Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:04, дипломная работа
Целью исследования является изучение древнерусской монументальной живописи как источника по истории костюма.
Для достижения поставленной цели в ходе работы следует решить следующие задачи:
- охарактеризовать место изобразительных источников в ряду источников по истории костюма;
- рассмотреть особенности древнерусской монументальной живописи XI-первой половины XIV вв. как исторического источника;
- показать основные направления развития костюма X-XIV вв. по данным исторических исследований;
- изучить особенности отображения костюма в монументальной живописи Новгорода XII-XIV вв
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Место изобразительных источников в ряду источников по истории костюма
1.1. Источники по истории древнерусского костюма ………………………10
1.2. Древнерусская монументальная живопись XI-первой половины XIV вв. как исторический источник …………………………………………………….22
1.3. Костюм X-XIV вв. по данным исторических исследований…………..39
Глава 2. монументальная живопись новгорода и пскова как источник по истории костюма
2.1. Монументальная живопись Новгорода XII-XIV вв. как источник по истории костюма………………………………………………………………...51
2.2. Монументальная живопись Пскова как источник по истории костюма..73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….94
СПИСОК использованных источников и ЛИТЕРАТУРЫ………98
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Место изобразительных источников в ряду источников по истории костюма
1.1. Источники по истории древнерусского костюма ………………………10
1.3. Костюм X-XIV вв. по данным исторических исследований…………..39
Глава 2. монументальная живопись новгорода и пскова как источник по истории костюма
2.1. Монументальная
живопись Новгорода XII-XIV вв. как источник по истории
костюма……………………………………………………………
2.2. Монументальная живопись Пскова как источник по истории костюма..73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК использованных источников и ЛИТЕРАТУРЫ………98
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Вопросы истории
костюма изучаются с
Интерес к древнерусскому костюму обозначился с начала XIX века. В 1832 г. А.Н. Оленин опубликовал работу «Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времен Траяна и русских до нашествия татар. Период первый», в которой делал вывод, что от IV в. до н.э. до XIII в. одежда славян была как у византийцев, господствовавших тогда во всей Европе. Этот период А. Н. Оленин назвал византийским.
Попытку систематизировать имеющийся иллюстративный материал по древнерусскому костюму X-XIII вв. по подлинным изображениям и описаниям сделал во второй половине XIX в. С. С. Стрекалов3. Описание материалов, элементов, деталей и украшений древнерусского костюма, приводится в работе П.И. Савваитова «Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное» (1896). В 1899 г. А.А. Спицын, анализируя женские украшения курганов, доказал, что набор украшений, надеваемых к праздничному женскому наряду, был своим у каждого славянского племени. С тех пор было получено много новых данных об одежде Древней Руси. Первые итоги их изучения подведены в обобщающей работе А.В. Арциховского4. Также и многие монографии, посвященные истории одежды, содержат краткий экскурс о древнерусской одежде.
Свой вклад в разработку темы внесли этнографы, которые работали над этнографической атрибуцией археологических находок и древних изображений, сопоставляя их с народной одеждой XIX-XX вв. с целью выявить эволюцию русского костюма и отдельных его частей. Этнографические материалы дают возможность рассматривать проблемы типологии древнерусского костюма, выделить виды повседневной и праздничной, ритуальной одежды, социально-возрастные и территориальные комплексы.
Наконец, вопросы истории русского костюма затронуты в работах, посвященных более общим проблемам происхождению восточнославянских народов, их взаимосвязям, древней религии.
Археологические исследования посвящены изучению древних тканей, определению разного рода украшений. Реконструкции костюмов и их отдельных элементов по материалам погребений были предложены М.А. Сабуровой, А.К. Елкиной, Н.В. Хвощ, Е.А. Рябининым, И.И. Елкиной. Однако археология имеет дело в основном с аксессуарами костюма – главным образом, это различные украшения и застежки. Целые образцы одежды являются крайне редкими археологическими находками.
Сейчас количество археологических материалов значительно увеличилось, т.к. возросло число известных древних изображений одежды благодаря совершенствованию реставрационных работ и новым открытиям. Применение к старым и новым находкам современных методов исследования позволяет расширить представления о материалах, из которых делали одежду и обувь, о способах их изготовления. В научный оборот вошли находки особой группы украшений – браслетов, употреблявшихся, по-видимому, при русальных празднествах5. Эти браслеты дают представление о ритуальных функциях одежды.
При использовании археологического материала в качестве источника по изучению древнерусского костюма возникает ряд общих проблем. Прежде всего, это характер и сохранность источников. Возможности реконструкции костюма по данным погребений ограничены в силу плохой сохранности органических материалов и отсутствия остатков одежды, достаточных для реконструкции ее покроя. Кроме того, многие источники известны только по материалам археологических описаний, без приложенных рисунков или фотографий. А это вызывает терминологическую путаницу.
В корпус русских письменных источников XI-XV вв. по истории древнерусского костюма входят летописи, берестяные грамоты, духовные грамоты русских князей. Они дают более 90 терминов, имеющих отношение к костюму6. Углубленный анализ письменных источников позволяет серьезно пополнить сведения о древней одежде, ее частях и функциях, уточнить интерпретацию этих сведений. Вновь открытая в последние десятилетия группа источников – берестяные грамоты, по сути дела примыкающая к актам, позволяет надеяться на получение новых сведений и об одежде крестьян и горожан. Однако письменные источники содержат, как правило, лишь отрывочные сведения о внешнем виде древнерусских людей и их одеждах7.
Предпочтение в исследованиях по истории костюма отдается, безусловно, изобразительным источникам, дающим наглядное представление о внешнем виде человека. К сожалению, такие источники немногочисленны. Важнейшими среди них являются миниатюры летописей8, изображения на браслетах-наручах, буквицы в виде человеческих фигур, произведения мелкой пластики, некоторые произведения иконописи и фресковой живописи. Рассмотрение изобразительных источников в комплексе с археологическими, письменными источниками и общеисторическими знаниями в совокупности позволяет делать выводы о развитии древнерусского костюма, его значении в жизни общества, отражении в нем исторических процессов и явлений9.
Среди важных изобразительных источников по истории костюма X-XIV вв. – древнерусская монументальная живопись. В средние века монументальная живопись являлась одним из ведущих видов искусства. В этот период фресками украшались стены и своды катакомб, а затем настенные росписи и мозаика стали главными видами монументальной декорации храмов в Западной Римской империи (до 476), в Византии (IV-XV вв.) и других странах Восточной Европы. На Русь монументальная живопись пришла из Византии после принятия христианства, но быстро обрела национальные русские черты. Главными центрами монументальной живописи на Руси стали Киев, Новгород, Псков, Владимир, Москва10. Особенно интересна в качестве исторического источника монументальная живопись Новгорода и Пскова, так как именно в этих городах она наиболее быстро приобрела местные национальные черты.
С точки зрения возможности использования монументальной живописи XI-XIV вв. в качестве исторического источника по истории костюма важно отметить следующее. Монументальной живописи Древней Руси посвящено немалое число исследований, в том числе содержащих богатый изобразительный материал11. Это особенно важно, т.к. с момента издания некоторых трудов ряд образцов монументальной живописи Древней Руси уже был утрачен.
Еще в довоенный период (1920 -1940 гг.) вышло несколько обобщающих работ по древнерусскому изобразительному искусству, среди них книги А.И. Некрасова12, Б.В. Михайловского и Б.И. Пуришева о древнерусской монументальной живописи.13
В "Истории русского искусства"14 первые два тома были посвящены периоду X-XIV вв.: Киевской Руси X-XII вв., Владимиро-Суздальского княжества и удельных центров XII-XIII вв. (1953. Т. 1), Новгорода и Пскова XI-XV вв. (1954. Т. 2). Разделы, посвященные живописи, были написаны в основном В.Н. Лазаревым. Этим же автором написаны обобщающие труды - "Искусство Новгорода"; "Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв."; "Русская иконопись от истоков до начала XVI века."15.
В работах Э.С. Смирновой "Живопись Великого Новгорода, середина XIII - начало XV века" (1976); "Лицевые рукописи Великого Новгорода" (1994); Э.С. Смирновой, В.К. Лауриной, Э.А. Гордиенко "Живопись Великого Новгорода, XV век" (1982); Г.И. Вздорнова "Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода" (1989), Л.И. Лифшица "Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков" (1987) монументальная живопись выделяется в самостоятельный раздел исследования16.
Интересно отметить, что для современного уровня исторической науки при исследовании древних периодов истории характерно не столько введение в научный оборот новых источников, сколько более глубокое «прочтение» ранее известных исторических памятников, умение извлечь из них многообразную историческую информацию. Памятники религиозного назначения, к которым с полным правом можно отнести и монументальную древнерусскую живопись, интересны, в частности, именно дополнительной, косвенной информацией. Они содержат уникальные данные, относящиеся к общественно-политической и даже социально-экономической истории, истории культуры, социальной психологии. Таким образом, это также важнейшие источники познания истории материальной культуры Руси X-XIV вв.
К сожалению, работ по истории костюма, которые учитывали бы в полной мере весь комплекс источников, немного. Наиболее масштабными являются исследования А.В. Арциховского и М.Г. Рабиновича, в которых представлена системная характеристика костюма17 на основе использования широкого круга археологических, этнографических, изобразительных, письменных источников. В последние годы наметился новый этап в изучении истории древнего костюма, что связано как с постоянным пополнением археологических знаний, так и с уровнем развития смежных исторических дисциплин. Все это обусловило актуальность настоящего исследования.
Целью исследования является изучение древнерусской монументальной живописи как источника по истории костюма.
Для достижения поставленной цели в ходе работы следует решить следующие задачи:
- охарактеризовать
место изобразительных
- рассмотреть
особенности древнерусской
- показать основные
направления развития костюма X
- изучить особенности
отображения костюма в
- описать особенности
отображения костюма в
Объект исследования: псковская и новгородская монументальная живопись XI-XIV вв.
Предмет исследования: псковская и новгородская монументальная живопись XI-XIV вв. как источник по истории костюма.
Хронологические рамки: XI-XIV вв. Нижняя граница обусловлена первыми образцами монументальной живописи христианских храмов на Руси, верхняя – 1369 г. – появлением работ Феофана Грека, начавшего новую эпоху в развитии монументальной живописи Древней Руси.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава
1. Место изобразительных
1.1. Источники по истории древнерусского костюма
Вопросы истории древнерусского костюма изучаются с привлечением разнообразных источников: археологических, письменных, изобразительных, этнографических и т.д. 18
Целых предметов одежды IX-XIV вв. до нашего времени не сохранилось. Наиболее полноценными и основными археологическими источниками для реконструкции древнерусского костюма являются материалы древнерусских погребений и кладов, а также остатки одежды и украшения, находимые при раскопках древнерусских поселений19. Раскопки в области славянской археологии, широко развернувшиеся во второй половине XIX в., дали массовый курганный инвентарь Х-ХII вв. со значительными фрагментами одежды. Однако отсутствие методов реставрации и консервации приводило к большим трудностям при работе с мягкими частями одежды и не давало должных представлений о форме деталей костюма20.
Тем не менее, к
концу XIX в. отечественная наука
Первое место в осмыслении курганного материала принадлежит А.А. Спицыну, выделившему для разных славянских племен характерные для них наборы вещей и височные кольца, квалифицированные как этнический признак22.
Наиболее информативными являются женские погребения, включающие большое количество привесок, бус, пуговиц и других застежек и украшений костюма. Сопоставление с данными изобразительных источников и образцами этнографического костюма дает возможность уточнить особенности конструкции древнерусской женской одежды. О характере кроя одежд свидетельствуют застежки - фибулы, пряжки, а также украшения - цепочки, привески и нашивные бляшки, указывающие на места швов или разрезов одежды, наличие пояса. Иногда комплекс вещей и разнородных тканей в составе одного погребения позволяют сделать предположения о составе женского костюма23.