Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:03, дипломная работа
Целью настоящего исследования выступает анализ правового положения дознавателя и органа дознания в уголовном процессе РФ.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующего ряда задач:
1. Провести ретроспективный анализ развития и современное состояние дознания в Российском уголовном судопроизводстве;
2. Проанализировать полномочия и содержание уголовно правовой компетенции дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель – применительно к системе МВД;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДОЗНАНИЯ
1.1 Ретроспективный анализ развития и современное состояние дознания в Российском уголовном судопроизводстве
1.2 Орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель – применительно к системе МВД
1.3 Содержание уголовно-процессуальной компетенции органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя
ГЛАВА 2. ДОЗНАНИЕ КАК ФОРМА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
2.1 Сущность, сроки и полномочия органов дознания при производстве дознания
2.2 Производство дознавателем следственных действий
2.3 Особенности деятельности дознавателя при задержании подозреваемого и избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВДСТВА ДОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- предъявление для опознания (ст. 193 УПК РФ);
- проверка показаний на месте (ст. 194 УПК РФ).
Исключение из данного правила может быть сделано лишь в случае необходимости производства вышеозначенных следственных действий в труднодоступной местности при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также при наличии опасности для жизни и здоровья людей. В таких ситуациях понятых должны заменить специальные технические средства фиксации информации (ч. 3 ст. 170 УПК РФ).
Вопрос о целесообразности участия понятых в прочих следственных действиях (допрос, очная ставка, освидетельствование и др.) относится на усмотрение дознавателя.
Ход и результаты
производства следственных действий подлежат
обязательному протоколированию. Протоколы
следственных действий47 представляют
собой процессуальные документы информационно-
Во вводной части всех протоколов указывается:
- наименование протокола (например, «протокол допроса свидетеля»);
- место и дата производства следственного действия;
- время начала и окончания следственного действия с точностью до минуты;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- фамилия, полностью имя и отчество (без сокращения до инициалов) каждого из участников следственного действия, а в необходимых случаях их адреса (это требование относится главным образом к понятым) и другие данные о личности.
В соответствии с ч. 9 ст. 166 УПК РФ в целях обеспечения безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц дознаватель вправе не указывать в протоколе следственного действия, в котором принимали участие потерпевший, его представитель или свидетель, данные об их личности. Такие лица фигурируют в деле под псевдонимами, документы подписывают вымышленной подписью, образец которой указывается в постановлении дознавателя о засекречивании данных о личности. Данное постановление дознавателя хранится в уголовном деле в опечатанном конверте.
Часть 9 ст. 166 УПК РФ устанавливает: если решение о засекречивании личных данных указанных участников уголовного судопроизводства принимает следователь, то он выносит соответствующее постановление с согласия руководителя следственного органа. Возникает вопрос: с каким участником уголовного судопроизводства должен согласовывать аналогичное решение дознаватель? Специальной нормы, регламентирующей данный вопрос, применительно к дознавателю УПК РФ не содержит. Статья 165 входит в главу 22 УПК РФ и, следовательно, согласно ч. 1 ст. 223 УПК РФ, ее действие должно в полной мере распространяться также и на дознавателя, производящего расследование в форме дознания. Таким образом, при буквальном толковании данных норм дознаватель, так же как и следователь, должен согласовывать свое решение о засекречивании данных об участниках уголовного судопроизводства с руководителем следственного органа. Однако подобный вывод противоречит самой концепции организации производства различных форм предварительного расследования: дознания и предварительного следствия. Почему руководитель следственного органа, не наделенный никакими процессуальными полномочиями по контролю за производством дознания (см. ст. 39 УПК РФ), должен принимать решение по уголовному делу, находящемуся в производстве сотрудника, не подчиненного ему и в организационном плане подразделения, -- дознавателя? По сути, в УПК РФ имеет место пробел, и данное полномочие может быть отнесено к компетенции прокурора, начальника органа дознания или начальника подразделения дознания.
Однако, поскольку засекречивание данных ограничивает права участников уголовного судопроизводства, в первую очередь подозреваемого, обвиняемого, защитника, по ознакомлению с материалами уголовного дела (ст. 216, 217 УПК РФ), которое в свою очередь является важным процессуальным инструментом реализации права на защиту, представляется, что рассматриваемое полномочие должно быть отнесено к исключительной компетенции прокурора с внесением соответствующих дополнений в ст. 37,166 УПК РФ.
В описательной части протокола излагаются все без исключения действия с соблюдением последовательности их осуществления, а также выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства. Показания допрашиваемого лица записываются от первого лица и по возможности дословно (требование ч. 2 ст. 190 УПК РФ).
Составленный протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, принимавшим участие в следственном действии. При этом все участники следственного действия вправе вносить в него дополнения и уточнения, которые удостоверяются их подписями.
В резолютивной части документа подписями участников следственного действия удостоверяется правильность содержащихся в нем сведений. В случае отказа участника следственного действия от подписи протокола дознаватель, предварительно выяснив мотивы такого поведения, вносит в протокол соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями защитника, законного представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии (ч. 1, 2 ст. 167 УПК РФ).
От отказа подписать протокол следственного действия следует отличать невозможность его подписания в силу наличия физических недостатков или неудовлетворительного состояния здоровья. В таком случае дознаватель, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 УПК РФ, знакомит подозреваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля) с текстом протокола следственного действия, произведенного с его участием, в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые своими подписями удостоверяют правильность сведений, изложенных в протоколе, и факт невозможности его подписания самим подозреваемым (обвиняемым, потерпевшим, свидетелем).
Помимо протоколирования фиксация хода и результатов следственного действия может осуществляться посредством стенографирования, фотографирования, киносъемки, аудио- и видеозаписи. Материалы, полученные в результате указанных действий, хранятся при уголовном деле. Об использовании в ходе следственного действия технических средств объявляется лицам, принимающим в нем участие, и делается соответствующая отметка в протоколе.
Дознаватель вправе привлечь к участию в производстве следственного действия должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (органа дознания), о чем также делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 5 ст. 164 УПК РФ).
Любые действия (бездействие) и решения дознавателя, связанные с производством следственных действий48, могут быть обжалованы в установленном порядке участниками уголовного судопроизводства и иными лицами в части, касающейся их интересов (ст. 19,123 УПК РФ). Жалобы могут быть поданы прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ или (и) в суд в порядке ст. 125 УПК РФ. Соответственно прокурор или судья вправе провести проверку законности (обоснованности) любого следственного действия, произведенного дознавателем.
Согласно ст. 75 УПК РФ, при выявлении нарушений правил, установленных УПК РФ для производства следственных действий, полученные доказательства должны быть признаны недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения (указаны в обвинительном акте).
В соответствии с положениями ст. 88 УПК РФ решение о признании доказательства недопустимым может быть принято не только судьей или прокурором, но и самим дознавателем. Данное решение оформляется в виде постановления.
Как видим, основным содержанием процесса доказывания по уголовному делу является производство дознавателем следственных действий, направленных на обнаружение, процессуальное закрепление и проверку обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу.
УПК РФ четко регламентированы виды следственных действий, которые вправе производить дознаватель. Обязательным условием допустимости доказательств, полученных в ходе следственных действий, является строгое соблюдение установленной процессуальной процедуры их производства (процессуальной формы). Поэтому знание дознавателем видов и процессуального порядка производства следственных действий является непременным условием эффективности его правоприменительной деятельности при расследовании преступлений в форме дознания.
2.3 Особенности деятельности дознавателя при задержании подозреваемого и избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу
Лицо приобретает статус подозреваемого вне зависимости от формы расследования в соответствии со ст. 46 УПК РФ. Данный участник уголовного судопроизводства уникален в том смысле, что закон предусмотрел четыре ситуации, которые могут иметь место в практической деятельности органов расследования и которые могут привести к тому, что лицо приобретает статус подозреваемого.
В соответствии со ст. 46 УПК РФ подозреваемым признается:
- лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело;
- лицо, которое, задержано в порядке ст. 91, 92 УПК РФ;
- лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;
- лицо, которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ.
Став подозреваемым, лицо становится носителем процессуальных прав и обязанностей. На основании ст. 46 УПК РФ подозреваемый вправе:
- знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
- давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ;
- пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного п. 2--3.1 ч. 3 ст. 49 УПК РФ, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства и отводы;
- давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
- пользоваться помощью переводчика бесплатно;
- знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
- участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
- приносить жалобы на действия (бездействие)
и решения
суда, прокурора, следователя и дознавателя;
- защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.
Для дознания характерно применение такой меры принуждения, как задержание. Рассмотрим более подробно основания и процессуальный порядок задержаний лица в качестве подозреваемого органами дознания или дознавателем.
На основании ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать в совершении преступления, это лицо может быть задержано, если оно пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
В статье 91 УПК РФ четко обозначен круг субъектов, которые вправе производить задержание. Указание на орган дознания и дознавателя как на самостоятельные субъекты принятия процессуального решения следует понимать таким образом, что если решение о задержании принимает штатный дознаватель, т.е. лицо, состоящее на должности дознавателя, то он самостоятельно принимает данное решение и составляет протокол задержания. Если же задержание производит иное должностное лицо органа дознания (сотрудник ОВД) по поручению начальника органа дознания, не состоящее в должности дознавателя, то в этом случае протокол задержания должен быть подписан (утвержден) начальником органа дознания.
Задержание - неотложная мера принуждения, представляющая собой кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Неотложностью данной меры обусловлено и то обстоятельство, что она применяется без предварительной санкции прокурора или суда, а потому и на краткий срок, в течение которого проверяется обоснованность подозрения и необходимость применения к задержанному лицу меры пресечения.
Орган дознания, дознаватель могут не задерживать лицо, если пет оснований опасаться, что оно скроется от дознания, совершит новое преступление, будет препятствовать установлению истины по уголовному делу путем угроз участникам процесса или иным путем воспрепятствует производству по делу. Если же основания для такого опасения имеются, то указанные соображения выступают в качестве мотивов, побуждающих применить задержание.
Для правоприменительной деятельности очень важным представляется рассмотрение вопроса о том, что следует понимать под процессуальным задержанием лица и с какого момента следует исчислять срок такого задержания.
В соответствии с п. 11 ст. 5 УПК РФ под задержанием понимается мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. На основании п. 15 ст. 5 УПК РФ моментом фактического задержания лица следует считать момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. Поскольку фактическое лишение свободы возможно только на основании процессуального документа (в данном случае на основании протокола задержания), то, следовательно, моментом фактического задержания лица следует считать момент составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Для установления оснований к задержанию лица в качестве подозреваемого должностному лицу органа дознания или дознавателю необходимо время. В этой связи представляется верным считать, что задержание лица на месте совершения преступления (захват), удержание его и доставка в ОВД для выяснения всех обстоятельств не входят в понятие процессуального задержания, а период времени, в течение которого лицо удерживается сотрудниками ОВД до момента составления протокола о процессуальном задержании, находится за рамками уголовно-процессуальных отношений и регулируется (и срок удержания, и действия сотрудников милиции) другими нормативными актами (например, Законом о милиции, нормами КоАП РФ).
Информация о работе Особенности производства дознания и проблемы его совершенствования