История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка

Описание

Основные вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по ИППУ.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)

21. Политико-правовое  учение Иосифа  Волоцкого Вел борьбу с "ересью (сознательное отклонение от догматов веры, предлаг. иной подход к религ. учению) жидовствующих" - еретическое движ-е, возник. в 70-х. XVв. Усматривал в "ереси жидовствующих" опаснейшую угрозу нравственным устоям рус.общ-ва, распад кот.неминуемо влек за собой его гибель. В усл., сложивш. к нач.XVI в. в Московии, судьба правосл. веры и церкви в огромной степени зависела от хар-ра верх. гос. власти и от того, как эта власть б.действовать. Не считал, что гос. власть д.б. поставлена на службу церкви. Его представление о взаимоотн.гос-ва и церкви не укладывалось ни в принцип "царство выше священства", ни в тезис "священство выше царства".

 Проповедовал  идею божеств. происхожд.верх. гос.власти. От Бога цари принимают скипетр царствия, от Бога получают в управление гос-во. Сам носитель Богом данной царской власти остается подобным др. людям. Не признавал божественного хар-ра власти рус. удельных князей. Придавал верх. гос. власти на Руси, светской по существу, церк.характер. Смешивал светские законы с сугубо религиозными, христианскими установлениями. Волоцкий не б.сторонником неогранич.абсолютной монархии. Пределы осуществл.верх.гос.власти в рус.общ-ве мыслились не столько правовыми, сколько религиозно-нравственными. Царь ставится Богом на престол не один, а с «правдою». Он не просто царь, а держатель «правды» – высокого, Богом освященного, нравственного начала в обществ. жизни. Царь есть Божий слуга. Бог ставит его на царство, возвышает над всеми для исполнения особо важной для чел. общ-ва миссии. Рус. государь - хранитель православно-нравств. устоев общ-ва, защитник его от всякого вреда душевного и телесного, от разлагающего воздействия злочестивых еретиков. Еретиков и вероотступников - казнить.  Идеал. государь - это ч-к непорочный, как ангел; блюститель законности и справедливого суда; не берущий взяток, не уповающий на ложь, не желающий восхвалений. Допускал возмож. того, государь окажется недостойным своей миссии и не способным выполнять предписанные ему обязанности. Настаивал на необх. выказывать властям покорность и послушание, следует им поклоняться и служить телом, а не душой. Нечестивому правителю призывал не повиноваться. Государь не волен распоряжаться имуществом церквей и монастырей. Опасны для гос-ва – иноплеменники.

 Конфликт  Волоцкого и нестяжателей возник в церк. среде из-за вопроса, должна ли церковь обладать богатством. Но с ним б. связан важный полит. вопрос, должна ли церковь поддерживать усиление царской власти. Нестяжатели утверждали, что церковь обязана заботиться только о духовном, а не о мирском. Поэтому ей не должны принадл. земли с холопами и смердами. Волоцкий утверждал, что власть царю дана богом и поэтому не ограничена никакой др. властью. Церковь д.б. богатой, чтобы ее обряды показывали величие бога и чтобы во имя бога помогать бедным и нищим. Сочетая, таким образом, идеи усиления царской власти с защитой интересов церкви, Волоцкий призывал их к союзу, направл.против огранич. царской власти и посягательств на церк.богатства. Произв-я: "Просветитель, или обличение ереси жидовствующих", Монастырский устав - Духовная грамота, послания к Василию III, митрополиту Симону, окольничему Ивана III Б. В. Кутузову, боярину И. И. Третьякову-Ховрину, Дмитровскому князю Юрию Ивановичу. Все вышеуказанные произв-я Волоцкого имеют религ. и церк. тематику.

 
22. Политическая  теория Ивана IV Грозного

 Теория  правосл. христианского самодержавия – собственная теория царской  власти Ивана Грозного. Правосл. христианское самодержавие — это династийная  власть, т.е. власть, передающаяся в  течение многих веков в рамках одной династии государей; власть, действ.в соответ.с традиц.предков; власть, данная от Бога. Многовековая династийность монархической власти – признак величия гос-ва. Представлял свою царскую власть не просто от Бога данной, а отданной - в единоличное его обладание. Власть самодержца – всецело единолична, независима от духовенства, боярства, от какой бы то ни б. обществ. силы. Это положение своей полит. теории царь-идеолог обосновывал, обращаясь к истор. опыту, зафиксир. в Ветхом завете. Считал, что наличие в гос-ве разных властей приводит его к гибели. Царь должен сосредоточивать в своих руках абсолютно все дела управления. Царь - персона, ответств. за все помыслы и поступки своих подданных.

 Отвергал  какую бы то ни б. возмож. установл.договорных отн. м/у ним и его подданными.  Отн. царя со своими подданными д.б. отн.не равных людей, а господина и рабов. Выражая желание властвовать, ни перед кем не отчитываясь, Грозный имел в виду свободу царской власти от какого-либо контроля со стороны подданных, но при этом не подразумевал возмож.для царя творить полный произвол. Царская власть- это власть ограниченная, но не людьми, а тем, кто ее дал, т.е. Богом. Царь должен властвовать в соответ. с Божьими заповедями. По его словам, дети не должны противиться родителям, а рабы господам ни в чем, кроме - веры!

 Полагал вполне допустимым для себя вмешиваться  в жизнь монастырей. Провозглашал необх. для царя во всем следовать  божьим заповедям. Считал, что царю, в отличие от священников, не подобает, если его бьют по одной щеке, подставлять  другую.

 Высший  суд в гос-ве принадлежит только царю, как непосредственному наместнику Бога. Вид и меру наказания определяет не закон, а лично сам царь, равно  как и степень вины наказуемого. Наказание «злодеев» (опричнина) б.попыткой устроить «злым» людям своего рода «Страшный суд». Воздаяние за грехи – божье наказание. Произ-я: "Сказания о князьях Владимирских".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23. Политические и  правовые идеи  И.С. Пересветова

 Ключ. категориями теории Пересветова  выступают понятия "правда" и "вера". "Правда" - это нечто, в соответствии с чем следует жить, совершать разл.поступки, управлять, судить, наказывать, это и добрые дела, и совок-ть определ. представлений о мире (в этом смысле она есть истина). "Вера" - система религизных (христианских) догматов, или религия; истина и правила поведения, т.е. его содержание в некот. своей части как бы налагалось на содержание понятия "правда". Придает правде значение важного явления в жизни любого гос-ва. Процветание гос-ва зависит от того, как соблюдается в нем правда. Потеря же в том или ином гос-ве правды влечет за собой его гибель. В принцип праведного правления он вкл. законную деят. всего гос. механизма с возглавляющей его центр. властью. Наил.форма правления – монархия, опирающ.на Совет, сост.из представителей знати, военных, духовенства, судей

 В сист. гос. преобразований центр. место занимает военная тема. Он обосновывает необх. созд. общегос. казны, призванной заменить наместнический порядок собирания  и распределения доходов. Предлагает полную ликвид. наместничества, а также создать единое, постоянное войско, наход.всегда в боевой готовности. Награждать воинов следует по заслугам. Предусматр. не только увелич. численности войск, но и новый порядок их формирования. Предлагал ликвидацию всех форм кабальной зависимости, и особенно – холопства. Холопы – плохие воины, а кроме того, они всегда могут "прельститься другим царем", если он пообещает им свободу.

 Критиковал  беззаконие. Осуждая боярское самовластие, отмечает пренебрежение бояр-временщиков  к закону и законным формам гос. деят. и обвиняет их в том, что они богатели "незаконно". Он критикует такие проявления "неправедности" в деят. суда, как лжесвидетельство, ложная присяга, рассмотрение заведомо ложных, сфабрикованных дел. К неправедным действиям относит и внесудеб. формы расправы – "обиды", возмож. причинения кот. он усматривает в деят. гос. чиновников, руководств. не законами гос-ва, а собствен.произволом. Судеб. реформа имеет своей целью уничтожение наместничества. Во все грады необх. направить прямых судей, назначаемых верх. властью, жалованных из государевой казны. Судебные пошлины взимать в казну. Судят судьи по Судебным книгам, по кот. они и "правят и винят". Перед законом все д.б. равны. Ставит вопрос об отделении суда от администрации и образ. единой централиз.судебной системы. Выделяет воинский суд, кот. в армии осуществл. высшим начальством, знающим своих людей. Предусматривал суровые наказания для судей, отправляющих правосудие "не по правде". Н/р, с неправедных судей сдирают кожу живьем и набивают ее бумагой и вешают на воротах суд. учрежд. в назидательных целях. Среди видов преступлений Пересветов упоминает разбой, татьбу (кражу), обман при торговле, различные правонарушения судеб. и гос. чиновников, воинские преступления, ябеду, а также азартные игры и пьянство.

 Произ-я: "Повесть об основании и взятии Царьграда", "Сказание о Магмет-салтане", "Сказание о Константине", "Малая челобитная" и "Большая челобитная".

 
24. Учение Никколо  Макиавелли о государстве  и политике

 Полит. учение основано на изучении деят. совр. ему правительств, опыта гос-в Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников полит. жизни. Он утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определять средства и способы действий, полезных в настоящем. Им б.положено начало развитию теории политики, а именно: проведено разгранич.политики, наряду с правом от морали; опред.предмет политики, кот.представлен властью во всех ее проявлениях; опред.метод политики, т.е. совок-ть средств, кот.необх., чтобы прийти к власти, удерж.у власти и полезно использ.ее; опред.причина возник.политики, кот.охарактер. как стремление ч-ка к превосходству и получению благ. Задача политики, выявление: закономерностей развития разл.форм гос-ва; факторов их устойчивости; их связи с расстановкой полит.сил; обусловл.политики эконом., военными, географ., психолог.факторами.

 Макиавелли  б.проведен анализ гос.форм античности, др.истор.периодов и сделаны след.выводы: понятия гос-во и общ-во не тождественны; причины возник.гос-ва закл.в потребности ч-ка в безопасности и в гарантии неприкосновенности част.собств. Привел класс.гос.форм: «дурные во всех отн.» формы: тирания, олигархия, охлократия; «хорошие сами по себе» формы: аристократия, демократия, монархия. Поддерживал идею о послед.смене гос.форм, кот.происход.в след.порядке: монархия, аристократия, олигархия, демократия, охлократия, тирания, вновь монархия.

 Гос-во – некое отн.м/у правительством и подданными, опирающ. на страх или  любовь последних. Оно незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение. Правитель реально способен повелевать подданными. Безопас. личности и незыблемость част. собств. (блага свободы) – цель гос-ва и основа его прочности. Эти блага лучше обеспечены в республике. Приводил доводы в пользу умерен.республики, сочет.в себе: сильное объед.начало (признак монархии), мудрость и добродеятельное начало (признак аристократии), свобода и участие народа в управл.гос-м (признак демократии). Сост.свод правил поведения правителя: опора правителя д.б.не только на силу, но и на хитрость, обман; правителю не обязат.следовать усл.закл.ранее дог-в; правитель должен стремиться созд.свой образ как мудрого и заботливого государя; правителю необх.внушить страх и любовь подданным, применяя методы поощрения и наказания. Харак.понятия право: право – средство реализ. власти; опору власти сост.сила и добрые обычаи; религия, сост.на службе у гос-ва явл.средством регулир.обществ.отн. Порицал катол. церковь и духовенство. Не гос-во на службе религии, а наоборот. Полит.-правов. взгляды б.приведены в произвед.: Государь, История Флоренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25. Политико-правовые  идеи Реформации В XVI в. ряд стран Запад. и Центр. Европы охватила Реформация: борьба за преобразование, демократизацию католической церкви, появл.массовых религ.движений вне католичества, попытки найти опору в раннем христианстве. Выделялись 3 направления: умеренное, плебейское, промежуточное.

 Представит.умеренного течения выступ. за интересы зажиточных горожан и бедных дворян, стремясь получить больше независ. и использ. в своих интересах церк.имущество. Гл.идеологом данного течения б.Мартин Лютер.Осн.тезисы его доктрины: осуждал продажи индульгенций (отпущение грехов за деньги); спасение христианства видел в глубокой и искренней вере в Бога; все, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным; остальное – чел.установление. Провозглашал равенство всех сословий перед Богом. Ч-к живет в 2-х сферах: в сфере «евангелия» (царство небесное, религия) и в сфере «закона» (гос-во, царство земное). Если бы весь мир сост. из подлинных христиан (истинно верующих), то не б. бы необход. ни в князьях, ни в королях, ни в мече. Злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому Бог учредил два правления: духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых). Истинный христианин не нуждается ни в чем, но он должен заботиться о других людях. Отстаивал самостоят. гос-ва по отн. к церкви. Призывал королей и князей к вооруженной борьбе против пап, всего католического духовенства. Правитель – слуга народа, введение обязан.народа подчин.правителю. Доктрина помогла утверд.абсолютизму.

 Представит.плебейского  течения выступали за интересы городских низов, крестьян, призывая произвести переустройство существ.гос.порядка. Гл.идеолог – Томас Мюнцер. Осн.тезисы: призывал к полному соц. перевороту, выступал за насильств.смену власти и установл. народной власти: передача народу направляющих, охраняющих и контролирующих фун-й. Выступал за реформу церкви, возрождение истинного, первоначального христианства, искаженного духовенством. Священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя. Видел необход.введения выборности и сменяемости дух.лиц.общинами. Выступал за отмену крепостного права, уменьш.размеров податей и налогов.

 Идеологом течения, заним.промеж.положение м/у  умерен. и плебейским течениями, явл. Жан Кальвин. Его концепция содерж.положения, провозглашавшие: существ.только одного дух.произвед. – священного Писания; предопредел.всех событий жизни ч-ка Богом; обязан.каждого ч-ка посвятить себя целиком профессии, б.трудолюбивым, жить скромно; предложение о реформе Церкви, вкл.в себя упрощение культа, упразднение духовенства, введение самоуправления; построение концепции гос.устройства, объед.церковь и гос-во; отдача предпочтения республ.форме правления и аристократ.режиму; признание возмож.каждого участв.в отправлении власти при наличии способностей. Реализ.идей на практике свелась к: отмене большинства церк.праздников; жесткой регламентации всех сторон жизни общ-ва, введению суровых наказаний за малейшие проступки. Учение Кальвина положило начало развитию индивидуализма и способствовало установл.либеральных движений.

 В результате Реформации от католической церкви отпали миллионы людей.

 
26. Политическое  учение Ж. Бодена Жан Боден – идеолог абсолютизма во Франции. Свои политико-правовые взгляды изложил в сочинении «Шесть книг о гос-ве». Гос-во – правовое управление множеством семей и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Семья – основание и ячейка гос-ва. Гос-во – совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не б. соединены в семейство, то вымрут. Причина появл.гос-ва – потреб.людей жить сообща; метод образ.гос-ва – увелич.семьи, т.е.соц.-организац.ячейки общ-ва. Гос-во образ.путем: применения насилия и завоеваний; принятия власти по праву престолонаследия. Выдел.разл.сферы гос.устройства: монархия (наил.форма правления, едина и неделима); аристократия (приемлема, подвержена неустойчивости вследствие решения малой группой людей); демократия (наихуд.форма правления, гос.власть разделена м/у многими людьми, не умеющ.правильно ею распорядиться).

Информация о работе История политических и правовых учений