Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:58, дипломная работа
Целью настоящей работы является изучение процесса лицензирования предпринимательской деятельности, для достижения которой необходимо:
рассмотреть последовательно этапы, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий на примере Лицензионной палаты администрации Тюменской области;
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Развитие законодательства о лицензировании отдельных
видов деятельности ………….……………………………….……7
1.1. История развития института лицензирования в России…………7
1.2. Сравнительный анализ Федерального закона от 25.09.1998
№ 158-ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности»
и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»……………15
1.3. Правовая база лицензирования за рубежом (на примере США,
Канады, Германии, Бельгии)………………………………….…..22
Глава 2. Лицензионное производство (на примере деятельности
Лицензионной палаты Ханты-Мансийского автономного
округа)……………………..……………………….……………....….31
2.1. Порядок предоставления, переоформления документов
подтверждающих наличие лицензии…………………...……..…..31
2.2. Контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий ……………………………..40
Глава 3. Ответственность в сфере лицензирования………………………….47
3.1. Ответственность за невыполнение лицензиатами лицензионных
условий и требований……………………………………………….47
3.2. Уголовная ответственность предпринимателей и должностных
лиц органов лицензирования………………………………………55
Заключение ……………………………………………………………….65
Сноски…………………………………………………………….……….69
Список используемой литературы………………………………………76
Приложение
Принятие
Конституции Российской Федерации
коренных образом изменило подход государства
к правовому регулированию
Однако, нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Федерации не только не были отменены, но и активно применялись исполнительными органами власти. Более того, после принятия Конституции Российской Федерации перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, расширился в связи с принятием новых подзаконных актов.
Одним
из таких ключевых актов явилось
постановление Правительства
В перечень вошло 89 видов деятельности, подлежащих лицензированию, из которых лишь несколько видов было введено ранее на основании законов (например: «О медицинском страховании в РФ», «О недрах», «О средствах массовой информации»). Правомерность отнесения остальных видов деятельности к разряду подлежащих лицензированию вызывает сомнение.
Таким образом, с принятием Конституции Российской Федерации наметились некоторые проблемы в правовом регулировании института лицензирования, и дальнейшее развитие действующего законодательства не разрешило возникших вопросов. Причиной чего стало повсеместное неисполнение органами исполнительной власти и их должностными лицами действующего законодательства.
Особая значимость в регулировании правоотношений, возникающих в сфере лицензирования, принадлежит Гражданскому кодексу Российской Федерации от 30 ноября 1994г. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно первой части Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. [4]
На основании изложенного Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» указали, что перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься, только на основании специального разрешения (лицензии), определяется Федеральным законом от 25.09.1998 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.19). В связи с этим иные нормативные акты, устанавливающие обязательное лицензирование отдельных видов деятельности, которые изданы после введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, не применяются, а подзаконные нормативные акты, принятые до его введения и регулирующие указанные правоотношения, подлежат применению до принятия соответствующих законов хотя, как уже было указано, такие нормативные акты противоречат Конституции Российской Федерации. [5]
Кроме того, поскольку определение видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, относится к характеристике правоспособности участников рыночных отношений и в силу этого является институтом гражданского права, его регулирование в соответствии с Конституцией Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации посредством принятия законов. Это еще одно подтверждение того, что установление перечней видов деятельности, подлежащих лицензированию, должно осуществляться только на основании федеральных законов.
Частично данная позиция выражена в некоторых документах высших судебных органов. Так, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 5 февраля 1997 г. указал, что признание судом права субъекта Российской Федерации на введение лицензирования отдельного вида деятельности, не предусмотренного к лицензированию законодательными актами Российской Федерации, противоречит действующему законодательству.
Что же касается нормативных актов органов исполнительной власти , то по отношению к ним у Верховного Суда Российской Федерации иное мнение. В упомянутом постановлении от 5 февраля 1997 г. указано, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» перечень лицензируемых видов деятельности (при отсутствии федерального закона) определяется постановлением Правительства Российской Федерации № 1418. То есть, Президиум Верховного Суда Российской Федерации указанное постановление Правительства признает не противоречащим Конституции Российской Федерации, даже несмотря на то, что после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации отдельными постановлениями вносило изменения и дополнения в постановление от 24.12.94 № 1418, которые расширили перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. [6]
По нашему мнению, с такими выводами нельзя согласиться, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». [7]
Данные
разногласия могли бы быть разрешены
Конституционным Судом
На
уровне законодательства первым шагом
в правовом регулировании лицензирования
предпринимательской
В порядке информации Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации было подготовлено письмо от 28 октября 1998 года N С3-7/УЗ-819, в котором рекомендовалось обратить внимание на следующие положения Федерального закона:
-
закон распространяется на
-
действие закона не
-
осуществлению лицензирования
- одним из основных принципов лицензирования, определенных в статье 3 закона, является утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации. При этом статьей 18 закона установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в установленный Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Перечень конкретных видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в главе III Федерального закона (статья17), который включает в себя 211 видов деятельности (с учетом дополнений, внесенных в Закон), на осуществление которых требуются лицензии. [8]
Однако, в этом законе содержится исключение о том, что те виды деятельности, которые не включены в перечень, могут осуществляться со дня вступления Закона в силу без лицензии, кроме случаев, когда лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ч.2 п.2 ст. 19). Перечень федеральных законов, устанавливающих лицензирование иных видов деятельности, не включенных в статью 17 Федерального закона от 25.09.1998 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», прилагается. [9] (Приложение 1).
Дальнейшее
развитие института лицензирования
в России продолжается с учетом прогрессивного
экономического, социального и политического
развития современного общества.
Наша страна стремится создать правовую
базу, которая соответствовала бы мировому
стандарту. Так, Государственной Думой
РФ 13 июля 2001 года был принят в новой редакции
Федеральный закон «О лицензировании
отдельных видов деятельности», при разработке
которого учитывался анализ опыта передовых
стран в сфере лицензирования, который
показал, что лицензированию в них подлежит
небольшой круг видов деятельности (Австрия
- 28, Япония - 39, Великобритания - 38, Испания
- 75, Франция – 140). [10]
1.2.
Правовая база
лицензирования за
рубежом
Несмотря
на определенные особенности формирования
права в различных
Если рассматривать конкретные примеры, то прежде всего, следует обратиться к странам с федеративным устройством, так как интересен для России прежде принцип федерализма в правовом регулировании экономики. Одной из таких стран являются США. Публичное право США заимствовало нормы английского прецедентного права. Преодоление неопределенности и сложности регулирования обеспечивается сводами частных кодификаций (сборников) решений судов. Законы и административные акты считаются основными источниками действующего гражданского и торгового права США. Различается нормотворческая деятельность Федеральных органов и отдельных штатов.
Правовое регулирование подавляющего большинства гражданских и торговых отношений отнесено к ведению штата. В шести из них существуют собственные гражданские кодексы, по своей сущности являющиеся дополнением к прецедентному праву. При конгрессе Америки функционирует Национальная конференция уполномоченных штатов, в задачу которой входит разработка проектов единообразных законов по наиболее важным вопросам экономики страны. Таким образом, федеральное правительство, оставляя значительную часть нормирования отношений штатам, внимательно отслеживает единство реализации законов на всей территории государства.
Информация о работе Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности