Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:58, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение процесса лицензирования предпринимательской деятельности, для достижения которой необходимо:
рассмотреть последовательно этапы, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий на примере Лицензионной палаты администрации Тюменской области;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Развитие законодательства о лицензировании отдельных
видов деятельности ………….……………………………….……7
1.1. История развития института лицензирования в России…………7
1.2. Сравнительный анализ Федерального закона от 25.09.1998
№ 158-ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности»
и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»……………15
1.3. Правовая база лицензирования за рубежом (на примере США,
Канады, Германии, Бельгии)………………………………….…..22
Глава 2. Лицензионное производство (на примере деятельности
Лицензионной палаты Ханты-Мансийского автономного
округа)……………………..……………………….……………....….31
2.1. Порядок предоставления, переоформления документов
подтверждающих наличие лицензии…………………...……..…..31
2.2. Контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий ……………………………..40
Глава 3. Ответственность в сфере лицензирования………………………….47
3.1. Ответственность за невыполнение лицензиатами лицензионных
условий и требований……………………………………………….47
3.2. Уголовная ответственность предпринимателей и должностных
лиц органов лицензирования………………………………………55
Заключение ……………………………………………………………….65
Сноски…………………………………………………………….……….69
Список используемой литературы………………………………………76
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Мой диплом.doc

— 371.50 Кб (Скачать документ)

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Подводя итого рассмотрения темы работы можно  сделать следующие основные выводы.

      Лицензирование  содействует реализации конституционных  прав граждан на осуществление предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности и направлено на создание единого экономического пространства на территории Российской Федерации посредством:

      установления  единого перечня лицензируемых  видов деятельности;

      установления  единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

      гласности и открытости лицензирования;

      соблюдения  законности при осуществлении лицензирования.

      Лицензирование, как одна из мер государственного регулирования предпринимательской  деятельности, представляет собой одну из форм гарантий для потребителей и таким образом вносит свой вклад  в дело повышения доверия потребителя  к рыночной экономике.

      К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление  которых может повлечь за собой  нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне  и безопасности государства, культурному  наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

      Большинство стадий лицензионного регулирования  обеспечивается властными полномочиями. Взаимодействие лицензиата с лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами основаны на властном подчинении одной стороны другой, - именно это обстоятельство, согласно пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, практически исключает применение в этой сфере гражданского законодательства. [18]

      Выдаче  лицензии предшествует обращение заявителя  в лицензирующий орган. Эта инициатива соискателя лицензии порождает и  его обязанность представить  документы в соответствии с перечнем, определенным федеральным законодательством.

      С момента получения лицензии юридическое лицо и индивидуальный предприниматель наделяется правами и обязанностями лицензиата, важнейшее среди которых – соблюдение требований и условий лицензии.

      Правоспособность  юридического лица и индивидуального  предпринимателя в полном объеме возникает после наделения его правомочиями лицензиата, изменение правоспособности чаще всего сопряжено с приостановлением лицензирующим органом действия лицензии и дополнительными обязанностями лицензиата по устранению обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, а также с аннулированием лицензии.

      Регламентация лицензирования должна содействовать  установлению правовых основ единого  рынка. Согласно конституционным предписаниям единый рынок означает свободное  перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории России. Осуществление лицензируемой деятельности невозможно без единого рынка, которое означает исключение любых препятствий деятельности лицензиата на территории России в соответствии с лицензией, выданной федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Лицензиатам, намеренным осуществлять деятельность на территории другого субъекта Федерации на основании лицензий выданных, органами исполнительной власти иного субъекта Российской Федерации, необходимо соблюсти некоторые лицензионные требования, а именно уведомить лицензирующий орган соответствующего субъекта Российской Федерации.

      Лицензирование  осуществляется по преимуществу системой федеральных министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      Ведущим государственным органом, обеспечивающим правовое регулирование общественных отношений в рассматриваемой  сфере является Правительство Российской Федерации.

      Весьма актуальной остается проблема осуществления контроля лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий и проблема юридической ответственности лицензиата.

      Для их разрешения Правительству Российской Федерации необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления контроля, в котором четко определить:

      пределы компетенции лицензирующих органов;

      лицензионные  условия и  требования для каждого  вида деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

      требования  к объектам, используемым для осуществления  деятельности;

      действия  лицензирующего органа и лицензиата в случае создания в период действия лицензии новых территориально обособленных объектов;

      какие нарушения признается грубыми нарушениями  лицензионных условий и требований;

      порядок осуществления контроля за лицензиатами осуществляющими деятельность на территории иных субъектов Российской Федерации;

      в каких случаях лицензирующий орган выносит решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения, в каких случаях предупреждение, а в каких случаях приостанавливает действие лицензии;

      порядок приостановления и аннулирования  лицензий, выданных иными субъектами Российской Федерации;

      в случае каких нарушений применяется  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в области предпринимательской  деятельности, а на какие нарушения  распространяется действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и применяется мера приостановления лицензии.

      В Федеральном законе необходимо предусмотреть  порядок проведения предлицензионной проверки соискателя лицензии с целью  установления соответствия принадлежащих  и используемых им объектов лицензионным условиям и требованиям, а также с целью установления достоверности представленных соискателем документов, в связи с чем законодателю необходимо определить, что понимается под объектами, с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, порядок внесения в лицензию объектов, а также внесение изменений в лицензию в случае создания в период действия лицензии новых территориально обособленных объектов, определить что является территориально обособленным объектом в сфере лицензирования.

      Правительству Российской Федерации необходимо в  оперативном порядке имеющиеся  положения о лицензировании конкретных видов деятельности привести в соответствие с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»  и принять положения о лицензировании тех видов деятельности, которые предусмотрены законом и до сих пор не были приняты.

      Кроме того, с целью дебюрократизации и  минимизации административного  вмешательства государства в  дела предприятий необходимо и дальше сокращать перечень лицензируемых видов деятельности. Даже в уменьшенном виде этот перечень - все равно очень и очень велик.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СНОСКИ 
 
 

   Введение. 

  1. Послание  Президента Российской Федерации от 04.04.2001 «О положении в стране и  основных направлениях внутренней и внешней политике государства» // Российская газета. – 2001. - № 66. – С. 3.
 

   Глава 1. 

  1. Спектор Е. Разрешение и лицензия в законодательстве о лицензировании // Законодательство и экономика. – 2000.- № 8. – С.21.
  2. См.п.8 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 № 492 О полномочиях органов исполнительной власти краев областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - № 22 ст.2033.
  3. См. п.3 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.1994 № 1418 О лицензировании отдельных видов деятельности// СЗ РФ. –1995. -№ 1. – ст.69.
  4. Злотник П. и Злотник Г. Проблемы правового регулирования лицензирования // Хозяйство и право. –2000. -№2. – С.92-94.
  5. Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. – Вестник Арбитражного суда. - № 9. – 1996.
  6. Злотник П. и Злотник Г. Проблемы правового регулирования лицензирования // Хозяйство и право. –2000. - №2. – С.92-94.
  7. Информационное письмо Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.10.98 № СЗ-/УЗ-819 О Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Вестник Арбитражного суда. № 12. – 1998.
  8. См. ст. 19 Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 39. - ст. 4857.
  9. Пояснительная записка к проекту Федерального закона // Гарант – справочная система, ГРАНТ 5.1. май 28, 2000.
  10. Пояснительная записка к проекту Федерального закона // Гарант – справочная система, ГРАНТ 5.1. май 28, 2000.
  11. См. ст. 1 Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33 (часть 1) .- ст. 3430.
  12. См. ст. 9  Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 39. - ст. 4857.
  13. См. ст. 2 Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33 (часть 1) .- ст. 3430.
  14. См. ст. 8 Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 39. - ст. 4857.
  15. См. ст. 8 Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации . – 2001. - № 33 (часть 1) .- ст. 3430.
  16. Заводнов В. Сравнительный анализ двух Федеральных законов, или новые правила игры // Лицензионное обозрение. – 2001. - № 7-8. С. 6-7.
  17. Алан М. Вильнер О нормативно-правовых аспектах лицензирования отдельных видов деятельности в США и штате Мэриленд // Лицензионное обозрение. –2000. -  № 1. С. 30.
  18. Хвалина А. Правовая база лицензирования за рубежом // Лицензионной обозрение. – 2001. - № 4. С. 48- 51.
  19. Основные задачи и вопросы лицензирования. Центр потребительского права Католического университета, г. Ливен-ля Нев (Бельгия).
 
 

   Глава 2. 

  1. См. ст.17 Федеральный  закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ О  лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33 (часть 1) .- ст. 3430
  2. См. ст.9 Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33 (часть 1) .- ст. 3430
  3. См. ст. 34 Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ О лекарственных средствах // Сборник законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 26. – ст.3006.
  4. См. ст.9 Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33 (часть 1) .- ст. 3430.
  5. См. ст.14 Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33 (часть 1) .- ст. 3430.
  6. См. ст.9 Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33 (часть 1) .- ст. 3430.
  7. См. ст.8 Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33 (часть 1) .- ст. 3430.
  8. См. ст.11 Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33 (часть 1) .- ст. 3430.
  9. См. п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 № 135 О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. - 2002 № 9  ст. 928.
  10. См. ст. 12 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33 (часть 1) .- ст. 3430.
  11. См. п.6 Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 № 95 О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. –2002. -№ 7. – ст.695.
  12. См. ст. 13 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Сборник законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 33 (часть 1) .- ст. 3430.
  13. См. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 № 393 Об утверждении положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации // Сборник законодательства Российской Федерации. –1996. -№ 15. –ст. 1631.
  14. См. п. 3 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2001 № 414 Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с публичным показом аудиовизуальных произведений, осуществляемой в кинозале // Сборник законодательства Российской Федерации. - 2001. -  № 23. - ст.2370.

Информация о работе Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности