История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка

Описание

Основные вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по ИППУ.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)

 Сформулир. понятие суверенитета как существенного признака гос-ва. Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть гос-ва; не связанная никакими законами власть над граж-ми и подданными. Это высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отн. с зарубеж. державами. Выше носителя суверенной власти – только бог и законы природы. Суверенитет – прежде всего независимость гос-ва от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от др. гос-ва. Осн.признаки суверенной власти: постоянство (власть существ.в течение долгого периода времени), единство (власть не разделена м/у субъектами права), абсолютность, кот.означ., что власть неогранич.ничем, кроме положений: божьего закона, естеств.права и чел.законов. Суверенитет вкл.: право войны и мира, право назнач.долж.лиц и опред.их служеб.обязан., правосудие в послед.инстанции для всех долж.лиц, чеканку монет, право помилования, опред.мер и весов, взимание налогов, право издавать, отменять и обнародовать законы.

 Приводит  класс.законов. Критерий – источник правовых норм. Законы м.б.: божественные, природные, установленные суверенной властью или народным путем выработки общего решения. Боден не б. сторонником рабства. Рабство – не всегда естественное, источник смут и волнений в гос-ве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

27. "Утопия" Т. Мора Томас Мор - родоначальник утопического социализма нового времени. Изложил свои идеи по переустройству общ-ва в произвед. «Утопия». Сочинение написано в виде диалога: мореплаватель рассказывает автору и др.лицам о разл. народах и странах, в том числе об острове Утопии. Осн.тезисами 1-й части стали: основа всех бед в общ-ве – част.собств.; гос-во – результат заговора богачей против низших слоев населения; цель созд.гос-ва – угнетение низших на выгоду богачей при помощи законов и иных предписаний.

 Во 2-й части приводит свой вариант  идеального гос-ва. Признаки идеал.гос-ва: основу гос-ва составляют: справедливость, равенство, благополучие; политика гос-ва направ.на проведение преобразований в соц.-экон. (отменить част.собств., деньги и торговлю; провозгласить обязат.труда, сделать семью осн.ячейкой общ-ва, запретить внебрачные связи и прелюбодеяния), религ. (свобода вероисповедания, политеизм, недопустимость атеизма), полит.-правовой (установ.смешан.форму правления с преоблад.демократ.начал, ввести выборность всех должн.лиц, решать важнейшие вопросы управления только народным собранием) сферах.

 Функционир. Утопический Сенат (по 3 чел.от каждого  города) - решает вопросы: перераспределения  продуктов, рабочей силы, прием иностр. посольств.

 Устройство и управление каждого из городов одинаково: в городе 6 000 семей; от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определ.ремеслом (разрешен переход из одной семьи в др.). Каждый должен отработать два года в "с/х семье". Управление городов основано на выборных началах. Должность князя несменяема, однако, он м.б. смещен, если будет заподозрен в тирании. Остальные должност. лица избираются ежегодно. Их функция – наблюд. за соблюд. законов и орган-я обществ.работ, а также надзор за ними. В Утопии производительный труд обязателен для всех, за очень редким искл. некот.(философы, ученые). За этим наблюдают филархи.

 Законов мало. В законах разбирается каждый.  На острове Утопия нет част. собствен., отменены деньги, сделки между част.лицами, царит полное имуществ. равенство, всякое проявление роскоши запрещено, поэтому споры м/у утопийцами редки и преступления немногочисленны. Преступников не казнят, а присуждают к обществ.работам (идея о том, что наказание должно воспитывать). Утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращ. в рабство. Рабство - не пожизненное и не наследственное. Рабами становятся осужденные на казнь преступники, купленные в др. странах. Утопийцы гнушаются войны, стараются со всеми жить мирно, не заключая союзов, кот. они считают лишними и подающими повод к обману. Войны предпринимаются для собств. защиты или для отмщения за обиду, или для избавления др. народов от тирании. Цель их - не завоевание, а единственно восстановл. права.

 Утопия  Т. Мора - это мыслительный эксперимент, как бы выглядело общ-во, если бы не б. част. собственности.  Осн. препятствием на пути учреждения нового строя Т. Мор считал жадность и гордость богачей. Он рассчитывал на разум (рационалист.обоснование преимуществ обществ. собственности, всеобщего равенства и общего труда) и случай (в сочинении Мора – философ Утоп, основавший новое гос-во и учредивший его законы). 

  28. "Город Солнца" Т. Кампанеллы

 Томмазо Кампанелла представитель социалистического  течения. Гл.произвед. “Город Солнца”. Город основан народом, решившим “вести философ. образ жизни общиной”. Здесь нет част. собственности, все трудятся в соответ. со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с производительным трудом, организ. и регулир. гос-ом.

 Кампанелла  пытался распростр. принцип общности на брачно-семейные отн.; соответственно этому ячейкой в Городе явл. не семья, а бригада. Осуждает рабство; поэтому преступников в Городе не присуждают к обществ. работам.

 Полагал, что в общ-ве, основанном на общей  собственности, сохр. гос-во. Власть и управление в Городе основыв.на трех принципах: 1) гл.задачами нового гос-ва б.орг-я производства и распределения, управление воспитанием гра-н; 2) эти задачи гос-ва обусловливают роль ученых в осуществл. власти и управления; 3) новый обществ. строй требует участия народа в управлении гос-ом. В произвед. предложил проект идеал.гос-ва. Отлич.признаки гос-ва: во главе гос.аппарата – правитель, именуемый Метафизик; сист.публ.власти разделан на 3 ветви, имея критерием раздел.род деят. В идеал.гос-ве существ. такие ведомства: Любви (заним.вопросами воспроизв.населения, обеспеч.его одеждой, пишей, воспитанием), Мудрости (сфера науки), Мощи (военная сфера). Метафизик и управляющие ведомствами – единств.долж.лица, кот.народ не может сместить. Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведающие узкими специализациями. Должност. лица: Верх. кузнец, Гончар, Скотовод, Агроном, Воспитатель. Это и есть технократия, т.е. правление "знающих". Роль народа: каждые 2 недели созывается Большой Совет, где присутствуют, достигшие 20 возраста. Каждому предоставлено право высказываться о недостатках в гос-ва. Обсуждаются все важные вопросы жизни гос-ва. Обсуждаются кандидатуры должност. лиц.

 Отлич.признаки идеал.гос-ва в соц.-эконом.сфере: отмена част.собств., объявл.земледелия и ремесла общим делом, четкое опред.фун-й каждого ч-ка, превалир.общего блага над личными интересами.

 В Городе существ. право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществл. правосудие. Пытка и суд. поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

 
29. Теория естеств.права. Учение Г. Гроция Гуго Гроций – один из разработчиков: теории естеств.права, идеи договор.происхожд.гос-ва, правовых начал международ.права. Теория естеств.права базиров.на след.полож.: право – совокуп.предписаний чел.разума, без кот.невозможно существ.самого индивида; источниками права м.б. разум или воля ч-ка. На основании этого проводится раздел.права: на естеств. (представлено предписаниями здравого разума) и волеустановленное право представл.такими законами как: божествен. (несущие в себе волю Бога) и человеч., закл.в себе волю ч-ка и подраздел.на: право народов (прототип международ.права) и внутригосуд. (национ.право).

 В идее договор.происхожд.гос-ва гос-во опред.как  совершенный союз свободных людей, закл.ради соблюд.права и общей  пользы. Осн.признак гос-ва – наличие  верх.власти, кот.закл.в таких полномочиях  как: изд.законов, отправление правосудия, взимание налогов, назнач.долж.лиц и руковод.их деят., разрешение споров войны и мира, закл. междунар.дог-в. Носителями верх.власти м.б.: отдел.лицо, группа лиц (собрание), соцетание лиц и собраний. Ф-ии носителей верх.власти определял как представл.гос-ва на междунар.арене, в отн.с собств.народом. В сфере правообеспеч.: отрицал права народа на сопротивл.постановлениям представителей верх. власти; признавал право граж-н: изм.форму правления, преобраз.гос-во. Политико-правовая концепция в сфере международ.права закл.в обосновании необх.правового регулир.межгосуд.отн., в том числе воен.действий. Предлагал неск.клас.военных действий. Войны м.б.: частные и публичные. Критерий класс. – положение субъекта военных действ,т.е.явл.ли он част.лицом или это война органов гос.власти. Также воен.действ.делятся: на справедливые и несправедливые. Критерий класс. – причина и цель начала войны. Произ-я: Трактат «О праве войны и мира. Три книги». Цель трактата – решение актуальных проблем международ.права.

30. Учение Томаса  Гоббса о гос-ве и праве Т.Гоббс – идеолог доктрины полит.абсолютизма и создатель сист. механ.материализма. Учение о праве, гос-ве Гоббс стремился превратить в  точную науку, как геометрия. Математ. метод свободен от субъектив. оценок. Учения о праве и справедливости оспариваются как пером, так и мечом, т.к. затрагивают интересы людей.

 Строил  свое учение на изуч. природы и страстей ч-ка. Людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: «Ч-к ч-ку – волк». Поэтому в естеств. состоянии, где нет власти, державшей людей в страхе, они наход. в «состоянии войны всех против всех». Пагубность «состояния»  понуждает людей искать путь к прекращению естеств. состояния; этот путь указыв. естеств. законы, предписания разума. Естеств. право – свобода делать все для самосохр.; естеств. закон – запрет делать то, что пагубно для жизни. Естеств. законы гласят, что следует искать мира; в этих целях всем нужно взаимно отказаться от права на все; “люди должны выполнять закл. ими соглашения”.

 Формы гос-ва: монархия, демократия, аристократия. Любая форма хороша, если власть внутри такого гос-ва способна защищ.интересы граж-н. Отдает предпочтение неогранич. монархии (благо монарха тождественно благу гос-ва, право наследования придает гос-ву искусств. вечность жизни). Ф-ии гос-ва: развит.промышл. и торговли, провед.воспит.-просвет.мероприят., орган-я борьбы с антигосуд.настроениями внутри общ-ва. Гоббс  не сторонник феодально-сосл. деления общ-ва на привилегир. и непривилегир. В отн. м/у подданными суверен должен обеспеч. равную для всех справедливость, незыблемость дог-в, защиту для каждого в суде, определить равные налоги. В трудах Гоббса содерж. понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом. Цель законов – дать действиям правильное направление. Суд – равный для всех; гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению. Политико-правовой идеал – гражд. общ-во, охраняемое авторитарной властью. Гарантии правопорядка и законности – неогранич. власть короля. Гражд.война – пагубна. Если гос-во распалось, право свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничтожаются; они вправе искать себе любого защитника. Это положение Гоббс сформулировал в виде одного из естеств. законов. Произведения: “Левиафан, или материя, форма и власть гос-ва”.

 
31. Теория естеств. права Б. Спинозы

 Политико-правовое учение Спинозы связано с его  философией, особенно с идеей строгой  закономерности, причинной обусловленности  всех явлений природы. Естеств. право - необходимость, в соответствии с кот. существуют и действуют природа и каждая ее часть. Естеств. право отождествлялось с “мощью” – способностью любой части природы к самосохранению. Ч-к такая же часть природы, как и всякая другая, стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, на познании которых Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.

 Порицал философов и полит. теоретиков, кот.людей  берут не такими, каковы они есть, а какими они хотели бы их видеть. Задача политики в том, чтобы вывести из самого строя чел. природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой. Ч-к по природе эгоистичен и корыстолюбии. Осуждал погоню за наживой, ненасытную жадность к деньгам как безумие, сумасшествие, кот. подвержены толпа. Корыстолюбие наряду с др. аффектами явл. вечной и неизменной чертой чел. природы. Политика должна основываться на том, что усл. достижения общего блага явл. обеспечение част. собствен.

 Спиноза – сторонник идеи обществ. дог-ра. Необх. гос-ва и законов обусловлена естеств. причиной – противоречием м/у страстями и разумом людей. Ч-к только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей (толпа) не таково – люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и гос-ва.

 Созд. законов не м.б. доверено монархам, сановникам и вообще отдельным лицам, прихоти  которых в силу слабости чел. природы (преобладание пассивных аффектов) неизбежно возьмут верх над разумом. Чтобы закон б. разумен, он д.б. принят собранием людей. Аффекты строго индивидуальны, страсти у всех разные, част. интересы противоречивы – все это в достаточно многочисленном собрании взаимопогашается, и в результате общим остается только разумное начало. Могущественным, прочным гос-вом признавалась республика, особенно демократическая. Осуждал абсолютную монархию. Власть гос-ва имеет границы. К праву гос-ва не может относиться то, к чему гос-во не в состоянии побудить подданных наградами или наказаниями. Это касается способности суждения. Никто не может перенести на другого свое естеств. право или свою способность свободно рассуждать и судить о каких бы то ни б.о вещах, и никто не м.б. принужден к этому. Граница гос. власти и в том, что она не должна совершать действий, подрывающих ее авторитет или вызыв. негодование подданных.

Информация о работе История политических и правовых учений