутренних дел сообщений о преступлениях, в соответствие с требованиями УПК РФ//Российский следователь. 2006. № 1.

Григорьев В.Н. Процессуальный статус подразделений по организованной преступности // Проблемы предварительного следствия и дознания: сборник научных трудов ВНИИ МВД России. - М., 1997. С. 31.

Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс. - М.: ЭКСМО, 2005. С. - 832.

Гулгенов А.Ц. Проблемы процессуального статуса подозреваемого по-прежнему существуют // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. №3.

Гуткин И.М. Вопросы совершенствования процессуального и организационного руководства в сфере дознания // Труды Академии МВД СССР. М., 1984. С. 5.

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Зерцало. 1997. - 307. Давлетов А., Ретюнских И. Подозрение и подозреваемый в современном уголовном процессе России // Уголовное право. 2008. №5. С.45.

Дознание в органах внутренних дел / под ред. А.А. Чувилева. - М., 1986. С. 14.

Дознание: прошлое, настоящее, будущее. Монография / Ратьков А.Н. - Сочи: ИИЦ СИМБиП, 2009. - 134.

Дядченко А.А. Историческая ретроспектива становления и развития уголовно-процессуального статуса начальника органа дознания // История государства и права. 2008. № 15. С. 10.

Есина А.С. Некоторые проблемы, возникающие при исполнении отдельных поручений следователя//Проблемы предварительного следствия и дознания: сборник ВНИИ МВД РФ. - М., 2003.

Информация о работе Особенности производства дознания и проблемы его совершенствования