Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка
Основные вопросы с ответами
Моизм. Основат. Мо-цзы. Учение в трактате «Книга правителя обл.Шан». Выражал интересы угнетенных слоев. Осуждали замещение гос-ых должностей по принципам происхожд. и родства. Управлять должны мудрые люди. Источник мудрости – знания. Идеал. орг-ия власти – гос-во с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнит. службой. Предлаг. насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. Созд. сис-мы наказаний и наград за это. В концепции моизма искл. возможн. участия народа в управл. гос-вом.
Легизм. Шан Ян. 4 в. до н.э. Трактат «Шан цзюнь шу». Легисты (законники) отстаивали интересы имущ. и служилой знати. Предлагалось сосред. всю власть у правителя. Возможна продажа чиновничьих должностей. Осн.идея – верховенство правил и норм единых для всего об-ва, установл.единых законов. В гос-ве д.б. много наказаний и мало наград. За любой проступок – наказание. Предлож.идею круговой поруки.
В II—I
вв. до н.э. конф-во утвержд.в качестве гос.
религии Китая.
5. Харак-ка политико-правовых учений Древней Греции Государственность в Др.Греции возник.в нач. I тысячелетия до н. э. в форме самостоят. и независ. полисов – отдельных городов-гос-в. В древнегреч. полисах развертывается ожесточенная борьба за власть, кот. находит свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из соответ. форм правления – аристократии (власти старой или новой знати, привилегированных, «лучших»), олигархии (власти богатых и имущих) или демократии (власти народа, т. е. всех взрослых свободных уроженцев данного полиса). В результате этой борьбы к VI–V вв. до н. э. в разных полисах устанавливается и развив.соответств. форма правления, в частности демократия в Афинах, аристократия в Спарте. Нередко в полисах устанавлив. тирания. Эти процессы нашли свое отражение и теорет. осмысление в полит. и правовых учениях Др.Греции, б.разработана класс.форм гос-ва (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат совр. полит. науки.
История развития ППУ Др.Греции представлена след.периодами: ранний (9-6 вв.до н.э.) – возник. древнегреч. государственности, наблюдается заметная рационализация полит.-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и знаменитых «семи мудрецов») и формир. философ. подход к проблемам гос-ва и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит). 2-й период (V – 1-я пол. IV в. до н. э.) –время расцвета древнегреч.философ., зарожд.и достиж.высшей точки разв. рационалист.интерпритации полит.-правовых явл., расцвет полит.-правов. мысли, нашедшей свое выражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона, Аристотеля. 3-й период (2-я пол. IV–II в. до н. э.) – период эллинизма, время упадка древнегреч. государственности, подпадания греч.полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима. Воззрения представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Полит.-правовые концепции разраб. в рамках общефилософ.учений. В состав философ. мировоззрения входили формы теорет. сознания – натурфилософия, теология, этика, полит.теории. Происх.теорет. обобщение практики осуществ.власти и созд. учений, в кот.поднимались проблемы возник. гос-в, их классиф., наилуч. формы устройства. На содерж. концепций влияние оказало разв. этики, утверждение в рабовлад. общ-ве индивидуалистической морали. На передний план выдвиг. вопросы, связ. с положением индивида в общ-ве, возможн. морал. выбора и субъективной стороной поведения ч-ка. Опираясь на идеи нравств.свободы индивида, представители демократии разраб. учения о равенстве граждан и договор. происхожд. гос-ва и закона.
В процессе
разв. древнегреч. полит. и правовой мысли
ранние, во многом мифологические представления
(Гомер и Гесиод) постепенно уступали место
формировавшемуся философ.подходу («мудрецы»,
Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим
интерпретациям (софисты), логико-понятийному
анализу (Сократ, Платон). зачаточным формам
эмпирико-научного (Аристотель) и историко-полит.
(Полибий) исследования гос-ва и права.
6. Учения старших софистов Полит. мысль в древнегреч. гос-ве получила обоснование в произвед. софистов (греч. «софос» – мудрый) – философов, которые обучали спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. Различали старших (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт) и младших софистов (Фрасимах).
Протагор. Миф о Прометеи – высказ.идеи о гос-ве и праве. Он рисует беспомощное сост. чел-ка до образ. гос-ва, проводит идеи восход.развития кул-ры и совершенств.обществ. жизни по мере накопления знаний. Законы относятся к произвед. иск-ва, справед.в общ.жизни.Каждый граж-н должен изуч.законы и выполнять их. В управлении гос-вом должны участвовать все граждане. Преступивший закон ч-к подверг.наказанию с целью исправления и раскаяния.
Горгий развивал представления об относит. и условности морали, выделяя добродетель (филос. термин, означ. положит. нравственное свойство характера ч-ка, определяемое его волей и поступками) для мужчины и женщины, свободного и раба, добродетель для каждого возраста, рода занятий и конкретного дела. Софисты старшего поколения наполнили учение о морали индивидуалист. содержанием. Справедливость поступков предлагалось оценивать в зависимости от условий места и времени, состояния ч-ка и т.д. Подобного рода концепции, отрицающие существование абсолютного единого блага, получили позднее название этического релятивизма. Развивая учение о законе, Горгий выделял: писаные законы, кот.установл.самими людьми; неписанные законы (мировой закон, справедливость), кот.стоят выше законов людей.
Гиппий. Провозгл.разл.между естеств. и позитив. законами. Закон – то, что гра-не по общему соглашению написали, установив, что нужно делать и от чего надо воздержив. Антифонт высказ.взгляды о природном равенстве всех людей, счит, что неравными граж-н сделал челов.закон. Приравнивал справедливость к исполнению закона. Справедливость закл. в том, чтобы не нарушать законы гос-ва, в котором состоишь граж-ом. Законы искусственны и произвольны, тогда как в природе все происходит само собой. Так, среди младших софистов следует выделить Алкидамант. Протипопост.законы природы и законы гос-ва, выдвигал идею о всеобщем равенстве.
В
1-й пол. IV в. до н.э. софистика как движение
преимущественно сторонников демократии
вырождается. Преподавательская деят.
софистов все больше ограничивалась областью
риторики (искусства красноречия), теории
доказательств, логики. Разработку политико-правовых
идей демократии в IV в. до н.э. продолжили
ораторы во главе с Демосфеном. В своих
речах они подчеркивали равенство граждан,
незыблемость закона как гаранта гражд.
прав, защищали права собственников на
свое имущество, указывая на положит.роль
богатства в гос. жизни, доказывали преимущества
демократ. строя по сравнению с др. формами
гос-ва.
7. Учение Платона о государстве и законах
Взгляды Платона (427–347 гг. до н.э.) сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца. Полит.-правовые идеи Платона описаны в произвед. «Гос-во», «Законы», «Политик».
“Государство”. Идеал. гос. строй Платон рассматр. по аналогии с космосом и человеч. душой. В гос-ве д.б. 3 сословия: разумному началу соответ. правители-философы, яростному началу – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники. Сословное деление общ-ва Платон объявил усл.прочности гос-ва как совместного поселения гра-н. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и явл. преступлением, ибо каждый чел-к должен заниматься тем делом, к кот. он предназначен от природы. Справедливость – когда каждый занимается своим делом и не вмешивается в чужие дела. Платонов. Определ. справедливости б. призвано оправдать общест. неравенство, деление людей на высших и низших от рождения.
Выделил и охарак.формы правления: 1. монархия (правит один); 2. аристократия (правит несколько). При указ.формах орг-ии гос-ва лучшие правители – философы, кот.будут править на благо народа, а все гра-не б.жить счастливо.3. тимократия (предст.собой правл.воинов, а не философов. Такое гос-во постоянно б. воевать (Спарта, Крит)). 4. олигархия (возник.вследствии скопления богатства у част. лиц. Этот строй основан на имущест. цензе. Власть захват. богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигарх. гос-во, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой).5. демократия - власть народа; происх.уравнение всех в правах и предост.много свободы гра-м. 6. тирания – наихудшая форма гос.устройства, полная свобода действий только тирану. За всеми остальными гражд.установлен тотальный контроль; свободы слишком мало. Гл. причина смены форм гос-ва – порча человеч. нравов. Выход из порочных состояний – возврат к правлению мудрых.
«Законы». Платон предлаг. новую классиф. видов гос-ва. Лучшей формой правл.явл. монархия и аристократия: свободы не слишком мало, но и не слишком много; правит просвящ.элита.ю препятствующая приходу к власти тех, кто нарушает стабильность и приносит беды. Платон устанавл. для граждан единый порядок пользования имуществом. Земля явл.собственностью гос-ва. Каждый гражд-н получает земел. надел и дом, кот.пользуется на правах владения. Предусматр.точное число граждан, жителей идеал.гос-ва - 5040. Деление граждан на сословия по имущест. цензу (4 сословия). Полит.права граждане приобретают в завис. от размеров имущества. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Земледелием должны заниматься рабы. Появл.пренебрежительное отн. к производительному труду. Платон описывает в диалоге орг-ию гос. власти и законы наилучшего строя. Стр-ра гос.органов по Платону д.б.представлена: коллегией, сост.из 37 правителей; советом, сост.из 360 членов; «ночным собранием», сост.из 10 мудрых и старейших граждан. Выборы проводятся по большинству голосов, а также по заслугам и достоинству. Предствители гос.органов и граждане должны выполнять четкие и жесткие законы, установл.в данном об-ве. Гарантией законности явл.развитое судопроизводство.
«Политик».
Выделил формы гос-ва, основанные
на законе - монархия, аристократия и
демократия; а тирания, олигархия
управляются вопреки
8. Политическое и правовое учение Аристотеля
Идеи Аристотеля затронули разл.сферы общ.жизни. Гос-во (по Аристотелю) — творение природы, продукт естественного развития. Ч-ка Аристотель называл «животным политическим», т.е. общественным. Гос-во образ.вследствие природного влечения людей к общению. По его утверждению, сущест. несколько ступеней объед., которые люди создают последовательно, в своем естественном стремлении к общению: семья, сост. из мужчин, женщин и детей; селение – объед.нескол.семей; полис – объед. нескольких селений, высшая форма объед. Цель полиса — достижение счастья его гражданами свободными и разумными людьми. Но Аристотель допускал возмож.существ. института рабства в полисе. Искл.сост. эллины, которые, по мнению Аристотеля, "изначально б.и рождены б. свободными".
Выделил правильные и неправ.формы гос.устройства. К прав.относят.: монархия, аристократия, полития – гос-во, сост.из равных в матер.плане средних людей довольных своей частной жизнью, при этом люди поминимуму вкл.в полит.процессы и отн. Из прав.форм полития – самая лучшая, т.к. она соед.в себе достоинства всех гос.форм управления. Неправил. формами гос. устройства по Аристотелю являются: олигархия; демократия; тирания. Из неправильных лучшей признается демократия. Полития обеспеч.равновесие интересов аристократии (т.к. обеспеч.ей власть) и демократии (обеспеч.народу прием.уровень жизни).Аристотель подчеркивал преемственность форм гос.устройства и наличие тенденции перехода их из одной в другую. Аристотель б.сторонником част.собственности, считал что институт част.собств.способ.упорному и производ.труду, а институт коллект.собств. не дает стимулов к работе и развивает леность.
Право делится на: естественное –
обусловлено полит.природой ч-ка и сущ.везде
вне завис.от его признания или непризнания;
и условное – писаные законы и неписанное
право (обычаи). Два вида справедливости:
уравнивающая – затрагивает отн. обмена,
возмещ-я ущерба, назначение наказаний
за имущ. и некоторые др. преступления
(принцип арифметич. пропорции); распределяющая
– учитывает положение чел-ка в общ-ве
(принцип геометрич. пропорции – воздаяние
по заслугам и достоинству), применяется
в полит.отн. Идеи Аристотеля описаны в
произвед. «Политика», «Афинская полития»,
«Никомахова этика».
9. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств
С сер.IV в. до н.э. древнегреч.гос-ва приходят в упадок. Зарожд. идеи космополитизма, мирового господства и всемирной монархии.
Эпикур считал, что формир.ч-ка явл.частью естеств.процесса всеобщего развития. В полит.сфере: б.сторонником договорной теории происх.гос-ва, согласно кот.люди закл.дог-р м\у собой и созд.гос-во, чтобы не терпеть лишений и не причинять друг другу вреда; считал лучш.формой гос.устройства умеренную демократию, где наил.образом сочетаются законы и макс.степень свободы для самовыр-я индивида; призывал людей жить в соответ.с полож.заключенного дог-ра о созд.гос-ва; убеждал граж-н отдалиться от участия в политике и жить проводя свое время в самосовершенствовании. В правовой сфере: идеи о невозможности существ.естеств.права до момента закл.дог-ра м/у людьми; толкование естеств.права как представления о справедливости, отвеч.природной правде; традиц.выделении законов общ-ва,кот.направлены на защиту от толпы мудрых. Полагал, что законы и гос-тво существуют не от природы, а по установлению.
Против философии Эпикура выступили стоики, основатель Зенон Китайский. Основал свою теорию на существ.судьбы, кот.управляет всем мирозданием и представл.собой универс.закон, кот.все подчиняются. В полит.сфере стоики: поддержив.естеств.-правовую теорию. происхожд.гос-ва (по этой теории гос-во возник.согласно законам природы и его цель – обеспеч.благо всем свои гражданам); высказ.мысль о едином мировом гос-ве, основыв.на единстве для всех людей законов природы; считали аристократию, монархию лучш.формами правления. Гос-во – мировое сообщество Благо гос-ва ценилось ими выше, чем благо индивида. В правовой области выделялись: естеств.право, представл. «законами судьбы», естеств.право мыслилось как универсальный, общемировой закон; обществ.установления в виде обычаев и законов. Дальнейшее развит.стоицизм получил в полит.-правов.доктринах Др.Рима.