История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка

Описание

Основные вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по ИППУ.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)

 Право – установл. гос-м приказание, дозволение или запрещение, обладающее принудит. силой. Оно регулирует отн.м/у людьми и удерживает чел.власть от произвола. Цель чел. закона – хорошая жизнь на земле; божественного – вечное спасение. К ведению церкви относятся только божественные законы. Духовенство имеет право лишь учить, проповедовать христианское вероучение, но никак не принуждать; наказывать грешников, нарушителей божественного закона, может только бог, установивший эти законы.

 Отрицал правомерность церк. суда, какого бы то ни б. принуждения в делах религии. Выступал за свободу совести, за реформу  церкви, выборность священников, отмену ряда привилегий пап. Церковь не должна иметь собственность, священники должны работать и подчиняться гос-ву. Чел.закон должен приниматься народом.

 Объясн.происхожд.власти и гос-ва как возникших в процессе усложнения форм чел.общежития (семья-род-гос-во). Выступал за строгую подзаконность всех действий правительства, созд. для осуществл.правосудия и исполнения законов. Исполнитель законов должен избираться теми, кем закон установлен, т.е. народом, который имеет право наказать и даже низложить его. Народ-ед.источник власти. Народ – высшая категория населения, служащая общему благу. Теоретически обосновывал принадлежность народу законод. власти.

 Наилуч.признается избират.монархия, где пожизненно избранный  народом и ответств. перед ним  правитель правит на основе закона. Выделяет  сословия: военные, священники, судьи (главные, почетные сословия); земледельцы, ремесленники, купцы (простой народ). Произ-я: Книга «Защитник мира». 

 
16. Политико-правовые  направления в  исламе

 Источниками вероучения ислама явл.Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран и Сунна – основа религ., правовых и морал.норм, регулир.все стороны жизни мусульманина, определ."правильный путь к цели" (шариат);  это действующее право. Предполагается, что в них содержатся решения всех вопросов, возник. в жизни.

 Мухаммед  проповедовал религ. единство арабов, братство верующих, необх.собл. общепризнанные нормы морали. Коран оправдывал соц. и имущественное неравенство, считал законным рабство, порицал жадность богачей, осуждал и завистливость бедняков.

 Коран и Сунна предписывают безусловную  покорность властям. Власть принадлежит  общине верующих либо ее (выборному  или наследственному) предводителю, единолично или при опоре на совет авторитетных знатоков религии и права, направл. поведение верующих на правильный путь. Смысл и основа власти – осуществление религиозных предписаний, а сама власть – что-то второстепенное и производное по отн. к праву. Дух. и светская власти – едины. Сословий у духовенства нет, но есть «люди религии» – проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права.

 Направления: Сунниты - халиф избран общиной или  ее представителями. Признают Коран  и Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил. При разборе ряда дел поначалу допускался иджтихад – самост. суждение авторитетных правоведов, подчиненное определ. правилам и приемам, к кот. относятся кияс (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнение знатоков права, счит. мнением всей общины верующих). В суннизме к Х в. сложилось несколько мазхабов (религиозно-правовые школы: Ханбалиты, Ханафиты, Шафииты, Маликиты). Суннизм – преоблад. течение ислама. Происходит измен. трактовки власти: халифы объявл. наместниками самого Аллаха – перепоручение светской власти султанам и эмирам – халифы – султаны в Оттоманской империи. В наст.время исповед.умерен.вариант ислама, т.к.подверглись влияниб др.культур (Турция, центр.часть Ирака).

 Шииты. Признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков. Признают Коран и те части Сунны, кот.относятся к Али.  Считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству. Вера в скрытого имама (12-ый шиитский халиф), кот.должен явиться как махди (как иудео-христианская мессия) и наполнить мир справедливостью. Шииты б.распределены на такие направления как6 джафаритская,исмаилитская, зейдитская школы. Представители расход. в вопросе о том кто явл. законным наследником власти; возможно ли наследов.власти людьми, не сост.с наст.правителем в родствен.отн. В наст.время исповедуют радикальный (консервативный) вариант ислама (Иран, юг Ирака).

   Хариджизм. Утверждали, что халифом  может б. избран любой мусульманин. От суннитов они отличались тем, что настаивали на реальной выборности халифов и их ответственности перед общиной верующих. По учению хариджитов, каждая община может избрать себе имамахалифа и имеет право сместить его. Отстаивая равенство мусульман, хариджиты считали, что халифом м.б избран любой верующий. Созд.длительно существов. гос.образования. Религ.фанатизм и религ. убийства ослабляли силу их движений, часто вели их к расколам на враждующие м/у собой секты.

 
17. Общая характеристика  политической и  правовой мысли Киевской Руси

 Полит. и правовая мысль Киевской Руси дошла  до нас в виде текстов летописей, правовых памятников, произв-й древнерус. литературы. Среди них: послания, поучения, слово, моления. Понятие "Рус.земля" в них употребл. для обознач. террит. проживания рус.народа, т е. в географ. смысле. Не просто территория, страна или обитель, но одновременно и нечто такое, что делает рус. самостоят.независимым народом среди др.народов. Широко распростр. среди русских мыслителей б.мнение о том, что именно от князей зависит, благоденствовать будет Рус. земля или бедствовать. Княжеская власть происходит от Бога. В Киевской Руси, в отличие от Византии, отсут.развитый бюрократический аппарат. Киевский князь д.б.лично выполнять практически все управленческие функции. Гл. упор делался на божественности не сана властителя, а его обязанностей. Осн. функция князя – защита православного христианства. Идеал.князь в рус.полит.сознании – это князь-труженик, князь-воин. В Киевской Руси глава гос-ва – распростр. христианства и в некот. смысле даже созд. церк. орг-и. От рус. князей во многом зависела судьба христианской религии и церкви на Руси. Поэтому церк. деятели проявляли особую заботу о мировоззрении князей. Киевская Русь по началу – полиэтническое гос-во. Княжеская власть обязывается строго следовать канонам религии, кот. она сама же выбрала. Христианская церковь выступала за усиление центр. гос. власти и всячески стремилась сохранить единство гос. орг-ии. Гос.власть и христианская церковь оказывались как бы в симбиозе: усиление одного из них не ослабляло другого, а усиливало. Русские мыслители не отделяли гос-во от церкви и церковь от гос-ва, отводя гос-ву светские дела, а церкви – религиозные.

 Рус. князья описываются в летописях  не только как полководцы, но и как  подвижники культурного поприща и часто прославляются именно в последнем качестве. Они воистину явл.пахарями и сеятелями на ниве рус.культуры. Эта деят. явл. традицией, переходила по наследству вместе с властными полномочиями. Церковь зачастую находила в рус. князьях пример для подражания. Князь выступает как лицо, само преображающееся в результате собств. культурной деят.

 Рус. полит. мысль зарождалась с появл. среди рус. сознания ответственности  за судьбу своего отечества, Рус. земли, гос-ва. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  18. Политические идеи Иллариона 1-й рус. полит. трактат «Слово о Законе и Благодати» б. написан в XI в. киевским митрополитом Иларионом.

 В 1-й  части Илларион разл. понятие "закона", как внешнего предписания, регулирующего  посредством запретов поведение  ч-ка в общ-ве, и "истины", с постижением кот. он связывает постижение высокого нравственного статуса христианином, не нуждающегося, в силу своего совершенства, в регулятивной деятельности Закона, относительность которого и его приходящий характер очевидны. Он полагает, что Истина явилась не сразу, а постепенно открывалась человечеству через Благодать, получаемую при крещении. Закон и Истина у Иллариона не противопоставляются друг другу: "Истина воспринимается человечеством благодаря Закону, а не вопреки ему, ибо и Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, а, напротив, исполнить его".  Закон сохр.человечество, это первая ступень в развитии и совершенствов. ч-ка. Свободным делает ч-ка познание истины, кот. представляет собой свободу выбора и ответственность за свои действия. Истина - это высшая ступень по отн. к закону.

 2-я  часть посвящена описанию гос-правовой  сист.Руси: князь явл.единств.главой  гос-ва; Власть над людьми князь  получает по наследству от  славных предков своих – рус.  князей. Княжескую власть понимал в качестве поля деят, процесса свершения благих дел для Рус.земли. Переход княжеской власти по наследству представлялся не столько в виде наследования высшей гос. должности, сколько в виде наследования деят., продолжения благодеяний, совершенных предшественником; цель правления князя – обеспеч.интересов своих подданных; основа правления князя – закон, справедливость, доброта.

 3-я  часть дает представление о  задачах, стоящих перед Русью:  обеспеч.мира с сосед.странами; формир.сильного  гос-ва, способного дать отпор врагу; орг-я хорошего управления внутри самого гос-ва; мощная верховная власть; высоко моральный облик правителя;  законность происхожд.и деят.власти.

 Полит.успехи в стране Илларион связывает с  наличием образованности и распространенности книжного знания. «Слово» утверждает идею о равноправии всех народов, живущих на земле независимо от расы, пола, возраста и соц.состояния. Стремится показать международ. значение Рус. гос-ва как равноправного среди др. запад. и вост.стран.

 Илларион  выступает как идеолог прогресс. сил, заинтерес. в созд. ед. рус. гос-ва.

   
19. Политические  идеи Владимира  Мономаха

 Осн.произ-я  В.Мономаха: "Поучения к детям", "Письмо к двоюродному брату  Олегу Черниговскому", "Отрывок". Рассматривает проблемы происхожд.и  орг-ии верх.власти, вопросы правосудия и международ.отн.

 Полит. содержание наиболее очевидно представлено в "Поучении...". В. Мономах не говорил  о божественном происхожд. власти. Власть – это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над др. людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Властитель д.б. прежде всего ч-м. Наил.форма правления – князь, опир.на дружину; идеал. правитель – князь, надел.умом, чувством справедливости, доброты, верности словам.

 В сфере  судоустройства: судить по закону, справедливо, но милостливо; судить на основе равенства перед законом; искоренять беззаконие; отменить смертную казнь.

 Во  взаимоот.церкви и гос-ва – гос-во должно заботиться о церкви и ее служителях. Призывал чтить епископов, попов и игуменов, не устраняться от них, а с любовью принимать от них благословенье и по возможности заботиться о них.

 В сфере  международ.отн.: выстпал с идеей  равенства всех народов; удел.внимание мирному урегулир.конфликтов м/у  странами; высказ.мысли об ответст.военных  перед мирным населением, кот.не должно страдать от военных действ.м/у князьями. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, т.к. не видит причин для братоубийственных войн. Поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира.

 Обращаясь к своим детям – князьям, Владимир неоднократно призывал их не лениться. Честь себе князь приобретает  не положением своим, а знанием. Своим  детям он советовал учиться. Призывал не забывать доброе, учиться тому, чем не обладаешь.

 
20. Политические  и правовые идеи "нестяжательства"

 «Нестяжательство» – идеолог. теч. рус. правосл. церкви 2-й пол.ХV – нач. XVI вв. «Нестяжатели» (Сорский, Грек) проповедовали бескорыстие, призывали монастыри отказаться от собствен. и превратиться в школы дух. жизни. Гл. в чел. жизни совершается не во внеш. по отн. к ч-ку мире, а внутри самого ч-ка. Наст. жизнь – жизнь духа ч-ка.

 Считали себя истинными выразителями правосл. Христ. идеологии. Чтобы устроить себе праведную жизнь, необх. стать как можно более независимым от внеш. мира. Нестяжатели призывали полагаться единственно на собств. силы. Праведная жизнь – жизнь по законам Бога и преданию отеческому, но по своей воле и чел.помыслу. Подобная жизнь м.б. устроена чел-м только внутри себя, в сфере своего духа. Чтобы устроить себе праведную жизнь, необх. стать как можно более независимым от внеш. мира. Большое значение уделялось личным усилиям каждого ч-ка в достижении чего-либо и совершенствованию собств. духа. Дух. развитие ч-ка – это гл. образом дело его самого.

 Критически относились к церк.литературе. Они считали, что данные книги содержат много ошибок и неправды. Идеологи нестяжательства искали опору: в первоначальных текстах Священного писания (преимущество отдавали Новому завету), в разуме ч-ка, без участия кот. ни одного дела нельзя совершить.

 Они строили церковь, кот. д.б. объед. людей, видящих в служении Богу не средство достижения для себя матер. богатства, высокого соц. статуса, а путь праведной жизни, жизни по заповедям Христа, по нравственным началам, соответств.природе ч-ка. Внутри церкви д.б. господствовать культ чел. разума и истинного Священного писания, дух личной свободы, признающий ответственность только перед Богом. Свобода допускалась в рамках правосл. христианской религии. Интересом гос. власти вполне соответствовало стремление нестяжателей освободить монастыри от роскоши, владения земельными угодьями и селами. Из мировоззренческих начал нестяжательства вытекало отн. к любому носителю гос. власти как к воплощению самых гнусных чел. пороков. Все правители заботятся только о себе, а не о всевышнем, не прославляют его праведными деяниями и благотворениями. Нестяжатели отказывались подчиняться земным правителям. Их царь – это царь небесный, т.е. Иисус Христос.

 Нестяжатели стремились к созд. в общ-ве независимой от гос-ва, непорочной, предельно авторитетной среди населения дух. власти. Нестяжатели предлагали не соединять воедино два аспекта полит.власти: дух. и матер.

 Конфликт  Волоцкого и нестяжателей возник в церк. среде из-за вопроса, должна ли церковь обладать богатством. Но с ним б. связан важный полит. вопрос, должна ли церковь поддерживать усиление царской власти. Нестяжатели утверждали, что церковь обязана заботиться только о духовном, а не о мирском. Поэтому ей не должны принадл. земли с холопами и смердами. Волоцкий утверждал, что власть царю дана богом и поэтому не ограничена никакой др. властью. Церковь д.б. богатой, чтобы ее обряды показывали величие бога и чтобы во имя бога помогать бедным и нищим. Сочетая, т.о., идеи усиления царской власти с защитой интересов церкви, Волоцкий призывал их к союзу, направл.против огранич. царской власти и посягательств на церк.богатства. 
 

Информация о работе История политических и правовых учений