Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:58, дипломная работа
Целью настоящей работы является изучение процесса лицензирования предпринимательской деятельности, для достижения которой необходимо:
рассмотреть последовательно этапы, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий на примере Лицензионной палаты администрации Тюменской области;
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Развитие законодательства о лицензировании отдельных
видов деятельности ………….……………………………….……7
1.1. История развития института лицензирования в России…………7
1.2. Сравнительный анализ Федерального закона от 25.09.1998
№ 158-ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности»
и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»……………15
1.3. Правовая база лицензирования за рубежом (на примере США,
Канады, Германии, Бельгии)………………………………….…..22
Глава 2. Лицензионное производство (на примере деятельности
Лицензионной палаты Ханты-Мансийского автономного
округа)……………………..……………………….……………....….31
2.1. Порядок предоставления, переоформления документов
подтверждающих наличие лицензии…………………...……..…..31
2.2. Контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий ……………………………..40
Глава 3. Ответственность в сфере лицензирования………………………….47
3.1. Ответственность за невыполнение лицензиатами лицензионных
условий и требований……………………………………………….47
3.2. Уголовная ответственность предпринимателей и должностных
лиц органов лицензирования………………………………………55
Заключение ……………………………………………………………….65
Сноски…………………………………………………………….……….69
Список используемой литературы………………………………………76
Приложение
Например, штат Мэриленд лицензирует широкий спектр различных видов профессий, таких как бухгалтеры, архитекторы, парикмахеры, косметологи, дантисты, инженеры, лесничие, землеустроители, юристы, работники сферы ритуальных услуг, медсестры, врачи, фармацевты, подрядчики по различным строительным работам, частные детективы, брокеры, оценщики недвижимости, ветеринары, социальные работники и многие другие профессии.
Штат лицензирует и регистрирует эти и другие виды деятельности, поскольку они влияют на состояние безопасности и благополучие общества.
Хотя существуют определенные различия в порядке лицензирования и регулирования разных видов деятельности, во многих случаях закон, принимаемый штатом, направлен на несколько позиций.
Первая. В соответствии с Законом утверждается совет, комиссия или назначается официальное лицо, осуществляющее лицензирование и регулирование.
Вторая. Определяются виды деятельности подлежащие лицензированию.
Третья. Устанавливаются базовые стандарты для лицензирования, которые обычно включают требования по образованию и практическому опыту, а также успешной сдаче экзаменов.
Четвертая. Утверждаются определенные требования и запреты, включая финансовую ответственность.
Пятая. Определяется процедура получения, расследования и ответа на жалобы владельцев лицензий.
Шестая. Определяются процедура лишения лицензии и другие санкции против тех владельцев лицензий, которые нарушают требования законодательства, а также предоставляются права лицензирующему учреждению принимать инструкции и методические рекомендации.
Во многих случаях основные требования в лицензировании одинаковы в разных штатах. Таким образом, водопроводчик, электрик или врач легко могут получить лицензию в другом штате. По некоторым профессиям, например, архитектор, требуется сдать экзамен на уровне федеральных требований, и эти требования принимаются штатами. В некоторых других видах деятельности, если специалист имеет лицензию одного штата, другой штат выдает лицензию без всяких формальностей, и наоборот – некоторые законы и положения позволяют штату лишать лицензии физических лиц за поведение, ведущее к делицензированию в другом штате.
Лицензирование некоторых видов деятельности, оказывающие значительное экономическое или экологическое влияние на жизнь людей регулируется и федеральным правительством. [11]
В целом же лицензирование является прерогативой штата и местных властей. В объем полномочий штата входит выработка норм, установление стандартов, выдача лицензий корпорациям и ряд других ограничительных функций.
Существуют отдельные ограничения, характерные только для конкретного штата и являющиеся результатом законотворчества штата. Например, в штате Нью-Хемпшир разведка и добыча минерального сырья разрешается только американским гражданам. Хотя нет четкого конституционного разделения прав федеральных органов и штатов – «полномочия, не делегированные Конституцией США и не запрещенные для штатов, соответственно резервируются за штатами» - запретительные возможности местных властей крайне ограничены конституционным запретом на ограничение межштатных коммерческих отношений. Несмотря на большой перечень работ и услуг, подлежащих лицензированию, доходы от лицензирования в бюджете штата весьма незначительны из-за низких ставок лицензионного сбора. Таким образом, необходимость лицензирования определяется не возможными финансовыми поступлениями в бюджет штата, а конкретной общественной выгодой.
Иначе вопрос лицензирования рассматривается канадским законодательством, хотя публичное право в Канаде аналогично публичному праву в США. В государственном управлении используются традиционные меры административного регулирования, связанные с соблюдением техники безопасности, загрязнением окружающей среды, стандартами продукции и т.д. Закон предусматривает различные виды ограничений для нерезидентов (иностранных граждан).
К примеру, федеральное нефтегазовое законодательство, обеспечивая защиту прав канадцев, гарантирует, что лицензия на разведку нефти и газа может быть выдана только гражданину страны либо корпорации, акции которой на 50 % принадлежат канадцам или зарегистрированы на ведущих фондовых биржах страны, где граждане имеют возможность их приобрести. Однако в доходной части бюджета ни на федеральном, ни на местном уровнях доходы от лицензирования не составляют значительной величины.
С немецкой дотошностью регулируется вопрос лицензирования законодательством Германии. Германское торговое право принято в 1897 году и состоит из четырех книг: нормы о торговых деятелях, торговых товариществах, торговых сделках и о морском праве. По вопросам торгового права принято много изменений и дополнений, а также ряд законов, выходящих за рамки торгового права. Одним из основных законодательных актов, определяющих порядок лицензирования, является Закон о порядке осуществления промысловой деятельности. В качестве базового принципа закон регулирует положение о свободе промысловой деятельности, которая может быть ограничена исключительно в случаях, предусмотренных законом. Общим требованием является обязанность уведомления органов управления о создании соответствующего предприятия и начале его работы. Параграф 14 закона предписывает предпринимателю присылать сообщение в органы управления в случаях изменения места нахождения предприятия; изменения предмета деятельности предприятия или существенного расширения номенклатуры выпускаемых товаров или оказываемых услуг, в результате чего деятельность предприятия выходит за прежде установленные рамки; прекращения деятельности предприятия.
Если предприниматель не заявил об осуществлении соответствующей деятельности, органы государственного управления вправе прекратить такую деятельность.
Аналогичные последствия наступают, если деятельность осуществляет иностранное юридическое лицо, чья правоспособность не признана Германией. Следовательно, по общему правилу лицензирование в Германии носит явный заявительный характер, а не разрешительный как в иных странах, включая Россию. Исключение составляют лишь виды деятельности, для занятия которыми предприниматели нуждаются в особой квалификации (медицина, страхование), или производство оборудования, нуждающегося в систематическом специальном контроле, т.е. такое оборудование, которое может представить опасность, как для работников предприятия, так и для третьих лиц.
Значительное место в Законе занимают нормы, регламентирующие виды деятельности, для занятия которых предприниматель должен обладать определенными навыками. Сделано это путем указания на недостаточность компетенции как основания для отказа в выдаче лицензии. При этом закон не только рассматривает профессиональную компетентность как предпосылку для выдачи лицензии, но и допускает возможность признания не соответствующей требованиям уже осуществляемой деятельности, если для этого появляются определенные фактические основания. Отсюда следует, что германский законодатель стремиться подробно регламентировать все вопросы, касающиеся лицензирования хозяйственной деятельности.
Приведенные
выше примеры осуществления
Лицензирование
коммерческой деятельности – это
дискреционный акт
Введение лицензирования в большинстве случаев обуславливается необходимостью ограничения в интересах общества количества лиц, занимающихся определенными видами деятельности, защиты здоровья и безопасности людей, сохранности местных достопримечательностей и т.п. [12]
Система лицензирования в Бельгии охватывает широкий спектр услуг. Под систему лицензирования попадает, например деятельность: архитекторов, пекарей, по выполнению строительных работ, по размещению кемпингов, по ремонту автомобилей, по уходу за детьми, кредитных компаний, школ вождения, электриков, гостиниц, страховых компаний, похоронных служб, парикмахерских и других.
Общая структура, регулирующая деятельность системы лицензирования для профессиональных кадров Бельгии, представлена в Законе 1970 г., определяющем организацию профессиональной деятельности лиц интеллектуальных профессий и далее в Законе 1976 г. В этих законах отражены основные положения, определяющие профессиональную квалификацию фирм, предоставляющих свои услуги (требование соответствия конкретным квалификационным требованиям, подготовка, обучение по количеству лет, знание бухгалтерского учета, хорошая репутация обслуживающей компании, финансовые гарантии и пр.).
Защита прав потребителей – не прямая цель законов 1970 и 1976 гг. Во многих случаях законы предназначены для организации профессиональных кадров, часто путем осуществления контроля вступления в профессию по протекционным причинам.
При определении условий доступа органы власти руководствуются точкой зрения профессионального объединения. Профессиональные объединения несут ответственность за предложение регулирующих правил и содержание этих правил. Эти предложения передаются ответственному Министру. Объединения должны определить сферу своей деятельности для внешнего регулирования и область требуемых профессиональных знаний.
К
сожалению, бельгийская система
лицензирования не предусматривает
никаких условий для
Данный
аспект бельгийской системы
В любом случае государство должно гарантировать, что в равной мере учитывается точка зрения представителей потребителей и профессиональных объединений. Принятие системы лицензирования не освобождает государство от обязанности гарантировать высокий уровень мер защиты потребителей. Лицензионные системы должны стоять первыми в ряду инструментов, доступных каждому члену общества для обеспечения защиты потребителей. Если говорить о лицензировании как о государственном контроле, то не следует упускать из виду одну из задач данного института – защиту прав потребителей.
Анализирую
вышесказанное, следует заметить, что
законодательная база зарубежных стран
направлена на регулирование взаимоотношений
участников правоотношений, где учитываются
интересы государства, предпринимателя
и потребителя.
1.3. Сравнительный анализ Федерального закона от 25.09.1998
№ 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности» и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ
«О
лицензировании отдельных
видов деятельности».
Правовые проблемы регулирования
лицензирования.
Важным вопросом в работе лицензирующих органов, в т.ч. и Лицензионной палаты администрации области, было и остается нормативно-правовое обеспечение. Проблемы при осуществлении мероприятий по лицензированию связаны, прежде всего, со сложившейся практикой законодателей вводить в действие нормативные акты, вступающие в противоречие с действующим законодательством, которые позволяют недобросовестным предпринимателям находить лазейки и безнаказанно нарушать законы. С принятием Федерального закона от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» получили законодательное разрешение некоторые общие вопросы, возникающие в сфере лицензирования, которые не были урегулированы действовавшими на тот момент постановлениями Правительства РФ. Например, были установлены срок действия лицензии (не может быть менее трех лет), предельный срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении или об отказе в выдаче лицензии (не более тридцати дней со дня поступления заявления о выдаче лицензии), порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии и др.
В тоже время оставался нерешенным ряд проблем, среди которых можно отметить наиболее значимые:
Информация о работе Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности