Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:24, дипломная работа
Целями настоящего исследования являются изучение проблемных вопросов гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, прокуратуры, суда, анализ законодательных актов, регламентирующих отношения, связанные с возмещением вреда в современных условиях правовой реформы в России, изучение исторического опыта гражданско-правовой ответственности.
Исходя из намеченных целей, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи: исследовать становление и развитие института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;
провести анализ законов и других нормативных правовых актов, предусматривающих ответственность за вред, причиненный гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда на современном этапе;
осуществить анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;охарактеризовать условия, являющиеся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;рассмотреть порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;
раскрыть определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;
проанализировать правоприменительную практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда, рассмотреть проблемы и пути их решения.
Введение. 3
Глава 1. Исторические аспекты развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 9
1.1 Развитие законодательства о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда 9
1.2 Современное состояние законодательной базы о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 19
Глава 2. Основания и порядок привлечения к гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 28
2.1 Анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. 28
2.2 Характеристика условий, являющихся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 35
2.3 Порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда 48
Глава 3. Проблемы применения положений о гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 61
3.1 Определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 61
3.2 Анализ правоприменительной практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда: проблемы и пути их решения. 74
Заключение. 91
Список использованной литературы.. 97
Как видно ст.407 ГК РСФСР
устанавливала ответственность
учреждений, то есть тех юридических
лиц, которые не являлись объединениями
физических лиц, а лишь такого рода
учреждений как государственные
и частные. Закон имел здесь в
виду не противопоставление учреждения,
как выделенного и
Сужение ответственности учреждений было произведено исключительно из соображений, имевших в виду ответственность и интересы государства; все "особые законы", существовавшие в развитие ст.407 ГК РСФСР, устанавливали ответственность государства, а законов, устанавливающих ответственность каких-либо частных или общественных учреждений, не существовало, полная же их безответственность была бы совершенно непонятна.
Вместе с тем, проведенный
анализ положений ГК РСФСР 1922 года показал,
что Гражданский, кодекс 1922 года не
содержал в себе и нормы, устанавливающей
ответственность за вред, причиненный
незаконными действиями должностных
лиц органов дознания, предварительного
следствия, прокуратуры и суда, что
являлось существенным пробелом правового
регулирования в сфере
Отрицание правовых ценностей,
гарантирующих свободу и
В течение длительного
периода времени советское
Отсутствовал специальный
закон, комплексно регулирующий восстановление
имущественных, трудовых, жилищных, иных
прав жертв несправедливого
Все это неизбежно порождало
трудности при практическом правоприменении.
Отсутствие статистических данных о
практике государственной
После секретной (неопубликованной) речи Н.С. Хрущева на XX Съезде КПСС в феврале 1956 г., когда началась работа по восстановлению социалистической законности, прозвучали предложения принять законодательство о компенсации ущерба, причиненного гражданину несправедливым возбуждением уголовного преследования, арестом, осуждением.
Тем не менее, это предложение
не положило начала обсуждению вопроса
о расширении ответственности государства
в законодательных сферах. Не было
принято специального закона, позволяющего
производить возмещение утраченной
заработной платы или другого
ущерба, явившегося результатом несправедливого
ареста, тюремного заключения. Гражданин,
признанный невиновным, в соответствии
с действующим
8 декабря 1961 года были
приняты Основы гражданского
законодательства Союза ССР и
союзных республик (далее
Важным шагом явилось
установление ответственности за вред,
причиненный незаконными
Несмотря на все минусы
статьи 89 Основ 1961 г. и на все оговоренные
в ней изъятия из общего правила
об ответственности госучреждений
за вред, причиненный в сфере
Однако в ч.2 ст.447 ГК РСФСР (1964 г) отношения по возмещению вреда, причиненного гражданину неправильными служебными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, были урегулированы иначе.
В них четко был определен субъект ответственности: нанесенный вред возмещает соответствующий орган, в котором работает должностное лицо. Но оговаривалось, что на эти органы имущественная ответственность возлагалась в " случаях и пределах, специально предусмотренных законом", но такого закона не было, и возмещение вреда в рамках гражданского законодательства не осуществлялось. Ответственность правоохранительных органов за вред, причиненный "неспецифическими" для их основных функций действиями работников этих органов, сохранилась в судебной практике в значительной мере благодаря выводам, сделанным наукой.
Вплоть до 1977 г. конституции в СССР не содержали положений об ответственности за неправомерные решения и деяния государственных органов и должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.
Конституция 1977 г. создала правовую основу удовлетворения притязаний граждан по компенсации ущерба. В ее статье 58, третьей части была закреплена норма, что "Граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. "
Однако в ней нет
ответа на главный вопрос: а кто
же обязан возместить этот ущерб? Проблема
гражданской ответственности
Текст создает впечатление, что ответственными могут быть либо сами организации, либо их должностные лица, и в этом отношении менее точен, чем статья 89 Основ 1961 г., прямо назвавшая в качестве отвечающих за акты власти "государственные учреждения". Эти неточности, а также всеобъемлющий и потому неизбежно общий характер этого правила Конституции исключали возможность его применения в качестве нормы прямого действия и предполагали необходимость уточнения и детализации в других актах.
Закон, предусматривающий
обязанность казны восстановить
нарушенные права граждан, был подготовлен
только через 4 года после принятия
Конституции. Впервые в советском
законодательстве получил признание
принцип ответственности
Указ Президиума Верховного
Совета СССР "О возмещении ущерба,
причиненного гражданину незаконными
действиями государственных и общественных
организаций, а также должностных
лиц при исполнении ими служебных
обязанностей" (далее Указ от 18 мая
1981г) и Положение "О порядке
возмещения ущерба, причиненного гражданину
незаконными действиями органов
дознания, предварительного следствия,
прокуратуры и суда" от 18 мая 1981
г. (далее Положение от 18 мая 1981г)
явились важными в
В 1982 г. издается Инструкция "О применении Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, прокуратуры и суда", утвержденная Министерством юстиции, Прокуратурой СССР, Министерством финансов СССР по согласованию с Верховным судом СССР, МВД СССР и КГБ СССР[7] (далее Инструкция 1982г).
С принятием Указа были
внесены соответствующие
Закрепление в СССР принципа полной компенсации ущерба, нанесенного несправедливо пострадавшим в сфере уголовного преследования, свидетельствовало об усилении и расширении защиты гражданских прав, учете общечеловеческих ценностей права. Однако следует отметить, что законодательство 1981 г. принималось без широкого обсуждения научной общественностью и даже оставалось длительное время, неизвестным самим работникам правоохранительных органов.
Оно не было поднято на должную
высоту ни в народном правосознании,
ни в правосознании должностных
лиц. Отрицательное влияние на качество
и совершенство принятых правовых норм
об ответственности государства
за ущерб, нанесенный в области уголовного
преследования и правосудия, оказала
недостаточная
Тем не менее, значимость реформы нельзя недооценивать. После принятия Основ гражданского законодательства государство как таковое не было признано субъектом ответственности; органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда отвечали за причиненный их должностными лицами ущерб, как и прежде, в случаях и пределах, специально предусмотренных законом.
В 1981 г. в ч.2 ст.89 Основ гражданского законодательства были внесены соответствующие изменения: выражение "государственные органы" заменено на "государство", признаваемое непосредственным субъектом ответственности: "Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного наложения, административного взыскания в виде исправительных работ или ареста, возмещается государством в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, в порядке, установленном законом".
Теоретическое осмысление специфики
государственной
Недостаточная осознанность
ценностных публичных функций правовых
норм о возмещении ущерба гражданину,
потерпевшему от актов власти, привела
к недооценке важности института
государственной