Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:24, дипломная работа
Целями настоящего исследования являются изучение проблемных вопросов гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, прокуратуры, суда, анализ законодательных актов, регламентирующих отношения, связанные с возмещением вреда в современных условиях правовой реформы в России, изучение исторического опыта гражданско-правовой ответственности.
Исходя из намеченных целей, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи: исследовать становление и развитие института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;
провести анализ законов и других нормативных правовых актов, предусматривающих ответственность за вред, причиненный гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда на современном этапе;
осуществить анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;охарактеризовать условия, являющиеся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;рассмотреть порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;
раскрыть определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;
проанализировать правоприменительную практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда, рассмотреть проблемы и пути их решения.
Введение. 3
Глава 1. Исторические аспекты развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 9
1.1 Развитие законодательства о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда 9
1.2 Современное состояние законодательной базы о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 19
Глава 2. Основания и порядок привлечения к гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 28
2.1 Анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. 28
2.2 Характеристика условий, являющихся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 35
2.3 Порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда 48
Глава 3. Проблемы применения положений о гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 61
3.1 Определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 61
3.2 Анализ правоприменительной практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда: проблемы и пути их решения. 74
Заключение. 91
Список использованной литературы.. 97
Наконец, субъективное условие ответственности специфично тем, что в тех случаях, когда вред причиняется указанными в законе неправомерными действиями органов дознания, прокуратуры и суда, он подлежит возмещению независимо от вины конкретных должностных лиц. В основе такого подхода лежат как объективные, так и субъективные причины.
С одной стороны, деятельность органов дознания, прокуратуры и суда объективно носит вредоносный характер в том смысле, что таит в себе скрытую опасность причинения вреда невиновным лицам, например, в связи с возможностью применения мер принуждения на ранних стадиях дознания и следствия.
С другой стороны, учитывается,
что в роли деликвента в данном
случае выступают органов дознания,
прокуратуры и судебные органы, что
во многом осложняет проблему доказывания
их вины, особенно в тех случаях,
когда незаконные действия одновременно
или последовательно
Вред в имущественной сфере, причиненный юридическому лицу, может выражаться в утрате, порче, повреждении имущества; получении убытков от ненадлежащего исполнения договорных обязательств, в утрате приоритета в производстве и реализации продукции.
В ходе предварительного следствия
могут изыматься документы
Непременным условием возникновения
у потерпевшего права на возмещение
вреда на основании ст.1070 ГК является
прекращение уголовного или административного
преследования по так называемым
реабилитирующим основаниям (за отсутствием
события преступления или административного
правонарушения, за отсутствием в
деянии состава преступления или
административного
Вред, причиненный незаконным
актом управления, возмещается за
счет казны Российской Федерации, казны
субъекта Российской Федерации или
казны муниципального образования.
Это также является новеллой российского
гражданского законодательства, поскольку
раньше в подобных случаях ответственность
возлагалась непосредственно на
ту организацию, работниками которой
будет принят незаконный акт управления.
После принятия Конституции РФ (ст.53)
и части первой ГК (ст.16) сохранение
прежнего порядка стало невозможным.
Возложение ответственности за вред,
причиненный актами управления, непосредственно
на государство (муниципальное образование)
следует рассматривать как
В соответствии со ст.1071 ГК от имени казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, как правило, выступают соответствующие финансовые органы, т.е. федеральное казначейство, финансовые управления, райфинотделы и т.п. Однако в некоторых случаях, прямо указанных законами и правовыми актами РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, ответственность от имени соответствующей казны могут нести иные государственные органы. Так, если речь идет о возврате потерпевшему утраченной им жилой площади, выполнение соответствующей обязанности возлагается на жилищные органы.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, возместившие потерпевшему вред, причиненный незаконным актом управления, приобретают право обратного требования (регресса) к тому должностному лицу, которым непосредственно принят незаконный акт управления. Непосредственный виновник несет регрессную ответственность в полном объеме, если иной размер не установлен законом, в частности, не вытекает из трудового законодательства.
При рассмотрении дел по искам
граждан, вред которым причинён в
результате незаконного осуждения
(ст.296 УПК РФ), незаконного привлечения
к уголовной ответственности (ст.171-172
УПК РФ), незаконного применения
в качестве меры пресечения заключения
под стражу (ст.108 УПК РФ) или подписки
о невыезде (ст.102 УПК РФ), незаконного
наложения административного
1) подсудимый, в отношении
которого вынесен
2) подсудимый, уголовное преследование
в отношении которого
3) подозреваемый или обвиняемый,
уголовное преследование в
4) осужденный – в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой ст.27 УК РФ;
5) лицо, к которому были
применены принудительные меры
медицинского характера, - в случае
отмены незаконного или
6) прекращение дела об
административном
Как показывает практика, граждане, при подаче исковых требований в суд, часто в свой перечень исковых требований включают все расходы, понесенные ими в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ и которые, по их мнению, следует возместить за счет казны.
При этом в перечень расходов часто неправомерно включаются такие расходы, как:
оплата проезда на транспорте;
почтовые расходы;
оплата междугородних телефонных переговоров;
стоимость проживания в гостинице и т.д.
Однако возмещению подлежат только те виды имущественного вреда, которые четко прописаны в ст.135 ч.1 УПК РФ и включают в себя возмещение:
а) заработок и другие трудовые
доходы, являющиеся основным источником
средств к существованию
б) пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы;
в) имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации государственных займов и выпавшие на них выигрыши, иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест;
г) штрафы, взысканные во исполнение
приговора суда; судебные издержки
и иные суммы, выплаченные гражданином
в связи с незаконными
д) суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи.
Этот перечень отнесен к числу закрытых и не подлежащих толкованию.
Напротив, прекращение дела
по нереабилитирующим основаниям (акт
амнистии, истечение сроков давности
привлечения к уголовной
В соответствии со ст.135 ч.5 УПК
РФ требование имущественного вреда
разрешается судьёй в порядке, установленном
ст.399 УПК РФ для разрешения вопросов,
связанных с исполнением
Согласно ст.136 УПК РФ иски
вышеуказанных лиц о
Таким образом, из анализа вышеприведённых норм права следует, что требования лиц, указанных в ч.2, 3 ст.133 УПК РФ, которым в результате незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда причинён имущественный вред, должны рассматриваться в уголовно – процессуальном порядке, за исключением случаев, указанных в ст.138 ч.1 УПК РФ, а требования о компенсации морального вреда – в порядке гражданского судопроизводства.
До введения в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение морального вреда, причиненного гражданину незаконными действиями государственных органов предусмотрено не было.
В соответствии со ст.1100 ГК РФ
компенсация морального вреда осуществляется
независимо от вины причинителя вреда
в случае, когда: вред причинён гражданину
в результате его незаконного
осуждения, незаконного привлечения
его к уголовной
Данное положение закона не было учтено Центральным районным судом г. Кемерово при рассмотрении дела по иску Балагурова Б.Н. к Министерству финансов РФ о возмещении в порядке реабилитации морального вреда.
Рассматривая спор, суд
установил, что в отношении истца
04.11. 2003г. возбуждено уголовное дело
по ч.2 ст.285 УК РФ, а 04.06. 2004г. прекращено
по п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием
в его действиях состава
Установив эти обстоятельства,
суд пришёл к выводу, что прекращение
уголовного дела в отношении Балагурова
Б.Н. даёт ему право на реабилитацию
в соответствии со ст.133 УПК РФ, ст.1070
ГК РФ, но в удовлетворении иска о
компенсации морального вреда отказал
по тем основаниям, что истец не
предоставил доказательств
Судебная коллегия по гражданским
делам Кемеровского областного суда
определением от 12.01. 2005г. отменила указанное
решение и указала, что незаконное
привлечение к уголовной
Л. предъявил иск к казне
Российской Федерации о взыскании
50000 руб. в качестве компенсации морального
вреда, связанного с незаконным привлечением
к административной ответственности
по факту ДТП в форме взыскания
штрафа, сославшись на то, что решением
суда от 4.03. 2003 г. постановление начальника
ОГИБД о его привлечении к
ответственности признано незаконным.
Суд привлек к участию в
деле Управление федерального казначейства
по МО, которое иск не признало, сославшись
на то, что надлежащим ответчиком по
заявленному иску является МВД РФ
как главный распорядитель
Решение суда неправильное,
в иске должно быть отказано. Суд
допустил ошибку в применении материального
права, т.к в ст. ст.1070 и 1100 ГК РФ не
предусмотрена возможность
При рассмотрении указанных выше споров о компенсации морального вреда судам следует учитывать, что в случае нарушения нематериальных благ незаконными действиями государственных органов, причинение морального вреда предполагается и доказыванию подлежит лишь размер денежной компенсации. [15]
Важным принципом определения размера компенсации морального вреда является принцип разумности и справедливости. Характер нравственных страданий потерпевшего должен оцениваться судом с учетом индивидуальных особенностей человека (часть вторая статьи 151, пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса) (Приложение 1). Все эти сведения также должны устанавливаться судом на основании показаний свидетелей, медицинских документов о состоянии здоровья потерпевшего и других доказательств, которые представляются заинтересованным лицом либо собираются судом по его просьбе. Такие правила предусмотрены действующим законодательством и подлежат исполнению всеми судами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что моральный вред, причиненный в сфере уголовного судопроизводства, подлежит возмещению гражданину или юридическому лицу. Возмещение морального вреда, причиненного гражданину, согласно п.1 ст.1070 ГК не должно строиться на принципе вины, а согласно п.2 ст.1070 ГК, напротив - на принципе вины. Такое различное построение гражданско-правовой ответственности за причинение морального вреда гражданину зависит от характера незаконных уголовно-процессуальных действий[16].
Судьям необходимо помнить,
что указанные выше нормы права,
предусматривающие порядок
Вред в этих случаях
возмещается на основании закона
РФ от 18.10. 1991г. "О реабилитации жертв
политических репрессий" (в редакции
Федерального закона от 22 августа 2004 года
№ 122-ФЗ), Положения о порядке возврата
гражданам незаконно