Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:03, дипломная работа
Целью настоящего исследования выступает анализ правового положения дознавателя и органа дознания в уголовном процессе РФ.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующего ряда задач:
1. Провести ретроспективный анализ развития и современное состояние дознания в Российском уголовном судопроизводстве;
2. Проанализировать полномочия и содержание уголовно правовой компетенции дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель – применительно к системе МВД;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДОЗНАНИЯ
1.1 Ретроспективный анализ развития и современное состояние дознания в Российском уголовном судопроизводстве
1.2 Орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель – применительно к системе МВД
1.3 Содержание уголовно-процессуальной компетенции органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя
ГЛАВА 2. ДОЗНАНИЕ КАК ФОРМА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
2.1 Сущность, сроки и полномочия органов дознания при производстве дознания
2.2 Производство дознавателем следственных действий
2.3 Особенности деятельности дознавателя при задержании подозреваемого и избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВДСТВА ДОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Законодатель определил срок задержания в течение 48 часов, для того чтобы следователь, дознаватель имели возможность проверить лицо на причастность к совершению преступления, по которому уже возбуждено уголовное дело и ведется расследование. Время доставления лица в орган дознания не может быть заранее регламентировано законодателем, поскольку в каждом конкретном случае срок удержания и доставления лица (например, с места преступления в ОВД) может быть различен и обусловлен разными обстоятельствами. Не случайно законодатель указал в ст. 92 УПК РФ, что протокол задержания должен быть составлен в срок не более трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания. Другое дело, что на основании предписаний закона сотрудники, доставившие лицо в орган дознания, должны написать рапорт с обязательным указанием времени доставления лица в ОВД. Требование о составлении протокола задержания в срок не более трех часов делает необходимым обязательное документальное подтверждение доставления человека в орган дознания, к дознавателю, следователю, с отражением факта, времени, субъекта, основания и иных существенных обстоятельств доставления. В то же время продолжительность проверки важных обстоятельств, предшествующих задержанию, не может превышать трех часов. Дознаватель или орган дознания должны принять решение о задержании не позднее трех часов с момента доставки в дежурную часть ОВД.
При исчислении срока задержания, установленного в часах, следует принимать во внимание часы и минуты, с которых начинается течение срока. Например, если в протоколе проставлено время задержания 14 часов 45 минут 19 октября, то срок задержания истечет в 14 часов 45 минут 21 октября. При этом не имеет значения, является ли 21 октября выходным или праздничным днем.
Процессуальный порядок задержания представляет собой необходимость выполнения нескольких действий, обязательных при применении данной меры принуждения.
1. После доставки подозреваемого в орган дознания в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания.
2. В протоколе задержания делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.
Кроме того, в протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
3. О произведенном задержании орган дознания или дознаватель обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого, т.е. в течение первых 12 часов с момента составления протокола.
4. Дознаватель не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии -- других родственников, или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.
Способ уведомления о задержании близких родственников или родственников определяется в зависимости от конкретных обстоятельств и возможностей. Это можно сделать по телефону, телеграфу, телеграммой, любым иным письменным способом.
Уведомление должно включать в себя информацию о самом факте задержания, месте нахождения задержанного, номере телефона места содержания задержанного или должности лица, в производстве которого находится уголовное дело. По усмотрению последнего в уведомление могут быть включены и сведения о преступлении, в совершении которого подозревается задержанный.
Если задержанный является гражданином или подданным другого государства, то уведомляется посольство или консульство этого государства. При необходимости сохранения (в. интересах предварительного расследования) в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним. Таким образом, в случае задержания в порядке ст. 91 УПК РФ несовершеннолетнего родители или лица, их заменяющие, либо администрация детского учреждения уведомляются о факте задержания подростка в обязательном порядке.
Санкция прокурора на отказ об уведомлении близких родственников или родственников задержанного должна быть получена в течение 12 часов с момента задержания, но с таким расчетом, чтобы в случае несогласия прокурора с отказом в уведомлении можно было бы уведомить родственников в указанный срок.
5. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК РФ. Первый допрос подозреваемого, задержанного в порядке ст. 91 УПК РФ, должен состояться не позднее 24 часов с момента задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.
6. На основании ст. 93 УПК РФ лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, подлежит личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ. Личный обыск подозреваемого может быть произведен одновременно с принятием решения о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, но перед составлением протокола задержания. В нем уже должны быть отражены результаты личного обыска задержанного.
При проведении личного обыска надо иметь в виду, что при захвате и доставлении лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть подвергнуто административному досмотру, результаты которого должны быть отражены в документе о доставлении (в рапорте, протоколе). Такой документ или его копию целесообразно приобщить к протоколу задержания и материалам уголовного дела.
По истечении 48 часов, когда заканчивается срок задержания, дознаватель должен принять одно из следующих решений:
- освободить подозреваемого, забрав у него обязательство о явке;
- освободить подозреваемого и применить к нему одну из мер пресечения, не связанных с лишением свободы;
- не освобождать подозреваемого, а обратиться в суд с ходатайством о применении к лицу такой меры пресечения, как заключение под стражу. Однако в этом случае следует иметь в виду, что если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо постановление о продлении срока задержания не поступит начальнику места содержания подозреваемого в течение 48 часов с момента его задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания в лице его начальника. Также уведомляется прокурор.
Согласно ч. 6 ст. 108 УПК РФ, судья при рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу вправе отложить принятие решения на срок не более чем 72 часа для предоставления дополнительных доказательств обоснованности задержания. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания, и направляет постановление дознавателю, прокурору, подозреваемому. Однако по истечении этого дополнительного срока дознаватель должен вновь обратиться с ходатайством в суд либо же принять решение об освобождении подозреваемого.
В случае если дознаватель принял решение не освобождать задержанного, а ходатайствовать перед судом об избрании подозреваемому меры пресечения «заключение под стражу», следует иметь в виду, что законодатель в ч. 3 ст. 108 УПК РФ требует обратиться в суд с подобным ходатайством не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания, т.е. через 40 часов после задержания. Именно 8 часов отводится суду на рассмотрение ходатайства и установление оснований к избранию меры пресечения «заключение под стражу». Вместе с тем в практической деятельности имеют место случаи, когда за 8 часов обратиться в суд невозможно, например, из-за ночного времени. В этом случае дознаватель должен представить судье материалы не за 8 часов, а раньше, например за 10--14 часов до истечения срока задержания. Проиллюстрируем сказанное на примере. Протокол задержания в отношении Шишкова был составлен 3 марта в 8 часов. Если следователь примет решение избрать подозреваемому меру пресечения «заключение под стражу», то, следуя законодательному установлению, дознаватель должен представить материалы судье за 8 часов до истечения срока, т.е. в 24 часа. Однако в ночное время суд не работает. В этой связи дознавателю следует заранее просчитать подобную ситуацию и обратиться в суд с материалами, обосновывающими арест, накануне, т.е. 4 марта. Причем с таким расчетом, чтобы у суда было время по продолжительности не менее 8 часов для рассмотрения ходатайства о заключении под стражу. Таким образом, в суд дознаватель должен обратиться 4 марта начиная с 12 часов. Можно констатировать тот факт, что фактически из 48 часов, отведенных законодателем на проверку задержанного лица на причастность к совершению преступления, дознавателю фактически остается мало времени для непосредственной работы с задержанным. На основании п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ судья вправе вынести постановление о продлении срока задержания на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения для сбора дополнительных доказательств обоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя в том случае, если:
- не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
- задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.
При наличии оснований освобождения подозреваемого, перечисленных в ч. 1 ст. 94 УПК РФ, дознаватель выносит постановление об освобождении подозреваемого. Постановление об освобождении должно быть немедленно доставлено в место содержания задержанного, а дознаватель должен убедиться в выполнении своего постановления.
При освобождении подозреваемого лицу выдается справка, в которой указывается, кем был задержан гражданин(ка), дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
В ходе дознания могут применяться меры пресечения, предусмотренные главой 13 УПК РФ. При выборе вида меры пресечения, определении оснований и процессуальном оформлении избранной меры пресечения дознаватель пользуется теми же правилами, что и следователь. Вместе с тем при избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу при производстве дознания существуют некоторые особенности, установленные ст. 224 УПК РФ.
В порядке ст. 108 УПК РФ дознаватель вправе заявить суду согласованное с прокурором ходатайство об избрании подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу. Эта мера избирается дознавателем в общем порядке, а именно: учитываются основания, установленные ст. 97, 100, 108 УПК РФ, к ходатайству прилагаются необходимые материалы. По результатам рассмотрения ходатайства судья вправе вынести такие же решения, как если бы к нему обратился и следователь (отказать в удовлетворении ходатайства, дать согласие и избрать меру пресечения либо продлить срок задержания до 72 часов, если к подозреваемому применялось задержание в порядке ст. 91 УПК РФ).
Таким образом, процессуальная процедура избрания меры пресечения в виде заключения под стражу при дознании ничем не отличается от той, которая предусмотрена на предварительном следствии. Особенность избрания этой меры пресечения при дознании касается не процессуальной процедуры, а тех действий, которые должен выполнить дознаватель в случае получения согласия суда на заключение под стражу подозреваемого.
На основании ст. 100 УПК РФ продолжительность действия меры пресечения, избранной в отношении подозреваемого, не может превышать 10 суток. Это правило распространяется и на меру пресечения в виде заключения под стражу. По истечении указанного срока дознаватель в соответствии с ч. 2 ст. 224 УПК РФ должен составить обвинительный акт и передать уголовное дело в суд. Если же составить обвинительный акт невозможно (например, в силу недостаточности собранных доказательств), то дознаватель должен на основании ч. 3 ст. 224 УПК РФ предъявить подозреваемому обвинение в порядке главы 23 УПК РФ, т.е. перевести подозреваемого в процессуальный статус обвиняемого. В этом случае мера пресечения «заключение под стражу» продолжает действовать, но уже не в отношении подозреваемого, а в отношении обвиняемого.
Если же дознаватель в срок 10 суток не может предъявить обвинение (опять-таки в силу недостаточности собранных доказательств), то мера пресечения «заключение под стражу» должна быть отменена (ч. 3 ст. 224 УПК РФ).
Фактически законодатель обязывает дознавателя уже в момент избирания подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу определиться в том, сможет ли он (дознаватель) в течение 10 суток получить достаточные доказательства либо для предъявления обвинения, либо для составления обвинительного акта. В противном случае нет необходимости проходить эту непростую процедуру -- получение согласия суда на заключение под стражу.
Еще раз обратим внимание на то обстоятельство, что процессуальный порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу при дознании ничем не отличается от общего порядка, установленного ст. 108 УПК РФ. Другое дело, что в отличие от предварительного следствия законодатель обязывает дознавателя выполнить в определенные сроки некоторые процессуальные действия в случае, если такая мера пресечения избирается при дознании. Что касается иных мер пресечения, то при их избрании на дознании не предусмотрено никаких особенностей.
Относительно каких-либо особенностей порядка предъявления обвинения при дознании следует заметить, что основания и процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого, установленный правилами главы 23 УПК РФ, распространяются и при дознании (ч. 3 ст. 224 УПК РФ). Вместе с тем при дознании законодатель устанавливает некоторые условия, при которых, дознаватель вправе применить правила главы 23 УПК РФ, а именно: лицо, которому предполагается предъявить обвинение, должно быть заключено под стражу, и только при невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента его заключения под стражу дознаватель вправе составить постановление о привлечении в качестве обвиняемого, при наличии оснований, указанных в ст. 171 УПК РФ. Таким образом, предъявлению обвинения при дознании должны обязательно предшествовать процедура избрания лицу меры пресечения в виде заключения под стражу и невозможность составления обвинительного акта, т.е. невозможность окончить дознание без предъявления обвинения.
Информация о работе Особенности производства дознания и проблемы его совершенствования