Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка
Основные вопросы с ответами
Под влиянием стоицизма сформир. концепция Полибия. Осн. мотив написанной им “Истории” в 40 книгах – путь римлян к мировому господству. Истолкование истор. процесса опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что обществ. жизнь существует от природы и направляется судьбой. Всякое общ-во проходит состояния возрастания, расцвета, упадка. Круговорот полит. жизни проявляется в последов. смене шести форм гос-ва. Монархия – единоличное правление царя, вождя, основанное на разуме. Аристократия – власть немногих, преследующих интересы общего блага. Возникает в результате свержения тирана. Олигархия – правят немногие, используя власть для стяжательства. Демократия – власть народа. Тирания – результат разложения монархии. Охлократия – извращенная форма демократии, господство черни, толпы – худшая форма гос-ва. Преодолеть этот круговорот способен только мудрый законодатель. Для этого ему надо установить смешанную форму гос-ва с началами монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. В правовой сфере: идеи о ествест.-правовой природе гос-ва и права; необх.придания значения законам и обычаям. Законы и обычаи должны соответ.судьбе как единому универс.закону мироздания. Взгляды Полибия оказ.влияние на разраб.теории раздел. властей, послужили связующим звенов м/у политико-правовыми учениями Др. Греции и Др.Рима.
10. Политические
и правовые учения
в Древнем Риме
Развитие
древнерим.политико-правовых концепций
проходило в рамках след.периодов:
царского (754-509 до н.э.) – переход от
первобытнообщ. к класс.строю, зарожд.гос-ва
с формой правл.в виде воен.демократии,
появл.института рабства, раздел.сосл.
Республ.период (509-27 до н.э.) – установл.госуд.Рима,
обостр.борьбы патрициев и плебеев, провед.захват.воин,
увел.числа восстаний рабов; Период Империи
(27 до н.э. - 476) – кризис и разлож. рабовлад.общ-ва,
установл.абсолют.монарх.
Политико-прав. учения формир. на основе филос. направлений, кот.б.перенесены из Греции. Новизна и оригинал.полит. воззрений рим.мыслителей закл. в том, что ими б. выдвинуты идеи, соответ. отн. зрелого рабовлад.общ-ва.
Происх. измен.в полит. теории, обусловл. развитием отн. част.собственности и рабства. Господств. классам необх.б.правовая защита имуществ. отн. Осознание этой потребности вызывало у них интерес к правовым средствам закрепления своего господства, порождало представление о том, что гос-во служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права.
Происходит обособление юриспруд. в самостоят. отрасль знаний. Со временем она приобретает статус источника права. Детально обосновываются институты и нормы действующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классиф. имуществ. сделок, содержание права собственности и порядок наследования.
Для политико-правовых доктрин хар-но: зарожд. и развитие христ-ва, отражение новых взглядов на соц.-полит.реальность. Появл.качеств.нового типа восприятия окр.мира б.обусловлено: превращением Рима в империю, появл.новых форм единоличной власти, развитием правовых институтов и институтов част.собств., кризисом института рабства.
Влияние
на идеологию римского общ-ва оказала
философия стоиков. Ее последователи
(Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о
дух. равенстве всех людей, включая
господ и рабов, их бессилии изменить
судьбу, о необх.подчиниться мировому
закону. Многие идеи стоицизма б.восприняты
христианством. На протяжении II–III вв.
христ. религия утратила свой первонач.бунтарский
дух, а в IV в. б.возведена в ранг офиц. идеологии
римского гос-ва.
11. Политико-правовые
учения Цицерона. Римские
юристы
Марк Туллий Цицерон защищал интересы аристократии. Произ-я: «О гос-ве», «О законах». Представления о гос-ве: гос-во – объед.людей, связ.м/у собой согласием в вопросах права и общностью интересов; причина образ.гос-ва – потреб.людей жить вместе, обеспеч.безопас.; задача- гос-ва – сохр.установл.отн.собств., обеспеч.функционир.нравств. и религ.норм и ценностей; управл.новыми территор. Гос-е управл-е: монархия (власть царя) – наил.форма правления, аристократия (власть оптиматов), демокартия (власть народа). Форма гос.управл.: тирания (произвол единоличн.правителя), олигархия (господст.знатных), охлократия (безумие и произвол толпы). Признаки идеал.гос-ва: наличие смеш.формы правления; соблюд.принципа равномерного распред.прав и обязан., полномочий м/у гос.органами; присут.у идеал.граждан полит.активности, соблюд.ими законов, выпол.военного долга и труд.повинностей; руково-во идеал.правителя (правовая мудрость, желание служить на благо народа, решительность, справедлив., красноречие). По Цицерону право основано на справедливости. Право: писаное и естеств., их различия: время возник. (естеств.существ.всегда, писаное в период возник.гос-ва); источник возник. (естеств. установл.природой, писаное – творение мысли ч-ка); юрид.сила (естеств. превалирует над писаными, а писаные должны соот.полож.естеств.права). Нормы писаного права: законы, традиции и обычаи, приговоры судей, повеления народа. Идеи Цицерона оказ.влияние на формир.взглядов римских юристов.
Римские юристы (Гай, Павел, Модестин) разраб.светкую юриспруд.как самост.отрасль знаний. Источник права – мировой общест.разум, действ. в соот.со справедл. Право: публ. (регул.отн.связан.с общ.пользой; осн.источник – решения принцепса) и частное (регул.отн.связан.с пользой част.лиц ): естеств., права народов, права граждан. Естеств.право распр.на все жвиое, регулир.: сем.,брачные отн., вопросы воспитания. Право народов примен.во время: провед.военных действ, рожд.новых гос-в, орг.внешнеторг.деят. Права граждан регул.отн.м/у римск.гражданами. Его источники: постановл.сената, законы, решения плебеев, декреты принципса, обычай. Римск.юристы предл. раздел.понятие право и закон, соот.их как содерж.и форму.
12. Политические и
правовые идеи первоначального
христианства
В I в. н. э. в Рим. империи слож. новая религия – христ-во. В разв.орг-и христиан разл. 2 этапа: “апостольская церковь” (I– II вв.) и “епископальная церковь” (2 пол. II в.). Эволюция церк.орг-и – измен. полит.-правов. идеологии христиан. В произв-ях раннехрист.лит-ры (Откровение Иоанна – “Апокалипсис”) осуждались рабовлад.Рим, рим. императоры, цари, вельможи, купцы. Христиане мечтали об уничтож. “великой блудницы вавилонской” – Рим. империи, кот. они наз-ли “царством дьявола”, “дьявольским миром зла и насилия”. Проповедов. смирение и непротивление злу насилием. Христ-во провозгласило равенство приверженцев новой религии. В христ-ом учении в религ.форме б. выражены некот. общечеловеч. ценности, нормы нравственности и справедливости.
К сер. II в. в христ-ве берет направление, делающее упор на мистические стороны учения. Склад.отделенный от массы верующих церк. аппарат. Присвоив монопольное право проповедовать и толковать христ. учение, духовенство разраб. систему обрядов, служб, догм, используя ряд полож. др.религий и философ. школ. Общие трапезы б. заменены причащением, апостолы – слугами и гонцами епископов. В христ-ой лит-ре II–III вв.авторы стремятся уверить императоров, что новая религия не только не опасна рабовлад.гос-ву, но и явл. его надежным союзником.
Церковь стремил.к союзу с императ властью. С IV в. императоры вынуждены считаться с церковью и искать у нее поддержки. При императоре Константине христ-во б. объявл.равноправной с др. религиями (313 г.), а затем господств.(324 г.)
Эволюция христи-ва сопровождалась борьбой м/у церковью и разл.ересями (ересь – вероучение, основанное на некот. общих с офиц. церковью догматах, но оппозиционное, отличное от церковного). Возник.ряд сект: монтанисты (проповедов. ненависть к Рим. империи), гностики (гносис – знание) учили, что обществ. неравенство противоречит божеств. закону справедливости: “Бог не делает различия м/у богатым и бедным и правителем народа... ибо никто не может отнять у своего ближнего его долю света, чтобы самому наслаждаться двойной”.Божеств. закону справедливости Эпифан противопоставлял чел. закон, учредивший част. собствен: «мое» и «твое» пришло в мир через законы, так что теперь нигде нет общности.
Еретики
использ. апелляцию к текстам
писания, отвечавшим настроениям масс.
С IV в. в Сев.Африке возник. движение
рабов, колонов и свободных бедняков, называвших
себя агонистиками (борцы, воины христовы).
Они нападали на богачей. Развив. движение
донатистов – христиан, стремившихся
сохр. чистоту церкви. Это движение стремилось
обособиться от гос-ва, в тесный союз с
кот. вступала церковь.
13. Политико-правовые учения Августина Блаженного
Политико-правовые взгляды Августина - основа раннехристианской доктрины политики и права. Гос-во имеет лучшее устройство и функционирование, если оно основано и скреплено верой и прочным согласием, когда все любят общее благо. Высшее благо – есть Бог. Образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское гос-во, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрес. войны.
Провозгласил
существ.Божьего и Земного
Привел периодизацию истории развития чел-ва: младенчество, детство (развития памяти); юность (зарожд.морал.сознания); зрелость (распр.религ.сознания); начало старости (постижение Бога); старость (торжество христианства). Внутри чел.общ-ва выделял формы его орг-ии: семья, гос-во, общность языка, чел.общность, общность, объед.богов и людей. Все общности обязаны следовать предписаниям божьего порядка.
В правовой
сфере выделял: нормы естеств.права,
божеств.и человеч.законы. За нарушение
любой нормы следовало наказание. Предлагал
раздел.правонарушения: на проступки (порят
душу и тело ч-ка) и преступления (наносят
вред др.людям). Призывал насильств. путем
приобщать к христин. церкви, вооруженным
путем искоренять ереси. Насилие – не
зло, если оно применяется в благих целях.
Источник зла – свободная воля людей,
влекущая их от единства к множеству. Еретики
– враги единства. Отн. церкви к гос-ву,
дух. власти к светской – гл.проблема Августина.
Как бы высоко они не ценили значения "града
божьего" и роли церкви в общ-ве, он не
б. сторонником передачи всей полноты
власти католической церкви. По его мнению,
светская власть и церковная различны
и каждая обладает суверенитетом. При
этом церковная власть - высшая, потому
что дух. сфера выше мирской, призвана
облагородить власть светскую, направить
ее усилия на богоугодные дела. Гл. в его
учении - именно разделение двух властей.
Произв-я: «Исповедь», «О природе и благодати»,
«о Граде Божьем».
14. Политико-правовые учения Фомы Аквинского Фома утвеждал, что ч-к – животное полит.и общительное; считал, что именно эти сво-ва послужили толчком к образ.гос-ва. Выделил элементы гос.власти: сущность власти – представлена способом управления,кот. дан Богом; форма власти – тождественна способу ее приобретения (законно или незаконно); способы использ.власти – раздел.в завис. от того, в чьих интересах применяют: 1 ч-к, узкая группа лиц, часть общ-ва, все люди.
Осн. признак гос. власти – издание законов. В аристократии: источник права – мнение юристов; в олигархии: судебная практика. В правильных формах правления (монархия, аристократия, полития) существ. законность (господство справедливости) и признается общее благо; в неправильных (тирания, олигархия, демократия) – попирается то и другое.
Монархия – наилуч.форма правления, подразделял на абсолютную и сословно-представительную монархии. Предпочтение отдавал второй монархии. Республика – раздирается беспорядками, борьбой партий и группировок, пролагает путь тирании. Когда произвол правителя направляется против церкви и ее учения – правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от присяги. Б. основателем томизма – учение, кот.оправдывало вмешательство дух.служителей в дела светской власти.
Закон
- общее правило для достижения цели.
Законы: вечный – сам божественный разум,
управляющий миром; он лежит в основе всего
мирового порядка, природы и общества;
естеств. – отражение вечного закона чел.
разумом; это законы общежития, стремление
к самосохр. и продолжению рода; человеч.
– действующее право, выра- жение требований
естеств. закона и подкрепление их принуждением;
божественный – Библия. Рабство установлено
природой. Его источник – грех. Част. собств.
незыблема, т.к. явл. стимулом к труду, соответствует
порядку общежития и устраняет ряд споров
м/у людьми. Разраб. осн.положения собств.концепции:
право приравнивал к справедливости, выр-е
справедливости содерж. в принципе воздаяния
каждому по заслугам его. В своих полит.-правовых
взглядах выстпуал как ярый противник
ереси. Гл. средство против борьбы с ересями
– физ. уничтожение.
15. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского
Марсилий Падуанский считал осн.причиной войн, смут и возмущений – неверные представления о соотношении церкви и гос-ва, божественного и чел.законов.
Два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения: божественные – указывает пути достижения вечного блаженства, определяет разл.м/у грехами и заслугами перед богом, а также награды в потустороннем мире, где судьей явл. Христос; человеческие – справедливость и общее благо, прочность и твердость власти; соблюд. данных законов обеспечив. принуждением.