Ответственность за вред причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры, суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:24, дипломная работа

Описание

Целями настоящего исследования являются изучение проблемных вопросов гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, прокуратуры, суда, анализ законодательных актов, регламентирующих отношения, связанные с возмещением вреда в современных условиях правовой реформы в России, изучение исторического опыта гражданско-правовой ответственности.
Исходя из намеченных целей, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи: исследовать становление и развитие института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;
провести анализ законов и других нормативных правовых актов, предусматривающих ответственность за вред, причиненный гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда на современном этапе;
осуществить анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;охарактеризовать условия, являющиеся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;рассмотреть порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;
раскрыть определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;
проанализировать правоприменительную практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда, рассмотреть проблемы и пути их решения.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Исторические аспекты развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 9
1.1 Развитие законодательства о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда 9
1.2 Современное состояние законодательной базы о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 19
Глава 2. Основания и порядок привлечения к гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 28
2.1 Анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. 28
2.2 Характеристика условий, являющихся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 35
2.3 Порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда 48
Глава 3. Проблемы применения положений о гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 61
3.1 Определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 61
3.2 Анализ правоприменительной практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда: проблемы и пути их решения. 74
Заключение. 91
Список использованной литературы.. 97

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа vflb.docx

— 112.64 Кб (Скачать документ)

 

1) поручать дознавателю  проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в  порядке, установленном статьей  145 УПК, выполнение неотложных  следственных действий либо производство  дознания по уголовному делу;

 

2) изымать уголовное дело  у дознавателя и передавать  его другому дознавателю с  обязательным указанием оснований  такой передачи;

 

3) отменять необоснованные  постановления дознавателя о  приостановлении производства дознания  по уголовному делу;

 

4) вносить прокурору ходатайство  об отмене незаконных или необоснованных  постановлений дознавателя об  отказе в возбуждении уголовного  дела.

 

При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

 

1) проверять материалы  уголовного дела;

 

2) давать дознавателю указания  о направлении расследования,  производстве отдельных следственных  действий, об избрании в отношении  подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления  и об объеме обвинения. 

 

Указания начальника подразделения  дознания по уголовному делу даются в  письменном виде и обязательны для  исполнения дознавателем, но могут  быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

 

Большинство процессуальных актов, выносимых лицом, производящим дознание, имеют юридическую силу только с момента подписания его  начальником органа дознания.

 

Таким образом, при причинении вреда (согласно ст.1070 ГК) непосредственными  причинителями вреда должны выступать  лица, производящие следствие (дознание), совместно с руководителем следственного  органа (начальником органа дознания).

 

Однако, если процессуальный акт был вынесен лицом, производящим следствие (дознание), и утвержден  руководителем следственного органа (начальником органа дознания) на законном основании, а фактическое процессуальное действие, совершенное во исполнение такого акта было незаконным, то причинителем вреда выступает только лицо, производящее дознание.

 

Во-первых, имеется в виду принятие таких процессуальных актов, которые имеют юридическую силу с момента его подписания руководителем  следственного органа (начальником  органа дознания), поэтому если следователь (дознаватель) самостоятельно принимает  решение относительно, например, проведения следственного эксперимента, и во время его проведения причиняется  вред, то, безусловно, только следователь (дознаватель) несет имущественную  ответственность, исключая ответственность  руководителя следственного органа (начальника органа дознания).

 

Во-вторых, под "фактическим  процессуальным действием" подразумевается  производство процессуального действия, порядок которого регламентируется нормами уголовно-процессуального  закона и ведомственных нормативных  актов МВД России.

 

В-третьих, под "незаконностью" практического процессуального  действия, понимается производство процессуального  действия, которое совершено с  нарушением предписаний уголовно-процессуального  закона, что повлекло за собой причинение вреда, например, при производстве наложения  ареста на имущество или обыска.

 

Уголовно-процессуальные правоотношения, складывающиеся между этими субъектами - представителями власти, носят  властный характер. Если следователю (дознавателю) упомянутые указания даются руководителем  следственного органа (начальником  органа дознания) в устной форме  и в результате их исполнения причиняется  вред, то непосредственным причинителем вреда выступает следователь (дознаватель), ибо уголовно - процессуальный закон  обязательность исполнения указаний руководителем следственного органа (начальником органа дознания) подчиненным следователем (дознавателем) связывает только с письменной формой указаний, а не устной.

 

Если указания руководителя следственного органа (начальника органа дознания) даются в письменной форме, и в результате их выполнения причиняется  вред, то непосредственными причинителями  вреда выступают два должностных  лица: руководителя следственного органа (начальник органа дознания) и следователь (дознаватель). Это правило действительно, когда дознаватель не воспользовался своим правом обжалования указания начальника органа дознания прокурору, а следователь не воспользовался своим правом обжалования указания руководителя следственного органа руководителю вышестоящего следственного  органа.

 

В предусмотренных законом  случаях (ч.4 ст.41 УПК РФ) дознавателю  даются указания прокурором. Если в  результате их выполнения причиняется  вред, то непосредственным причинителем вреда выступают прокурор и дознаватель. В случае сомнений в правомерности  указаний прокурора закон предоставляет  дознавателю право представить  дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

 

Таким образом, у дознавателя, не согласного с указанием прокурора, есть определенные варианты поведения  для освобождения его от имущественной  ответственности. Правило о признании  непосредственными причинителями  вреда прокурора и дознавателя  сохраняется, если вышестоящий прокурор не отменяет указание нижестоящего прокурора, а поручает производство дознания по этому делу другому дознавателю[26].

 

УПК РФ в статье 123 содержит норму, в соответствии с которой  решения и действия дознавателя, следователя, прокурора и суда могут  быть обжалованы лицами, не являющимися  участниками уголовного судопроизводства, в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые  процессуальные решения затрагивают  их интересы.

 

Под "иными лицами" понимаются, например, лица, несущие по закону материальную ответственность за действия подозреваемого, обвиняемого, на имущество которых  наложен арест; поручитель подозреваемого, обвиняемого; его залогодатель; должностные  лица специализированного детского учреждения, которым поручен присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым; руководители предприятий, учреждений, организаций, которым направлен  соответствующий запрос суда или  правоохранительных органов; должностные  лица, получившие для исполнения решения  следственных органов, прокурора либо суда; присутствующие в зале судебного  заседания лица, подвергнутые денежному  взысканию за нарушение порядка  в судебном заседании и т.д.

 

Обжаловать действия (бездействия) и решения органов предварительного следствия возможно прокурору, руководителю следственного органа в соответствии со ст.124 УПК РФ. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает  жалобу в течение 3х суток со дня  ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы  либо принять иные меры, допускается  рассмотрение жалобы в срок до 10 дней, о чем извещается заявитель.

 

По результатам рассмотрения прокурор, руководитель следственного  органа выносит постановление о  полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

 

Заявитель должен быть немедленно уведомлен о решении, принятом по жалобе и дальнейшем порядке его  обжалования.

 

Постановления дознавателя  и следователя об отказе в возбуждении  уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и  действия (бездействие) дознавателя, следователя  и прокурора, которые способны причинить  ущерб конституционным правам и  свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к  правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования. (ст.125, 214 УПК РФ)

 

Судья осуществляет такую  проверку не позднее чем через 5 суток  со дня поступления жалобы и по результатам ее рассмотрения выносит  соответствующее постановление. Копия  постановления направляется заявителю, прокурору и руководителю следственного  органа.

 

В случае вынесения необоснованного  постановления об отказе и возбуждении  уголовного дела должностными лицами, уполномоченными осуществлять уголовное  преследование, не причиняется вред, так как он уже причинен, но не реализуются надлежащим образом  гарантии по защите конституционных  прав и свобод. Вынесение необоснованного  постановления об отказе в возбуждении  уголовного дела образует состав уголовно-процессуального  правонарушения.

 

Государство (в лице федеральной  казны), либо же в предусмотренных  законом случаях субъект РФ или  муниципальное образование (в лице соответственно казны субъекта Федерации  либо казны муниципального образования), также являются субъектом ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда. От имени казны, как это предусмотрено  ст.1071 ГК, выступают соответствующие  финансовые органы.

 

Вместе с тем согласно п.3 ст.125 ГК в случаях, предусмотренных  законом и иными правовыми  актами, от имени РФ, субъекта РФ или  муниципального образования могут  выступать по их поручению другие органы, юридические лица и граждане. Следовательно, финансовые органы выступают  всегда в силу закона, а другие органы, юридические лица и граждане - на основании поручения, содержащегося  в нормативном акте, или заключенного с ними договора на представительство  интересов соответствующего субъекта.

 

Статья 1069 ГК не содержит отсылки  к каким-либо специальным основаниям (условиям) ответственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, что позволяет сделать вывод  о действии общих правил деликтной  ответственности, то есть ответственности  за вину, если иное не предусмотрено  законом. При этом имеются в виду виновные действия государственных  и муниципальных органов и  их должностных лиц.

 

Подтверждением такого вывода служит ст.1070, регулирующая ответственность  за вред, причиненный незаконными  действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В  ней установлено, что причиненный  органами вред возмещается в полном объеме независимо от вины должностных  лиц.

 

Исполнение обязанности  государства возместить реабилитированному лицу ущерб, причиненный незаконными  действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, обусловлено  наличием волеизъявления реабилитированного лица реализовать принадлежащее  ему субъективное право на возмещение вреда.

 

Выдвижение такого утверждения  исходит из следующего: объектом гражданского правонарушения в порядке ст.1070 ГК являются конституционные права  граждан (право на свободу, личную неприкосновенность), гарантом которых выступает государство. На отраслевом уровне они охраняются уголовным, административным, гражданским  и другими отраслями права. Санкции  норм уголовного закона направлены ко всем гражданам, привлеченным к уголовной  ответственности, и справедливому  наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления.

 

Отношения между лицом, совершившим  преступление и государством носят  публичный характер и возникают  с момента совершения преступления, публичное право государства - это  право на уголовное преследование, наказание преступника, виновность которого признается по приговору суда и в соответствии с законом. Публичному юридическому праву государства  соответствует юридическая обязанность  субъекта - преступника отвечать за свои действия.

 

Следовательно, государство, применяя меры такого принуждения для  быстрого и полного раскрытия  преступления на основаниях и в порядке, установленных законом, действует  правомерно. Если государство подвергает уголовному преследованию невиновного или с нарушением закона, то оно действует противоправно. Из неправомерной деятельности государства возникает юридическая обязанность перед потерпевшим возместить вред за счет средств государственной казны.

 

Выступая гарантом конституционных  прав и обладая политической властью  в отношениях, регулируемых гражданским  законодательством, государство участвует  с другими участниками этих правоотношений на равных началах. Непосредственными  причинителями вреда - следователь, лицо, производящее дознание, руководитель следственного органа, начальник  органа дознания, прокурор являются должностными лицами государственных (правоохранительных) органов, призванных осуществлять государственно-властную функцию в сфере уголовного преследования. Реализация этой функции осуществляется ими не от своего имени, или от имени  органа, где они работают, а от имени государства в целом. Должностные  лица и орган (суд, следственный орган, ОВД и т.д.) в уголовно-процессуальных отношениях выступают как его  представители.

 

Поэтому государство принимает  на себя ответственность, за действия каждого должностного лица или органа. Государство возмещает вред независимо от вины следственно-судебных органов. Ошибка в принятии незаконного процессуального  акта может складываться и из процессуальных действий следователя (дознавателя) при  собирании и оценке доказательств, прокурора при поддержке обвинения  в судебном разбирательстве, и наконец, при вынесении неправосудного приговора, поскольку обвинительная функция  в уголовном процессе рассредоточена между всеми представителями  органов государственной власти, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность (суд, судья, следователь, лицо, производящее дознание, прокурор, начальник органа дознания).

 

Согласно действующему уголовно-процессуальному  законодательству, возмещение морального вреда в структуре уголовно-процессуальной реабилитации включает (ст.135 УПК РФ):

Информация о работе Ответственность за вред причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры, суда