Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка
Основные вопросы с ответами
Считал
возможной огранич. монархию, в кот.
гос-вом управляет
32. Учение Дж. Локка о праве и гос-ве
Джон
Локк основоположник либерализма –
течения, цель кот.закл.в достижении
гарантированности и
Локк исходил из представления о «естеств. состоянии». Он обосновывает идею прав и свобод ч-ка. Естеств. состояние – состояние полной свободы в отн. действий и распоряжения своим имуществом и личностью; состояние равенства, при кот. всякая власть и всякое право явл. взаимными, никто не имеет больше другого. Локк отождествлял естественное право и естественный закон. К основ. естеств.правам Локк относил: право на жизнь и личную неприкосновенность; право на труд и собственность; право на свободу мысли, слова, совести. Особенное знач-е как самому первостепенному в жизни общ-ва Локк передавал праву собственности, понимая под собственностью соединение природных предметов с чел. трудом. В естеств. состоянии все равны, свободны, имеют собственность, в основном это – состояние мира и доброжелательности.
Политико-правовая концепция: первоначально сост.людей б.представлено формулой «война всех против всех», послед.объед.людей под эгидой законов получило наз-е гос-во. Цель образ.гос-ва: защита част.собств. и обесп.интересов своих граждан. При этом гос-во действ.строго в рамках переданных ему прав, не покушаясь на жизнь, имущество, свободу и равенство людей. Отличие гос-ва от др.объед.явл.легитимное право: издавать законы, применять силу (для испол.законов, защиты от внешних врагов). Средства для достиж.гос-м своих целей: законность (управл.гос-м согласно установл.постоянным законам, провозгл.народом и извест.ему) и закон (акт, указыв.индивиду способ поведения, наи.отвеч.как его собст.интересам, так и интересам общ-ва), законы обеспечив. наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Неотвратимость наказания – гарантия закона и законности; принятие наиб.приемлемой для конкрет.гос-ва формы правления (Образцовой формой гос. устройства считал констит. монархию.), признание за народом права на восстание, раздел.властей (законодат. – верх.власть, принадл.представит.учрежд. – парламент, только он принимает законы; исполнит. принадл.правителю и министарам – претворение законов в жизнь; федеративная принадл.правителю и кабинету министров – принятие решений в обл.межгосуд.отн.) Произведения “Два трактата о правлении».
33. Политические
и правовые идеи
патриарха Никона
и протопопа Аввакума
Никон и Аввакум б. гл. идеологами 2-х течений в рамках рус. церкви - никонианства и старообрядчества, возник. в сер. XVII в. и ознаменов. собой церк. раскол. Причина раскола: осуществл.Никоном реформа церк. обрядов и исправление богослужебных книг. Аввакум против реформы. Смысл церк. раскола в сер. XVII в. закл. в столкновении 2-х разл. воззрений на истор.будущее русского гос-ва, его предназначение, сущность царской власти в России. Никон и Аввакум выступали за независимость церкви от гос. власти, однако пути достижения этой независимости представляли по-разному.
Никон (Никита Минов). "Священство" и "царство" - две самостоят.власти в общ-ве, каждая из кот. исполняет свою функцию. Отвергал теорию "Москва — Третий Рим", т.е. учение о "православном Ромейском царстве", согласно кот. носителем истинного христианского идеала становилось Московское гос-во. Рус.царь в концепции "Москва - Третий Рим" - единств. хранитель правосл.христианской церкви. Никон усмотрел здесь возвышение царской власти над церковной. Превосходство церкви над гос-ом коренится в превосходстве церк. функций над государств. Гос-ву поручено земное, т.е. низшее, церкви — небесное, т.е. высшее. Священники - посредники м/у Богом и людьми. Церк. власть лучше светской, поскольку небо лучше земли. Священство стоит выше царства и потому, что последнее произошло от первого, и оттого, что священство честнее царства. Царская власть дается Богом. Священники не должны подчиняться царским законам и царскому суду. Если же кто из них подчинится, то такой ч-к перестает б. священником. Выступал против Соборного Уложения 1649 г. Он называл его "бесовскими законами" и открыто призывал не подчиняться нормам Уложения. Т.о. декларировал раскол м/у церковью и гос-ом в России. Царская власть - орудие антихриста. Внешне выглядело так, будто гл. борьбу своей жизни Никон вел против старообрядцев — людей, не принявших его реформы церк.обрядов и не согласившихся с исправлением богослужебных книг. На самом деле Никон не придавал большого значения самой по себе обрядовой стороне реформы. Он допускал употребление в церк. службах как исправленных, так и старых, неисправленных книг. Никон не объявлял старообрядцев еретиками. В своих работах Никон считал, что пока церковь и гос-во наход.в гармонии, в стране гарантирован порядок и справедливость. В противном случае гос-ву грозит гибель.
Аввакум
(Петров). Реформу церк. обрядов и
движителя ее Никона Аввакум оценивал
как ересь. Простестовал против: отказа
от концепции "Москва — Третий Рим",
исправления книг. Нигде нет такой непорочной
правосл. веры, как в России. Нигде нет
такого правосл. гос-ва, как Русское. Аввакум
- идеолог рус. нац. гос-ва, рус. нац. церкви.
В его понимании Рус. гос-во и рус. церковь
должны служить России, рус. нац. интересам,
а не каким-то вселенским орган-ям. Россия
должна жить по собственным законам. Затеяв
церк. реформу, царская власть предала
Россию. Полагал себя выше царской
власти и оправдывал свое неподчинение
ей. Обращал внимание на недопустимость
жестокого насилия при проведении реформы.
Аввакум разделял идеи Никона о самостоят.
церкви, ее полной независимости от гос-ва,
о превосходстве «священства» над «царством».
Осуждал: сребролюбие, немилосердие, чревоугодие.
Политико-правовые идеи: установл.всеобщего
равенства людей; оформл.законов, огранич.царскую
власть; орган.церк.и мирских соборов и
их участие в решении гос.дел; призыв к
переходу к общ-ву, основан.на принципах
раннехристианских общин (любви, равенства);
отказ от провед.реформ и просвещения
общ-ва; раздел.сфер деят.светской и дух.властей.
34. Политические и правовые идеи Юрия Крижанича
Юрий Крижанич выступал против утвердившейся в рус. офиц. политико-правовой идеологии концепции "Мономахова дара", согласно кот. царская власть и ее символы б. получены рус. властителями от визант. императора Константина Мономаха. Данная концепция противоречит тезису о божеств. происхожд. гос. власти в России и унижает рус. народ. Не отрицая самого факта передачи визант.императором рус. князю Вл. Мономаху регалий царской власти, мыслитель полагал, что это событие есть всего лишь проявление "наивысшей мирской гордыни" римских императоров, нечестиво дерзнувших присвоить себе славу И.Христа, возомнивших, что они, подобно ему - истинному Царю царей- "обладают властью над земными царями и могут ставить царей". Тот, кто хочет б. царем, должен просить эту честь у Бога, а не у какого-либо более высокого ч-ка. Визант. император мог дать рус. князю величия не больше, чем рус. князь визант. императору.
"Глупой
и грубой ложью"объявлял
Произвед. "Беседами о правлении", писал для рус. царя Алексея Михайловича, речь в нем идет в основном о России, ее экономике, гос. устройстве, законах, нравах рус.народа. Написал повести о греках и о Римском царстве, неск. статей о принципах управления гос-ом, статьи о причинах и последствиях народных заблуждений, статьи об осн. принципах внеш.политики, серию статей о "политичных ересях", целый ряд статей на эконом. темы.
35. Правовая теория
Чезаре Беккариа
Чезаре Беккариа разделил историю развития чел.общ-ва на периоды: естеств.состояния (жизнь людей наполнена войнами и конфликтами) и гражд.состояния (созд.гос-во, кот. б. призвано обеспеч.гарантии безопасности и спокойствия). Основой гос-ва Беккариа считал обществ.дог-р, а целью его образ. – достижение счастья наиб.кол-м людей. Способы достиж.счастья: устран.соц.неравенства; предоставл.равных прав всем слоям насел.;просвещ.низших слоев насел.;передача власти просвещ.монарху.
Беккариа
резко критикует совр. ему юриспруденцию,
при кот. законами считаются изречения
римских и средневековых
Утверждал, что причина преступности лежит в соц. условиях – нищете людей и столкновении их интересов, порождаемых человеческими страстями. А потому целью наказания должно явл. предупреждение новых преступлений и исправление преступников. Для этого наказание д.б. публичным, наименьшим из возможных в каждом конкретном случае, соразмерным преступлению и установл. в законе. Беккариа протестовал против применения пыток, мучительных наказаний и призывал к ограничению применения смертной казни. Он отстаивал равенство всех перед законом и возможность наказания ч-ка только за те деяния, кот. определены законом как преступные. Допускал применение смертной казни, но только в чрезвычайных обстоятельствах, когда это необх. для сохр. существ. правления или при борьбе нации за свободу. По мнению Беккариа, более эффективно пожизненное лишение свободы.
Идеи
отнсоит.права: изд.справедл.законов; установл.обязат.законов
для всех сосл.; выдел.типа «врожденного
преступника», чье повед.обусловлено
аномальной генетич.природой и своевремен.принятием
мер по отн. к данной личности. Идеи
Беккариа б. восприняты классическим направлением
в уголовно-правовой науке и уголовным
законодательством
36. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. Ф. Прокопович. В. Татищев С идеолог. защитой и обоснованием петровских реформ выступала группа дворян и священников, образно названная одним из них "ученая дружина Петра". Эти теоретики использ. для обоснования абсолютизма (гос. устройство, при кот. глава гос-ва пользуется неогранич властью) теорию естеств. права.
Ф. Прокопович – один из первых теоретиков абсолютизма в Р. Призывал сочетать "два земные пособия - природу и науку; и два свыше даруемые: знание веры христианской и серьезное убеждение в божественности священного писания". Критиковал катол. церковь за отриц. и преследование науч. открытий. Осуждал мысль о превосходстве дух.власти над светской или о неподчиненности гос-ву духовенства и монашества. В гос-ве существ.разные "чины", каждый из кот. занят полезным для общ-ва делом Отдавал преимущество коллегиальному управлению (Дух. коллегия, Синод). Писал, что в безвластном состоянии царили хаос, произвол, кровопролитие. Для обеспечения мира, безопасности, общего блага народ закл. соглашение об отказе от всех прав и свободы, о созд. гос-ва. Впервые поставил проблему происхожд. гос-ва. Формы правления зависят от народного соглашения, но устанавл. не произвольно, а в соответствии с размерами гос-ва. Мысль о зависимости форм гос-ва от размеров территории, высказ.Прокоповичем еще в 1716 г. б. приспособлена для обоснования абсолютизма в Р.
Порицал демократию и аристократию, правильная форма - монархия. Сопоставлял "наследную" и избирательную монархию, предпочтение – наследственная (изъян — наследник царской власти по закону может оказаться недостойным, неспособным царствовать. Этот недостаток м.б. устранен только царствующим монархом, кот.может и должен назначить достойного и способного наследника престола своим завещанием (суть петровского указа о порядке престолонаследия)). Права самодержца, по Прокоповичу, неограниченны и абсолютны; он имеет право и должен регулировать все стороны жизни и быта. Прокопович резко выступал против самой мысли об ограничении монархии, заявляя, что примерами истории доказано, "как отечеству нашему полезно самодержавие".