Ответственность за вред причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры, суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:24, дипломная работа

Описание

Целями настоящего исследования являются изучение проблемных вопросов гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, прокуратуры, суда, анализ законодательных актов, регламентирующих отношения, связанные с возмещением вреда в современных условиях правовой реформы в России, изучение исторического опыта гражданско-правовой ответственности.
Исходя из намеченных целей, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи: исследовать становление и развитие института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;
провести анализ законов и других нормативных правовых актов, предусматривающих ответственность за вред, причиненный гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда на современном этапе;
осуществить анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;охарактеризовать условия, являющиеся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;рассмотреть порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;
раскрыть определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;
проанализировать правоприменительную практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда, рассмотреть проблемы и пути их решения.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Исторические аспекты развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 9
1.1 Развитие законодательства о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда 9
1.2 Современное состояние законодательной базы о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 19
Глава 2. Основания и порядок привлечения к гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 28
2.1 Анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. 28
2.2 Характеристика условий, являющихся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 35
2.3 Порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда 48
Глава 3. Проблемы применения положений о гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 61
3.1 Определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 61
3.2 Анализ правоприменительной практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда: проблемы и пути их решения. 74
Заключение. 91
Список использованной литературы.. 97

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа vflb.docx

— 112.64 Кб (Скачать документ)

 

Появление в новых условиях юридических лиц, самостоятельных  в полном смысле слова-собственников  своего имущества, отвечающих по долгам всем этим имуществом и определяющих по своему усмотрению цель, область, масштабы и способы своей деятельности, - сделало насущно необходимым  возмещение им вреда, причиненного незаконными  актами власти. Основами гражданского законодательства 1991 г. эта задача была решена и с 3 августа 1992 г. правило  о такой ответственности действует  в России.

 

Другое изменение, введенное  Основами гражданского законодательства 1991 г. в сравнении с прежним  законодательством, заключалось в  прямом решении законом вопроса, который до этого решался лишь путем его толкования. В пункте 2 статьи 127 Основ 1991 г., соответствующем  части 2 статьи 89 Основ 1961 г., появился в  конце новый текст:

 

"Вред, причиненный гражданину  или юридическому лицу в результате  иной незаконной деятельности  органов дознания, предварительного  следствия, прокуратуры и суда, возмещается на общих основаниях. "

 

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, при реализации норм которого нарушаются права невиновных граждан, не содержал регламентацию порядка  восстановления этих прав. Единственная норма, закрепленная в ст.58-1 УПК РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 5 декабря 1991 г), в соответствии с которой органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда обязаны были принять меры к возмещению ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями, с самого введения ее в действие оказалась нерабочей.

 

Существенный, хотя и мало заметный шаг сделали Основы 1991 г. в решении вопроса о том, кто  отвечает за вред, причиненный незаконными  актами власти. Возмещение этого вреда "на общих основаниях" (то есть во всех случаях, кроме возмещения вреда  государством в силу Указа от 18 мая 1981 г) означало возмещение его причинителем вреда, говоря иначе, соответствующим  госорганом.

 

Но Основы 1991 г. впервые  ввели субсидиарную ответственность  собственника имущества учреждения при недостатке у последнего денежных средств (ч.2 п.1 ст.15). Для государственных  учреждений это означало субсидиарную ответственность государства.

 

Однако эта последняя  новелла для рассматриваемой  проблемы значения уже не имела, ибо  еще до введения в действие на территории России Основ гражданского 1991 г. в  Конституцию РСФСР Законом от 21 апреля 1992 г. была включена новая статья:

 

"Статья 67-2. Каждый имеет  право на возмещение государством  всякого вреда, причиненного незаконными  действиями государственных органов  и их должностных лиц при  исполнении служебных обязанностей".

 

Основанием для введения в Конституцию этой и ряда других норм послужило принятие Верховным  Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, в которой есть статья 38 точно  такого же содержания.

 

В действующую Конституцию  Российской Федерации эта же норма  вошла в качестве статьи 53 в немного  измененной и тем самым улучшенной редакции. Теперь она гласит:

 

"Каждый имеет право  на возмещение государством вреда,  причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной  власти или их должностных  лиц".

 

Таким образом, в 1992-1993 гг. правило  о возмещении вреда, причиненного незаконными  актами власти, обрело в России уже  не только по смыслу, но и по форме  значение конституционного принципа[8].

1.2 Современное состояние  законодательной базы о гражданско-правовой  ответственности за вред, причиненный  незаконными действиями органами  дознания, прокуратуры и суда 

 

Действующая Конституции  РФ заложила основу для развития новых  социально-экономических и правовых отношений в различных сферах общественной жизни. Так, в ст.52 Конституции  РФ устанавливается: "Права потерпевших  от преступлений и злоупотреблений  властью охраняется законом. Государство  обеспечивает потерпевшим доступ к  правосудию и компенсацию причиненного ущерба", что является предпосылкой наступления гражданско-правовой ответственности (п.2 ст.2 Гражданского Кодекса РФ –  далее ГК РФ).

 

Более того, Россия, как участник Международного пакта о гражданских  и политических правах приняла на себя обязательство обеспечить каждому  эффективное средство правовой защиты экономических, социальных, культурных, а также гражданских и политических прав и свобод в случаях их нарушения.

 

Статья 53 Конституции России является "точкой отсчета" для  анализа действующего российского  права о гражданской ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями органами дознания, прокуратуры  и суда.

 

Право на возмещение вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, закреплено также статьей 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой  каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение  положений данной статьи, имеет право  на компенсацию, и статьей 3 Протокола  № 7 к Конвенции, гарантирующей получение  компенсации лицом, понесшим наказание  в результате осуждения за совершение уголовного преступления на основании  приговора, если впоследствии было доказано, что имела место судебная ошибка.

 

В настоящее время правоотношения, возникающие вследствие причинения вреда незаконными действиями органов  дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, регулируются рядом законодательных и подзаконных  актов. Создание законодателем специальных  средств защиты прав лиц, пострадавших в сфере уголовно-процессуальной деятельности, определяется потребностью в быстром, экономичном порядке  восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного вреда, подчеркивает особый публично-правовой характер восстановительных  правоотношений.

 

В действующем российском законодательстве правоотношения по возмещению вреда в такой специфической  государственно-властной деятельности, как уголовно-процессуальной и о  гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями органами дознания, прокуратуры  и суда, регулируются целым комплексом правовых норм:

 

ст. 53 Конституции Российской Федерации. Это первое в российском праве прямое правило об ответственности  за вред, причиненный органами государственной  власти;

 

глава 59 ГК РФ, в которой  принцип возмещения вреда, причиненного правам личности и организации закреплен  в нормах, образующих институт обязательств вследствие причинения вреда;

 

ст.ст. 1069, 1070 Гражданского Кодекса  РФ, где предусмотрена регламентация  отношений, связанных с возмещением  вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

 

ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ от 26.01. 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса  Российской Федерации", согласно которой  действие статей 1069 и 1070 ГК РФ распространяется также на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место  до 1 марта 1996 года, но не ранее 1 марта 1993 года, и причиненный вред остался  невозмещенным;

 

Указ Президиума Верховного Совета СССР "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными  действиями государственных и общественных организаций, а также должностных  лиц при исполнении ими служебных  обязанностей" от 18 мая 1981 г. Утвержден  Законом СССР от 24 июня 1981 года.

 

В настоящее время данный Указ и некоторые другие, принятые в его развитие акты применяются  в части, не противоречащей ГК;

 

Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными  действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда", утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 05.04. 2004 г);

 

Инструкция по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными  действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Утверждена Министерством юстиции СССР, Прокуратурой СССР и Министерством Финансов СССР по согласованию с Верховным Судом  СССР, Министерством внутренних дел  СССР и Комитетом государственной  безопасности СССР от 2 марта 1982 г. (с  изменениями на 13 марта 2008 года);

 

Инструкция № 185 от 19 декабря 1984 г. "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего  по праву наследования к государству, и кладов". Утверждена Минфином СССР 19.12.84 N 185;

 

Инструкция № 34/15 от 18 октября 1989 г. "О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств  по уголовным делам, ценностей и  иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами". Утверждена Генеральной прокуратурой СССР, МВД  СССР, Минюстом СССР, Верховным Судом  СССР, КГБ СССР 18 октября 1989 года N 34/15 (с изменениями и дополнениями от 9 ноября 1999 года);

 

гл.18 "Реабилитация" Уголовно - процессуального кодекса РФ (далее  УПК РФ).

 

Постановление Конституционного суда РФ "По делу о проверке конституционности  положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в  связи с жалобами граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, СИ. Кальянова  и Н.В. Труханова" от 25 января 2001 г. № 1-П[9], согласно которого положения  пункта 2 статьи 1070 ГК в его конституционно-правовом смысле, выявленном в Постановлении, и во взаимосвязи со статьями 6 и 41 Конвенции по защите прав человека и основных свобод, не могут служить  основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при  осуществлении гражданского судопроизводства в иных случаях (а именно, когда  спор не разрешается по существу) в  результате незаконных действий (или  бездействия) суда (судьи), в том числе  при нарушении разумных сроков судебного  разбирательства, - если вина судьи  установлена не приговором суда, а  иным соответствующим судебным решением.

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ №10 от 20 декабря 1994 г. "Некоторые  вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (в редакции Постановлений Пленума  Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 10 и от 15 января 1998 г. № 1) [10].

 

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2002 года N 22-О, в соответствии с которым  толкование статьи 1069 вопреки ее конституционно-правовому  смыслу, служащее основанием для исключения расходов на представительство в  суде и на оказание юридических услуг  из состава убытков, подлежащих возмещению в порядке указанных статей, признано неправомерным.

 

Определение Кассационной коллегии от 24 июня 2008 г. № КАС08-259, в соответствии с которым в случае причинения вреда правоохранительными органами лицу, не имеющему дохода, этот вред подлежит возмещению в объеме заработка до увольнения либо в объеме обычного размера вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

 

Правила исполнения Министерством  финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов  государственной власти (утверждены Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2002 г. N 666). [11]

 

Ст.1070 ч.1 ГК РФ является отсылочной нормой, т.к в ней указано, что "вред возмещается в порядке, установленном  законом". С 18 мая 1981 г таковым  нормативным актом в отношении  физических лиц является "Положение  о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда", утверждённое Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.5. 1981 г.

 

С точки зрения российского  законодательства, употребление в Указе  Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. понятия "ущерб" неточно, поскольку в Конституции России (ст.53) неблагоприятные последствия  гражданина от незаконных действий государственных  органов и их должностных лиц  при исполнении служебных обязанностей именуются понятием "вред".

 

Как Конституция России 1993г., так и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. вкладывают более  широкое содержание в понятия "вред" и "ущерб", нежели обычно они употребляются  в гражданском праве. Поэтому  под вредом следует понимать неблагоприятные  имущественные и неимущественные  последствия нарушений конституционных  прав граждан вследствие незаконной правоприменительной деятельности должностных лиц правоохранительных органов и судов в сфере  уголовного преследования.

 

В п.1 Положения от 18 мая 1981 г. предусматривается возмещение имущественного вреда, восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и других прав, иного ущерба, а п.2 Положения предусматривает, какой именно имущественный ущерб  подлежит возмещению:

 

заработок и другие доходы, являющиеся основным источником средств  к существованию гражданина, которых  он лишился в результате незаконных действий;

 

пенсия или пособие, выплата  которых была приостановлена в связи  с незаконным лишением свободы;

 

имущество (в т. ч. деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации государственных займов и выпавшие на них выигрыши, иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом  либо изъятое органами дознания или  предварительного следствия, а также  имущество, на которое наложен арест;

 

штрафы, взысканные во исполнение приговора суда; судебные издержки и иные суммы.

 

Информация о работе Ответственность за вред причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры, суда