Ответственность за вред причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры, суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:24, дипломная работа

Описание

Целями настоящего исследования являются изучение проблемных вопросов гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, прокуратуры, суда, анализ законодательных актов, регламентирующих отношения, связанные с возмещением вреда в современных условиях правовой реформы в России, изучение исторического опыта гражданско-правовой ответственности.
Исходя из намеченных целей, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи: исследовать становление и развитие института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;
провести анализ законов и других нормативных правовых актов, предусматривающих ответственность за вред, причиненный гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда на современном этапе;
осуществить анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;охарактеризовать условия, являющиеся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;рассмотреть порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;
раскрыть определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;
проанализировать правоприменительную практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда, рассмотреть проблемы и пути их решения.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Исторические аспекты развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 9
1.1 Развитие законодательства о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда 9
1.2 Современное состояние законодательной базы о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 19
Глава 2. Основания и порядок привлечения к гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 28
2.1 Анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. 28
2.2 Характеристика условий, являющихся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 35
2.3 Порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда 48
Глава 3. Проблемы применения положений о гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 61
3.1 Определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 61
3.2 Анализ правоприменительной практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда: проблемы и пути их решения. 74
Заключение. 91
Список использованной литературы.. 97

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа vflb.docx

— 112.64 Кб (Скачать документ)

Дипломная работа: Ответственность  за вред причиненный незаконными  действиями органами дознания, прокуратуры, суда Название: Ответственность за вред причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры, суда

 Раздел: Рефераты по  государству и праву

 Тип: дипломная работа  Добавлен 00:14:48 03 мая 2009 Похожие работы

 Просмотров: 1732 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать 

Содержание

 

Введение. 3

 

Глава 1. Исторические аспекты  развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный  незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 9

 

1.1 Развитие законодательства  о гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями органами дознания, прокуратуры  и суда  9

 

1.2 Современное состояние  законодательной базы о гражданско-правовой  ответственности за вред, причиненный  незаконными действиями органами  дознания, прокуратуры и суда. 19

 

Глава 2. Основания и порядок  привлечения к гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный  незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 28

 

2.1 Анализ понятия "незаконные  действия" органов дознания, предварительного  следствия, прокуратуры и суда. 28

 

2.2 Характеристика условий,  являющихся основанием привлечения  к гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями органами дознания, прокуратуры  и суда. 35

 

2.3 Порядок привлечения  к гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями органами дознания, прокуратуры  и суда  48

 

Глава 3. Проблемы применения положений о гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный  незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 61

 

3.1 Определение субъекта  ответственности за вред, причиненный  незаконными действиями органами  дознания, прокуратуры и суда. 61

 

3.2 Анализ правоприменительной  практики применения положений  законодательства РФ о гражданско-правовой  ответственности за вред, причиненный  незаконными действиями органами  дознания, прокуратуры и суда: проблемы  и пути их решения. 74

 

Заключение. 91

 

Список использованной литературы.. 97

 

 

 

Введение 

 

Актуальность темы исследования.

 

В условиях формирования правового  государства на первый план выступает  проблема строгого соблюдения конституционных  прав и свобод человека и гражданина, которые неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения[1].

 

В этой связи актуальное значение приобретают вопросы не только реализации гражданско-правового статуса гражданина, в целях обеспечения стабильности гражданского оборота, но и обеспечение  правового положения личности в  уголовном судопроизводстве, где  применяются меры государственного принуждения, связанные с существенными  ограничениями субъективных прав и  свобод граждан и возможностью причинения им вреда незаконными действиями со стороны органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

 

Известно, что конституционной  основой деятельности указанных  правоохранительных органов является строгое и неуклонное соблюдение законности, поэтому в их деятельности должны быть исключены случаи незаконного  осуждения невиновных, незаконного  привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде и другие.

 

Публичный характер уголовно-процессуальной деятельности и причиняемого в ее сфере вреда предполагает и публичную  ответственность государства перед  своими гражданами. Государство должно регулировать поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы.

 

"Если наступившие отрицательные  последствия явились следствием  государственно-публичной деятельности  уполномоченных на то органов  и должностных лиц (органов  дознания, предварительного следствия,  прокуратуры и суда), само государство  должно выступать гарантом восстановления  нарушенных прав и возместить  причиненный ущерб"[2].

 

Российское государство  приняло на себя такую ответственность, провозгласив право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными  действиями органов государственной  власти и их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ). Возмещение вреда  гражданам, которые подверглись  незаконному уголовному преследованию, является не единственным случаем, когда  вред возмещается государством. Незаконные действия правоохранительных органов  и суда при производстве по уголовным  делам, при осуществлении правосудия, к сожалению, не стали чем-то исключительным и чрезвычайным.

 

О значимости этого явления  в наши дни свидетельствуют множество  оправдательных приговоров судов и  решений (постановлений и определений) различного рода компетентных органов (в том числе вышестоящих судов) о прекращении производства по уголовным  делам в связи с обстоятельствами, реабилитирующими гражданина в глазах общества.

 

Вместе с тем, как нам  представляется, именно данный правовой институт сегодня, как никогда ранее, нуждается как в дополнительной правовой регламентации, так и в  более пристальном внимании со стороны  теоретиков. Каждый из нас может  столкнуться с нарушением его  прав со стороны органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда.

 

Проблемы ответственности  государства за незаконные действия указанных выше органов и их должностных  лиц породила различные точки  зрения среди ученых и практиков, высказанные на многочисленных научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах. Однако единой концепции по этому  вопросу ни в теории, ни в практике до настоящего времени не выработано.

 

Анализ литературных источников в данном аспекте показал, что  исследование проблем ответственности  государства в сфере гражданского права в отечественной юриспруденции  предпринимались в различные  периоды становления российской государственности.

 

Первой нормой общего характера, решившей плохо ли, хорошо ли, но в  принципе проблему гражданской ответственности  государства за акты власти, в российском праве стала статья 407 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. Не подвергавшаяся никаким изменениям в течение  сорока с лишним лет своего существования  эта статья первого Гражданского кодекса России во многом предопределила последующие нормы советского и  российского права на ту же тему.

 

Законотворчество 1977-1981 гг. в  том, что касается возмещения вреда  гражданину, с точки зрения буквы  закона решило эту проблему почти  полностью: конституцией и развивающими ее актами на государство было возложено  возмещение ущерба, причиненного гражданину любыми незаконными действиями любых  государственных организаций. В  число таких действий впервые  попал ряд властных действий органов  дознания, следствия, прокуратуры и  суда, затрагивающих неприкосновенность личности и ограничивающих ее свободу.

 

В постсоветский период развития нашего государства и до настоящего времени гражданско-правовой институт возмещения вреда прошел также сложный  и довольно противоречивый путь своего развития.

 

Достигнутый тем самым  прогресс в установлении гражданской  ответственности государства за акты власти трудно переоценить.

 

Отдельные вопросы теории гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда рассматривались  в трудах ряда таких ученых-цивилистов, как Б.С. Антимонова, Д.Б. Боброва, М.И. Брагинского, К.М. Варшавского, О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова, А.А. Собчака, Ю.К. Толстого, Е.А. Флейшиц и других. Однако целостной  концепции ответственности за ущерб, причиненный гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры  и суда до настоящего времени не выработано, что обусловлено рядом  обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка.

 

Все изложенное выше определяет актуальность темы, ее теоретическую  и практическую значимость.

 

Целями настоящего исследования являются изучение проблемных вопросов гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями органов дознания, прокуратуры, суда, анализ законодательных актов, регламентирующих отношения, связанные с возмещением вреда в современных условиях правовой реформы в России, изучение исторического опыта гражданско-правовой ответственности.

 

Исходя из намеченных целей, в настоящей работе поставлены следующие  основные задачи:

 

исследовать становление  и развитие института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда  гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

 

провести анализ законов  и других нормативных правовых актов, предусматривающих ответственность  за вред, причиненный гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда на современном  этапе;

 

осуществить анализ понятия "незаконные действия" органов  дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

 

охарактеризовать условия, являющиеся основанием привлечения  к гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями органами дознания, прокуратуры  и суда;

 

рассмотреть порядок привлечения  к гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями органами дознания, прокуратуры  и суда;

 

раскрыть определение  субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и  суда;

 

проанализировать правоприменительную  практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями органами дознания, прокуратуры  и суда, рассмотреть проблемы и  пути их решения.

 

Объектом исследования является система правоотношений, возникающих  между органами и должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу, и гражданином, в связи с  реализацией им права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями указанных органов и их должностных  лиц.

 

Предметом исследования является теоретический анализ норм гражданского и уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих деятельность должностных  лиц органов дознания и предварительного следствия.

 

Методологическую основу работу составляют современные методы теории познания, включая: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический и другие.

 

Нормативную базу исследования составили международные правовые акты, Конституция РФ, федеральные  законы, отраслевое законодательство. В работе также использованы решения  Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, постановления судебных коллегий субъектов Российской Федерации, комплексные  нормативные акты, регулирующие вопросы  ответственности за вред, причиненный  незаконными действиями органов  дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

 

Научная новизна работы заключается  в том, что исследование представляет собой комплексное исследование, в котором осуществлена теоретическая  разработка общей правовой концепции  гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями должностных лиц органов  дознания и предварительного следствия; раскрыто ее историческое становление  и развитие; выявлены особенности  гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями должностных лиц.

 

Структура исследования: введение, три главы, список использованной литературы, заключение, приложения.

 

 

 

Глава 1. Исторические аспекты  развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный  незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда

 

 

1.1 Развитие законодательства  о гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями органами дознания, прокуратуры  и суда 

 

31 октября 1922 г. впервые  в истории отечественного законодательства  был принят Гражданский кодекс  РСФСР (далее ГК РСФСР), в котором,  обязательства из причинения  вреда были выделены в отдельную  главу - "Обязательства, возникающие  вследствие причинения другому  вреда". Из данного определения  следует, что вред мог быть  причинен только физическому  лицу. В частности ст.403 ГК гласила: "Причинивший вред личности  или имуществу другого обязан  возместить причиненный вред. Он  освобождается от этой обязанности,  если докажет, что не мог  предотвратить вреда, либо был  управомочен на причинение вреда,  либо что вред возник вследствие  умысла или грубой неосторожности  самого потерпевшего"[3].

 

В ст.407 ГК РСФСР 1922 года впервые  было закреплено положение о возмещении вреда, причиненного неправомерными служебными действиями должностных лиц. " Учреждение отвечает за вред, причиненный неправильными  служебными действиями должностного лица, лишь в случаях, особо указанных  законом, если притом неправильность действий должностного лица признана подлежащим судебным или административным органом. Учреждение освобождается от ответственности, если потерпевший своевременно не обжаловал  неправильного действия. Учреждение вправе, в свою очередь, сделать начет  на должностное лицо в размере  уплаченного потерпевшему вознаграждения".

Информация о работе Ответственность за вред причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры, суда