Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:58, дипломная работа
Целью настоящей работы является изучение процесса лицензирования предпринимательской деятельности, для достижения которой необходимо:
рассмотреть последовательно этапы, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий на примере Лицензионной палаты администрации Тюменской области;
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Развитие законодательства о лицензировании отдельных
видов деятельности ………….……………………………….……7
1.1. История развития института лицензирования в России…………7
1.2. Сравнительный анализ Федерального закона от 25.09.1998
№ 158-ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности»
и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»……………15
1.3. Правовая база лицензирования за рубежом (на примере США,
Канады, Германии, Бельгии)………………………………….…..22
Глава 2. Лицензионное производство (на примере деятельности
Лицензионной палаты Ханты-Мансийского автономного
округа)……………………..……………………….……………....….31
2.1. Порядок предоставления, переоформления документов
подтверждающих наличие лицензии…………………...……..…..31
2.2. Контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий ……………………………..40
Глава 3. Ответственность в сфере лицензирования………………………….47
3.1. Ответственность за невыполнение лицензиатами лицензионных
условий и требований……………………………………………….47
3.2. Уголовная ответственность предпринимателей и должностных
лиц органов лицензирования………………………………………55
Заключение ……………………………………………………………….65
Сноски…………………………………………………………….……….69
Список используемой литературы………………………………………76
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЮМЕНСКИЙ ГОУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ШИШКИНА ИНГА АЛЕКСАНДРОВНА
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Допущено к защите в ГАК Слушатель__________ И. А. Шишкина
руководитель отделения Научный руководитель,
«Юриспруденция»
___________
В.Ф. Кириллов
___________С.А.
Бурлицкая
Тюмень 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие законодательства о лицензировании отдельных
видов деятельности ………….………………
1.1. История развития института лицензирования в России…………7
1.2. Сравнительный анализ
№ 158-ФЗ «О лицензировании
и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»……………15
1.3. Правовая база лицензирования за рубежом (на примере США,
Канады, Германии, Бельгии)………………………………….…..22
Глава 2. Лицензионное производство (на примере деятельности
Лицензионной палаты Ханты-
округа)……………………..……………………….………
2.1. Порядок предоставления, переоформления документов
подтверждающих наличие
2.2.
Контроль лицензирующих
лицензионных требований и
Глава
3. Ответственность в сфере
3.1. Ответственность за
условий и требований…………………………
3.2. Уголовная ответственность предпринимателей и должностных
лиц органов лицензирования…………
Заключение
……………………………………………………………….65
Сноски………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………76
Приложение 1……………………………………………………………..81
Приложение 2……………………………………………………………..89
Приложение
3……………………………………………………………..90
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики лицензирование отдельных видов деятельности является одним из рычагов усиления воздействия на хозяйствующие субъекты и повышения уровня управляемости процессами, происходящими в экономике России. Простая, эффективная и стабильная система лицензионных отношений – один из важнейших факторов динамичного развития предпринимательства как одного из основных условий повышения уровня жизни людей.
Лицензирование - достаточно сложный процесс, органично связанный взаимоотношениями со многими отраслями экономики и государственной властью - при правильном подходе может положительно влиять на осуществление отдельных видов деятельности. Проникая во все сферы производства и коммерции, лицензирование дает возможность потребителям, предпринимателям и государству соблюдать паритет своих интересов. Философия этой стратегии такова: на благо личности, обществу и государству.
Ключевым
условием развития экономики является
усиление предпринимательской
Темой
данной дипломной работы является лицензирование
отдельных видов
Принятие нового Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» прежде всего, связано с недостатками, сложившимися в сфере осуществления лицензирования отдельных видов деятельности. Отсутствие единых норм правового обеспечения в сфере лицензирования, отсутствие единого предельного перечня лицензируемых видов деятельности превращали существующий ранее процесс получения лицензии в один из трудно преодолимых административных барьеров.
Установленная
предыдущим Федеральным законом
от 25.09.1998 № 158-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности"
норма о нераспространении
Однако, и новый закон до конца не решил проблем всех прблем, связанных с процессом лицензирования предпринимательской деятельности. Законодатель умолчал, например, о проверке объекта соискателя лицензии на соответствие его лицензионным условиям и требованиям, хотя определил, что основанием для отказа в выдаче лицензии является несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов, лицензионным условиям и требованиям, не урегулировал действия лицензирующего органа и лицензиата, в случае создания в период действия лицензии новых объектов, сузил рамки по осуществлению лицензирующим органом контрольных функций за лицензиатами и многое другое.
Целью настоящей работы является изучение процесса лицензирования предпринимательской деятельности, для достижения которой необходимо:
рассмотреть последовательно этапы, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий на примере Лицензионной палаты администрации Тюменской области;
определить проблемы, возникающие в процессе лицензирования;
провести анализ законодательства о лицензировании;
выработать
предложения по совершенствованию
законодательства о лицензировании.
ГЛАВА
1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О
ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях стремительного развития рыночных отношений одной из главных и приоритетных целей государства является обеспечение безопасности граждан от неблагоприятных последствий недостаточно цивилизованного рынка. Собственно для этих целей была введена система лицензирования.
Аналог института лицензирования – разрешительная система, существовавшая в Советском Союзе уже с 20-х годов, которая нашла отражение в Обязательных Постановлениях Моссовета Р.К. и К.Д. «О регистрации патентов» от 9 мая 1923 г. Основным предметом регулирования этого документа была промысловая деятельность – торговля с рук, лотков, корзин, открытие различного рода промысловых предприятий. На ее осуществление владелец обязан был получить промысловое свидетельство – патент в Мосфинотделе, с обязательной его регистрацией в течение семи дней со дня его получения в отделениях милиции. Понятие промысловой деятельности использовалось в самом широком смысле, охватывая как производственную, торговую, ремесленную, так и другие виды деятельности, на осуществление которых требовалась регистрация, а также прохождение экспертизы в специальных и уполномоченных на то органах. Таким образом, государство устанавливало со своей стороны особый контроль за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией публичных интересов.
Лицензирование как гражданско-правовой институт ведет начало с доперестроечных времен. В советском праве лицензирование выполняло в основном функцию государственного контроля над экспортом и импортом товаров и расходованием валютных средств. С переходом к рыночной экономике институт лицензирования вышел на качественно более высокий правовой уровень.
Впервые
на законодательном уровне понятие
«лицензирование хозяйственной
деятельности» появилось в
Несколько позже основополагающим документом, регулирующим вопросы взаимодействия государства с предприятиями, являлся Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», после принятия которого, предприятия, независимо от формы собственности, приобрели право осуществлять любые виды деятельности во всех сферах и отраслях народного хозяйства, которые не запрещены законом, закрепив за государством лишь исключительное монопольное право на осуществление некоторых видов деятельности, связанных с оружием, наркотиками, радиоактивными и драгоценными металлами и прочие, а также производство ликероводочных и табачных изделий (п. 1 ст.21). При этом отдельные виды деятельности предприятиями могли осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии) (п.4.ст.21). [1]
Определение перечня видов деятельности и порядка выдачи лицензий было отнесено Законом к компетенции Совета Министров РСФСР и Совета Министров входящих в ее состав республик или уполномоченных ими органов. Совет Министров РСФСР и Президент РСФСР активно использовали предоставленные полномочия: в относительно короткий срок ими были приняты нормативные акты о порядке лицензирования строительной, биржевой, торговой и некоторых других видов деятельности. Кроме того, Правительство Российской Федерации постановлением от 27 мая 1993 г. № 492 наделило органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения полномочиями по лицензированию отдельных видов деятельности согласно перечню. [2]
В свою очередь, во исполнение указанного постановления органы местного самоуправления субъектов принимали свои нормативные акты, регулирующие данные правоотношения на подведомственных территориях, и, как показала практика, не всегда в рамках предоставленных полномочий. Большинство указанных нормативных актов не было опротестовано или оспорено. В результате такого развития нормотворчества возникла реальная угроза бесконтрольного расширения перечня и, как следствие, перевода большинства видов деятельности участников рынка в лицензируемые виды деятельности.
Информация о работе Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности