История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка

Описание

Основные вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по ИППУ.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)

 Законодательство  не должно вмешиваться в деят. предпринимателей и в их отнош. с рабочими; по теории утилитаризма стороны сами, руководствуясь “моральной арифметикой”, определяют усл. договора, исходя из “собств. пользы”. Теория оправдывала любые усл. договора, продиктованные капиталистом наемному рабочему, и отвергала попытки законодателя взять последнего под свою защиту в усл., когда рабочий класс еще не имел собств. орг-ий для защиты от произвола част. предпринимателей, а в общ-ве не б. систем соц. защиты личности. Бентам – сторонник свободной конкуренции, противник гос. регламентации хоз.жизни. Его беспокоило угнетенное положение рабочего класса, рост числа неимущих. Поэтому гос-во должно помогать беднякам. Ратовал за реформу права, его кодификацию, отмену ряда феод. институтов, за совершенств. системы наказаний, уделял вним. вопросам процесса, теории доказательств.

 Вначале он одобрял констит. монархию в Англии, высказывался за высокий имущест.ценз, долгосрочное избрание представительства. В этот период он резко осуждал демократию как анархию. Однако под влиянием бурж.радикалов, ставивших вопрос об упразднении ряда феод.пережитков в гос.строе Англии, Бентам меняет свои взгляды. Бентам выступает с острой критикой монархии и утверждает, что учредит. власть (право учреждать осн. законы гос-ва) принадлежит народу. Власть законодат. должна осуществ. однопалатным представительством, ежегодно избираемым на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Исполнит.власть - должностными лицами, подчиненными законод. палате, ответст. перед ней и часто сменяемыми.Цель гос-ва – достиж.счастья наиб.кол-м граждан.Задача – гарантир.безопасн. и правопорядок.  Как и многие др. либер. мыслители того времени, Бентам осуждал агрессивные войны и колониальный режим. Он разрабатывал проекты междунар. орг-ий для предупреждения войн, мирного решения конфликтов между гос-ми. Труды Бентама значительно повлияли на развитие буржуазной политико-правовой идеологии.

 
47. Политико-правовое учение Огюста Конта

 В центре внимания Конта стоит общ-во как  органическое целое. Он придерживался  классиф.этапов развит. общ-ва, предл.Сен-Симонов: теологический (объясн.всех событий  как результата проявления воли сверхъестеств.существ, доминир. религ.мировоззр.), метафизический (уменьш.влияния религии, появл.идей общ.дог-ра, естеств.права, развитие наук и республ.теорий), позитивный (ускорилось развит.промышл. и науки, произошло зарожд.демократии, либерализма и индивидуализма) периоды.

 Конт  предлагал свой проект идеального гос-ва (социократии), к кот.дает харака-ки осн.его сфер. Конт выступал против теорий невмешательства гос-ва в частную жизнь. Необх. гос-ва обусловлена объед. частных сил для общей цели. По предл.Контом «Плану реорганиз.соц.жизни», предполаг.разделить общ-во на группы: женщины, явл.олицетворением нравств.и воплощ.чувств; священники-позитивисты, в их задачи вход.обрз-е, воспитание, исправление преступников; патриципат, кот.д.б.заним.экономикой, развитием промышл.; пролетариат, кот.занят производ.трудом. К мелкой буржуазии относился резко отриц. и желал ее исчезновения. Коммунизм отвергался Контом по той причине, что “игнорирует естеств. орган-ю совр. промышл., откуда он хочет устранить необх. руководителей”.

 В социократии  порядок и прогресс должны поддерживаться нравств. методами, проповедью позитивистской религии и деят. позитивистской церкви. Конту принадлежит проект новой всемирной позитивной религии, основанной на признании внеш. единства человечества и подчинения его мировому порядку. Предмет почитания позитивной религии – не бог, а человечество; позитивная религия заменяет теологию (богословие) социологией (наука об общ-ве), а теократию – социократией. Дух. власть в социократии должна принадлежать иерархии жрецов-позитивистов (философов, ученых).

 Для эконом.сферы хар-но: собствен. –  основа раздел.на классы; налич.собств.и  капитала – заслуга гражданина, результат его труда и предпринимат.способн.; задача гос-ва – всемерное поощрение  труда и получ.приб.и. Для полит.сферы хар-но: установл.гармонии между классами; предоставл.возм.управл.всем классам. О правовой сфере Конт высказывал идеи: право для всех едино – это необх.испол.долг; замена норм законов возможна только нормами позитивистской религии. В сфере международ.отн.Конт: выступал за мир, критиковал колониализм, ставил задачу полной ликвидации колониального гнета,протестовал против агрессивных воин, видя в них враждебный промышл. пережиток “военного быта”. Конт надеялся, что науч. политика даст возможность промышл.общ-ву обойтись без принудит.учреждений, традиц. для военного быта. С помощью социологии, позитивной религии стремился изжить соц. хаос. Конт не б.сторонником револ. низвержения совр. ему общ-ва, считал частн. собств. общественно полезной, а деление промышл. класса на капиталистов и пролетариев – естеств. и необходимым. Но Конт – сторонник глубоких общест. преобразований.

 Учение  Конта оказ.влияние на послед.развитие философ.и полит.мысли. Под его  влиянием сформир.учения Спенсера, Вебер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

48. Либерализм в Р.  Проекты государственных  преобразований М.  Сперанского

 История либерализма (социально-полит. учение и обществ. движение, осн. идеей кот. явл-ся самодостаточная ценность свободы индивида в эконом., полит.и др. сферах жизни общ-ва)в Р. во многом противоречива. Влиятельная часть общ-ва полагала, что для решения внутриполит.проблем и преодоления эконом.о отставания от запад.стран необх. перенимать их опыт и проводить реформы. В силу этих обстоятельств в разл. периоды либеральную инициативу проявляли главы гос-ва, аристократия и интеллигенция. Как отмечает больш. историков, эти усилия не имели в своей основе полит. программы и потому часто страдали от копирования запад. решений без должного учёта рос. реалий, приводили к непредвиденным результатам. Тем не менее, они оказали влияние на страну, и их последствия вкл. важные положит. сдвиги.

 По  заданию Александра I Михаил Сперанский подготовил ряд проектов усовершенств.гос. строя империи. Часть проектов написана в 1802–1804 гг. В 1809 г. подготовлены обширные «Введение к уложению гос. законов», «Проект уложения гос.законов Рос. империи» и связанные с ними записки и проекты. Разрабат. проекты либер. реформ, проводил идею о сотрудничестве гос-ва и народа, т.к. именно народ передал власти: физ.силы для образ.войска, финанс.средства, уважение. Осн.задачей гос-ва Сперанский считал установл. и поддерж. усл.для соблюдения естеств.прав личности. Все права разделял на: гражд. (право на собствен., свободу) и полит. (участие в силах гос.: законод., судной и исполнит.). Наделять гражд.правами предполагалось всех свободных людей, а полит. – только собственников. О приобретении каких-либо прав крепостными Сперанский высказ.осторожно. Отмену крепост. он предлагал провести в две эпохи. В первую эпоху намечалось определить законом крест. повинности, урегулировать отн. крестьян и помещиков так, что крестьяне "из личной крепости помещиков перейдут в крепость земле". "Во второй эпохе возвратится крестьянам  древнее их право свободного перехода от одного помещика к др". Обществ. и гос. строй Р. основан на зависимости крестьян от помещиков, а дворян – от государя. Гарантиями незыблемости законов в монархическом гос-ве Сперанский называл свободу печати, гласность гос. дел и силу обществ. мнения.  Наметился переход к республ. – гос-во, где гос.власть ограничена законом, в составлении кот. принимают участие граждане. Реформир.правовой сферы д.б.привести к раздел.общ-ва на сословия: дворянство (наделял правами: гражд. – во всей их полноте; полит. – пропорционально объему собствен.; приобретения земель и освобожд.от личной повинности), среднее (наделял правами: гражд. – в полном объеме; полит. – пропорционально объему собствен.) и рабочее (облад.только гражд.правами) сословия.

   Внутр.и внеш.политику гос-ва Сперанский  представлял как: внешн.образ  правления – оформление законодат.базы  гос-ва: постановления, грамоты, уставы  об устройстве гос-ва;  внутр.образ правления – орг-я сист.гос.власти. Проектами 1809 г. предусматр. преобразование правовой системы Рос. империи. Утверждалось, что конституция упорядочивает осуществл. гос.власти, но не огранич. власти императора. В Р. конституцию предполаг. принять по воле императора. Император есть верховный законодатель, верховный охранитель правосудия, и глава церкви. Реформы Сперанского в правовой сфере: приведение всех законов в соответ.друг другу; составл.и принятие нового Уложения, регул.все сферы обществ.жизни.

 Реформы сист. гос.власти предлаг.проводить, основываясь на принципе раздел.верховной власти: законод. (занимались Гос.Дума и Гос.совет); исполнит. (занимались министерства, губернские, окружные, волостные управления); судебн. (заним. волостные, окружные, губернские суды во главе с Сенатом). Во главе гос.верх.власти стоит император. Выступал за реформы в сфере мест.самоуправл., предлагая учредить волостные, окружные, губернские думы.

 Вместе  с тем предлагаемые реформы д.б. существенно изменить обществ.-полит. строй Р.  Сперанский считал, что уже 1811 г. Р. вступит на путь преобразов., но к 1812 г.б. уволен со службы и сослан. Его многие идеи не б.реализованы.

 
49. Политико-правовые  идеи Н. Карамзина

 Николай Карамзин – представит.консервативного  течения. Свои протесты оформил в «Записке о древней и новой Р.». Критиковал реформы, провед.по инициативе Сперанского, а также новшества, кот. правительство хотело осуществить. Осуждает попытки учреждения конституции, ограничив. власть царя. Попытки поставить закон выше государя неизбежно противопоставят монарху какие-то учреждения, призванные охранять этот закон, что опасно. Выступал против отмены или огранич.самодержавия.

 Высказывался  отрицательно по поводу отмены крепостничества. Отмена господской власти над крестьянами приведет, утверждал Карамзин, к тому, что крестьяне станут пьянствовать и злодействовать.  Карамзин б. противником теории естеств. права. Идее естеств. равенства людей Карамзин противопоставляет суждение - "в гос.общежитии право естеств. уступает гражд.". Право, гос-во, сословный строй России он связывал с идеей самобытного народного духа. Высоко ценя Петра I, Карамзин порицал его за искоренение древних навыков и введение иностр. обычаев. Идя по пути просвещения, власть не должна навязывать народу чуждые ему законы и учреждения. К Р. вообще неприменимо понятие прав гражд.: «У нас дворяне, купцы, мещане – все они имеют свои собств. права – общего нет, кроме названия русских».  Понятия, нравы и обыкновения народа складыв.веками; поэтому для старого народа не надобно новых законов. В Р. нужно либо подготовить кодекс, основанный на обобщении и согласовании указов и постановлений, изданных со времен царя Алексея Михайловича, либо издать полную сводную книгу рос. законов или указов по всем частям судным. Точно также Карамзин протестовал против преобразования гос. учреждений. Гл. ошибкой законодателей своего времени Карамзин называл созд. новых гос. учреждений - разных министерств, Гос.совета. Умный Макиавелли советовал при переменах в гос. учреждениях сохранять для народа привычные названия; мы же,сетует Карамзин, сохраняем вещь, меняем имена. Надо не перестраивать учреждения, писал Карамзин, а найти для управления Р.50 умных и добросовестных губернаторов, кот. "обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, ободрят купечество и промышл., сохранят пользу казны и народа".

 Для наведения порядка в правосудии монарх д.б. строг и смотреть за судьями. Одно из важнейших гос. зол-безбоязненность. Карамзин советует возвысить духовенство, приниженное, по его мнению, во времена Петра. По своему значению Синод д.б. поставлен рядом с Сенатом. Дворянство и духовенство (по мнению Карамзина способны исправить ситуацию в Р.), Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми – Государь, единств.законодатель, единств. источник властей. "Записка" Карамзина, выражавшая настроение основной массы дворянства, сыграла решающую роль в отставке и опале Сперанского, в прекращении проектов либерал.реформ. Возражения Карамзина против каких бы то ни б. перестроек в гос. и обществ. строе Р. и их аргументация б.восприняты охранительной идеологией николаевской эпохи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

50. Политико-правовые  идеи декабристов

 Декабристы - основоположники дворян. револ. движения. Факторами, обусловившими поял.данного течения стали: победа Р. в Отечеств.войне 1812 г.; заграничные походы рус.армии; увелич.числа крест.восстаний; послевоенное усиление крепост.гнета. Внутри движения декабристов выделились радикальное (Южное общ-во) и умеренное (Северное общ-во) течения. Цели течений: отмена крепост. права; ликвид. самодержавия; созд. в Р.представительных учреждений, республики или конституц. монархии; провозглашение всеобщего равенства прав граждан. Способы достижения целей б. различны.

 Север.общ-во, Никита Муравьев в качестве программ.произведения разработал «Конституцию», в кот.провел попытку применить зарубежн.правовой опыт к рус.действительности. Р.в проекте Муравьева б.представлена в виде федеративного гос-ва, состоящего из: 13 держав, 2 обл.,368 уездов. Столицей предлагалось сделать Нижний Новгород. Наилуч.форма правл.- конституц.монархия. Предлагал разделение властей: законод., исполнит., судеб. Законодат. власть вкл.в себя 2 палаты Народного веча: Верховная Дума, Палата народных представителей. Полномочия законод.органа по Конституции Муравьева вкл.в себя право: принимать законы, отменять законы, объявл.амнистию, решать вопр.о налогах и пенсиях, утверждать бюджет. Исполнит.власть передавалась императору и его министрам. Император уполномочен: сохр.и защищ.конституцию, назначать глав приказов, командовать воен.силами, созывать палаты парламента. Его деят. и деят. чиновников исполнит. власти подлежат контролю и оценке НародногоВеча. Судеб.власть представлена системой: уездных совестных судов; съездов совестных судов, областных судов, верховным судилищем.  Частично судеб.функц.наделялась Верховная дума (правонаруш., соверш.должностным судом). Крест.вопрос Муравьев предлагал решить при помощи проведения мероприятий по особожд.крестьян от крепост.зависимости. Землю Муравьев первоначально оставлял за ее владельцами, потом предл.частичную ее передачу крестьянам. Кол-во капитала и размер зем.надела явились осн.критерием для раздел.общ-ва на сословия. В конституции применил имущ.ценз для выявл.граждан, способных участв.в решении гос.дел. Муравьев полагал, что военная револ. произойдет в столицах и др. частях страны, где имеются вооруж. силы, руководимые офицерами — членами тайных общ-в. "Силою оружия" б. опубликован Манифест об отмене крепост. права, о равенстве всех перед законом, о свободе печати и др. свободах и правах; предполаг. избрание выборных народн. представителей, кот. учредят на буд. порядок правления и гос. законоположение.

Информация о работе История политических и правовых учений