Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:58, дипломная работа
Целью настоящей работы является изучение процесса лицензирования предпринимательской деятельности, для достижения которой необходимо:
рассмотреть последовательно этапы, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий на примере Лицензионной палаты администрации Тюменской области;
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Развитие законодательства о лицензировании отдельных
видов деятельности ………….……………………………….……7
1.1. История развития института лицензирования в России…………7
1.2. Сравнительный анализ Федерального закона от 25.09.1998
№ 158-ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности»
и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»……………15
1.3. Правовая база лицензирования за рубежом (на примере США,
Канады, Германии, Бельгии)………………………………….…..22
Глава 2. Лицензионное производство (на примере деятельности
Лицензионной палаты Ханты-Мансийского автономного
округа)……………………..……………………….……………....….31
2.1. Порядок предоставления, переоформления документов
подтверждающих наличие лицензии…………………...……..…..31
2.2. Контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий ……………………………..40
Глава 3. Ответственность в сфере лицензирования………………………….47
3.1. Ответственность за невыполнение лицензиатами лицензионных
условий и требований……………………………………………….47
3.2. Уголовная ответственность предпринимателей и должностных
лиц органов лицензирования………………………………………55
Заключение ……………………………………………………………….65
Сноски…………………………………………………………….……….69
Список используемой литературы………………………………………76
Приложение
1. Отсутствие определений таких терминов, как "территориально обособленный объект", "копия лицензии", недостаточная проработанность термина "лицензионные требования и условия", что допускало их произвольную трактовку правоприменителями.
2. Отсутствие законодательно закрепленной возможности проведения лицензирующими органами предлицензионной экспертизы документов, представляемых соискателями лицензий, а также самого объекта лицензирования, на котором или с помощью которого субъект предпринимательской деятельности намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности. Указанный "пробел" формализовал работу лицензирующих органов, придавал ей регистрационный характер, и не давал возможности объективно решить вопрос о соответствии или несоответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
3. Законодательно не были установлены критерии определения "грубости нарушений лицензионных требований и условий", что негативно сказывалось на принятии решений о приостановлении действия и аннулировании лицензий, а также на судебной практике разрешения споров о правомерности принятия таких решений.
4.
Не был определен порядок
Принятие Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым установлен ряд нововведений, требующих приведения нормативно-правовых актов в соответствие с ним, по мнению разработчиков призван упорядочить и упростить порядок лицензирования на территории Российской Федерации. [14]. Возможно, на взгляд автора, процедура получения лицензии действительно упростилась для соискателя лицензии, однако, как показала практика применения чуть более года нового закона, значительно осложнилось положение в сфере лицензирования, особенно в вопросах предоставления, оформления лицензий, приостановления и аннулирования лицензий, а также осуществления контроля.
Проведем анализ норм нового закона, который начинается всегда с вопроса о том, какова отныне будет сфера применения данного закона, насколько она отличается от той, которая была прописана его предшественником.
В основном сфера применения Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» осталась прежней. Так же, как и предыдущий законодательный акт, он не распространяется на внешнеэкономическую, таможенную деятельность, отношения по использованию природных ресурсов, объектов животного и растительного мира. В сферу его компетенции не входит и лицензирование использования результатов интеллектуальной деятельности.
Вместе с тем следует заметить, что новый закон не распространяется на ряд видов деятельности, которые с полным основанием могли быть отнесены к категории «отдельных видов». Это следующие виды деятельности:
деятельность кредитных организаций;
деятельность,
связанная с защитой
деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
деятельность в области связи;
биржевая деятельность;
нотариальная деятельность;
страховая деятельность;
деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
осуществление
международных автомобильных
приобретение оружия и патронов к нему;
использование результатов интеллектуальной деятельности;
использование
орбитально-частотных ресурсов и
радиочастот для осуществления
телевизионного вещания и радиовещания
(в том числе вещания
деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
образовательная деятельность. [15]
Лицензирование
вышеперечисленных видов
Если говорить об основах организации лицензирования в Российской Федерации, то они подверглись в новом законе существенным изменениям.
Предыдущим законом было предусмотрено, что полномочия Российской Федерации в сфере лицензирования осуществляют в рамках своей компетенции Президент и Правительство Российской Федерации. Отныне эти полномочия предоставлены только Правительству Российской Федерации. Изменилась и роль органов местного самоуправления в сфере лицензирования. Если прежде они могли наделяться отдельными полномочиями в этой области, то новый закон подобного уже не предусматривает.
Новый закон изменил и подход к видам работ и услуг, подлежащим лицензированию, а также к лицензионным условиям и требованиям… Им вообще не предусмотрено такое понятие, как «виды работ, услуг» по лицензируемым видам деятельности. Исключение сделано только для космической, ветеринарной и медицинской деятельности.
В соответствии с прежним законом к лицензионным условиям и требованиям относились соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил. В числе непременного условия являлось также соблюдение соответствующих положений, которые устанавливали дополнительные требования к квалификации соискателя лицензии и лицензиату и к объектам их деятельности. [16]
По новому закону лицензионные требования и условия — это «совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности». [17]
Определенные изменения с принятием нового закона претерпел и общий порядок лицензирования.
И прежний, и нынешний законы устанавливают уведомительный порядок распространения действия лицензий, предоставленных лицензирующим органом субъекта РФ, на территории субъектов Российской Федерации. Однако прежний закон предусматривал, что эта норма должна вступить в силу с 1 января 2005 г., а до той поры должен был действовать порядок обязательной регистрации лицензий. Новый закон не установил конкретного срока, следовательно, норма должна действовать с момента введения закона в действие. В то же время, законодателем не предусмотрена ответственность за нарушение данной нормы.
Согласно прежнему закону лицензия выдавалась на срок не менее 3 лет. Можно было получить ее и на меньший срок, но только по заявлению соискателя лицензии. [18]
Новый
законодательный акт
Предыдущий закон устанавливал, что в случае, если это не противоречит положению о лицензировании конкретного вида деятельности, срок действия лицензии мог быть продлен по заявлению лицензиата. Были четко определены и основания, по которым лицензирующий орган имел право отказать в продлении срока действия лицензии. Новый же закон вообще не предусматривает возможности отказа в продлении срока действия лицензии. Оно теперь будет осуществляться в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Отсутствие в законе нормы, устанавливающей возможность отказа хозяйствующему субъекту в продлении действия лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных и (или) грубых нарушений лицензионных требований и условий, а также нормы, устанавливающей возможность отказа в выдаче лицензии в случае, если лицензия хозяйствующего субъекта была аннулирована в связи с грубым и (или) неоднократным нарушением лицензионных требований и условий, позволяет недобросовестным предпринимателям находить лазейки и безнаказанно нарушать законы.
Также
введено новое основание для
переоформления лицензии - утрата лицензии
и уточнен порядок
Существует различие между законами и в вопросе о документах, которые необходимо представлять для получения лицензии.
В соответствии с новым законом включение какого-либо документа в качестве необходимого в перечень представляемых соискателем в лицензирующий орган содержащейся в конкретных положениях должен быть обоснован ссылкой на федеральный закон или соответствующий нормативный правовой акт.
Изменился и срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии. Он теперь увеличился в два раза — с 30 до 60 дней.
Претерпел изменения определения размера платежей, связанных с лицензированием. Предыдущим законом размеры всех платежей, включавших в себя лицензионный сбор, плату за рассмотрение заявления, за предоставление информации из реестра и т.д., были установлены в величинах, кратных минимальной оплате труда, принятой в тот момент в стране. В новом законе эти величины указаны в конкретной сумме в рублях и не подлежат автоматическому изменению.
Некоторые элементы новизны присутствуют в определении основания для отказа в выдаче лицензии. В качестве такого основания оба закона предусматривают предоставление недостоверной или искаженной информации. Кроме того, в соответствии с прежним законом отказ был возможен в случае несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. В соответствии с Федеральным законом № 128-ФЗ такой причиной может стать несоответствие лицензионным требованиям и условиям только используемого им объекта.
Следует отметить изменения и при осуществлении надзора за соблюдением лицензионных требований и условий. Отныне понятие "надзор” в новом законе заменено на “контроль". В предыдущем законе содержание термина “надзор” было определено его соответствующей статьей. В новом же законе используется только термин “контроль”, причем его содержание в тексте не расшифровывается. Ранее надзор за соблюдением лицензионных требований и условий были призваны осуществлять государственные надзорные и контрольные органы, лицензирующие органы в пределах их компетенции, теперь же контрольные функции возложены только на лицензирующие органы в рамках их компетенции.
Совершенно
необоснованно, из новой редакции
закона исключена норма о
С принятием нового закона значительно сузились основания для приостановления действия лицензии и ее аннулирования.
Отныне
лицензирующий орган может
Как показывает практика осуществления лицензирования в условиях действия нового закона, изменение оснований приостановления действия лицензий приводит к невозможности применения лицензирующим органом к недобросовестным хозяйствующим субъектам действующих мер за допущенные нарушения в процессе осуществления ими лицензируемого вида деятельности. К примеру, при получении от правоохранительных органов сведений о неоднократных нарушениях лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, лицензирующий орган из всех предоставленных ему законом полномочий по осуществлению контроля может применить только одно – вынести лицензиату предупреждение о недопустимости нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении указанной деятельности.
Такие же проблемы возникают у лицензирующих органов и при аннулировании лицензий.
Оба закона предусматривают судебный порядок аннулирования лицензии (за исключением случая неуплаты лицензионного сбора). Но основанием для аннулирования лицензии теперь могут стать только нарушения лицензионных требований и условий, которые повлекли за собой ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также не устранение в установленный срок нарушений, вследствие которых ранее было приостановлено действие лицензии.
Новым
законодательным актом
Информация о работе Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности