Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка
Основные вопросы с ответами
Пейн различал естеств. и гражд. права ч-ка. Первые присущи ему по природе, "по праву его существования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, свободу слова. Гражд. права принадлежат ч-ку как члену общ-ва. Это те права, кот. ч-к не способен защитить своей властью. К ним Пейн относил и право собственности – право приобретенное, а не естественное. В 1775 г. выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.
Одним из первых в истории полит. мысли он приводит различие м/у общ-ом и гос-ом. Они различаются не только своей ролью, но и своим происхождением: "общ-во создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками". Гос-во, по Пейну, возникает вслед за объед. людей в общ-во, ибо объед. люди не способны сами сохранять справедливость в отн. между собой. Оно созд. людьми по общ. договору – единственно возможному способу образ. гос-ва. Поэтому верховная власть в гос-ве должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления – о праве народа на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на революцию Пейн обосновал допустимость и необх. отделения колоний от Англии и образ. собственного независимого гос-ва. Все формы гос. правления Пейн делит на два вида: 1) правление на основе выборов и представительства; 2) Правление на основе права наследования. Первое известно под именем республики, второе - монархии и аристократии. Республ. правление, согласно идеям Пейна, д.б. основано на принципе народного представительства. Верх. властью должен обладать законодат. орган, избираемый на основе всеобщего избират. права (исходя из принципа естеств. равенства людей). Б. против создания двухпалатного законодательного органа. Исполнит. власть д.б. коллегиальной. Он выражал интересы широких слоев населения. Произ-я: “Серьезная мысль”, “Здравый смысл”, “Права ч-ка”.
42. Политико-правовые
взгляды Т. Джефферсона
Томас Джефферсон – третий президент США. Критиковал Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему “сдержек и противовесов” и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свободы слова, печати, религии.
Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Однако гл.причиной этих бедствий он считал развитие крупного капиталист. производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство. Его идеалом б. демократ. республика свободных и равноправных фермеров. Джефферсон – осн. автор проекта Декларации независимости – констит. док-та, кот., исходя из демокр. и револ. трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоят. гос-ва. Разрыв с религиозными представлениями о гос. власти, естественно-правовая аргументация, народный суверенитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан – все это делало Декларацию выдающимся полит. и теорет. док-ом. Взгляды вкл.: согласие с тезисами теории общ.дог-ра как основе полит.власти, защита идеи о неотчуждаемости естеств.прав ч-ка (жизнь, свобода, стремление к счастью), представление гос-ва как продукта общ.дог-ра, созд.людьми для макс.полной реализации своих неотъемлемых прав, представление народа единств.носителем суверенитета. Вследствие этого народ обладает такими правами как: право на насильст.смену власти, на участие в выборах (только для белых мужчин), признание республ.наилучшей формой правления для США, признание конфедерации штатов с широкими правами наиб.подход.формой гос.устройства.
Правительство созд. людьми для охраны естеств.прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существ. (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что “долгом и правом” людей явл. свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано, и обосновано убедительно.
Социально-полит.
идеи Джефферсона нашли воплощение
в его работах: "Общий обзор
Британской Америки", "Заметки
о штате Верджинии, "Автобиография".
43. Учение И. Канта о праве и государстве Иммануил Кант – родоначальник немецкой философии. Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Определяется это тем, что право и мораль имеют у него один и тот же источник (практический разум ч-ка) и единую цель (утверждение всеобщей свободы). Различие между ними Кант усматривал в способах принуждения к поступкам. Мораль основана на внутр. побуждениях ч-ка и осознании им своего долга, тогда как право использует для обеспечения аналогичных поступков внешнее принуждение со стороны других индивидов либо гос-ва. В сфере морали соответственно нет и не м.б. общеобязательных кодексов, тогда как право с необходимостью предполагает наличие публичного законодательства, обеспеченного принудительной силой. По определению Канта, право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общ-ва перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке.
Взгляды
Канта о гос-ве: гос-во – соед.людей,
подчин. правовым законам. Оно строится
на основе общ.дог-ра и народ. суверенитета.
Общ.дог-р явл. «идеей разума», кот.помогает
законодателю оформить закон т.о., чтобы
его смысл мог исходить из объединенной
воли народа. Народ. суверенитет – право
народа устанавл.порядок в гос-ве посредством
принятия законов, кот.выраж.его интересы.
Предлагал ввести представительство народа
в законодат.органе, наделенном правом
отклонять указы правительства лишь в
искл.случаях. Правовые законы связаны
с теорией раздел. властей, т.е. законодат.орган
(парламент) должен изд. законы, исполнит.
орган (правительство) – выпол., а судеб.органы
– охр. их. Классиф.форм гос-ва: республик.
(учитывается принцип разделения властей)
и деспотическая (основыв.на принципе
самовластного исполнения гос.законов,
данных им самим) форма правления. Кант
обращал внимание не только на внутр.устройство
гос-ва, но и на его внешние связи. Предлагал
строить междунар.отн. на основе мира и
сотруд-ва, что в дальнейшем могло привести
к учреждению мировой конфедерации равноправных
прав.республик. Свои взгляды обобщил
в трактате “Метафизика нравов”.
44. Учение Гегеля о государстве и праве Гл.положения взглядов Гегеля заключены в таких тезисах как: абсолютная идея – первичная реальность, т.е.то, что не имеет начала и вечно. Она явл. источником всего; диалект.метод закл.в представл.процесса развития абсолютного духа в виде стадий: тезис, антитезис, синтез. На основе этого процесс развития системы знаний представлен: логика, философия природы, философия духа. Гос-во и право – предмет изучения философии духа. Она исследует развитие сознания ч-ка. Дух проходит след.ступени: субъект. дух (антропология, феноменология, психология), объект. дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Гос-во и право – сфера объект.духа. Сост.элементы объект.духа: абстрактное право – теорет.правоспособ.любого ч-ка: право на собств., право закл.договора, право требовать защиты своих прав; мораль представл.собой сферу не возможного (теоретического), а должного поведения ч-ка, важные понятия: добро, зло, совесть, вина; нравственность -понятие, объед.мораль и абстракт.право, формир.в семье, гражд.общ-ве (объед.людей, основан.на общем интересе), гос-ве – высшая форма нравственности, призванная объед.гражд.общ-во и семью.
Относит.сущности
права: проводил различия м/у философ.
(«идея права») и приклад. (использ.юриспруд.на
практике) понятиями права; разделял понятия
«идея права» (положения законов природы)
и «позитивное право» (нормы определ.гос-ва,
чье исполнение гарантиров.его охранит.органами).
Гражд.общ-во представл.как совокупность
потребностей, правосудия, полиции, корпорации.
Стр-ра гражд.общ-ва: сословия, связан.с
землей (крестьяне, дворяне),представит.промышл.
Концепция Гегеля о сущности гос-ва закл. в том, что гос-во – высшая форма нравственности, цель гос-ва – благо всего общ-ва, а не граждан. Представление Гегеля о формах гос-ва связано с классиф.этапов истории. Вся история представлена периодами: восточного, греческого, римского, германского царства. Каждому из истор.периодов соответ. своя форма: восточная теократия, демократия, аристократия, конституционная монархия. Внутр.устройство гос-ва представлял след.образом: установл.монархии как идеальной формы правления, приминение принципа разделения властей: законод., правительств., королевскую. Судебная представлена как часть правител. или королевской, а сама королевская власть явл.основой первых 2 властей, учрежд.стр-ры гос.органов: монарх (последнее слово при принятии законов), правительство (совещательная инстанция), двухпалатный парламент (выразитель интересов сословий, его решения не имеют силы без одобрения короля).
В сфере международных отн.Гегель выступал за войну, признавая за ней укрепл.воздействие на народ. При этом он выстпуал за военные действия, проводимы по определ.правилам и не направл. против частных лиц и семей.
Гл. произведение Гегеля по вопросам гос-ва и права – “Философия права”.
45. Историческая
школа права. Гуго,
Пухта, Савиньи
Истор. школа права б.реакцией феодалов Германии на произошед.револ.во Франции. Представит. школы доказ., что нет естеств. права, а есть лишь положит. право, кот.имеет свои законы развития, не зависящие от разума. Само право – истор. наследие народа, кот. не может и не должно произвольно меняться. Подлинным бытием, источником права явл.не закон, произвольно принимаемый, изменяемый, отменяемый гос-ом, а обычай, выраж.дух народа. К представ.относ.Густав Гуго, Фридрих Савиньи, Георг Пухта.
Густав Гуго в книге “Учебник естеств. права, или философия положит. права” оспаривает осн. положения теории естеств.права. Концепцию обществ. договора он отвергает считая, что таких договоров никогда не б. – все гос-ва и учреждения возникали и изменялись др. путями;обществ.договор практически невозможен – миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям, о кот. они судить еще не могут, а также о повиновении еще не известным людям; концепция обществ. договора вредна – никакая власть не б. прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее истор.происхождения из договора. Право возник. из потребности решения споров. Юр. порядок – такой порядок, при кот. возник. споры решаются 3-м лицом (властью). Признак права – принуждение. Независимо от законод.власти с древних времен существует и развив. обычное, преторское право. Право складыв.из обычаев, возник. и получивших признание в среде народа. Обычаи имеют то преимущество перед законом, что они общеизвестны и привычны. Истор. сложив. обычай и есть подлинный источник права. Положения закона не всегда совпадают с практикой. В конкретно-истор. усл. эта концепция б. апологией (защита) феод. обычного права, сохр. в Германии. Гуго оправдывал рабство, считал положение раба лучшим, чем положение бедняка, обосновывал право гос-ва ограничивать свободу мыслей и вообще любую свободу во имя обществ. блага.
Савиньи стремился доказать ошибочность предположения, что право созд.законодателем. Оно не зависит от случая или произвола. Право всех народов складывалось исторически. Особенные черты каждого народа определяют особен.права в каждой стране, поэтому право развив.само по себе, под воздейств.внутр.сил. Поначалу право существует в общем сознании как “природное право”, находя формальное выражение в символических действиях, сопровождающих установление или прекращение юридических отношении. Развиваясь вместе с народом и его культурой, право становится особой наукой в руках юристов. Научная обработка права юристами – обязательная и необходимая предпосылка законод. деят. Выступ. за придание доминир.роли обычному праву и тем самым поддерж.существ. феод.строй в Германии.
Пухта
писал о саморазвитии права, кот.
растет из народного духа. Первоначальной
формой права Пухта называл обычай,
вытекающий из народного сознания. Затем
для выражения обычаев в твердой форме
создается законодательство. Следом возникает
юриспруденция, право юристов, раскрывающее
юр. положения, лежащие в глубине народного
духа, но не выраженные ясно обычаем и
законом. И законодатель, и юристы не создают
нормы права, а лишь содействуют раскрытию
разл. сторон народного духа. Право и гос-во
проистекают в конечном счете из божественной
воли через народную волю (как выражение
народного духа). Народ он определяет как
естеств. соединение людей, связанных
общим происхождением, языком, местопребыванием.
46. Либерализм в Англии. Политико-правовые учения И. Бентама
Либерали́зм (свобода)– философ., полит. и эконом. идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного чел-ка явл. правовым базисом общ-ва и эконом. порядка.
Бурж.
революция в Англия создала благопр.
усл. для развития капитализма
Концепцию права и гос-ва в Англии этого периода разраб. И.Бентам. Отвергал теорию естеств. права. Писал, что содержание естеств. права неопределенно и всеми толкуется по-разному. Бессмысленным явл-ся понятие “обществ.договор”, т.к. гос-ва созд. насилием и утвержд. привычкой. Утверждал, что идея прав личности ведет к обоснованию анархии, сопротивлению гос. власти. “Право”, противопоставляемое закону, “явл-ся врагом разума и страшным разрушителем правительства”. Бентам б.сторонником ясного и доступного законодательства. Подготовил кодекс законов, вкл. гражд., угол.и констит.право Бентам признает реальным правом лишь то, кот. установлено гос-ом. Разраб. теорию утилитаризма (польза, выгода). Интересы отдел. лиц – единс. реальные интересы. Част.собств. и конкуренция – необх. усл. реализации гл. положения его концепции.
Применяя утилитаризм к вопросам права, Бентам говорит: Закон сам по себе – зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание). При его осуществл. возможны ошибки. “Каждый закон есть нарушение свободы”. Тем не менее закон – зло неизбежное, ибо без него невозможно обесп. безопасн.. Гл. предмет заботы законодательства – част. собственность. Обесп. безопасн.противоречит равенству и свободе.