Особенности производства дознания и проблемы его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:03, дипломная работа

Описание

Целью настоящего исследования выступает анализ правового положения дознавателя и органа дознания в уголовном процессе РФ.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующего ряда задач:
1. Провести ретроспективный анализ развития и современное состояние дознания в Российском уголовном судопроизводстве;
2. Проанализировать полномочия и содержание уголовно правовой компетенции дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель – применительно к системе МВД;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДОЗНАНИЯ
1.1 Ретроспективный анализ развития и современное состояние дознания в Российском уголовном судопроизводстве
1.2 Орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель – применительно к системе МВД
1.3 Содержание уголовно-процессуальной компетенции органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя
ГЛАВА 2. ДОЗНАНИЕ КАК ФОРМА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
2.1 Сущность, сроки и полномочия органов дознания при производстве дознания
2.2 Производство дознавателем следственных действий
2.3 Особенности деятельности дознавателя при задержании подозреваемого и избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВДСТВА ДОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

3 Особенности производства дознания и проблемы его совершенствования.rtf

— 1,005.84 Кб (Скачать документ)

Прежде чем рассматривать объем уголовно-процессуальной компетенции начальника органа дознания, следует напомнить, что те предписания, которые законодатель адресует органу дознания, не могут быть реализованы без начальника органа дознания. То, что законодатель возлагает на орган дознания, полностью относится к компетенции начальника того органа дознания, в котором он осуществляет свое руководство.

Следует заметить, что законодатель не закрепил уголовно-процессуальную компетенцию начальника органа дознания должным образом. Имеется в виду, что глава б УПК РФ не содержит отдельной нормы, в которой закреплялось бы процессуальное положение начальника органа дознания как субъекта уголовно-процессуальной деятельности со стороны обвинения. Позиция законодателя была бы оправданна в случае неупоминания начальника органа дознания как субъекта уголовно-процессуальных правоотношений вовсе. Вместе с тем ряд норм указывают именно на начальника органа дознания как субъекта принятия процессуальных решений, что позволяет рассматривать отсутствие самостоятельной статьи относительно начальника органа дознания как упущение законодателя. Более того, в п. 17 ст. 5 УПК РФ законодателем впервые определено и само понятие «начальник органа дознания», которое уже приводилось выше.

В этой связи определять пределы уголовно-процессуальной компетенции начальника органа дознания следует исходя из текста следующих норм уголовно-процессуального закона:

- п. 17 ст. 5 УПК РФ и ч. 4 ст. 41 УПК РФ начальник органа дознания может давать обязательные для исполнения указания дознавателю (в частности, поручения о производстве дознания, о необходимости выполнения неотложных следственных действий и другие);

- ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ начальник органа дознания обязан рассматривать письменные возражения дознавателя на письменные указания начальника подразделения дознания в случае, когда дознаватель не согласен с ними;

- ч. 3 ст. 144 УПК РФ начальник органа дознания вправе продлить срок проверки заявления о преступлении до 10 суток;

- ч. 1 ст. 158.1 начальник органа дознания выносит постановление о восстановлении утраченного уголовного дела либо его материалов;

- ч. 4 ст. 225 УПК РФ начальник органа дознания утверждает обвинительный акт, придавая тем самым указанному документу юридическую силу итогового процессуального решения по результатам расследования преступления, произведенного в форме дознания.

Таким образом, компетенция начальника органа дознания включает в себя помимо обязанностей, присущих органу дознания, еще и те дополнительные положения, которые законодатель адресует непосредственно ему -- начальнику органа дознания, что позволяет говорить о том, что компетенция начальника органа дознания объемнее (шире), чем компетенция органа дознания.

Компетенция начальника подразделения дознания определена в ст. 40.1 УПК РФ. Начальник подразделения дознания уполномочен по отношению к дознавателям, находящимся в его подчинении:

- поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

- изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

- отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

- вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе сам возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении полномочий начальник подразделения дознания вправе:

- проверять материалы уголовного дела;

- давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору.

Относительно пределов уголовно-процессуальной компетенции дознавателя следует обратиться к тексту ст. 41 УПК РФ, согласно которой дознаватель вправе осуществлять полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, включающей в себя полномочия по производству расследования преступлений в форме дознания. Эти полномочия возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Помимо производства дознания дознаватель в соответствии со ст. 41 УПК РФ может быть уполномочен также:

- самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, прокурора и (или) судебное решение;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

В статье 41 УПК РФ законодатель не стал перечислять все те полномочия, которыми наделен дознаватель по тексту уголовно-процессуального закона, ограничившись лишь указанием на то, что дознаватель наделен и иными полномочиями. Эти иные полномочия содержатся в различных главах уголовно-процессуального закона. Помимо главы 32 УПК РФ, специально регулирующей порядок производства дознания, дознаватель упоминается в иных нормах глав УПК РФ. Следует иметь в виду, что указание на дознавателя как субъекта принятия каких-либо процессуальных решений или как участника производства отдельных процессуальных действий необходимо рассматривать в качестве законодательного установления пределов процессуальной компетенции дознавателя.

Например, как следует из содержания ст. 91 УПК РФ, дознаватель вправе самостоятельно принимать решение о задержании лица по подозрению в совершении преступления; на основании ст. 97 УПК РФ дознаватель вправе избрать подозреваемому, обвиняемому одну из мер пресечения, предусмотренных законом; на основании п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознаватель ОВД вправе осуществлять дознание только по тем преступлениям, которые отнесены к его подследственности; на основании ст. 223.1 УПК РФ дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении лица в совершении преступления и т.д.

Рассматривая компетенцию дознавателя, следует иметь в виду, что на основании ст. 223 УПК РФ правила, установленные главами 21, 22 и 24--29 УПК РФ, адресованные следователю, могут применяться и во время производства дознания. Следовательно, правила, в них изложенные, адресованы не только следователю, но и дознавателю, даже если он не указан в тексте статьи как субъект принятия процессуального решения или производства процессуального действия. Например, дознаватель на основании ст. 208 УПК РФ вправе приостановить дознание по делу при наличии к тому оснований, указанных в законе; на основании ст. 168--170 УПК РФ вправе привлекать к участию в следственном действии специалиста, переводчика, понятых; на основании ст. 212 УПК РФ вправе принимать предусмотренные главой 18 УПК РФ меры по реабилитации лица; дознаватель вправе прекращать уголовные дела и уголовное преследование по правилам главы 29 УПК РФ; на основании ч. 3 ст. 224 УПК РФ дознаватель вправе предъявить подозреваемому обвинение в порядке, установленном главой 23 УПК РФ и т.д.

Итак, компетенция дознавателя достаточно обширна. Помимо ст. 41 УПК РФ она определена и иными многочисленными нормами УПК РФ, даже теми, в тексте которых дознаватель не указан, но правила, в них содержащиеся, распространяются на дознавателя в силу предписаний норм главы 32 УПК РФ.

 

 

ГЛАВА 2. ДОЗНАНИЕ КАК ФОРМА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

дознание уголовный процессуальный пресечение

2.1 Сущность, сроки и полномочия органов дознания при производстве дознания

 

Согласно ст. 150 УПК предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Предварительное следствие -- это форма предварительного расследования, осуществляемая следователями по уголовному делу, по которому предварительное следствие обязательно.

Дознание -- форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Принятие необходимых уголовно-процессуальных мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, полностью отнесено к компетенции органов дознания. Указанная деятельность органов дознания именуется дознанием.

Уголовно-процессуальная форма расследования -- это установленный законом порядок расследования. Порядок производства дознания определен правилами главы 32 УПК РФ. Между тем обе формы расследования преступлений (дознание и предварительное следствие) объединены между собой общим назначением уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ), общими принципами уголовного судопроизводства (глава 2 УПК РФ), едиными правами участников уголовно-процессуальных правоотношений, общими правилами производства предварительного расследования (главы 21--22 УПК РФ).

Органы дознания ОВД возбуждают уголовное дело и проводят расследование в полном объеме в пределах установленной законом компетенции, которая ограничена отдельными категориями преступлений, отнесенных к подследственности органов дознания (в том числе и к подследственности органов дознания системы ОВД) и определена в ст. 150, 151 УПК РФ. Кроме того, пределы компетенции органов дознания при производстве дознания определены совокупностью полномочий, которые установлены нормами главы 32 УПК РФ.

Осуществляя процессуальную деятельность по расследованию преступлений в форме дознания, дознаватель руководствуется теми же правилами, которые установлены и для органов предварительного следствия.

Согласно ч. 1 ст. 223 УПК РФ, при производстве дознания дознаватели вправе пользоваться правилами, установленными главой 21 «Общие условия предварительного расследования», главой 22 «Предварительное следствие», главой 24 «Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент», главой 25 «Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров», главой 26 «Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний», главой 27 «Производство судебной экспертизы», главой 28 «Приостановление и возобновление предварительного следствия», главой 29 «Прекращение уголовного дела».

Правила проведения следственных действий, применение мер принуждения и процессуальный порядок принятия процессуальных решений при производстве дознания такие же, как и в ходе предварительного следствия.

Вместе с тем расследование преступлений в форме дознания имеет некоторые особенности и отличия от другой формы расследования -- предварительного следствия.

Отличия:

- по кругу субъектов. Субъектом производства дознания является дознаватель, но производить дознание может и следователь. Субъектом предварительного следствия может быть только следователь;

- по срокам расследования. Срок дознания определен законодателем в 30 суток. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток, до 6 месяцев, а в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации до 12 месяцев. Срок предварительного следствия установлен законодателем продолжительностью в 2 месяца. Дальнейшее продление срока следствия возможно до 3 месяцев руководителем следственного органа, а в случае если расследование представляет особую сложность, срок следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации до 12 месяцев. В исключительных случаях срок следствия может быть продлен и далее Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Иными словами, предельного срока предварительного следствия законом не установлено. На продолжительность предварительного следствия может влиять срок давности привлечения к уголовной ответственности, установленный УК РФ;

- по видам итоговых решений. Расследование в форме дознания оканчивается составлением обвинительного акта либо обвинительного акта с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, прекращением производства по делу, постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера, предварительное следствие заканчивается обвинительным заключением;

- по объему процессуальных полномочий субъектов расследования. Полномочия дознавателя определены в ст. 41 УПК РФ. При производстве дознания дознаватель наделен полномочиями: по возбуждению уголовного дела в порядке ст. 146 УПК РФ;

- по производству следственных действий в порядке глав 24--27 УПК РФ;

- по принятию процессуальных решений в порядке и на основаниях, предусмотренных главами 23, 28 УПК РФ (о начале, месте расследования, о соединении и выделении уголовных дел, о приостановлении и возобновлении, о приобщении в качестве вещественных доказательств и многие другие);

- по принятию итоговых решений. Полномочия следователя определены в ст. 38 УПК РФ. По ряду правовых позиций следователь обладает большей процессуальной самостоятельностью, чем дознаватель;

- по подследственности преступлений, которая определена для органов дознания в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, а для органов дознания системы ОВД -- в п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Следует иметь в виду, что законодатель разграничивает компетенцию между органами дознания по признаку предметной подследственности. Согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ, все преступления, отнесенные к подследственности органов дознания в целом, распределены между дознавателями различных ведомств. Так, дознаватели органов внутренних дел проводят дознание по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3--6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Срок дознания -- это промежуток времени, установленный законодателем для расследования преступления в форме дознания. Расследование преступлений в форме дознания проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела (ч. 3 ст. 223 УПК РФ).

Следует обратить внимание на то, что срок дознания установлен в сутках. Для правильного исчисления срока дознания следует руководствоваться правилами ч. 2 ст. 128 УПК РФ. Согласно указанной норме закона, срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Возникает закономерный вопрос: какие сутки следует считать первым днем срока? Вопрос не праздный, поскольку правильное исчисление срока дознания является гарантией соблюдения прав участников уголовного процесса, получения допустимых доказательств. Согласно УПК РСФСР, ранее действовало правило, по которому при исчислении срока, установленного сутками, первые неполные сутки не принимались во внимание (ст. 103 УПК РСФСР). В УПК РФ законодатель изменил это правило, однако отдельные авторы по-прежнему исчисляют сроки, установленные сутками, не принимая во внимание первые сутки37.

Информация о работе Особенности производства дознания и проблемы его совершенствования