История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка

Описание

Основные вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по ИППУ.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)

 Под влиянием стоицизма сформир. концепция Полибия. Осн. мотив написанной им “Истории” в 40 книгах – путь римлян к мировому господству. Истолкование истор. процесса опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что обществ. жизнь существует от природы и направляется судьбой. Всякое общ-во проходит состояния возрастания, расцвета, упадка. Круговорот полит. жизни проявляется в последов. смене шести форм гос-ва. Монархия – единоличное правление царя, вождя, основанное на разуме. Аристократия – власть немногих, преследующих интересы общего блага. Возникает в результате свержения тирана. Олигархия – правят немногие, используя власть для стяжательства. Демократия – власть народа. Тирания – результат разложения монархии. Охлократия – извращенная форма демократии, господство черни, толпы – худшая форма гос-ва. Преодолеть этот круговорот способен только мудрый законодатель. Для этого ему надо установить смешанную форму гос-ва с началами монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. В правовой сфере: идеи о ествест.-правовой природе гос-ва и права; необх.придания значения законам и обычаям. Законы и обычаи должны соответ.судьбе как единому универс.закону мироздания. Взгляды Полибия оказ.влияние на разраб.теории раздел. властей, послужили связующим звенов м/у политико-правовыми учениями Др. Греции и Др.Рима.

 
10. Политические  и правовые учения  в Древнем Риме

 Развитие  древнерим.политико-правовых концепций  проходило в рамках след.периодов: царского (754-509 до н.э.) – переход от первобытнообщ. к класс.строю, зарожд.гос-ва с формой правл.в виде воен.демократии, появл.института рабства, раздел.сосл. Республ.период (509-27 до н.э.) – установл.госуд.Рима, обостр.борьбы патрициев и плебеев, провед.захват.воин, увел.числа восстаний рабов; Период Империи (27 до н.э. - 476) – кризис и разлож. рабовлад.общ-ва, установл.абсолют.монарх.власти.

 Политико-прав. учения формир. на основе филос. направлений, кот.б.перенесены из Греции. Новизна и оригинал.полит. воззрений рим.мыслителей закл. в том, что ими б. выдвинуты идеи, соответ. отн. зрелого рабовлад.общ-ва.

 Происх. измен.в полит. теории, обусловл. развитием  отн. част.собственности и рабства. Господств. классам необх.б.правовая защита имуществ. отн. Осознание этой потребности вызывало у них интерес к правовым средствам закрепления своего господства, порождало представление о том, что гос-во служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права.

 Происходит  обособление юриспруд. в самостоят. отрасль знаний. Со временем она приобретает статус источника права. Детально обосновываются институты и нормы действующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классиф. имуществ. сделок, содержание права собственности и порядок наследования.

 Для политико-правовых доктрин хар-но: зарожд. и развитие христ-ва, отражение новых взглядов на соц.-полит.реальность. Появл.качеств.нового типа восприятия окр.мира б.обусловлено: превращением Рима в империю, появл.новых форм единоличной власти, развитием правовых институтов и институтов част.собств., кризисом института рабства.

 Влияние на идеологию римского общ-ва оказала  философия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о  дух. равенстве всех людей, включая  господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необх.подчиниться мировому закону. Многие идеи стоицизма б.восприняты христианством. На протяжении II–III вв. христ. религия утратила свой первонач.бунтарский дух, а в IV в. б.возведена в ранг офиц. идеологии римского гос-ва. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
11. Политико-правовые учения Цицерона. Римские юристы

 Марк  Туллий Цицерон защищал интересы аристократии. Произ-я: «О гос-ве», «О законах». Представления о гос-ве: гос-во –  объед.людей, связ.м/у собой согласием  в вопросах права и общностью интересов; причина образ.гос-ва – потреб.людей жить вместе, обеспеч.безопас.; задача- гос-ва – сохр.установл.отн.собств., обеспеч.функционир.нравств. и религ.норм и ценностей; управл.новыми территор. Гос-е управл-е: монархия (власть царя) – наил.форма правления, аристократия (власть оптиматов), демокартия (власть народа). Форма гос.управл.: тирания (произвол единоличн.правителя), олигархия (господст.знатных), охлократия (безумие и произвол толпы). Признаки идеал.гос-ва: наличие смеш.формы правления; соблюд.принципа равномерного распред.прав и обязан., полномочий м/у гос.органами; присут.у идеал.граждан полит.активности, соблюд.ими законов, выпол.военного долга и труд.повинностей; руково-во идеал.правителя (правовая мудрость, желание служить на благо народа, решительность, справедлив., красноречие). По Цицерону право основано на справедливости. Право: писаное и естеств., их различия: время возник. (естеств.существ.всегда, писаное в период возник.гос-ва); источник возник. (естеств. установл.природой, писаное – творение мысли ч-ка); юрид.сила (естеств. превалирует над писаными, а писаные должны соот.полож.естеств.права). Нормы писаного права: законы, традиции и обычаи, приговоры судей, повеления народа. Идеи Цицерона оказ.влияние на формир.взглядов римских юристов.

 Римские юристы (Гай, Павел, Модестин) разраб.светкую юриспруд.как самост.отрасль знаний. Источник права – мировой общест.разум, действ. в соот.со справедл. Право: публ. (регул.отн.связан.с общ.пользой; осн.источник – решения принцепса) и частное (регул.отн.связан.с пользой част.лиц ): естеств., права народов, права граждан.  Естеств.право распр.на все жвиое, регулир.: сем.,брачные отн., вопросы воспитания. Право народов примен.во время: провед.военных действ, рожд.новых гос-в, орг.внешнеторг.деят. Права граждан регул.отн.м/у римск.гражданами. Его источники: постановл.сената, законы, решения плебеев, декреты принципса, обычай. Римск.юристы предл. раздел.понятие право и закон, соот.их как содерж.и форму.

  
12. Политические и правовые идеи первоначального христианства

 В I в. н. э. в Рим. империи слож. новая религия – христ-во. В разв.орг-и христиан разл. 2 этапа: “апостольская церковь” (I– II вв.) и “епископальная церковь” (2 пол. II в.). Эволюция церк.орг-и – измен. полит.-правов. идеологии христиан. В произв-ях раннехрист.лит-ры (Откровение Иоанна – “Апокалипсис”) осуждались рабовлад.Рим, рим. императоры, цари, вельможи, купцы. Христиане мечтали об уничтож. “великой блудницы вавилонской” – Рим. империи, кот. они наз-ли “царством дьявола”, “дьявольским миром зла и насилия”. Проповедов. смирение и непротивление злу насилием. Христ-во провозгласило равенство приверженцев новой религии. В христ-ом учении в религ.форме б. выражены некот. общечеловеч. ценности, нормы нравственности и справедливости.

 К сер. II в. в христ-ве берет направление, делающее упор на мистические стороны учения. Склад.отделенный от массы верующих церк. аппарат. Присвоив монопольное право проповедовать и толковать христ. учение, духовенство разраб. систему обрядов, служб, догм, используя ряд полож. др.религий и философ. школ. Общие трапезы б. заменены причащением, апостолы – слугами и гонцами епископов. В христ-ой лит-ре II–III вв.авторы стремятся уверить императоров, что новая религия не только не опасна рабовлад.гос-ву, но и явл. его надежным союзником.

 Церковь стремил.к союзу с императ властью. С IV в. императоры вынуждены считаться с церковью и искать у нее поддержки. При императоре Константине христ-во б. объявл.равноправной с др. религиями (313 г.), а затем господств.(324 г.)

 Эволюция  христи-ва сопровождалась борьбой м/у церковью и разл.ересями (ересь – вероучение, основанное на некот. общих с офиц. церковью догматах, но оппозиционное, отличное от церковного). Возник.ряд сект: монтанисты (проповедов. ненависть к Рим. империи), гностики (гносис – знание) учили, что обществ. неравенство противоречит божеств. закону справедливости: “Бог не делает различия м/у богатым и бедным и правителем народа... ибо никто не может отнять у своего ближнего его долю света, чтобы самому наслаждаться двойной”.Божеств. закону справедливости Эпифан противопоставлял чел. закон, учредивший част. собствен: «мое» и «твое» пришло в мир через законы, так что теперь нигде нет общности.

 Еретики использ. апелляцию к текстам  писания, отвечавшим настроениям масс. С IV в. в Сев.Африке возник. движение рабов, колонов и свободных бедняков, называвших себя агонистиками (борцы, воины христовы). Они нападали на богачей. Развив. движение донатистов – христиан, стремившихся сохр. чистоту церкви. Это движение стремилось обособиться от гос-ва, в тесный союз с кот. вступала церковь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13. Политико-правовые  учения Августина  Блаженного

 Политико-правовые взгляды Августина - основа раннехристианской доктрины политики и права. Гос-во имеет лучшее устройство и функционирование, если оно основано и скреплено верой и прочным согласием, когда все любят общее благо. Высшее благо – есть Бог. Образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское гос-во, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрес. войны.

 Провозгласил  существ.Божьего и Земного Градов. Град Божий есть Церковь, хар-ки: рождение его граждан небесной благодатью, освобожденной от греха; цель Божьего Града – обеспечение истинной справедливости, мира и покоя. Земной град есть все гос-ва на Земле, отлич.признаки: рождение грехов.природой, господство ч-ка над чел-м, времен.хар-р земного порядка. Град Земной представлен 2 видами земных гос-в: «общ-ва нечестивых» - власть основана на насилии, несправедливости и грехе; «христиан. гос-ва» - политика основана на заботе подданных.

 Привел  периодизацию истории развития чел-ва: младенчество, детство (развития памяти); юность (зарожд.морал.сознания); зрелость (распр.религ.сознания); начало старости (постижение Бога); старость (торжество христианства). Внутри чел.общ-ва выделял формы его орг-ии: семья, гос-во, общность языка, чел.общность, общность, объед.богов и людей. Все общности обязаны следовать предписаниям божьего порядка.

 В правовой сфере выделял: нормы естеств.права, божеств.и человеч.законы. За нарушение любой нормы следовало наказание. Предлагал раздел.правонарушения: на проступки (порят душу и тело ч-ка) и преступления (наносят вред др.людям). Призывал насильств. путем приобщать к христин. церкви, вооруженным путем искоренять ереси. Насилие – не зло, если оно применяется в благих целях. Источник зла – свободная воля людей, влекущая их от единства к множеству. Еретики – враги единства. Отн. церкви к гос-ву, дух. власти к светской – гл.проблема Августина. Как бы высоко они не ценили значения "града божьего" и роли церкви в общ-ве, он не б. сторонником передачи всей полноты власти католической церкви. По его мнению, светская власть и церковная различны и каждая обладает суверенитетом. При этом церковная власть - высшая, потому что дух. сфера выше мирской,  призвана облагородить власть светскую, направить ее усилия на богоугодные дела. Гл. в его учении - именно разделение двух властей. Произв-я: «Исповедь», «О природе и благодати», «о Граде Божьем».  

  14. Политико-правовые  учения Фомы Аквинского Фома утвеждал, что ч-к – животное полит.и общительное; считал, что именно эти сво-ва послужили толчком к образ.гос-ва. Выделил элементы гос.власти: сущность власти – представлена способом управления,кот. дан Богом; форма власти – тождественна способу ее приобретения (законно или незаконно); способы использ.власти – раздел.в завис. от того, в чьих интересах применяют: 1 ч-к, узкая группа лиц, часть общ-ва, все люди.

 Осн. признак гос. власти – издание  законов. В аристократии: источник права  – мнение юристов; в олигархии: судебная практика. В правильных формах правления (монархия, аристократия, полития) существ. законность (господство справедливости) и признается общее благо; в неправильных (тирания, олигархия, демократия) – попирается то и другое.

 Монархия  – наилуч.форма правления, подразделял на абсолютную и сословно-представительную монархии. Предпочтение отдавал второй монархии. Республика – раздирается беспорядками, борьбой партий и группировок, пролагает путь тирании. Когда произвол правителя направляется против церкви и ее учения – правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от присяги. Б. основателем томизма – учение, кот.оправдывало вмешательство дух.служителей в дела светской власти.

 Закон - общее правило для достижения цели. Законы: вечный – сам божественный разум, управляющий миром; он лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества; естеств. – отражение вечного закона чел. разумом; это законы общежития, стремление к самосохр. и продолжению рода; человеч. – действующее право, выра- жение требований естеств. закона и подкрепление их принуждением; божественный – Библия. Рабство установлено природой. Его источник – грех. Част. собств. незыблема, т.к. явл. стимулом к труду, соответствует порядку общежития и устраняет ряд споров м/у людьми. Разраб. осн.положения собств.концепции: право приравнивал к справедливости, выр-е справедливости содерж. в принципе воздаяния каждому по заслугам его. В своих полит.-правовых взглядах выстпуал как ярый противник ереси. Гл. средство против борьбы с ересями – физ. уничтожение. 

15. Учение о законах  и государстве  Марсилия Падуанского

 Марсилий  Падуанский считал осн.причиной  войн, смут и возмущений – неверные представления  о соотношении церкви и гос-ва, божественного и чел.законов.

 Два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения: божественные – указывает пути достижения вечного  блаженства, определяет разл.м/у грехами  и заслугами перед богом, а  также награды в потустороннем  мире, где судьей явл. Христос; человеческие – справедливость и общее благо, прочность и твердость власти; соблюд. данных законов обеспечив. принуждением.

Информация о работе История политических и правовых учений