История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка

Описание

Основные вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по ИППУ.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)

 Гл.политико-философ. произведение  "Правда воли монаршей во определении наследника державы своей..." написано в обоснование указа Петра I, определившего право императора назначать наследника престола.

 Василий  Татищев - сторонник теории естеств. права; он ссылался на Гроция, Пуфендорфа, Вольфа. Осуждал папскую власть за преследование Коперника, т.к.он сторонник просвещения, развития науки. Проблемы религии интересуют  с т.з. полит: "разность вер" опасна там, где их две равные по силе - раздоры м/у протестантами и католиками, разжигаемые попами, порождали великие смуты и кровопролития.

 Естеств. состояние - состояние "вольности"; по природе ч-ку нужна и полезна  лишь воля, "с разумом и рассуждением употребляемая". Поскольку ч-к  не может обойтись без др. людей, он вынужден подчиняться внешним ограничениям: по природе (власть родителей), по договору (отношения найма м/у хозяином и слугой), по принуждению (рабство или невольничество). Первые две узды имеют отношение к происхождению и сущности государств: власть монарха подобна родительской (природной), "общенародия или республики" основаны на договоре.

 Договор - основа всякого гос-ва. Формы правления  зависят от ряда объективных усл., к кот. относятся местоположение, размер территории и состояние населения. Демократия - "общенародно" - осуществима только в гос-ве-городе или в маленькой обл., где могут быстро собраться все домохозяева. Представит. систему считал признаком аристократии (правление избранных — по избранию или по положению). Аристократия применима и полезна в обл. (странах), сост. из неск. городов, защищенных от неприятельских нападений. Произвольно избранная форма правления не будет прочной.

 Татищев различает естеств. (определяют, что "право и неправо», едины и  всеобщи) и гражд. (положит.) законы –  устанавл. "по произволению каждого народа".

 Сосл. деление обусловлено сложившимся  разделением труда, предопределившим правовое положение каждого из сословий. Гл. показатель гос. мощи - "многолюдство и богатство". Рабство признавал  противоестественным, противореч. природе  ч-ка.

 Разделял убеждение о всесилии просвещения, законов, разумного правительства. Выступал за обновление законод-ва, за подготовку проектов законов. Требования к законам: изложение содерж. закона языком, "кот. большая часть общенародия говорит»; выполнимость законов;  согласованность законов, непротиворечивость законод-ва; своевр. объявл. законов;  сохр. обычаев древних, если они не противоречат общей пользе.

 Произведения: отн. Татищева как идеолога дворянства к крепост. праву наиболее ярко выражено в его "Кратких эконом. до деревни следующих записках».

 
37. Политико-правовая  идеология купечества. И. Посошков

 Посошков - сторонник тотальной гос. регламентации  производства, труда, многих сторон быта для увеличения обществ. богатства. Чтобы истребить неправду, созд. любовь и беспечную жизнь народа, царь указами должен всех заставить работать, бережно жить и ничего напрасно не тратить.

 Сосл. деление общ-ва он объяснял разделением  труда, причем на гос-во возлагается  задача заставить каждое сословие работать в отведенной ему сфере. Дворянство необходимо, но важны его обязанности. Крестьянство – осн. производительный класс, тревожит тяжелое положение крестьян, обремененных массой повинностей помещику и гос-ву, беззащитных перед произволом дворянства и чиновников, нищих, безграмотных, лишенных каких-либо стимулов к труду. Посошков за расширение крепостного права. Предлагал обязать помещиков неусыпно следить за тем, чтобы крестьяне работали все дни недели, кроме праздничных, - на помещика ли, на себя ли, - лишь бы не "лежебочили", а своим трудом умножали богатство; в тех же целях рекомендовалось применять строгие наказания, ввести паспортную систему для пресечения побегов. Считал необх. ограничить царским указом крестьянские повинности (оброк, барщину) в пользу помещика и гос. казны. Он д.б. таким, "чтобы крестьянству б.о не тягостно"; главное в том, чтобы помещик не имел права требовать сверх положенного.

 Уделял  внимание положению купечества. Призывает  царскими указами регламентировать порядок торговли, занятия промышленностью и ремеслами, определять цены на товары, стоимость самих денег, строго контролировать соблюдение царских указов. Купечество должно стать единств. торговым и промышленным сословием. Торговля д.б. запрещена всем, кто не принадлежит к купечеству. Он за сохр. прав купечества владеть крепостными, за насильств. приобщение к труду здоровых нищих, за использование на заводах и фабриках труда крепостных в зимнее время.

 Предлагал начать подготовку проекта Уложения, поручить нужно собранию представителей всех сословий и чинов. В проекте д.б. собраны и согласованы положения старых и новых указов. Предлагаемый порядок принятия нового Уложения никак и ничем не огранич. царской власти; как царь решит, так оно и б.; проверка проекта "многонародным советом" имеет целью лишь устранение ошибок, пробелов; правовую силу Уложению придаст лишь царское утверждение.

 Важное  место в системе обеспеч. правопорядка должен занять суд. Одной из причин отсталости страны называл "закоренелую  древнюю неправду", неправосудие, волокиту, взяточничество. Предлагал провести реформу суда – изменение его состава, суд доступен всем сословиям. Уделял внимание гарантии правопорядка - обучение народа грамоте. Для ограничения произвола предлагал принудительно обучать крестьянских детей грамоте.

 Совершенств. права и его гарантий считал сост. частью и основой гос. политики.

 Произведения: "Книга о скудости и богатстве", в кот. излагается программа действия абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество.  
 
 

38. Политико-правовая  программа Вольтера

 Вольтер - общепризнанный лидер франц.Просвещения, сторонник философии деизма (религиозно-философ.направление, признающее существов. Бога и сотворение им мира, но отриц.большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религ.догматизм). “Христианство и разум не могут существ.одновременно”. Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необх.сохр.лишь для того, чтобы внушать непросвещенным нравствен. образ поведения. Выступал против катол. церкви - причина всех бед общ-ва. Но если бы Бога не б., то его надо б.бы выдумать,т.к.религия дает неразумным гра-ам представление о правилю жизни.

 Считал, что на смену деспот. правлению  придет царство разума и свободы, в кот. каждому ч-ку б. предоставлены  естеств. права – право на личную неприкосновенность, право част. собственности, свобода печати, свобода совести. Под свободой Вольтер понимал устранение феод. пережитков, сковывающих творческую инициативу ч-ка, его частнопредпринимат. деят. Вольтер сводил свободу к независимости гра-н от произвола. Считал, что в царстве разума  управлять должны только собственники. Признавал естеств. равенство (“мы все в равной степени люди”), но отвергал как соц., так и полит. равенство.

 Программа Вольтера по ликвидации крепост. права  предусматр.освобождение крепостных, принадл. церкви и гос-ву. Помещичьи крестьяне - освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп. В этой части учения проявилось его стремление к компромиссу с дворянством. Способы достиж.благополучия общ-ва: ликвидация сословий, реформа судеб.сист. и администр.аппарата, просвещение.

 Наил.форма  гос.устройства – республика, т.к. именно в ней правление построено  на принципах законности и разделения властей.

 Преобразования  в общ-е философ связывал с  развитием знаний и подъемом культуры, кот. приведут к тому, что правителями б.осознана необх.реформ. Истор. место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу франц. Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветит. критики религии. Соц. Идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышл. верхушки франц. буржуазии.  Его идеи имели револ.хар-р: они нацеливали прогрессивные силы общ-ва на упразднение феод. порядков и ниспровержение абсолютизма.

 Произведения: “Философские письма”, харак.критикой сосл.сист., проповедуют гуманизм, терпимость и свободу.

 
39. Учение Ш. Монтескье  о государстве  и праве

 Шарль Монтескье - яркий представитель  французского Просвещения, выдающийся юрист и полит. мыслитель. Характер.чертой его политико-правовых взглядов стало объясн.хар-ра народа и формы правления в гос-ве след.факторами: географ.показателями (климат, почва), размером территор.гос-ва и числен.его граждан, доминир.сферой труда (ремесло, земледелие). Независимо от этих факторов в каждом гос-ве должна присут.полит.свобода, основой кот.явл.справедл.законы. Все законы разделены на: естеств.(вытекають из устройства чел.существа), позитивные (нормы поведения, составл.самими людьми для лучшей жизни). Позитив.законы представлены такими обл. как международ.право (его положения определ.отн.м/у народами), полит.право (отн.м/у правителем и подданым), гражд.право (отн.м/у гражданами). Для каждого народа существ.свой закон, для каждого гос-ва – своя, наиболее подход.форма правления.

 Формы правления: республика (нахождение у власти всего народа (демократия) или у его части (аристократия)), монархия (власть принадлежит 1 правителю, кот.опирается на справедливые законы), деспотия (правление тирана, не признающего законов). Возник. политически организованного общ-ва Монтескье склонен рассматривать как истор. процесс. По его мнению, гос-во и законы появляются вследствие войн. Наиб.оптимальной считал власть, раздел.на 3 ветви: законодат. (издание законов и контроль за их исполнением), исполнит. (приводят законы в исполнение и контрол.деят.законодатателей путем созыва и роспуска законодат.собрания и возмож.наложения вето на решение законодателей), судебная (судьи отправляют правосудие строго в соответ.с текстом законов, невзирая на сосл.различия и имуществ.положение). Т.О.каждая ветвь власти сдерживает остальные и сама контрол.ими. В дальнейшем идеи Монтескье б.использованы при раработке Конституции США 1787, Франции 1791. Монтескье заслуженно считается классиком конституционализма. Произведения: “Персидские письма”, “Размышления о причинах величия и падения римлян”, книга “О духе законов”.

 
40. Теория народного  суверенитета Ж.-Ж.  Руссо Жан-Жак Руссо – представитель радикального течения французского Просвещения.  Он предлагал след.концепцию политико-правового развития ч-ка: первоначально людям б.присуще естеств. состояние. Ч-к этого периода не обладал ни излишними потребностями, ни част.собственностью, следовал инстинктам, а не разуму. Впоследствии, с появл.земледелия, ремесел и торговли, возникла част.собств. и имуществ.неравенство; далее образов.гос-во. Именно потребность в гарантировании права собств. послужила причиной образ.гос-ва на основе общ.дог-ра. Дог-р стал воплощением заговора богатых против бедных; затем появл.полит.неравенство, т.е. неравенство м/у правителем и его подданными. Способ избавления от всех видов неравенства Руссо видел в восстании против тирана, в создании гос-ва, способного обесп.равенство, права и свободы своих граждан. Идеальное гос-во созд.на основе соглашения о передаче своих прав людьми в пользу гос-ва. При этом власть принадлежит всему народу, а не группе отдел.людей – в том положении закл.идея народного суверенитета. Ему присуще: неотчуждаемость (способность народа выразить свою волю непосредственно, а не ч/з депутатов и иных представителей),  неделимость (опред.народ.суверенитета как полномочия по принятию законов), правильность (решение принятое всеми часто оказыв. наиб.удачным), абсолютность (право народа принять любой закон). Гарантии народ.суверентитета: народ.собрания для решения вопросов о доверии правительству и должностным лицам; деят.трибуната (прообраз констит.суда). Гарантими прав и свобод ч-ка призваны стать справедл.законы. Классиф.законов: полит. (регул.отн.м/у гос-м и народом), гражд. (регул.взаимоотн.м/у собой), уголов. (процесс отправл.правосудия в случае нарушения норм права), нормы морали, обычаи и традиции. При народовластии возможна только одна форма правления – республика, тогда как форма организации правительства может б. различной – монархией (избир.1 наиб.богатый и сильный правитель, власть по наследству), аристократией (неск.правителей, равных м/у собой) или демократией (правитель любой ч-к), в зависимости, от числа лиц, участвующих в управлении. Выдвинутая им программа преобразований соответствовала интересам и требованиям крестьянских масс, радикально настроенной бедноты. Произведения:  “Рассуждение о науках и искусствах”, “Об общ. договоре, или Принципы полит. права”.

 
41. Политико-правовые  учения в США.  Т. Пейн

 Томас Пейн относится к числу наиболее радикальных представителей демократ. полит. и правовой идеологии периода Войны за независимость.

Информация о работе История политических и правовых учений