Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:58, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение процесса лицензирования предпринимательской деятельности, для достижения которой необходимо:
рассмотреть последовательно этапы, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий на примере Лицензионной палаты администрации Тюменской области;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Развитие законодательства о лицензировании отдельных
видов деятельности ………….……………………………….……7
1.1. История развития института лицензирования в России…………7
1.2. Сравнительный анализ Федерального закона от 25.09.1998
№ 158-ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности»
и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»……………15
1.3. Правовая база лицензирования за рубежом (на примере США,
Канады, Германии, Бельгии)………………………………….…..22
Глава 2. Лицензионное производство (на примере деятельности
Лицензионной палаты Ханты-Мансийского автономного
округа)……………………..……………………….……………....….31
2.1. Порядок предоставления, переоформления документов
подтверждающих наличие лицензии…………………...……..…..31
2.2. Контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий ……………………………..40
Глава 3. Ответственность в сфере лицензирования………………………….47
3.1. Ответственность за невыполнение лицензиатами лицензионных
условий и требований……………………………………………….47
3.2. Уголовная ответственность предпринимателей и должностных
лиц органов лицензирования………………………………………55
Заключение ……………………………………………………………….65
Сноски…………………………………………………………….……….69
Список используемой литературы………………………………………76
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Мой диплом.doc

— 371.50 Кб (Скачать документ)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ТЮМЕНСКИЙ ГОУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

      ИНСТИТУТ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 

                        ШИШКИНА ИНГА АЛЕКСАНДРОВНА 

      ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ  ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
 
 
 

Допущено  к защите в ГАК              Слушатель__________ И. А. Шишкина

руководитель  отделения                  Научный руководитель,

«Юриспруденция»                            доцент 

___________ В.Ф. Кириллов             ___________С.А. Бурлицкая 
 
 

Тюмень 2002

      СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение…………………………………………………………………………..4 

Глава     1. Развитие законодательства о лицензировании отдельных  

                  видов деятельности ………….……………………………….……7

          1.1. История развития института лицензирования в России…………7

          1.2. Сравнительный анализ Федерального  закона от 25.09.1998

                № 158-ФЗ «О лицензировании отдельны  видов деятельности»

                и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ

               «О лицензировании отдельных  видов деятельности»……………15

         1.3. Правовая база лицензирования  за рубежом (на примере США,

                 Канады, Германии, Бельгии)………………………………….…..22 

Глава    2. Лицензионное производство (на примере  деятельности

                 Лицензионной палаты Ханты-Мансийского автономного   

                округа)……………………..……………………….……………....….31

       2.1. Порядок предоставления, переоформления  документов 

              подтверждающих наличие лицензии…………………...……..…..31

      2.2. Контроль лицензирующих органов  за соблюдением лицензиатами 

             лицензионных требований и условий  ……………………………..40 

Глава   3. Ответственность в сфере лицензирования………………………….47

        3.1. Ответственность за невыполнение  лицензиатами лицензионных  

              условий и требований……………………………………………….47

        3.2. Уголовная ответственность предпринимателей и должностных

               лиц органов лицензирования………………………………………55 

      Заключение  ……………………………………………………………….65 

      Сноски…………………………………………………………….……….69

      Список  используемой литературы………………………………………76

      Приложение 1……………………………………………………………..81

      Приложение 2……………………………………………………………..89

      Приложение 3……………………………………………………………..90 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

    В условиях рыночной экономики лицензирование отдельных видов деятельности является одним из рычагов усиления воздействия  на хозяйствующие субъекты и повышения уровня управляемости процессами, происходящими в экономике России. Простая, эффективная и стабильная система лицензионных отношений – один из важнейших факторов динамичного развития предпринимательства как одного из основных условий повышения уровня жизни людей.

    Лицензирование - достаточно сложный процесс, органично  связанный взаимоотношениями со многими отраслями экономики  и государственной властью - при  правильном подходе может положительно влиять на осуществление отдельных видов деятельности. Проникая во все сферы производства и коммерции, лицензирование дает возможность потребителям, предпринимателям и государству соблюдать паритет своих интересов. Философия этой стратегии такова: на благо личности, обществу и государству.

      Ключевым  условием развития экономики является усиление предпринимательской активности, устранение административных барьеров на пути ведения бизнеса, создание режима максимального благоприятствования  для его развития. О дебюракратизации и минимизации административного вмешательства государства в дела предприятия, о дальнейшем сокращении перечня лицензируемых видов деятельности, говорил Президент Российской Федерации в своем обращении в 2001 году к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране. [1]

      Темой данной дипломной работы является лицензирование отдельных видов предпринимательской  деятельности. По нашему мнению, данная тема очень важна для изучения, прежде всего с принятием и  вступлением  в силу с 10.02.2002 нового Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

      Принятие  нового Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»  прежде всего, связано с недостатками, сложившимися в сфере осуществления  лицензирования отдельных видов деятельности. Отсутствие единых норм правового обеспечения в сфере лицензирования, отсутствие единого предельного перечня лицензируемых видов деятельности превращали существующий ранее процесс получения лицензии в один из трудно преодолимых административных барьеров.

      Установленная предыдущим Федеральным законом  от 25.09.1998 № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" норма о нераспространении установленного им порядка лицензирования на порядок  лицензирования конкретных видов деятельности, лицензирование которых установлено иными, вступившими ранее в силу федеральными законами, противоречит принципу единства порядка лицензирования, а также возможность определения в подзаконных актах работ и услуг по лицензируемым видам деятельности привела к значительному расширению перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.

      Однако, и новый закон до конца не решил  проблем всех прблем, связанных с  процессом лицензирования предпринимательской  деятельности. Законодатель умолчал, например, о проверке объекта соискателя лицензии на соответствие его лицензионным условиям и требованиям, хотя определил, что основанием для отказа в выдаче лицензии является несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов, лицензионным условиям и требованиям, не урегулировал действия лицензирующего органа и лицензиата, в случае создания в период действия лицензии новых объектов, сузил рамки по осуществлению лицензирующим органом контрольных функций за лицензиатами и многое другое.

      Целью настоящей работы является изучение процесса лицензирования предпринимательской деятельности, для достижения которой необходимо:

      рассмотреть последовательно этапы, связанные  с предоставлением лицензий, переоформлением  документов, подтверждающих наличие  лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий на примере Лицензионной палаты администрации Тюменской области;

      определить  проблемы, возникающие в процессе лицензирования;

      провести  анализ законодательства о лицензировании;

      выработать  предложения по совершенствованию  законодательства о лицензировании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О             ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ  ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

    1. История возникновения института  лицензирования в  России
 
 
 

      В условиях стремительного развития рыночных отношений одной из главных и  приоритетных целей государства является обеспечение безопасности граждан от неблагоприятных последствий недостаточно цивилизованного рынка. Собственно для этих целей была введена система лицензирования.

      Аналог  института лицензирования – разрешительная система, существовавшая в Советском Союзе уже с 20-х годов, которая нашла отражение в Обязательных Постановлениях Моссовета Р.К. и К.Д. «О регистрации патентов» от 9 мая 1923 г. Основным предметом регулирования этого документа была промысловая деятельность – торговля с рук, лотков, корзин, открытие различного рода промысловых предприятий. На ее осуществление владелец обязан был получить промысловое свидетельство – патент в Мосфинотделе, с обязательной его регистрацией в течение семи дней со дня его получения в отделениях милиции. Понятие промысловой деятельности использовалось в самом широком смысле, охватывая как производственную, торговую, ремесленную, так и другие виды деятельности, на осуществление которых требовалась регистрация, а также прохождение экспертизы в специальных и уполномоченных на то органах. Таким образом, государство устанавливало со своей стороны особый контроль за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией публичных интересов.

      Лицензирование  как гражданско-правовой институт ведет начало с доперестроечных времен. В советском праве лицензирование выполняло в основном функцию государственного контроля над экспортом и импортом товаров и расходованием валютных средств. С переходом к рыночной экономике институт лицензирования вышел на качественно более высокий правовой уровень.

      Впервые на законодательном уровне понятие  «лицензирование хозяйственной  деятельности» появилось в Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности»  от 2 октября 1990 г.

      Несколько позже основополагающим документом, регулирующим вопросы взаимодействия государства с предприятиями, являлся Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», после принятия которого, предприятия, независимо от формы собственности, приобрели право осуществлять любые виды деятельности во всех сферах и отраслях народного хозяйства, которые не запрещены законом, закрепив за государством лишь исключительное монопольное право на осуществление некоторых видов деятельности, связанных с оружием, наркотиками, радиоактивными и драгоценными металлами и прочие, а также производство ликероводочных и табачных изделий (п. 1 ст.21). При этом отдельные виды деятельности предприятиями могли осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии) (п.4.ст.21). [1]

      Определение перечня видов деятельности и  порядка выдачи лицензий было отнесено Законом к компетенции Совета Министров РСФСР и Совета Министров  входящих в ее состав республик или  уполномоченных ими органов. Совет  Министров РСФСР и Президент РСФСР активно использовали предоставленные полномочия: в относительно короткий срок ими были приняты нормативные акты о порядке лицензирования строительной, биржевой, торговой и некоторых других видов деятельности. Кроме того, Правительство Российской Федерации постановлением от 27 мая 1993 г. № 492 наделило органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения полномочиями по лицензированию отдельных видов деятельности согласно перечню. [2]

      В свою очередь, во исполнение указанного постановления органы местного самоуправления субъектов принимали свои нормативные акты, регулирующие данные правоотношения на подведомственных территориях, и, как показала практика, не всегда в рамках предоставленных полномочий. Большинство указанных нормативных актов не было опротестовано или оспорено. В результате такого развития нормотворчества возникла реальная угроза бесконтрольного расширения перечня и, как следствие, перевода большинства видов деятельности участников рынка в лицензируемые виды деятельности.

Информация о работе Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности