Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:18, дипломная работа
В работе раскрываются проблемы правового регулирования отношений в сети Интернет
Содержание
Введение…………………………………………………………………….….3
1 Проблемы правового регулирования информационных отношений в Интернете………………………………………………………………………………8
1.1 Интернет как информационно-правовая категория……………………….8
1.2 Общественные отношения, формирующиеся в сети
Интернет как предметная область правового регулирования
информационного права …………………………………………………………….16
1.3 Причины возникновения проблем правового регулирования
информационньгх отношений в сети Интернете…………………………………33
2 Пути совершенствования механнзма правового
регулирования Интернет-отношений………………………………………………50
2.1 Основные принципы функционирования сети Интернет. Правовой аспект…………………………………………………………………………….…..50
2.2 Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы регулирования информационных отношений в сети Интернет……………………52
Заключение…………………………………………………………..…………85
Список использованной литературы………………………………………...92
Таким образом, провайдер, как сторона, которой причиняется ущерб имеет право отстаивать свои права и защищать свои законные интересы любыми незапрещенными законом способами.
Не может приниматься во внимание и аргумент о том, что Законодательством установлен запрет цензуры. Поскольку статья 3 Закона «О средствах массовой информации» олределяет цензуру массовой информации как требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Таким образом, техническая проверка проходящей корреспонденции не может рассматриваться как цензура.
Более того, действия, осуществляемые соответствующими программами не имеют своей целью вторжение в корреспонденцию с целью получения какой-либо информации и осуществляются автономно, в автоматическом режиме, что исключает возможность ознакомления с проходящими сообщениями сотрудников провайдера, иными словами в удалении или блокировке конкретного сообщения, содержащего вирусы или спам человек непосредственного участия не принимает и с содержанием сообщения не знакомится, что исключает возможность какого-либо преследования провайдера или его работников за такие действия.
К сожалению, правонарушения в сфере Интернета не ограничиваются исключительно рассылкой спама или вирусов, существуют и откровенно мошеннические способы «зарабатывания» денег. Как пример можно привести так называемые «нигерийские письма». Суть их в том, что у получателей таких писем под различными предлогами, как правило, прибегая к корыстным сторонам человеческих побуждений «вытягивают деньги». Так, например, в одной из разновидностей таких писем сообщается что в автомобильной катастрофе вместе со всей семьей в Нигерии погиб однофамилец автора письма. На банковском счету покойного осталось 25 млн. долларов, наследников нет и можно претендовать на эти деньги, при этом отправитель за щедрое вознаграждение просит денег на адвокатов, берущихся найти родство с покойным и т.п. Первые корыстные преступления с использованием компьютерной техники появшіись в России в 1991 году, когда были похищены 125,5 тысяч долларов США во Внешэкономбанке. Преступная группа, имея доступ к компьютерным программам учета, ведения и оформления банковских операций отдела текущих счетов, в ходе автоматической переоценки банком остатков средств на счетах типа «В», открытых в финляндских марках, проводившейся в связи с введением коммерческого курса рубля, умышленно завысили начисленную курсовую разницу, перечислив всю сумму валютных средств на действующие счета граждан — клиентов банка. Создав таким образом резерв для последующего хищения, сотрудник отдела автоматизации неторговых операций вычислительного центра Внешэкономбанка В.А. Богомолов внес изменения в компьютерные программы ЭВМ, а именно паспортные данные соучастника, который и произвел сьем наличной валюты2.
Таким образом, проведенное исследование позволяет выделить основные сложности для установления правового регулирования в сфере Интернет:
Исходя из вышеизложенного мы можем констатировагь, что темпы формирования информационного общества, скорость внедрения компьютерной и иной информационной техники в общественную и государственную деятельность опережают темпы развития механизма правового регулирования информационных отношений и его структур. Человечество впервые столкнулось с ситуацией, когда циркуляция информации приобрела масштабный характер, и осуществляется в электронно-цифровой форме, а существующие законы, регулирующие вещные отношения, не всегда подходят для регулирования подобных отношений.
Заключение
Информация - очень своеобразный вид обьектов правоотношений, его специфика заключается прежде всего в присущих только ей свойствах, а именно:
6. Свойство экземплярности (возможность учета экземпяров). Многими авторами высказывается идея создания «Информационного кодекса РФ» как основного кодифицированного акта информационного права. Так, например, высказывается следующая мысль, с которой автор диссертации абсолютно согласен: «Сегодня назрела потребность в создании эффективной нормативно-правовой базы в сфере связи и информатизации, ориентированной на защиту безопасности и жизненно важных интересов Отечества. И речь идет не только о правовом обеспечении защиты от тайной и явной экспансии единого информационного пространства России рядом государств, не только об искоренении международного информационного терроризма, но и о создании законодательства, способствующего активному внедрению информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Законодательства, позволяющего раскрыть весь спектр преимуществ в государственном развитии, который дает эффективное использование элекгросвязи».
При принятии нормативных актов было бы разумно исходить из следующей классификации видов информации:
При этой классификации необходимо понимать что информация определенного вида может подпадать под несколько ее пунктов. Например, нормативные акты ограниченного доступа, или обязательное раскрытие информации через СМИ при размещении ценных бумаг, в последнем случае такая информация также может быть отнесена не только к четвертой категории, но и посредством публикации становится также и информацией второго вида и т.д.
Встречается, правда, и другая классификация, а именно:
Первый вид классификации представляется более удачным, поскольку более глубоко отражает специфику оборота определенных видов информации.
Классификация информации необходима в силу специфики предмета информационного права - информации, поскольку, как справедливо отмечается учеными: анализируя информацию как обьект правоотношений, нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Обьектом рассмотрения должна бытъ, в первую очередь, информация, которая находится в обороте и по поводу которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом.
Как отмечает В.А. Копылов: «Полнота правового регулирования информационных отношений может быть достигнута только в том случае, если вся совокупность информационно-правовых нормативных актов информационного законодательства «перекроет» все множество отношений матрицы информационных отношений применительно ко всем возможным обьектам информационных правоотношений в областях информационной сферы. А поскольку информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридических лиц, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия), так и по горизонтали (по отраслям российского законодательства).[ Копылов В.А. Указ. соч. С. 142.] Нельзя также несогласиться и с И.М. Рассоловым, который утверждает что: «Бесспорно, для виртуального пространства Интернета должен быть разработан и поскорее принят необходимый комплекс законов и подзаконных актов (и прежде всего международного характера), который позволил бы решать указанные выше проблемы, устраняя возникшие недостатки, «узкие места» и негативные проявления. Одновременно на базе данных законов и актов важно сформировать действенный механизм правового регулирования Интернет-отношений и обозначить методы эффективного воздействия на поведение субьектов рассматриваемых отношений. Без этого вообще трудно будет прогрессировать международному сообществу в целом и развивать Интернет как бесценное достояние мировой цивилизации.
С точки зрения теории права регулировакие в данной области необходимо потому, что нормативные акты выступают как средство юридического контроля или регулирования, они нужны для того, чтобы установить рамки определенного поведения и ограничить нежелательные действия субъектов Интернет-отношений. Они необходимы для стимулирования и позитивного обязывания, для защиты фундаментальных общечеловеческих ценностей, защиты публичных интересов, защиты интересов отдельных фупп и категорий лиц, как организационный фактор взаимодействия и отношений между отдельными субьектами.
Главная проблема формирования законодательства в этой области — обеспечение наиболее полного и экономного регулирования отношений, тахого, при котором не остается пробелов, но и не допускается чрезмерного дублирования или необоснованного обьединения норм в актах.
Нельзя забывать и про превентивную функцию права - на часть субьектов сам факт наличия норм права» устанавливающих юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предупреждающий их неправомерные действия.
В отношении же информационного законодательства, необходимо отметить то факт, что здесь имеется особенность, обуславливающая необходимость принятия дополнительных правовых актов, вызванная тем, что в информационном законодательстве пока еще имеются неурегуларованные правом отношения. А поскольку создание федеральных законов, ликвидирующих эти пробелы, требует значительного времени, органы исполнительной власти РФ и ее субьектов нередко принимают правовые акты для урегулирования соответствующих отношений до принятия необходимых законов. Так Президентом РФ и Правительством РФ по вопросам правовой информатизации принят ряд актов, устанавливающих государственную политику в этой области и в значительной мере затрагивающих отношения, которые должны были бы регулироваться федеральными законами.
В результате взаимной интеграции и проникновения технологий в скором времени уже нельзя будет говорить отдельно о почте, информатизации и связи, в силу того, что данные отрасли неуклонно сближаются. Уже на сегодняшний день существуют программные и технические средства позволяющие обмениваться голосовой информацией по сети Интернет, тем самым полностью заменяя традиционную телефонию, в то время как Интернет, особенно на заре его существования, активно использовал телефонные коммуникации и таких примеров множество. Вот почему уже сегодня, планируя развитие информационной инфраструктуры страны, необходимо рассматривать данные отрасли как единое целое - киберпространство.
Информация о работе Регулирование информационных отношений в сети Интернет