Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка
Основные вопросы с ответами
Сформулир. понятие суверенитета как существенного признака гос-ва. Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть гос-ва; не связанная никакими законами власть над граж-ми и подданными. Это высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отн. с зарубеж. державами. Выше носителя суверенной власти – только бог и законы природы. Суверенитет – прежде всего независимость гос-ва от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от др. гос-ва. Осн.признаки суверенной власти: постоянство (власть существ.в течение долгого периода времени), единство (власть не разделена м/у субъектами права), абсолютность, кот.означ., что власть неогранич.ничем, кроме положений: божьего закона, естеств.права и чел.законов. Суверенитет вкл.: право войны и мира, право назнач.долж.лиц и опред.их служеб.обязан., правосудие в послед.инстанции для всех долж.лиц, чеканку монет, право помилования, опред.мер и весов, взимание налогов, право издавать, отменять и обнародовать законы.
Приводит
класс.законов. Критерий – источник
правовых норм. Законы м.б.: божественные,
природные, установленные суверенной
властью или народным путем выработки
общего решения. Боден не б. сторонником
рабства. Рабство – не всегда естественное,
источник смут и волнений в гос-ве.
27. "Утопия" Т. Мора Томас Мор - родоначальник утопического социализма нового времени. Изложил свои идеи по переустройству общ-ва в произвед. «Утопия». Сочинение написано в виде диалога: мореплаватель рассказывает автору и др.лицам о разл. народах и странах, в том числе об острове Утопии. Осн.тезисами 1-й части стали: основа всех бед в общ-ве – част.собств.; гос-во – результат заговора богачей против низших слоев населения; цель созд.гос-ва – угнетение низших на выгоду богачей при помощи законов и иных предписаний.
Во 2-й части приводит свой вариант идеального гос-ва. Признаки идеал.гос-ва: основу гос-ва составляют: справедливость, равенство, благополучие; политика гос-ва направ.на проведение преобразований в соц.-экон. (отменить част.собств., деньги и торговлю; провозгласить обязат.труда, сделать семью осн.ячейкой общ-ва, запретить внебрачные связи и прелюбодеяния), религ. (свобода вероисповедания, политеизм, недопустимость атеизма), полит.-правовой (установ.смешан.форму правления с преоблад.демократ.начал, ввести выборность всех должн.лиц, решать важнейшие вопросы управления только народным собранием) сферах.
Функционир. Утопический Сенат (по 3 чел.от каждого города) - решает вопросы: перераспределения продуктов, рабочей силы, прием иностр. посольств.
Устройство и управление каждого из городов одинаково: в городе 6 000 семей; от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определ.ремеслом (разрешен переход из одной семьи в др.). Каждый должен отработать два года в "с/х семье". Управление городов основано на выборных началах. Должность князя несменяема, однако, он м.б. смещен, если будет заподозрен в тирании. Остальные должност. лица избираются ежегодно. Их функция – наблюд. за соблюд. законов и орган-я обществ.работ, а также надзор за ними. В Утопии производительный труд обязателен для всех, за очень редким искл. некот.(философы, ученые). За этим наблюдают филархи.
Законов мало. В законах разбирается каждый. На острове Утопия нет част. собствен., отменены деньги, сделки между част.лицами, царит полное имуществ. равенство, всякое проявление роскоши запрещено, поэтому споры м/у утопийцами редки и преступления немногочисленны. Преступников не казнят, а присуждают к обществ.работам (идея о том, что наказание должно воспитывать). Утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращ. в рабство. Рабство - не пожизненное и не наследственное. Рабами становятся осужденные на казнь преступники, купленные в др. странах. Утопийцы гнушаются войны, стараются со всеми жить мирно, не заключая союзов, кот. они считают лишними и подающими повод к обману. Войны предпринимаются для собств. защиты или для отмщения за обиду, или для избавления др. народов от тирании. Цель их - не завоевание, а единственно восстановл. права.
Утопия
Т. Мора - это мыслительный эксперимент,
как бы выглядело общ-во, если бы
не б. част. собственности. Осн. препятствием
на пути учреждения нового строя Т. Мор
считал жадность и гордость богачей. Он
рассчитывал на разум (рационалист.обоснование
преимуществ обществ. собственности, всеобщего
равенства и общего труда) и случай (в сочинении
Мора – философ Утоп, основавший новое
гос-во и учредивший его законы).
28. "Город Солнца" Т. Кампанеллы
Томмазо
Кампанелла представитель
Кампанелла пытался распростр. принцип общности на брачно-семейные отн.; соответственно этому ячейкой в Городе явл. не семья, а бригада. Осуждает рабство; поэтому преступников в Городе не присуждают к обществ. работам.
Полагал, что в общ-ве, основанном на общей собственности, сохр. гос-во. Власть и управление в Городе основыв.на трех принципах: 1) гл.задачами нового гос-ва б.орг-я производства и распределения, управление воспитанием гра-н; 2) эти задачи гос-ва обусловливают роль ученых в осуществл. власти и управления; 3) новый обществ. строй требует участия народа в управлении гос-ом. В произвед. предложил проект идеал.гос-ва. Отлич.признаки гос-ва: во главе гос.аппарата – правитель, именуемый Метафизик; сист.публ.власти разделан на 3 ветви, имея критерием раздел.род деят. В идеал.гос-ве существ. такие ведомства: Любви (заним.вопросами воспроизв.населения, обеспеч.его одеждой, пишей, воспитанием), Мудрости (сфера науки), Мощи (военная сфера). Метафизик и управляющие ведомствами – единств.долж.лица, кот.народ не может сместить. Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведающие узкими специализациями. Должност. лица: Верх. кузнец, Гончар, Скотовод, Агроном, Воспитатель. Это и есть технократия, т.е. правление "знающих". Роль народа: каждые 2 недели созывается Большой Совет, где присутствуют, достигшие 20 возраста. Каждому предоставлено право высказываться о недостатках в гос-ва. Обсуждаются все важные вопросы жизни гос-ва. Обсуждаются кандидатуры должност. лиц.
Отлич.признаки идеал.гос-ва в соц.-эконом.сфере: отмена част.собств., объявл.земледелия и ремесла общим делом, четкое опред.фун-й каждого ч-ка, превалир.общего блага над личными интересами.
В Городе существ. право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществл. правосудие. Пытка и суд. поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.
29. Теория естеств.права.
Учение Г. Гроция Гуго Гроций – один
из разработчиков: теории естеств.права,
идеи договор.происхожд.гос-ва, правовых
начал международ.права. Теория естеств.права
базиров.на след.полож.: право – совокуп.предписаний
чел.разума, без кот.невозможно существ.самого
индивида; источниками права м.б. разум
или воля ч-ка. На основании этого проводится
раздел.права: на естеств. (представлено
предписаниями здравого разума) и волеустановленное
право представл.такими законами как:
божествен. (несущие в себе волю Бога) и
человеч., закл.в себе волю ч-ка и подраздел.на:
право народов (прототип международ.права)
и внутригосуд. (национ.право).
В идее договор.происхожд.гос-ва гос-во опред.как совершенный союз свободных людей, закл.ради соблюд.права и общей пользы. Осн.признак гос-ва – наличие верх.власти, кот.закл.в таких полномочиях как: изд.законов, отправление правосудия, взимание налогов, назнач.долж.лиц и руковод.их деят., разрешение споров войны и мира, закл. междунар.дог-в. Носителями верх.власти м.б.: отдел.лицо, группа лиц (собрание), соцетание лиц и собраний. Ф-ии носителей верх.власти определял как представл.гос-ва на междунар.арене, в отн.с собств.народом. В сфере правообеспеч.: отрицал права народа на сопротивл.постановлениям представителей верх. власти; признавал право граж-н: изм.форму правления, преобраз.гос-во. Политико-правовая концепция в сфере международ.права закл.в обосновании необх.правового регулир.межгосуд.отн., в том числе воен.действий. Предлагал неск.клас.военных действий. Войны м.б.: частные и публичные. Критерий класс. – положение субъекта военных действ,т.е.явл.ли он част.лицом или это война органов гос.власти. Также воен.действ.делятся: на справедливые и несправедливые. Критерий класс. – причина и цель начала войны. Произ-я: Трактат «О праве войны и мира. Три книги». Цель трактата – решение актуальных проблем международ.права.
30. Учение Томаса Гоббса о гос-ве и праве Т.Гоббс – идеолог доктрины полит.абсолютизма и создатель сист. механ.материализма. Учение о праве, гос-ве Гоббс стремился превратить в точную науку, как геометрия. Математ. метод свободен от субъектив. оценок. Учения о праве и справедливости оспариваются как пером, так и мечом, т.к. затрагивают интересы людей.
Строил свое учение на изуч. природы и страстей ч-ка. Людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: «Ч-к ч-ку – волк». Поэтому в естеств. состоянии, где нет власти, державшей людей в страхе, они наход. в «состоянии войны всех против всех». Пагубность «состояния» понуждает людей искать путь к прекращению естеств. состояния; этот путь указыв. естеств. законы, предписания разума. Естеств. право – свобода делать все для самосохр.; естеств. закон – запрет делать то, что пагубно для жизни. Естеств. законы гласят, что следует искать мира; в этих целях всем нужно взаимно отказаться от права на все; “люди должны выполнять закл. ими соглашения”.
Формы
гос-ва: монархия, демократия, аристократия.
Любая форма хороша, если власть
внутри такого гос-ва способна защищ.интересы
граж-н. Отдает предпочтение неогранич.
монархии (благо монарха тождественно
благу гос-ва, право наследования придает
гос-ву искусств. вечность жизни). Ф-ии
гос-ва: развит.промышл. и торговли, провед.воспит.-просвет.
31. Теория естеств.
права Б. Спинозы
Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы. Естеств. право - необходимость, в соответствии с кот. существуют и действуют природа и каждая ее часть. Естеств. право отождествлялось с “мощью” – способностью любой части природы к самосохранению. Ч-к такая же часть природы, как и всякая другая, стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, на познании которых Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.
Порицал философов и полит. теоретиков, кот.людей берут не такими, каковы они есть, а какими они хотели бы их видеть. Задача политики в том, чтобы вывести из самого строя чел. природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой. Ч-к по природе эгоистичен и корыстолюбии. Осуждал погоню за наживой, ненасытную жадность к деньгам как безумие, сумасшествие, кот. подвержены толпа. Корыстолюбие наряду с др. аффектами явл. вечной и неизменной чертой чел. природы. Политика должна основываться на том, что усл. достижения общего блага явл. обеспечение част. собствен.
Спиноза – сторонник идеи обществ. дог-ра. Необх. гос-ва и законов обусловлена естеств. причиной – противоречием м/у страстями и разумом людей. Ч-к только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей (толпа) не таково – люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и гос-ва.
Созд. законов не м.б. доверено монархам, сановникам и вообще отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости чел. природы (преобладание пассивных аффектов) неизбежно возьмут верх над разумом. Чтобы закон б. разумен, он д.б. принят собранием людей. Аффекты строго индивидуальны, страсти у всех разные, част. интересы противоречивы – все это в достаточно многочисленном собрании взаимопогашается, и в результате общим остается только разумное начало. Могущественным, прочным гос-вом признавалась республика, особенно демократическая. Осуждал абсолютную монархию. Власть гос-ва имеет границы. К праву гос-ва не может относиться то, к чему гос-во не в состоянии побудить подданных наградами или наказаниями. Это касается способности суждения. Никто не может перенести на другого свое естеств. право или свою способность свободно рассуждать и судить о каких бы то ни б.о вещах, и никто не м.б. принужден к этому. Граница гос. власти и в том, что она не должна совершать действий, подрывающих ее авторитет или вызыв. негодование подданных.