Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:58, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение процесса лицензирования предпринимательской деятельности, для достижения которой необходимо:
рассмотреть последовательно этапы, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий на примере Лицензионной палаты администрации Тюменской области;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Развитие законодательства о лицензировании отдельных
видов деятельности ………….……………………………….……7
1.1. История развития института лицензирования в России…………7
1.2. Сравнительный анализ Федерального закона от 25.09.1998
№ 158-ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности»
и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»……………15
1.3. Правовая база лицензирования за рубежом (на примере США,
Канады, Германии, Бельгии)………………………………….…..22
Глава 2. Лицензионное производство (на примере деятельности
Лицензионной палаты Ханты-Мансийского автономного
округа)……………………..……………………….……………....….31
2.1. Порядок предоставления, переоформления документов
подтверждающих наличие лицензии…………………...……..…..31
2.2. Контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий ……………………………..40
Глава 3. Ответственность в сфере лицензирования………………………….47
3.1. Ответственность за невыполнение лицензиатами лицензионных
условий и требований……………………………………………….47
3.2. Уголовная ответственность предпринимателей и должностных
лиц органов лицензирования………………………………………55
Заключение ……………………………………………………………….65
Сноски…………………………………………………………….……….69
Список используемой литературы………………………………………76
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Мой диплом.doc

— 371.50 Кб (Скачать документ)

      Решение о приостановлении действия лицензии относится к ненормативным актам, признание их недействительными относится к экономическим спорам, разрешается арбитражным судом с соответствии с частью 2 статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Лицензиат вправе обжаловать указанное решение  лицензирующего органа, предъявив исковое заявление в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. [3]

      Решение о приостановлении действия лицензии означает временное ограничение  правомочий лицензиата на период до устранения обстоятельств, повлекших за собой  принятие указанного решения. Утрата юридической силы лицензии возможна только в случае аннулирования лицензии.

      Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение  трех месяцев лицензионного сбора  за предоставление лицензии. Во всех других случаях только в судебном порядке.

      Лицензия  может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение  лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение  ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения.

      Одновременно  с подачей заявления в суд  лицензирующий орган вправе приостановить  действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

      Решение о приостановлении  лицензии или  о направлении заявления об аннулировании  лицензии в суд доводится лицензирующим  органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем  через три дня после его  принятия. [4]

      Правовые  последствия несоблюдения лицензирующим  органом этих обязанностей не определены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», в любом случае лицензиат вправе обжаловать нарушение процессуальных сроков в суд.

      Заявление лицензирующего органа об аннулировании лицензии также рассматривается арбитражным судом по месту нахождения ответчика, в соответствии частью 2 статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Есть  мнение, что приостановление и  аннулирование лицензии подпадают под определение административно правовой санкции, так как аннулирование  есть принудительное прекращение лицензии. В результате аннулирования лицензиат помимо своей воли несет неблагоприятные для себя последствия в виде лишения права заниматься данным видом деятельности. Приостановление действия лицензии есть по сути своей тоже аннулирование, только временное. Такая правовая оценка юридической природы приостановления и аннулирования лицензии находила свое подтверждение в нормах ранее действовавшего Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Так, пункт 5 статьи 24 и статья 30 этого Кодекса указывают среди видов административных взысканий лишение специального права на срок до трех лет. Исходя из этого, считают, что приостановление лицензии вполне подпадает под этот вид взыскания. Более того, статья 157-3 Кодекса прямо указывает в качестве административной санкции приостановление либо аннулирование специального разрешения (лицензии). Поэтому некоторые юристы, в том числе и органы судебной власти считают, что приостановление и аннулирование должно осуществляться в порядке определенном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. [5]

      Существует  противоположное мнение. Агапов А.Б. считает, что  приостановление действия лицензии и ее аннулирование нельзя отождествлять с административным взысканием в виде лишения специального права, поскольку пункт 5 статьи 24  Кодекса РСФСР об административных правонарушениях определяет только три разновидности упомянутого взыскания: лишение права управления транспортными средствами, права охоты, а также права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высококачественных устройств. В данном случае очевидна несогласованность действий законодателя, установившего новые административные санкции в виде приостановления действия лицензии и ее аннулирования без внесения соответствующих корректив в статью 24  и в раздел V «Исполнение постановлений о наложении административных взысканий» Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

      Однако  новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях лишение специального  права предусмотрел только в отношении физических лиц и взыскание определил только в двух случаях: лишение права управления транспортным средством и права охоты.

      На  наш взгляд, приостановление и аннулирование можно рассматривать как вид административного взыскания, но их применение должно производится в порядке, предусмотренном специальным нормативным правовым актом, так как в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности определяются для каждого вида свои лицензионные требования и условия, нарушение которых может повлечь приостановление действия лицензии, к тому же срок  приостановления действия лицензии зависит от факта устранения лицензиатом выявленных нарушений, но не может превышать шесть месяцев, а согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях сроки наложения административного взыскания ограничены двумя месяцами со дня совершения, а при длящемся - со дня обнаружения правонарушения. Кроме того, в соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях лишение специального разрешения предусмотрено на определенный срок, а в соответствии с законодательством о лицензировании новую лицензию на этот же вид деятельности можно получить после аннулирования хоть на следующий день представив в лицензирующий орган определенный перечень документов.

      В соответствии с Федеральным законом  от 08.08.2001 № 128-ФЗ на сегодняшний день на практике не представляется возможным  аннулировать действие лицензии, в  случае если на объекте, с помощью которого осуществляется деятельность, нарушаются, например противопожарные или санитарно-эпидемиологические нормы и правила и эти нарушения могут повлечь нанесения ущерба здоровью граждан, так как законодатель предусмотрел аннулирование лицензии, в случае если нарушение повлекло за собой нанесение ущерба.

      В соответствии с законодательством  действующем в 2000 и 2001 годах основанием для аннулирования лицензии являлось:

      обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

      незаконность  решения о выдаче лицензии;

      неоднократное или грубое нарушение лицензиатом  лицензионных требований и условий. [7]

      Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении  лицензиатами лицензируемых видов деятельности являлось соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

      В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия дополнительно включались квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

      В отношении лицензируемых видов  деятельности, требующих специальных  условий для их осуществления, в  лицензионные требования и условия  дополнительно включались требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществлялся такой вид деятельности. Под объектами в предыдущем законе понимались здания, сооружения, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществлялся лицензируемый вид деятельности. [8]

      Лицензионной  палатой администрации Тюменской  области в 2002 году в судебном порядке  аннулировано 19 лицензий (Приложение № 1) из них:

      14 лицензий на осуществление деятельности  по заготовке, переработке и  реализации лома цветных металлов за грубое нарушение лицензиатами лицензионных требований и условий, а именно неисполнение предписаний Лицензионной палаты  об аттестации  лаборатории для определения химического состава лома цветных металлов и производимой из него продукции;

      5 лицензии на осуществление деятельности  по заготовке, переработке и  реализации лома черных металлов  за грубое нарушение лицензиатами  лицензионных требований и условий,  а именно отсутствии необходимого  оборудования;

      За  нарушение государственных норм и правил действующим законодательством предусмотрена, не только административная ответственность, а в отдельных случаях и уголовная ответственность. 
 
 
 

      3.2. Уголовная ответственность  за нарушение порядка  лицензирования предпринимательской  деятельности 
 
 

      Уголовная ответственность за нарушение установленного законом порядка лицензирования предпринимательской деятельности может наступать в различных  ситуациях и для различных  участников правоотношений.

      Лица, осуществляющие незаконное предпринимательство, могут быть привлечены к уголовной ответственности при наличии определенных условий по статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное предпринимательство». Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за деяния, связанные с нарушением условий лицензирования, хотя необязательно, чтобы данный порядок лицензирования нарушался непосредственно. Например, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за «производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированного товара или продукции». Основным объектом этого и иных, схожих по содержанию, преступлений не является непосредственно лицензионный порядок, однако следует учитывать, что практически нарушение условий лицензирования, т.е. предпринимательство не по правилам, может влечь ответственность и не только по статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации.

      Ответственность за незаконное предпринимательство  наступает за «осуществление предпринимательской  деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере». [9] Ответственность в сфере лицензирования за деяние по данной статье наступает, если:

      получение лицензии юридически обязательно;

      деяние  причинило крупный ущерб либо доход от предпринимательства извлечен в крупном размере.

      Общественная опасность данного деяния состоит в том, что влечет возникновение неконтролируемого «теневого» сектора экономики, что приводит к нарушению финансовых интересов государства, правил конкуренции на рынке, способствует распространению поддельных товаров, некачественных услуг, иного обмана потребителей и контрагентов.

      Таким образом, предпринимательская деятельность определяется как систематическое  совершение лицом юридически значимых действий, направленных на извлечение прибыли в результате возмездного  удовлетворения потребностей третьих лиц в заранее обусловленных либо предлагаемых услугах, имуществе, товарах. Деятельность признается предпринимательской и осуществляемой в зависимости от продолжительности и содержания возмездных действий, объема получаемой прибыли и других факторов. Нет осуществления предпринимательской деятельности, например, при оказании случайных, хотя и возмездных услуг по ремонту автомобиля знакомым людям, покупке и доставке продуктов соседям и прочее.

      Бездействие, то есть невыполнение обязанности по получению специального разрешения, возникает при осуществлении предпринимательской деятельности, когда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами лицо обязано обратится в уполномоченный орган с просьбой о выдаче специального разрешения (лицензии) либо их возобновлении или изменении.

      Объективная сторона преступления выражается в  осуществлении предпринимательской  деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое  разрешение обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

      Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования охватывает:

      действия, образующие нарушение условий лицензирования;

      причинение  крупного ущерба либо извлечение дохода в крупном размере;

      причинная связь между нарушением условий  лицензирования и последствиями.

      Истечение срока действия лицензии означает осуществление  предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). [10]

Информация о работе Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности