Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:58, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение процесса лицензирования предпринимательской деятельности, для достижения которой необходимо:
рассмотреть последовательно этапы, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий на примере Лицензионной палаты администрации Тюменской области;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Развитие законодательства о лицензировании отдельных
видов деятельности ………….……………………………….……7
1.1. История развития института лицензирования в России…………7
1.2. Сравнительный анализ Федерального закона от 25.09.1998
№ 158-ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности»
и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»……………15
1.3. Правовая база лицензирования за рубежом (на примере США,
Канады, Германии, Бельгии)………………………………….…..22
Глава 2. Лицензионное производство (на примере деятельности
Лицензионной палаты Ханты-Мансийского автономного
округа)……………………..……………………….……………....….31
2.1. Порядок предоставления, переоформления документов
подтверждающих наличие лицензии…………………...……..…..31
2.2. Контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий ……………………………..40
Глава 3. Ответственность в сфере лицензирования………………………….47
3.1. Ответственность за невыполнение лицензиатами лицензионных
условий и требований……………………………………………….47
3.2. Уголовная ответственность предпринимателей и должностных
лиц органов лицензирования………………………………………55
Заключение ……………………………………………………………….65
Сноски…………………………………………………………….……….69
Список используемой литературы………………………………………76
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Мой диплом.doc

— 371.50 Кб (Скачать документ)

      Не  допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иными федеральными законами.

      Все документы, представленные в соответствующий  лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия  которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

      За  предоставление недостоверных или  искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

      Более короткие сроки принятия решения  о предоставлении или об отказе в  предоставлении лицензии могут устанавливаться  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

      Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

      Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

      Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием  причин отказа. [4]

      В течение трех дней после представления  соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии (за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей).

      Суммы указанных лицензионных сборов зачисляются  в соответствующие бюджеты.

      Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий. В соответствии с абзацем 2 пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» размер платы составляет 10 рублей. [5]

      Основанием  отказа в предоставлении лицензии является:

      наличие в документах, представленных соискателем  лицензии, недостоверной или искаженной информации;

      несоответствие  соискателя лицензии, принадлежащих  ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

      Не  допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой  для производства соискателем лицензии.

      Соискатель  лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или  его бездействие. [6]

      Срок  действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Данная норма с точки зрения устранения административных барьеров в осуществлении предпринимательства путем увеличения срока действия лицензии на наш взгляд законодателем установлено разумно.

      Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

      Положениями о лицензировании конкретных видов  деятельности может быть предусмотрено  бессрочное действие лицензии. [7]

      В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или  места его нахождения, либо изменения  имени или места жительства индивидуального  предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.

      При переоформлении документа, подтверждающего  наличие лицензии, лицензирующий  орган вносит соответствующие изменения  в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие  лицензии, осуществляется в течение  десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

      За  переоформление документа, подтверждающего  наличие лицензии, взимается плата  в размере 100 рублей, которая зачисляется  в соответствующий бюджет. [8]

      На  практике переоформление документа, подтверждающего  наличие лицензии в основном связано с изменением наименования или местонахождения юридического лица.

      Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом  исполнительной власти или органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

      Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом  субъекта Российской Федерации, может  осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации о намерении осуществлять лицензируемую деятельность на территориях этих субъектов Российской Федерации, в котором указываются следующие сведения:

      а) наименование, организационно - правовая форма и место нахождения - для  юридического лица;

      б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего  личность, - для индивидуального  предпринимателя;

      в) лицензируемая деятельность;

      г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;

      д) идентификационный номер налогоплательщика;

      е) место осуществления лицензируемой  деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

      ж) дата предполагаемого начала осуществления  лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

      Лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления  с отметкой о дате приема. [9]

      На  практике существует проблема при осуществлении  контроля за лицензиатами, осуществляющими  деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации, так как законодателем  не предусмотрено внесение в лицензию территориально обособленных объектов, с помощью которых осуществляется деятельность. Не предусмотрено извещение органа выдавшего лицензию, лицензирующим органом иного субъекта Российской Федерации получившим уведомление от лицензиата. Практически эту проблему, возможно, решить путем заключения соглашений между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам взаимодействия при осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований.

      Рассмотрим  деятельность Лицензионной палаты Ханты-Мансийского автономного округа за 2000-2001 годы, которая  в этот период осуществляла лицензирование в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 № 326 «О лицензировании отдельных видов деятельности.

      В структуру Лицензионной палаты Ханты-Мансийского  автономного округа входят следующие  отделы:

      отдел выдачи и регистрации лицензии;

      контрольно-ревизионный  отдел;

      методический  отдел;

      Комиссия  по лицензированию медицинских учреждений.

      Комиссия  по лицензированию фармацевтической деятельности.

      Основной  задачей отдела выдачи и регистрации  лицензии, комиссии по лицензированию медицинских учреждений и комиссии по лицензированию фармацевтической деятельности  является выполнение мероприятий, связанных с выдачей лицензий, регистрацией лицензий, выданных органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии с федеральным законодательством.

      Для решения основной задачи отдел (комиссия) осуществляет следующие функции:

      рассматривает документы, поданные на лицензирование или регистрацию лицензий, выданных органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации;

      формирует и ведет реестры  выданных лицензий Лицензионной палатой и зарегистрированных лицензий, выданных органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации;

      консультирует соискателей лицензий по вопросам лицензирования;

      подготавливает  и оформляет мотивированные в  письменной форме отказы о выдаче лицензии;

      участвует в проведении проверок на предмет  соответствия осуществляемой лицензиатами деятельности лицензионным требованиям  и условиям;

      рассматривает обращения граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции отдела (комиссии) и принимает в пределах своих полномочий необходимые для их разрешения меры;

      подготавливает  отчеты о проделанной работе отдела (комиссии) отчетный период;

      ежемесячно  обобщает информацию о выданных и  зарегистрированных лицензиях.

      Для наглядности необходимо провести анализ о работе Лицензионной палаты Ханты-Мансийского  автономного округа за период 2000-2001 г.  (приложение 2). Из которого следует вывод, что количество принятых заявлений и количество  выданных лицензий за год в среднем одинаково. Однако следует заметить, что больше половины из представленных документов в Лицензионную палату автономного округа возвращаются соискателям лицензии на доработку, в связи с их несоответствием тому перечню документов, который определен в положениях по лицензированию видов деятельности, а также несоответствию их содержания и требованиям законодательства.

      Интересно рассмотреть показатели работы Лицензионной палаты округа за январь-февраль 2001 г. и первую декаду февраля 2002 г.,  то есть до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (приложение 3). Цифры показывают, что в текущем году предприниматели старались получить лицензии даже на те виды деятельности, лицензирование которых не предусмотрено новым Федеральным законом. И это не говорит о том, что предприниматели не знали, что новый закон отменил лицензирование их вида деятельности.

      Исходя  из этого анализа можно сделать  следующий вывод: получение лицензии повышает конкурентоспособность предпринимателей в условиях рыночной экономики и  потребители больше доверяют тем  предпринимателям, которые получили лицензию, выполнив при этом определенные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а именно прошли проверку государственных органов на соответствие санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, противопожарным, экологическим нормам и правилам, а также требованиям техники безопасности. 
 
 

      2.2. Контроль лицензирующих  органов за соблюдением

             лицензиатами лицензионных  условий и требований 
 
 

      Контроль  за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции. [10]

      При осуществлении контроля права и  обязанности лицензирующих органов  должны быть определены федеральным  законодательством.

Информация о работе Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности