Ответственность за вред причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры, суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:24, дипломная работа

Описание

Целями настоящего исследования являются изучение проблемных вопросов гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, прокуратуры, суда, анализ законодательных актов, регламентирующих отношения, связанные с возмещением вреда в современных условиях правовой реформы в России, изучение исторического опыта гражданско-правовой ответственности.
Исходя из намеченных целей, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи: исследовать становление и развитие института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;
провести анализ законов и других нормативных правовых актов, предусматривающих ответственность за вред, причиненный гражданину органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда на современном этапе;
осуществить анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;охарактеризовать условия, являющиеся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;рассмотреть порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;
раскрыть определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда;
проанализировать правоприменительную практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда, рассмотреть проблемы и пути их решения.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Исторические аспекты развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 9
1.1 Развитие законодательства о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда 9
1.2 Современное состояние законодательной базы о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 19
Глава 2. Основания и порядок привлечения к гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 28
2.1 Анализ понятия "незаконные действия" органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. 28
2.2 Характеристика условий, являющихся основанием привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 35
2.3 Порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда 48
Глава 3. Проблемы применения положений о гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 61
3.1 Определение субъекта ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда. 61
3.2 Анализ правоприменительной практики применения положений законодательства РФ о гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда: проблемы и пути их решения. 74
Заключение. 91
Список использованной литературы.. 97

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа vflb.docx

— 112.64 Кб (Скачать документ)

 

Как известно, противоправное поведение является объективной  правовой категорией, ибо нарушение  закона не зависит от сознания нарушителя, представляет собой объективный  факт, констатируемый независимо от такового сознания.

 

Незаконность рассматриваемых  уголовно-процессуальных действий выражается в нарушении норм уголовного материального  и процессуального права при  вынесении обвинительного приговора, постановлении о привлечении  в качестве обвиняемого, в применении мер пресечения и иных мер уголовно-процессуального  принуждения. Для установления наличия  или отсутствия противоправности в  действиях должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, необходимо учесть, что причинение вреда может  возникнуть вследствие правоприменительной  деятельности, формально соответствующим  требованиям уголовно-процессуального  законодательства, т.е. может иметь  место объективно противоправное деяние.

 

Такое положение возможно по двум обстоятельствам. Во-первых, в  силу специфики уголовно-процессуальной деятельности, заключающейся в том, что факты, достаточные для совершения процессуальных действий на начальных  стадиях уголовного процесса, составляют лишь часть фактов, необходимых для  вынесения приговора. Во-вторых, возможность  таких ситуаций обусловлена трудностями  процесса познания в целом, предположим, что для применения в отношении обвиняемого меры пресечения - заключение под стражу, были достаточные основания, предусмотренные нормами УПК, и гражданин был арестован.

 

Но в процессе дальнейшего  расследования устанавливаются  факты, свидетельствующие о его  непричастности к совершенному преступлению. Следственные органы действовали правомерно. Тем не менее, совершенные уголовно-процессуальные действия являются незаконными в  силу того, что ими нарушаются основные принципы уголовного процесса, меры принуждения, которые рассчитаны, в конечном итоге, лишь на лиц, виновных в совершении преступлений.

 

Круг незаконных процессуальных действий, причиняющих вред в сфере  уголовного судопроизводства, намного  шире, чем предусмотрено в п.1 ст.1070 ГК. Перечисление возможных процессуальных действий, причиняющих вред в сфере  уголовного судопроизводства, лишено практического смысла, поэтому в  п.2 ст.1070 ГК выражено противоправное поведение  в этом составе гражданского правонарушения как "незаконная деятельность" органов  дознания, предварительного следствия, прокуратуры.

 

Представляется, что под  незаконной деятельностью органов  дознания, следствия следует понимать такие процессуальные действия, как  освидетельствование, отстранение  от должности, обыск, выемка, наложение  ареста на имущество. Незаконные действия в правоохранительной сфере, причинившие  вред, могут быть в случаях: неправомерности  самих властных актов, издаваемых органами дознания, следствия (постановлений, определений); неправильных фактических действий во исполнение этих актов, неправомерности  фактических действий, связанных  с осуществлением властного акта (постановления, решения и т.д.), хотя соответствующий акт и вынесен  обоснованно.

 

Несмотря на разнообразие ситуаций, исходя из которых, предъявляются  иски к Министерству финансов РФ о  возмещении ущерба, причинённого гражданину в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, такие  споры, как следует из судебной практики, можно разделить на два вида:

 

1) по искам граждан,  вред которым причинён в результате  незаконных действий органов  дознания, предварительного следствия,  прокуратуры и суда: незаконного  осуждения, незаконного привлечения  к уголовной ответственности,  незаконного применения в качестве  меры пресечения заключения под  стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного  взыскания в виде ареста или  исправительных работ; 

 

2) по искам граждан,  вред которым причинён в результате  незаконной деятельности органов  дознания, предварительного следствия,  прокуратуры и суда,

 

Как правило, в первом случае истцами являются лица, незаконно  подвергнутые мерам процессуального  принуждения в ходе производства по уголовному делу и впоследствии реабилитированные.

 

Во втором случае – преимущественно  истцами являются лица, вред которым  причинён незаконной деятельностью  должностных лиц органов внутренних дел, вина которых в причинении вреда  здоровью потерпевшим установлена  приговором суда, а также лица, вред которым причинён в результате незаконных действий сотрудников ОВД по производству обыска, изъятия имущества, незаконного  задержания, помещения в медицинский  вытрезвитель и в других случаях.

2.2 Характеристика условий,  являющихся основанием привлечения  к гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный незаконными  действиями органами дознания, прокуратуры  и суда 

 

Материальное основание  ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) органами дознания, прокуратуры  и суда (их должностных лиц), составляют:

 

1) незаконные действия (бездействие)  органов (их должностных лиц);

 

2) материальный и (или)  моральный вред;

 

3) наличие причинной связи  между незаконными деяниями и  вредом;

 

4) наличие вины органа (должностного лица).

 

Необходимым условием возникновения  обязательств из причинения вреда является наличие самого вреда. Если нет вреда, т.е. нарушения или умаления какого-либо имущественного права или нематериального  блага, то о возникновении указанных  обязательств нельзя говорить уже потому, что вред не причинен, а, следовательно, и возмещать нечего.

 

Вред может выражаться в уничтожении или повреждении  наличного имущества, потере прибыли, лишении или уменьшении способности  потерпевшего к труду, смерти кормильца, дополнительных расходах, призванных обеспечить жизнедеятельность потерпевшего как полноценной личности (расходы по уходу, на санаторно-курортное лечение, протезирование, приобретение мотоколяски и т.д.), причинении физических или нравственных страданий. Вред - это не только потеря или уменьшение того, что есть, но и неполучение того, что могло прирасти к имуществу, духовно обогатить личность, повысить ее общеобразовательный и профессиональный уровень и т.д. Дискомфортное состояние личности, вызванное причинением физических или нравственных страданий, - это тоже вред (моральный вред), который подлежит компенсации.

 

Наличие вреда является, в  сущности, единственным условием, которое  необходимо для возникновения всех без исключения обязательств из причинения вреда. Что же касается таких условий, как вина лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения  этого лица и юридически значимая причинная связь между поведением указанного лица и наступившим вредом, то они могут быть, а могут и  не быть, либо быть в неполном комплекте.

 

В тех случаях, когда обязанность  возмещения вреда является мерой  ответственности, в ее основе лежит  состав правонарушения (полный или  усеченный). Полный состав правонарушения, помимо вреда, включает в себя такие  условия, как вина, противоправность и причинная связь, причем они  могут быть как сосредоточены  в поведении одного лица, так и  рассредоточены в поведении разных лиц. Под усеченным составом правонарушения, понимается, что в этом составе  не присутствуют все элементы правонарушения, в частности, в соответствии со ст.1070 п.1 ГК РФ, отсутствует такой из элементов, как вина. Это означает, что вред подлежащий возмещению взыскивается независимо от вины должностных лиц, совершивших  эти действия.

 

Обязательным условием ответственности  при наличии как полного, так  и усеченного состава правонарушения является юридически значимая причинная  связь между поведением причинителя (в форме действия или бездействия) и наступившим вредом. Причинная  связь может считаться юридически значимой, если поведение причинителя  превратило возможность наступления  вредоносного результата в действительность, либо, во всяком случае, обусловило конкретную возможность его наступления. Если же поведение причинителя обусловило лишь абстрактную возможность наступления  вреда, то юридически значимая причинная  связь между поведением причинителя  и вредом отсутствует. Юридически значимая причинная связь обычно называется необходимой, а юридически безразличная - случайной.

 

Обязательным условием наступления  ответственности за причинение вреда  является противоправность, под которой  следует понимать "нарушение чужого субъективного права без должного на то управомочия". Противоправность как один из элементов состава  правонарушения нельзя отождествлять  с правонарушением в целом  как основанием ответственности. Если вред причинен случайно, то противоправность налицо, но ответственность, по общему правилу, не наступит ввиду отсутствия вины, которая необходима для полного  состава правонарушения.

 

В п.1 ст.1070 ГК, в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. противоправное поведение представлено в виде строго определенного перечня противоправных уголовно-процессуальных актов. Особенностью этих актов является то, что противоправное поведение устанавливается нормами  уголовно-процессуального, а не гражданского законодательства.

 

Юридическое значение для  возникновения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный  должностными лицами следственно-судебных органов в процессе уголовного преследования, имеют значение такие уголовно-процессуальные действия, в результате которых гражданин  был арестован в качестве подозреваемого, обвинен в совершении преступления, к нему применялись меры уголовно-процессуального  принуждения, судом был осужден, а впоследствии оправдан за отсутствием  события преступления, состава преступления или за недоказанностью участия  в совершении преступления.

 

Другая особенность этих актов заключается в протяженности  во времени незаконных уголовно-процессуальных действий, причиняющих вред. Например, при незаконном осуждении - с момента  вынесения неправосудного приговора  до освобождения от отбытия наказания, при незаконном заключении под стражу - с момента вынесения постановления  о применении этой меры пресечения до освобождения из-под стражи.

 

Обязательства по возмещению вреда в порядке п.1 ст.1070 ГК возникают  в случае освобождения полностью  от обвинения. Если же при пересмотре уголовного дела была изменена квалификация содеянного на статью закона, предусматривающую  менее тяжкое преступление с назначением  по ней нового, более мягкого наказания, либо снижение меры наказания без  изменения квалификации, то обязательства  по возмещению вреда не возникают.

 

В качестве одной из особенностей гражданско-правовой ответственности  надлежит отметить то, что основанием ответственности за действия одних  и тех же органов в одних  случаях может быть усеченный  состав правонарушения (см. п.1 ст.1070 ГК), а в других - полный (см. п.2 ст.1070 ГК).

 

В теории гражданского права  нормы, содержащиеся в статьях 1069-1071 ГК, принято называть правилами о  специальном деликте - вреде, причиненном  актом власти. Основаниями для  выделения данного случая причинения вреда в особый деликт служат как  особенности применения к нему общих  условий деликтной ответственности, так и наличие ряда специальных  условий, дополнительно установленных  законом. Среди общих условий  деликтной ответственности за вред, причиненный актом власти, наибольшей спецификой обладает противоправность[13].

 

В российском гражданском  праве применяется система генерального деликта, в соответствии с которой, всякое причинение вреда предполагается противоправным и влечет обязанность  причинителя возместить этот вред, если только он не докажет свою управомоченность на его причинение. В рассматриваемой области действует, однако, прямо противоположное правило, а именно, что всякий акт власти предполагается законным, в том числе и тот, которым кому-либо причинен вред. Объясняется это тем, что вред в данном случае причиняется действиями, регулирование которых осуществляется не гражданским, а иными отраслями права - административного, уголовного, уголовно-процессуального и т.д.

 

Далее, акты власти, которыми гражданину или юридическому лицу причинен вред, должны быть противоправными  прежде всего с позиций той  отрасли права, нормами которой  осуществляется их регулирование. Условием возмещения вреда, причиненного актом  власти, является обязательная предварительная  его отмена или признание его  недействительным, которые производятся на основании норм соответствующей  отрасли права.

 

Наконец, специфика противоправности в рассматриваемой области, особенно в сфере деятельности органов  дознания, прокуратуры и суда, состоит  еще и в том, что действие соответствующего органа или должностного лица на момент их совершения могут формально отвечать всем требованиям закона, но, в конечном счете, оказаться незаконными. Например, следователь, расследующий уголовное  дело, мог иметь все основания  для вынесения определения о  заключении лица под стражу. Но в  последующем, если лицо окажется невиновным, эти действия должны быть признаны незаконными.

 

Известную специфику имеет  и такое общее условие ответственности, как причинная связь. В рассматриваемой  сфере вред чаще, чем где бы то ни было, является нераздельным результатом  действий (бездействия) нескольких органов  или их должностных лиц, что объясняется  существующей системой построения государственной  власти и управления. Незаконные действия одних должностных лиц, попустительство  этим действиям со стороны других, отсутствие должного контроля со стороны  третьих - все это создает ситуацию, когда очень трудно установить, чье  же конкретно поведение привело  к причинению вреда.

Информация о работе Ответственность за вред причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры, суда