Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:04, дипломная работа
Целью исследования является изучение древнерусской монументальной живописи как источника по истории костюма.
Для достижения поставленной цели в ходе работы следует решить следующие задачи:
- охарактеризовать место изобразительных источников в ряду источников по истории костюма;
- рассмотреть особенности древнерусской монументальной живописи XI-первой половины XIV вв. как исторического источника;
- показать основные направления развития костюма X-XIV вв. по данным исторических исследований;
- изучить особенности отображения костюма в монументальной живописи Новгорода XII-XIV вв
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Место изобразительных источников в ряду источников по истории костюма
1.1. Источники по истории древнерусского костюма ………………………10
1.2. Древнерусская монументальная живопись XI-первой половины XIV вв. как исторический источник …………………………………………………….22
1.3. Костюм X-XIV вв. по данным исторических исследований…………..39
Глава 2. монументальная живопись новгорода и пскова как источник по истории костюма
2.1. Монументальная живопись Новгорода XII-XIV вв. как источник по истории костюма………………………………………………………………...51
2.2. Монументальная живопись Пскова как источник по истории костюма..73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….94
СПИСОК использованных источников и ЛИТЕРАТУРЫ………98
Рисунок вышивки разнообразен; чаще всего встречаются изогнутые стебли, стилизованные цветы, круги, геометрические фигуры.
Изображение Бориса и Глеба в Нередицкой церкви (Приложение 16) принадлежит к числу подновленных, однако подновления эти не позднее начала XIV века112. На обоих князьях одинаковая одежда. На голове – шапка с круглым верхом. На плечах – плащ из узорной ткани, застегнутый запоною по середине груди, с правой руки плащ спущен полою назад, так что видна вся рука, а левою полою перекинут через левую руку. Из под плаща видна нижняя рубаха также из узорной богатой ткани с широкой каймой внизу и узкими рукавами, перевязанная довольно низко поясом, на узком рукаве два поручня – один – выше локтя, другой – у кисти руки. Из под рубахи видна обувь – сандалии на босу ногу, перевязанные ниже и выше подъема широкими тесьмами. Князь Борис с бородою и длинными волосами, а князь Глеб без бороды, и волосы у него не такие длинные. У обоих в правой руке крест, а в левой, на боку – меч113.
Настенные изображения Бориса и Глеба есть и в Новгородской церкви Федора Стратилата114 (Приложение 15). Эти фрески можно отнести к началу XIV в. Они любопытны и по некоторым особенностям одежды. На князе Борисе шапка с круглым верхом; на плечах плащ, застегнутый запоной у правого плеча; правая пола его откинута назад так, что рука видна только от локтя, а левая пола перекинута через руку так, что видна одна кисть руки; под плащом длинная исподь с широкою каймою на подоле, перевязанная узеньким пояском так, что из опустившейся верхней части исподи его и не видно; на руках поручни; на ногах сапоги. В правой несколько приподнятой руке у плеча крест; в левой у бока меч, перевитый ремнем. На князе Глебе шапка с верхом более узким и как будто с пряжкою впереди выше опушки; на плечи накинут плащ, не застегнутый впереди и не перекинутый левою полою на руку; из под него исподь такая же как и на кн. Борисе, видна почти вся: видна и самая верхняя часть ее, что около шеи: оплечье такого же роду, как и кайма на подоле; на ногах сапоги. В правой руке так же крест; в левой, но не приподнятой, а почти совершенно опущенной, такой же меч.
Интересно провести сравнение данных образов с костюмом других изображений Бориса и Глеба. (Приложение 16). На Новгородской иконе XIII в. с изображением Бориса и Глеба115 на них одежда княжеского рода - их кафтаны более длинны, на них золотые вышивки, узорчатые пояса. Их корзно и кафтаны напоминают византийские костюмы. Шапки, начиная с XI в., были неотъемлемой частью русского мужского костюма и у знати, и у бедноты. Крестьяне носили круглые колпаки из войлока, грубого сукна с узкой меховой опушкой, люди состоятельные - из тонкого сукна или бархата, знать - бархатные или парчовые с украшениями из серебра, золота, драгоценных камней и с меховым околышем.
Имеющиеся древние изображения князей очень важны для определения древней княжеской одежды. Такого рода изображений осталось очень немного. Из них особенно замечательны два: рисунок семейства Святослава Ярославича из Изборника 1073 г. (Приложение 16) и рисунок Ярослава Владимировича в Спасо-Нередицкой церкви (Приложение 15). Нелишним здесь будет описание того и другого116.
На рисунке 1073 г. видим самого князя Святослава, его жену с маленьким сыном Ярославом, а за ними четырех старших сыновей (Глеба, Ольга, Давида и Романа). Одежда князя Святослава такая: на голове шапка с меховым околышем, с наушниками, с широким круглым верхом; на плечах надет плащ синего цвета с золотою оторочкой и с красным подбоем; он застегнут у правого плеча красною запоною и прикрывает правую руку почти до локтя, а через левую перекинут так, что прикрывает большую часть переда; из под плаща видна исподь зеленого цвета с красною каймою по подолу и с золотыми нарукавниками; из под исподи видны зеленые сапоги. Борода подстрижена; усы большие117.
На кн. Ярославе и Глебе шапка такая же, но с верхом, синего цвета, значительно выше чем у Святослава; плаща на плечах нет; место исподи заменяет что то вроде кафтана как будто коричневато цвета с золотым отложным воротником, которого кругловатые концы сходятся не много ниже шеи, с золотою выложкою до пояса и с тремя петлями, переложенными со стороны на сторону по груди; пояс золотой, двойные концы его висят с двух сторон в длину кисти руки; на ногах красные сапоги.
Одежда других молодых князей, судя по верхним частям, которые одни только и видны, такая же.
На голове княгини покрывало, обвивающее все лицо, покрывающее шею и плечи и спущенное одним концом по правую сторону головы; верхнее платье красновато-желтоватого цвета опускается подолом с каймою очень низко, так, что видны одни концы красноватой обуви; оно подпоясано золотым поясом; из под широких рукавов видны золотые нарукавники, принадлежащие, вероятно, к другому нижнему платью118.
На рисунке 1199 г. из Нередицы князь Ярослав Владимирович представлен так: на голове шапка с меховым околышем и с красным сужающимся верхом; на плечах красный плащ узорной ткани, обложенный кругом золотою оторочкой, застегнутый у правого плеча и перекинутый полою через левую руку так же как и у кн. Святослава; из под плаща видна исподь голубая узорной ткани с широкою каймой, по подолу обложенной с обеих сторон золотою оторочкой, с красными поручнями; на ногах сапоги красные с золотом. У князя длинная борода.
Данные, представляемые двумя описанными рисунками, по мнению И.И. Серезневского, те же, что и в изображениях князей Бориса и Глеба119. Те же данные повторяются и на изображениях Владимира Равноапостольного, Святополка и Изяслава Ярославича, находящихся на рисунках из Сказания о Борисе и Глебе по Синодальному списку XIV в.120
На стр. 57 Великий князь Владимир изображен в шапке с меховым околышем и круглым беловатым верхом, в красном плаще, застегнутом запоною у правого плеча, в темной исподи, обложенной по подолу желтою оторочкой, с такими же поручнями, в черных сапогах. Борода большая.
На стр. 70 в совершенно таком же виде изображен князь Святополк, только и верх шапки, и сапоги красные. Борода большая.
На стр. 80 другое изображение князя Святополка: на нем такая же шапка с красным верхом; плаща на плечах нет; кафтан темного цвета с воротником углами расходящимся по верхней части груди к плечам, с выложкою по середине, с одиннадцатью петлями, по всей груди и ниже. Борода большая.
На стр. 84 такое же изображение князя Святополка в такой же одежде: виден пояс.
На стр. 94. еще одно похожее изображение князя Святополка, только кафтан красный, воротник желтый.
На стр. 125 представлен князь Изяслав Ярославич за обедом: он в шапке с красным верхом, и в красном кафтане с широким воротником, облегающим шею так же, как и на других рисунках, где князь без плаща. Князь с бородой.
Представленное обозрение рисунков с изображениями князей достаточно для того, чтобы определить части княжеской одежды.
На всех рисунках одежда князя представляется почти в одинаковом виде: на теле цветная исподь или что-то вроде кафтана, тоже цветного, и сверх того очень часто цветной же плащ; на ногах исподнее платье и высокие цветные сапоги; на голове опушенная мехом шапка с цветным верхом. Рисунки дают понятие о подробностях этого наряда, а в древних памятниках письменности находим объяснения и названия частей наряда.
Свита, свитка, фофудья, кожух - название платья с рукавами и с полами. Свитою называлось всякое княжеское платье этого рода. В письменных источниках свита употребляется или в значении платья вообще (в том числе и царского), или в значении монашеского и священнического подрясника. В народе не только у нас, но и у некоторых из западных Славян, свита, свитка, свитина значит платье с рукавами и с полами, подпоясываемое поясом.
Не раз встречается в письменных источниках слово фофудья. Так называлось платье с рукавами. Подобное платье называлось еще кожухом. В таком смысле в Волынской летописи упоминается «кожюх оловира Грецького круживы златыми плоскъши ошитъ» (Ипатьевская летопись под 6760)121.
Кожух бывал из богатой цветной ткани, зеленый, голубой, коричневый иногда и пурпурный, иногда и тканной золотом Он обшивался каймою, кружевом, шелковым или золотым, или тем и другим вместе, по подолу, очень широко (шире аршина), и кроме того на рукавах выше локтей, а может быть и в других местах. Рукава были узкие. На груди он застегивался петлями из золотых шнурков, переложенными со стороны на сторону иногда редко, иногда часто: бывало их по три, бывало и по одиннадцати.
Воротник на этой одежде, судя по рисункам, был двух родов: или пришитый, отложной, сходившийся округлыми концами под шеей, или накладной, сплошной, закрывавши верхнюю часть груди и спины и лежавший на плечах (оплечье): он бывал из золотой и шелковой ткани, иногда такой же, как и обшивка на подоле.
По мнению И.И. Серезневского, следует отличать от этой одежды ту, которую мы отметили выше как исподь, и отличающуюся от свиты отсутствием пол и застежек на груди. Если в исподи пол нет, а их ни на одном рисунке не видно; то, по мнению И.И. Серезневского, нельзя называть такую одежду ни свитой, ни кожухом; а скорее - сорочицей, верхней одеждой, которая употреблялась, например, болгарскими князьями.
Конечно, как подчеркивает И.И. Серезневский, здесь дело идет не о нижней сорочке, а о верхнем платье в форме сорочки. В древнем чешском языке это слово принималось в значении туники. В таком же смысле употреблялось слово sarica в латинском, и serkr в древнем Скандинавском. Ткани для такой сорочицы использовались такие же, как и для свиты. Пришитого воротника у нее не было, а было или нашитое, или наложенное оплечье, в том же роде, как и на подоле122.
Постоянною принадлежностью этой одежды были поручни, бывавшие и из золотой ткани, или из другой, цветной, обыкновенно того же цвета как воротник или оплечье, и кайма на подоле. Такою же постоянною принадлежности этой одежды был и пояс, то узкий, почти или совсем невидный, то широкий, нередко золотой или серебряный. О золотых и серебряных поясах князей Василька и сына его Владимира упоминает Волынская летопись, (Ипатьевская летопись под 6796). О серебряных и золотых поясах Великого князя Ивана Даниловича Калиты говорится в его душевной грамоте 1327- 1328 г.123
Корзно, луда, мятль - плащ. Об употреблении корзна, как плаща, есть несколько свидетельств в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях под 6655 г. Другое название плаща - луда. У воеводы Якуна луда была золотом исткана. После битвы он бежал с поля, и «отбеже ту луды златое» (Повесть временных лет под 6532 г.). Слово луда напоминает скадинавское lodhi, hlodha, lodha, древне-немецкое lodo; чешское luden - неваленое сукно, хорватское luda - покров.
Плащ назывался еще мятлем (Ипатьевская летопись под 6660). Слово мятль то же, что древне-немецкое mantal, латинское mantile124.
Издревле зашло к нам и Тюркское слово японча, означавшее так же плащ.
Плащ у князей, судя по рисункам, бывал разных тканей, и одноцветных, красных, синих, и с узорами, вышитыми золотом и т. д. Он подшивался подбоем: на синем плаще князя Святослава видим подбой красный125. Обшивался он весь вокруг довольно широкою тесьмою, большею частью золотою, которая у ворота иногда выдавалась петлею, к которой у корня ее прикреплялась запона. Этою запоною плащ застегивался на вороте большею частью у правого плеча, так что правая рука была свободна, а левая пола набрасывалась на левую руку. Могло быть и наоборот, как на рисунке Бориса XII в., где правая пола плаща перекинута через правую руку, и где при том плащ застегнут посередине, а не с боку. Можно было носить плащ и не застегивая на вороте и не подымая полы на руку: так видим плащ на князе Глебе в изображении его в церкви Федора Стратилата в Новгороде126.
Можно было носить плащ и застегнувши на вороте, и не поднимая полы на руку: так надет был плащ на князе Глебе Святославич (Повесть временных лет под 6579 г.). В таком виде нарисован кн. Борис перед своим отцом Владимиром, отправляющим его в поход на Печенегов: плащ застегнут у левого плеча, а правою полою не перекинут через руку.
Быть без плаща значило быть не в полном убранстве, по-домашнему. Без плаща изображен кн. Святополк, принимающий убийц Борисовых, посылающий вестника к Глебу и принимающий убийц Глебовых; без плаща изображен князь Глеб, принимающий вестника Святополкова и едущий по реке; без плаща князь Изяслав за обедом. На всех других рисунках князья изображены в плаще. Дети при отце, как младшие, могли быть без плаща: так нарисованы дети князя Святослава при отце. На рисунках Сказания о князьях Борисе и Глебе бояре изображены в плащах, а не-бояре - без плащей127.
Корзно, набрасывающееся
на одно плечо и застегнутое фибулой
на другом, появилось в результате
римсксо-византийского влияния
Похожие одежды мы видим на более поздней иконе «Молящиеся новгородцы» (XV в.) (Приложение 3). На иконе - коллективный портрет нескольких знатных новгородцев. Верхняя мужская одежда - долгополая, с рядами петель (15-20 рядов) и длинными рукавами, носившаяся, вероятно, внакидку, наподобие охабня XVII в. Эта одежда имеет широкие отложные воротники, расшитые жемчугом, вероятно, украшенные вышивкой. Подол и края рукавов окантованы широкими каймами128.
Клобук: так называлась шапка, которую носили князья: (князь) «Святослав рече к Бернови: нечь то мя на главе бодеть. и сня клобук; и виде Берн ногть св. Глеба» (Сказание о Борисе и Глебе 127).
Слово клобук, употребляемое славянами в значении шляпы, или вообще шапки (мужской), находится и во многих других языках. Какую именно форму имел княжеский клобук, это видно из рисунков: меховая опушка и верх по голове, из цветной ткани, были его необходимые принадлежности, но ни то ни другое не удерживалось неизменно в одном виде. Кроме меховой опушки бывали употребляемы меховые же наушники, как видим в Изборнике 1073 г. (Приложение 6); а верх бывал то прямо по округлости головы, широко округлый, то выше, как у детей Святослава на том же рисунке129, то суженный к верху, как на изображении князя Ярослава на ктиторской фреске в Нередице.