Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:58, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение процесса лицензирования предпринимательской деятельности, для достижения которой необходимо:
рассмотреть последовательно этапы, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий на примере Лицензионной палаты администрации Тюменской области;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Развитие законодательства о лицензировании отдельных
видов деятельности ………….……………………………….……7
1.1. История развития института лицензирования в России…………7
1.2. Сравнительный анализ Федерального закона от 25.09.1998
№ 158-ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности»
и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»……………15
1.3. Правовая база лицензирования за рубежом (на примере США,
Канады, Германии, Бельгии)………………………………….…..22
Глава 2. Лицензионное производство (на примере деятельности
Лицензионной палаты Ханты-Мансийского автономного
округа)……………………..……………………….……………....….31
2.1. Порядок предоставления, переоформления документов
подтверждающих наличие лицензии…………………...……..…..31
2.2. Контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий ……………………………..40
Глава 3. Ответственность в сфере лицензирования………………………….47
3.1. Ответственность за невыполнение лицензиатами лицензионных
условий и требований……………………………………………….47
3.2. Уголовная ответственность предпринимателей и должностных
лиц органов лицензирования………………………………………55
Заключение ……………………………………………………………….65
Сноски…………………………………………………………….……….69
Список используемой литературы………………………………………76
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Мой диплом.doc

— 371.50 Кб (Скачать документ)

      Нарушение условий лицензирования образуют, например, такие действия как осуществление  видов работ и услуг предпринимательской  деятельности, не предусмотренной в  лицензии, например, как при осуществлении ветеринарной деятельности. Также не соблюдение условий и требований к осуществлению конкретного вида деятельности.

      Например, при осуществлении медицинской  деятельности в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 № 499 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» лицензионными условиями и требованиями являются:

      а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности  или на ином законном основании соответствующих помещений;

      б) наличие соответствующих организационно - технических условий и материально - технического оснащения, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских  технологий, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации;

      в) наличие и содержание в работоспособном  состоянии средств противопожарной  защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и  необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;

      г) наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно - технических работников и др.), имеющих  высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет - для юридического лица;

      д) наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного  образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и  характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее 2 лет - для индивидуального предпринимателя;

      е) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя.

      А, к примеру, при осуществлении  деятельности по заготовке, переработке  и реализации лома цветных металлов в соответствии с пунктом 4 постановления  Правительства Российской Федерации  от 22.07.2002 № 552 «Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов» лицензионными условиями и требованиями являются:

      а) соблюдение Правил обращения с ломом  и отходами цветных металлов и  их отчуждения, утвержденных Правительством Российской Федерации;

      б) наличие на каждом объекте у лицензиата в собственности или на ином законном основании земельного участка, помещений  и другого имущества, используемого  в качестве средств производства, в том числе:

      крытых  складских помещений, оборудованных грузоподъемными механизмами и приспособлениями, для раздельного хранения различных видов лома цветных металлов;

      весового  и другого метрологического оборудования, внесенного в государственный реестр и поверенного соответствующим  органом;

      дозиметрического  оборудования, разрешенного к промышленному  использованию, внесенного в государственный  реестр и поверенного в установленном  порядке;

      в) наличие не менее чем на одном  объекте лицензиата в пределах территории субъекта Российской Федерации аттестованной лаборатории для определения химического состава лома цветных металлов и производимой из него продукции;

      г) соответствие производственных помещений, технологического, контрольно - измерительного и другого оборудования техническим  нормам и требованиям;

      д) наличие у лицензиата специалистов соответствующей квалификации для  работы с используемым оборудованием;

      е) обеспечение лицензиатом контроля радиационной безопасности и взрывобезопасности лома цветных металлов;

      ж) наличие на каждом объекте лицензиата дубликата лицензии с указанием места нахождения данного объекта.

      Уголовная ответственность не наступает, если лицензия не предусматривает обязательности соблюдения лицензионных условий и  требований.

      Ущерб как последствия преступления исчисляется  судом в качестве крупного исходя из конкретных обстоятельств дела, поскольку его границы и порядок определения данной статьей не устанавливаются. В ущерб может включаться вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, его имуществу, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге) и упущенная выгода. Во всех случаях ущерб должен находится в причинной связи с незаконностью предпринимательства.

      Доход определяется в примечании к статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации как извлеченный в крупном размере, если он превышает двести минимальных размеров оплаты труда, и как в особо крупном размере, если он превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

      В последнее время все чаще появляются расхождения относительно самого понятия дохода, который извлекается при незаконном предпринимательстве. Это связано, прежде всего с тем, что состав дохода и порядок его исчисления в уголовном законе не определяются. Существует мнение, что под доходом стоит рассматривать всю сумму (выручку) или весь оборот средств за определенный период времени данного предприятия. Но ведь возможность наступления уголовной ответственности по статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации зависит именно от того, какие суммы будут приниматься во внимание. На практике очень сложно установить размер причиненного ущерба, и поэтому границы преступления определяются размером полученного дохода.

      Доход применительно к статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации –  это по составу и размерам то, что облагается налогом по результатам предпринимательской деятельности в конце отчетного периода. [13]

      Квалификация  деяния по статье 171 Уголовного кодекса  Российской Федерации возможна только в случае, если одновременно установлены  следующие обстоятельства:

      в результате осуществления предпринимательской деятельности образовался доход, состав, а также крупный либо особо крупный размеры которого исчислены по правилам, установленным для определения объекта налогообложения в виде валовой прибыли либо прибыли в соответствии со статьей 2 Закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Обязательно в этом случае, как это и подчеркнуто в тексте Комментария к Уголовному кодексу Российской Федерации под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М, Лебедева, «надо учитывать факторы влияющие на уменьшение объекта налогообложения»; [14]

      доход в крупном или особо крупном  размере по прямому тексту статьи 171 УК РФ, извлечен по смыслу правовых предписаний  о бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности. Это возможно в случае ведения предпринимательской деятельности только в конце отчетного периода, до этого момента извлечение дохода не наступает;

      доход извлекается умышленно, то есть когда  лицо, осознавая общественную опасность  деяния, желает осуществлять предпринимательскую  деятельность без лицензии и тем самым извлекать доход в крупном или особо крупном размере.

      В случае если доход, исчисляемый по изложенным правилам, не достигает двухсот минимальных  размеров оплаты труда, незаконное предпринимательство  отсутствует. [15]

      Субъектом данного преступления может являться любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которое, осуществляя предпринимательскую  деятельность, отказалось получить специальное  разрешение (лицензию), а также соблюдать  требования и условия лицензирования.

      Субъективной  стороной данного преступления является прямой или косвенный умысел. Лицо осознает общественную опасность своих  действий и либо желает извлечения дохода в крупном размере, либо сознательно  допускает последствия в виде крупного ущерба.

      Должностные лица, работающие в органах лицензирования и осуществляющие деятельность по выдаче, продлению лицензий и иные операции связанные с лицензионной деятельностью, при соответствующих обстоятельствах  могут нести уголовную ответственность  по статье 169 Уголовного кодекса Российской Федерации «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», если нарушение порядка лицензирования в совокупности с иными действиями (бездействием) не образует иного должностного преступления.[16]

      Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности наличествует, когда заявитель, прошедший государственную регистрацию, представил в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, необходимые документы, и состоит в том, что должностное лицо вынесло без оснований, предусмотренных нормативными правовыми актами, решение об отказе в выдаче лицензии и направило принятое решение заявителю.

      Отказ в выдаче лицензии может быть правомерным  при наличии в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации или при несоответствие у соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

      Не  допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

      Недопустим, во всяком случае, отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления данного вида деятельности или иным мотивом, не предусмотренным нормативными правовыми актами.

      Уклонение от выдачи лицензии представляет собой  не принятие соответствующего решения  в течение периода, предусмотренного положением о лицензировании конкретного  вида деятельности для принятия решения  о выдаче лицензии.

      Субъект данного преступления во всех случаях  – должностное лицо, обладающее специальной правовой компетенцией, необходимой для выдачи специального разрешения (лицензии): для принятия решений, как нормативных, так и  правоприменительных, по законному проведению контрольных и иных действий, прямо или косвенно регулирующих предпринимательскую деятельность. Использование служебного положения заключается, в частности, в том, что должностное лицо совершает неправомерные действия, опираясь на свои правовые и фактические возможности, авторитет государственной власти.

      Субъективная  сторона данного преступления характеризуется  только прямым умыслом. Виновный осознает, что его действия или бездействия  является общественно опасными, что  они препятствуют законной предпринимательской деятельности, и желает этого. Цель и мотив не являются обязательным признаком субъективной стороны и не подлежат доказыванию. Однако они могут определять характер и степень общественной опасности данного преступления. Так, целью может быть разорение индивидуального предпринимателя или данной коммерческой организации либо их подчинение условиям, определенным виновным. Мотивом данного преступления могут быть месть, стремление добиться определенных услуг, неверно понятые интересы службы и т.п.

      Квалифицирующими  признаками преступления, влекущими  ответственность по части 2 статьи 169 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются совершение деяний в нарушение  вступившего в законную силу судебного  акта, а равно причинение крупного ущерба.

      Совершение  деяний в нарушение вступившего  в законную силу судебного акта означает, что все действия, предусмотренные  частью 1 данной статьи, противоречат не только закону, но и принятому в  соответствии с ним судебному  решению, которые устанавливает необходимость совершения определенных актов должностным лицом, возлагает на него определенные обязанности и (или) разрешает совершение действий предпринимателем или коммерческой организацией либо обязывает их к соблюдению определенной формы и условий деятельности.

      Крупный ущерб может быть причинен государству, личности, иным организациям и должен находится в причинной связи  с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности. Он исчисляется по общим правилам определения ущерба и признается судом в качестве крупного в зависимости от характера и объема законной предпринимательской деятельности с учетом, в частности, упущенной выгоды от потери рабочих мест. [17] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности