Сопоставление
данных монументальной живописи с другими
изобразительными, а также письменными
источниками позволяют достаточно
подробно определить части княжеской
одежды для XII-XIV вв. Прежде всего, это цветная
исподь (сорочица) или что-то вроде кафтана,
тоже цветного; поверх него очень часто
цветной же плащ; на ногах высокие цветные
сапоги; на голове опушенная мехом шапка
с цветным верхом. Если изобразительные
источники дают понятие о подробностях
этого наряда, то в древних письменных
источниках находим объяснения и названия
частей наряда. Свита, свитка, фофудья, кожух - платья с рукавами и с полами. Корзно, луда, мятль - плащ. Клобук - шапка, которую носили князья. Надраги - исподнее платье.
Таковы были главные
части обыкновенной княжеской одежды.
Она изменялась только при особенных
обстоятельствах, например, во время
военного похода. Обязательной чертой внешнего облика
древнерусского князя была борода. По
всем дошедшим до нас сведениям, бороду
и усы носили все; безбородыми оставались
только юноши
В целом проведенное
исследование показало, что древнерусская монументальная
живопись XI-XIV вв. является достаточно
интересным, но в большей степени дополнительным,
источником по истории костюма. В качестве
источника они должна рассматриваться
в комплексе с археологическими, письменными,
другими изобразительными источниками,
а также общеисторическими знаниями для
того, чтобы служить объективным основанием
истории развития средневекового костюма.
СПИСОК использованных
источников и литературы
- Алпатов М .: Игорь Грабарь. Фрески Спаса-Нередицы. Гос. Русский музей. Ленинград, 1925. С. 31.
- Артамонов М. И . Мастера Нередицы // Новгородский исторический сборник. СПб., 2000. Вып. 8 (18). С. 6-19.
- Археология. Древняя Русь. Быт и культура / Под редакцией Б.А. Рыбакова. – М.: Наука, 1997. – 368 с.
- Арциховский А.В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. - М.: Изд-во МГУ, 1944.- 215 с.
- Арциховский А.В. Одежда // Очерки русской культуры XIII-XV веков. Часть 1: Материальная культура. М., 1969. – 382 с.
- Арциховский А.В. Русская одежда X-XIII вв.// Докл. и сообщ. ист. ф-та МГУ. – 1946. – Вып. 3 – С. 3-9;
- Бетин Л. В. О реставрации стенописи Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1992. Вып. 2. С. 160-171
- Блохина И. В. Всемирная история костюма, моды и стиля. - Минск: Харвест, 2008. – 360 с.
- Богомолов В.Б. Традиции Западной Европы и Ближнего Востока в развитии костюма русских в IX-XIII вв.// Россия и Восток: История и культура: Материалы IV международ. науч. конф. «Россия и Восток: проблемы взаимодействия»/ Ин-т востоковедения РАН и др. – Омск, 1997. – С. 214-218.
- Булкин В. А . Спасо-Преображенская церковь на Нередице и новгородская архитектурная школа XII в. // Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси. К 800-летию памятника. М., 2005. С. 33–50
- Дмитриев Ю. Н. Изображение отца Александра Невского на нередицкой фреске XIII в. // Новгородский исторический сборник. Новгород, 1938. Вып. III–IV. С. 39–57
- Захаржевская Р. В. История костюма. - М. (РИПОЛ классик), 2009. – 420 с.
- Каждан А.П. Византийская культура(X-XII в.)., СПб, 1997. -318 с.
- Калашникова Н.М. Древнерусский костюм: К проблеме изучения// Ист. Опыт рус. народа и современность: Мавродин. чтения, 10-12 окт. 1994 г., С-Петербург: Материалы к докл. – СПб., 1994. – С. 79-81
- Калашникова Н.М. Одежда древнерусской
знатной женщины по данным фресковой живописи
// История и культура славянских стран:
Сб.ст. Л., 1972, С.26-31
- Каргер. Древнерусская монументальная живопись. XI–XIV вв. Москва-Ленинград 1964, табл. 83-124.
- Комисаржевский Ф. История костюма. - М.: Астрель-Аст-Люкс, 2005. – 480 с.
- Кондаков Н. П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века. СПб., 1906. С. 42–43. // http://www.nereditsa.ru/Library/k_.htm
- Лазарев В. Н. О росписи
Софии Новгородской // Лазарев В. Н. Византийское
и древнерусское искусство. Статьи и материалы.
- М., 1978. – С.49-61
- Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М.: Искусство, 1973. - 512 с.
- Лазарев В. Н. . Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. - 416 с.;
- Лазарев В.Н. Искусство Новгорода.
– М.: Искусство, 1946. – 480 с.
- Лифшиц Л. И. Монументальная
живопись Новгорода XIV-XV веков. М., 1987. – 680 с.
- Лифшиц Л.И., Саробьянов В.Д., Царевская Т.Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI - первая четверть XII века. - СПб: Дмитрий Буланин, 2004. - 887 с.
- Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. - М.: Академия моды. - Том 1. 1993. – 545 с.
- Михайловский Б. В. , Пуришев Б. И. . Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV века до начала XVIII века. Москва-Ленинград 1941. С. 5–33
- Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. – 240 с.
- Оятева Е. И. Обувь и другие кожаные изделия земляного городища Старой Ладоги // Археологический сборник. Вып. 7. Л., 1965. - С. 42-59.
- Пармон Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М.: Легпромбытиздат, 1994. – 380 с.
- Плугин В. А. Некоторые проблемы. Древнерусская живопись как исторический источник. – М.: Изд-во МГУ, 1974. – 314 с.
- Прохоров В. Материалы для истории русских одежд XII и XIII века // Русские древности. 1871. Кн. IV. Август. С. 35–39 // http://www.nereditsa.ru/Library/p_.htm
- Прохоров В. Материалы по <span class="d