Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:58, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение процесса лицензирования предпринимательской деятельности, для достижения которой необходимо:
рассмотреть последовательно этапы, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий на примере Лицензионной палаты администрации Тюменской области;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Развитие законодательства о лицензировании отдельных
видов деятельности ………….……………………………….……7
1.1. История развития института лицензирования в России…………7
1.2. Сравнительный анализ Федерального закона от 25.09.1998
№ 158-ФЗ «О лицензировании отдельны видов деятельности»
и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»……………15
1.3. Правовая база лицензирования за рубежом (на примере США,
Канады, Германии, Бельгии)………………………………….…..22
Глава 2. Лицензионное производство (на примере деятельности
Лицензионной палаты Ханты-Мансийского автономного
округа)……………………..……………………….……………....….31
2.1. Порядок предоставления, переоформления документов
подтверждающих наличие лицензии…………………...……..…..31
2.2. Контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами
лицензионных требований и условий ……………………………..40
Глава 3. Ответственность в сфере лицензирования………………………….47
3.1. Ответственность за невыполнение лицензиатами лицензионных
условий и требований……………………………………………….47
3.2. Уголовная ответственность предпринимателей и должностных
лиц органов лицензирования………………………………………55
Заключение ……………………………………………………………….65
Сноски…………………………………………………………….……….69
Список используемой литературы………………………………………76
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Мой диплом.doc

— 371.50 Кб (Скачать документ)

      И последнее. В новом законе, по сравнению  с его предшественником, существенно (в 2 раза) сокращено количество видов деятельности, подлежащих лицензированию. Сейчас закон содержит перечень лицензируемых видов деятельности, который включает 120 наименований видов деятельности.  Кроме того, в нем дан их исчерпывающий перечень. Тем самым исключена прежняя норма, в соответствии, с которой лицензированию подлежали не только виды деятельности, непосредственно указанные в тексте закона, но и те из них, лицензирование которых устанавливалось другими федеральными законами.

      Перечень  сформирован в соответствии с критериями определения лицензируемых видов деятельности, согласно которым лицензируются те виды деятельности, осуществление которых является опасным для жизни и здоровья неограниченного круга лиц, может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

      Сокращение  лицензируемых видов деятельности, по мнению разработчиков, явилось основной целью данного закона. [21]  Причем, не совсем ясны критерии, по которым указанные виды деятельности отбирались. Например, в перечне оставлен такой вид деятельности, как публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале, который вряд ли может повлечь за собой нанесение значительного ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. И напротив, из перечня лицензируемых видов деятельности исключена риэлтерская деятельность, недобросовестное, а порой преступное осуществление которой, как показывает практика, наносит такой ущерб. Тем более необходимо учесть, что в настоящее время лицензирование является единственным методом государственного регулирования и контроля за субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими риэлтерскую деятельность.

      На  взгляд автора, определение видов  деятельности, подлежащих лицензированию, должно осуществляться на основании  установленных законами требований, являющихся специфичными для конкретных видов деятельности и соблюдение которых является обязательным для получения на их осуществление.

        Из сферы лицензирования исключены  те виды деятельности, государственное  регулирование которых в полной  мере может и должно осуществляться  государственными контрольными и надзорными органами в силу их функциональных обязанностей другими установленными методами. [22]

      В дополнение к вышесказанному  отметим, что Правительством РФ проводится работа по дальнейшему сокращению лицензируемых  видов деятельности. Во исполнение поручения Правительства РФ от 30.10.2002 Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ проводит анализ нормативных правовых актов на предмет выявления дублирования лицензирования иными методами государственного регулирования предпринимательской деятельности, осуществляемых в процессе регистрации, стандартизации, сертификации, контроля и надзора, аккредитации.

      По  поручению администрации Тюменской  области, Лицензионной палатой, как координирующим органом по осуществлению единой политики лицензирования на территории области. Также проведен сравнительный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции субъектов РФ на предмет выявления дублирования ряда лицензированных требований и условий обязательными требованиями и условиями, установленными специальным законодательством и относящихся к ведению иных государственных органов.

      В частности, Положение о лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 г. № 308, содержит обязательные требования и условия, относящиеся к предмету ведения иных органов государственной власти, что противоречит статье 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которой лицензированию подлежат те виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

      Специальным законодательством, регламентирующим деятельность по публичному показу аудиовизуальных  произведений, устанавливаются полномочия нескольких органов государственной власти, в компетенцию которых входит контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами, осуществляющими указанный вид деятельности, обязательных требований.

      Контроль  за соблюдением Правил по киновидеообслуживанию  населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1264, осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

      Регистрация всех кино- и видеофильмов российского, зарубежного и совместного производства (постановление Совета Министров и Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 396 "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации"), ведение Реестра киновидеозрелищных организаций и учреждений (Положение о реестре киновидеозрелищных организаций и учреждений, находящихся на территории РФ, утвержденное председателем комитета РФ по кинематографии 15 марта 1996 г., зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июня 1996 г. № 1101) осуществляет Министерство культуры РФ и его территориальные органы.

      Кроме того, в соответствии с Положением о лицензировании ветеринарной деятельности, утвержденным постановлением Правительства  РФ от 5 июля 2002 г. № 504, контроль за соблюдением  лицензиатами лицензионных требований и условий, основным из которых является соблюдение лицензиатами требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области ветеринарии, осуществляется лицензирующим органом. Фактически органы лицензирования наделяются полномочиями по осуществлению государственного ветеринарного надзора, являющегося исключительной компетенцией Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

      В заключение сравнительного анализа  двух Федеральных законов «О лицензировании отдельных видов деятельности» можно выделить следующее.

      Ключевым  условием развития экономики является усиление предпринимательской активности, устранение административных барьеров на пути ведения бизнеса, создание режима максимального благоприятствования  для его развития. Недостатки, сложившиеся в результате применения ранее действавшего Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», превратили процесс получения лицензии в один из таких барьеров.

      По  мнению разработчиков новый Федеральный  закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» должен был упорядочить и упростить порядок лицензирования на территории Российской Федерации. Однако, указанное упрощение было сведено исключительно к сокращению числа лицензируемых видов деятельности. Все проблемные аспекты, указанные в настоящей главе, которые возникли в результате применения ранее действавшего Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», не нашли своего решения в новом Федеральном законе. 
 

      ГЛАВА 2. ЛИЦЕНЗИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО (НА ПРИМЕРЕ

      ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ЛИЦЕНЗИОННОЙ ПАЛАТЫ ХАНТЫ-

      МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)

       

      2.1. Порядок предоставления, переоформления документов 

             подтверждающих наличие  лицензии  
 
 

      На  каждый вид деятельности, указанный  в пункте 1 статьи 17  Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предоставляется лицензия. [1]

      Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться  только получившим лицензию юридическим  лицом или индивидуальным предпринимателем.

      Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 11.02.2002 № 135 «О лицензировании отдельных  видов деятельности» утвержден  перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование и перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

      Специфика осуществления лицензирования в России состоит в сочетании различных разрешений, выдаваемых государственными и иными органами: выдаче лицензии всегда предшествует государственная регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя, постановка на учет налоговыми органами.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных  видов деятельности» для получения  лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий  орган следующие документы:

      заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно - правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

      копии учредительных документов и копия  свидетельства о государственной  регистрации соискателя лицензии в  качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;

      копия свидетельства о государственной  регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с  предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;

      копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в  случае, если копия не заверена нотариусом);

      документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей);

      сведения  о квалификации работников соискателя лицензии.

      Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов  деятельности может быть предусмотрено  представление иных документов, наличие  которых при осуществлении конкретного  вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами. [2]

      Например, при получении лицензии на фармацевтическую деятельность соискатель лицензии в  соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» представляет в лицензирующий орган, кроме документов, перечисленных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» следующие документы:

      - документы, подтверждающие право на использование данного помещения в целях осуществления фармацевтической деятельности;

      - документы, подтверждающие наличие  сертификатов у специалистов, которые  будут осуществлять фармацевтическую  деятельность в данном аптечном  учреждении;

      - заключение органов внутренних  дел о технической готовности  помещения и его охранной сигнализации  для хранения ядовитых, наркотических  лекарственных средств, психотропных  веществ, если указанный вид  деятельности предусматривается  уставом аптечного учреждения;

      - заключение органов санитарно-эпидемиологического  и противопожарного надзора о  пригодности помещения для предусмотренных  уставом аптечного учреждения  видов деятельности. [3]

Информация о работе Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности