Регулирование информационных отношений в сети Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:18, дипломная работа

Описание

В работе раскрываются проблемы правового регулирования отношений в сети Интернет

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………….….3
1 Проблемы правового регулирования информационных отношений в Интернете………………………………………………………………………………8
1.1 Интернет как информационно-правовая категория……………………….8
1.2 Общественные отношения, формирующиеся в сети
Интернет как предметная область правового регулирования
информационного права …………………………………………………………….16
1.3 Причины возникновения проблем правового регулирования
информационньгх отношений в сети Интернете…………………………………33
2 Пути совершенствования механнзма правового
регулирования Интернет-отношений………………………………………………50
2.1 Основные принципы функционирования сети Интернет. Правовой аспект…………………………………………………………………………….…..50
2.2 Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы регулирования информационных отношений в сети Интернет……………………52
Заключение…………………………………………………………..…………85
Список использованной литературы………………………………………...92

Работа состоит из  1 файл

Говорова.docx

— 271.92 Кб (Скачать документ)

Как отмечается Ю.В. Гаврилиным: «В условиях стремительной компьютеризации, захватившей практически все  стороны жизни нашего общества, роста  количества ЭВМ, используемых в России, недостаточного уровня защищенности компьютерной информации от противоправных посягагельств, не исключено, что в скором времени проблема информационной безопасности станет в один ряд с такими глобальными проблемами современности, как экологический кризис, организованная преступность, коррупция, отсталость развивающихся стран и др.». [22, с. 3.] Основным же средством обеспечения информационной безопасности России было и остается право. С его помощью, как по незримой партитуре, мы в состоянии решить проблемы должного звучания информации на всех частотах спектра. Эта сверхтяжелая юридическая работа пока еще только начинается, и на данной стадии важно не наделать методологических и системных ошибок, не допустить перекосов.[22, с. 7 - 10.]

К правовым методам  обеспечения информационной безопасности РФ относится, в первую очередь, создание и логичное построение нормативной базы, регулирующей деятельность в данной сфере, и в свою очередъ, наиболее важными направлениями в данной области являются:

- внесение изменений  и дополнений в законодательство  РФ, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности РФ, устранение    внутренних    противоречий    в    федеральном    законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Россия, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субьектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности РФ;

- законодательное разграничение полномочий в области обеспечения 
информационной безопасности РФ между федеральными органами 
государственной власти и органами государственной власти субьектов 
Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой 
деятельности общественных обьединений, организаций и граждан;

разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, устанавливающих ответственность юридических и . физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации, содержащей коммерческую тайну;

  • уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфрастуктуры России;
  • законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;
  • определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации, и правовое регулирование этих организаций;

- создание правовой базы для формирования в Российской Федерации 
региональных структур обеспечения информационной безопасности.

Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000г. за № 10-1895: «Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ». А это предполагает:

1. Оценку эффективности применения действующих законодательных и 
иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку 
программы их совершенствования;

2. Создание организационно-правовых механизмов обеспечения 
информационной безопасности;

3. Определение правового статуса всех субьектов отношений в 
информационной сфере, включая пользователей информационных и 
телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за 
соблюдение законодательства РФ в данной сфере;

4. Создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз 
информационной безопасности РФ, а также о последствиях их осугцествления;

  1. Разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;
  2. Разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство РФ о государственной службе;

7. Совершенствование системы подготовки кадров, используемых в 
области обеспечения информационной безопасности РФ. [Копылов В.А. Указ. соч. С. 74 - 75.]

Необходимо обратить внимание также на то, что в уголовном  законе появилась новая глава  в разделе 9 - «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» устанавливающая ответственность за преступления в сфере компьютерной информации, как отмечает Ю.В, Гаврилин: «необходимость в ее появлении вызвана тем, что наряду с бесспорными положительными сторонами компьютеризации, охватившей практически все сферы нашего общества, она имеет и негативные стороны, в частности появление новых видов преступлений - преступлений в сфере компьютерной информации». Как отмечают иные исследователи данной проблемы: «Одной из важнейших детерминант феномена преступлений в сфере компьютерной информации явилось информационно-технологическое перевооружение предприятий, учреждений и организаций, насыщение их компьютерной техникой, программным обеспечением, базами данных». [34, с. 6.] «Необходимостъ установления ответственности за причинение вреда в связи с использованием компьютерной информации вызвана возрастающим значением и широким применением ЭВМ во многах сферах деятельности и наряду с этим повышенной уязвимостью компьютерной информации».

Как отмечает И.М. Рассолов, говоря о правовом регулировании  в сфере высоких технологий: «Основным смыслом работы в этой сфере является стремление сделать так, чтобы новый мир коммуникаций, который рождается буквально на наших глазах стал источником всеобщего обогащения, роста и обмена информацией между народами, сопровождался динамизмом развития предприятий, рынков товаров и услуг. Однако при этом должны соблюдаться правовые, нравственные и иные положения, включая защиту прав и свобод человека и гражданина. С экономической глобализацией должны соотноситься правовые, политические и этические выборы, иллюстрирующие тип современного общества, отношения между различными субьектами информационного и иного обмена, в конечном счете - вся иерархия ценностей, которую мы желаем видеть в виртуальном пространстве. Речь не идет, конечно, о том, чтобы выступать за «романтичный» подход к Интернету в свете европейского гуманистического идеализма, а о том, чтобы доказать способность нашего общества представлять себя в будущем, учитывая мировое культурно-правовое разнообразие и свою приверженность к общемировой идее защиты прав и свобод человека». «... в то время как электронные коммуникации пренебрегают географическими границами, появляются новые границы, сделанные из экранов и паролей, которые отделяют виртуальное пространство от реального. Эти новые границы очерчивают отличное от реального пространство - виртуальное (киберпространство), требующее введения новых законов и целых юридических учреждений и институтов, которые были бы ему свойственны. Территориальные законодательные власти, а также учреждения, ответственные за правоприменение, видят в этой новой среде серьезную угрозу».

Преследуя вышеозначенные цели, автор пришел к заключению что, видимо, единственным действенным способом достичь их и решить очерченный круг проблем можно только посредством разработки, внедрения и соответствующего регулирования общедоступного неанонимного Интернета.

Для познания информатики, социальной информатики, информационной среды и информационного права применяются различные методы познания и воздействия на эту среду, но поскольку право не ограничивается научным анализом, а решает множество других проблем регулятивного характера, оно имеет и свою специфику. В этой связи логичным видится следующее утверждение И.Л. Бачило: «Для права, прежде всего, важна область, сфера практической информатики, выраженной живыми отношениями субьектов».

В отношении информационного  права, более чем в любой другой области права, да и вообще деятельности человека, уместно высказывание Б. Рассела, утверждающего  что   «...   Наиболее   существенная   черта   научного   метода изучения действительности состоит в том, что он происходит из теории и опыта, а не из традиций, как полагают некоторые». А потому автор постарался не быть в плену у уже выработанных теорий, методик и разработок, но и с их высоты заглянуть дальше, высказать принципиально новые идеи и новые подходы к решению актуальных проблем информационного права.

При этом, говоря о методах, мы проведем черту между  методами самого информационного права, так сказать общими основами, обеспечивающими  выполнение его общественных функций, а также более конкретными методами, которые были использованы в работе, методами осуществления работы и как итог - написания диссертации.

Говоря о первой категории, иными словами о методах правового  регулирования в информационном праве, следует отметить, что они определяются как «способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения».

Принципы и методы как  самой науки информационного  права, так и методы исследования его предмета, а также отдельных его структурных частей продиктованы его спецификой, которая подразумевает как сочетание общенаучных методов, присущих всем или большинству наук, межотраслевых, характерньгх для нескольких отраслей науки, так и сугубо специальных, характерных только для данного предмета исследования - информационного права. Такое многообразие обьясняется тем, что отрасль информационного права носит комплексный характер, она построена по предметному признаку, и соответственно у нее не может быть одного единственного метода ни регулирования, ни изучения.

Общенаучными принципами можно считать анализ и синтез, которые весьма широко применялись  при выполнении работы. По ходу всей работы автор рассматривал определенные процессы, находя в них закономерности, «разбирая» их на отдельные части, выявляя конкретные примеры, которые в дальнейшем проецировались и экстраполировались на весь процесс и тем самым освещали складывающиеся тенденции, особенности взаимодействия отдельных элементов систем.

К общеправовым безусловно следует отнести:

Административно-правовой, обусловленный, отнесением науки к семейству административно-правовых отраслей юридической науки, информационно-ресурсный, технолого-коммуникационный и другие. Общеправовые принципы определяются задачами права: обнаружить отношения, изучить их, проанализировать, урегулировать, обеспечить применение установленных правил, воздействовать на нарушения и нарушителей.

В этом отношении  необходимо заметить, что как справедливо  отмечается специалистами - любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования юридические возможности1, выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении.

Все три вида характерны для информационного  права, поскольку оно, как было мною ранее уже показано, носит комплексный характер и построено на различных по своей природе правоотношениях, Преобладание конкретного вида в том или ином случае определяется в зависимости от вида и назначения информации, характера взаимодействия субьектов и возникающих при этом отношений.

Известно, что  в основе гражданского права лежит  метод диспозитивного регулирования, с присущими ему свойствами децентрализации  и координации, в ггубличном - метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление властных полномочий и строгая субординация участников правоотношений.

Для метода диспозитивного регулирования, применяемого при регулировании  общественных отношений в информационной сфере, характерны:

равенство субьектов правоотношений, выражающееся прежде всего в их

свободной волевой  ориентации и независимости своей  воли;

самостоятельность      участников     правоотношений      и      свободное

осуществление ими  своих прав;

самостоятельность субьектов правоотношений в смысле ответственности

по обязательствам.

Методу императивного  регулирования, применяемому при регулировании  информационных отношений, присущи:

использование  властеотношений  «команда-исполнение»  или   «власти-

подчинения»  (отсутствие   согласия   сторон,   наличие   неравноправных

сторон);

строгая  связанность   субьектов  права  правовыми  рамками   (субьекты

публичного права действуют  по своему усмотрению, но только лишь в

пределах предрставленных  законом полномочий — «закрытый» перечень

полномочий);

Информация о работе Регулирование информационных отношений в сети Интернет