История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка

Описание

Основные вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по ИППУ.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)

 В нач.50-х г. Маркс назвал полит. власть раб. класса диктатурой пролетариата. Об идее диктатуры говор. в работе “Критика Готской программы”, выдел. 2 фазы коммунист. общ-ва: на 1-й - в общ-ве, основанном на началах коллективизма, сохр. «узкий горизонт буржуазного права» в связи с распредел. по труду. На 2-й (высшей): когда осуществится принцип распредел. «по потребностям», отпадет надобность в праве и гос-ве.

 Имелись суждения о темпах и формах развития револ. Энгельс отмечал, что в  гос. учреждениях, в кот. буржуазия организует свое господство, есть много такого, чем может воспользоваться раб. класс для борьбы против этих учреждений. Использ. раб.классом представит. учреж-й и всеобщего избират. права для борьбы против буржуазии необх., т.к. темп соц.революции оказался не таким быстрым. Мощная армия пролетариата далека от того, чтобы добиться победы одним великим ударом. Использ.всеобщего избират. права и эконом. переворот откроют массам рабочих путь к полит. господству.

 Полит.-прав. учение марксизма содержит идею отмирания полит. власти (гос-ва) в коммунист. общ-ве, когда не будет классов с противополож. интересами. Эта идея защищ. Энгельсом, называвшим гос-во злом, кот. по наследству передается пролетариату, ставившим задачу отправить в буд. общ-ве гос-во в музей древностей. Они разрабат. и распростр. свою теорию в борьбе с др. социалист. учениями. Их произвед. посвящ. разоблачению буржуазной сущности иных социалист.теорий того времени. Неприятие ко всем др. идеям опиралось на уверенность в научности своей собствен.доктрины. Они притязали на то, что только у них в теорет. отн. преимущество в понимании усл., хода и результатов пролетар. движения. Распростр.,становл. марксизма как направл. полит.-прав. идеологии способств. орг-ия Международ. Товарищества Рабочих. Через эту орг-ию они получ.возмож. идейного влияния на растущее раб. движ-е ведь еще с “Манифеста коммунист.партии” марксизм б. ориент. на всемирную пролетар.револ.???марксисты за: наличие высокоразв. производительных сил, отсут.деления на соц. классы, упразд. гос-ва, измен. фун-й и отмирание денег. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

55. Политико-правовая  идеология "русского  социализма" (народничества)

 Теория "рус. социализма" (народничество). Основоположником теории выступил А.И. Герцен, другими идеологами - Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, Лавров, кот. ставили своей целью достижение социализма как общ-ва справедливости.

 Осн. положения теории “рус. социализма”  разработал Александр Герцен. Гл. для  Герцена б. поиск форм и методов  соедин.абстракт.идей социализма с  реальными обществ. отн., способов воплощения в жизнь теорет.принципов социализма. В рус. крест. мире, содержатся 3 начала, позвол. осуществить эконом.переворот, ведущий к социализму: право каждого на землю, общинное владение ею, мирское управление. Эти общинные начала препятствуют развит. сельского пролетариата и дают возможн. миновать стадию капитал. развития. По мнению Герцена, отмена крепост. права при сохр. общины даст возмож. прямо перейти к социализму (рус. социализм идет от земли и крест. быта, от фактич. надела и существ. передела полей, от общин. владения и общин. управления). Существовавшую в Р. общину Герцен считал основой. Ее недостаток он видел в поглощении личности общиной. Уделял внимание способам осуществл. соц.революции. Разрабатывал идею избрания и созыва всенародного бессословного “Великого Собора” – Учредит. собрания для отмены крепостничества, узаконения пропаганды социалистических идей, законной борьбы против самодержавия. Идея Учредит. собрания стала частью социально-революц. и демократ. идеологии Р. Герцен понимал, что если с помощью революц.насилия можно упразднить самодержавие и остатки крепостничества, то построить социализм таким способом невозможно. Будущее общ-во мыслилось Герценом как союз объединений (снизу вверх) самоуправляющихся общин.

 Наряду  с Герценом основоположником теории “рус. социализма» б. Николай Чернышевский. Стержнем теории Чернышевского б.разработанная Герценом идея общинного социализма в Р.. Он посвятил ряд статей системат. изложению и популяризации идеи перехода к социализму через крест. общину. Считал, что необх. сохр. общины и ее развитие в более высокую орган-ию (коммунистическое общ-во). В ст. Чернышевского идеи развития общинного землевладения в обществ.производство, а затем и потребление получили обстоятельное, популярное и подробно аргументир. изложение. Чернышевский считал желательным измен. гражд. учреждений нации посредством реформ. Однако для совр.ему Р. путь реформ Чернышевский считал невозможным. Самодержавие с его бюрократ. аппаратом и пристрастием к дворянству определял как “самодурство”, когда-то породившее крепостничество, а теперь пытающееся изменить его форму, сохранив сущность. Предполагал существов. ответст. перед народом власти, обеспечив. переход к социализму и коммунизму. Необх.гос-ва порождена конфликтами, обусловл. несоответствием между уровнем производства и потребностями людей. Негатив. отн. теоретиков “рус. социализма” к формальному равенству способст. отрицат.отн. народников к полит.борьбе, к конституц.правам и свободам. После отмены крепост. права наступил спад в распростр. и развитии идей “русского социализма”.

 Признанным  идеологом народничества явл-ся М. А. Бакунин. Он полагал, что Р. может  стать очагом всенародной и всеплеменной соц. революции. В рус.народе существ. необх. усл. этой революции (нищета, рабство). Согласно теории “рус. социализма”в осн. рус. народного идеала лежат три гл. черты: принадл. земли народу; право пользования ею – не лицом, а общиной; общинное самоуправление, решительно враждебное отн. общины к гос-ву. Но есть и отрицат. черты: патриархальность; поглощение лица миром; вера в царя. Всеобщему народ. восстанию в Р. препятствуют замкнутость общин, уединение и разъединение крест. местных миров. Бакунину принадл.идея всенародной газеты для пропаганды революц. идей и орган-ии революционеров. В 1873 г. “Прибавление А” к книге “Государственность и анархия” стало программой хождения в народ пропагандистов всенародного бунта. Призывая образован. молодежь к пропаганде, подготовке и орг-ии всенародного бунта, необх. действовать по строго определ. плану. Последователи Бакунина в народ. движении наз-сь “бунтари”. Они начали хождение в народ, стремясь побудить его к стихийному бунту. Неудача этих попыток привела к тому, что бакунистов-бунтарей потеснили (но не вытеснили) “лавристы”, ставившие задачей не подталкивание народа к революции, а системат. револ. пропаганду, просвет-во, подготовку в деревне сознательных борцов за соц. революцию.

 Петр  Лавров написан ряд работ, пропагандир.теорию “рус. социализма”. Лавров высоко ценил  науку и стремился обосновать теорию социализма новейшими достижениями политэкономии, социологии и естеств. наук. Вкладом в теорию “рус. социализма” б. выведенная Лавровым “формула прогресса”: “Развитие личности в физ., умствен. и нравств. отн.; воплощение в обществ. формах истины и справедливости”. Социализм в Р. подготовлен ее эконом. строем (общинное землепользование) и будет достигнут в результате повсеместной народ. революции, которая создаст “народную федерацию рус. революционных общин и артелей”. Лавров считал гос-во злом, кот. нельзя уничтожить сразу, а можно только довести до минимума по мере нравств.воспитания общ-ва, утвержд.солидарности (чем меньше в общ-ве солидарности, тем могучее гос. элемент). Гл. положения рабочего социализма Лавров определял след.образом: “Прекращение эксплуатации ч-ка ч-ком. Прекращение управления ч-ка ч-ком (управление в смысле принудит. власти одной личности над другою). Для построения социализма, по Лаврову, необх. гос. власть как форма руководства коллектив. деят. и применения насилия к внутр. врагам нового строя. Лавров считал гос-во средством для достижения социальных целей Лавров намерен строить новое общ-во по разработ. науч. плану, предпослав народ. революции неопределенно-продолжит. период пропаганды..

 Теория  “рус. социализма” имела общеевроп. известность. В процессе осуществл. этой теории определ. разные направления, имеющие своих идеологов. Осн.идеями явились: Р. может миновать капитализм, ее будущее – социализм; ликвид.абсолютизма, крепост.права, демократиз.страны; крест.община с ее равенством на землю и самоуправлением – основа буд.социализма в Р. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

56. Политико-правовое  учение Б. Чичерина

 Борис Чичерин в основу своей правовой концепции положил понятие свобода  личности. Содерж. свободы сост.: отрицат. начало (независимость от чужой воли) и положит. (возмож. действий по своему побуждению). Считал право неотъемл.частью всех общ-в, это взаимное огранич.свободы под общим законом. Делил право на: субъективное- законная свобода ч-ка что-либо делать или требовать; объективное - закон, определ. свободу и устанавл.права и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения, неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме закона, закон же имеет целью признание и определение свободы — "источник права не в законе, а в свободе". Чичерин не разделял концепцию теоретиков, утвержд., что "право — минимум нравственности" (Соловьев), считал, что право имеет самост. природу и значение. Сущность развития права сост. в постепенном осуществ. внутр.свободы. Необх.проявлением свободы Чичерин признавал собств. Право собств. есть юр. начало, вытекающее из свободы ч-ка и устанавл. полновластие лица над вещью. Чичерин считал, что позитивный смысл свободе может придать только либерализм охранительный, сущность кот.сост. "в примирении начала свободы с началом власти и закона" Ученый выступал против уравнения имуществ. положения граждан.

 В центре концепции Чичерина - личность со своими правами и свободами. Только в  общ-ве ч-к может реализовать все  свои способности, входя по своему усмотрению в тот или иной обществ. союз: семья, церковь, гражд.общ-во (совок-ть отн., принадл. к част. сфере и определяемых част. правом). В гос-ве идея обществ.союза достигает высшего развития. Оно представляет орг-ию народ. жизни, сохран. и обновляющуюся в непрерывной смене поколений. Гос-во, по его учению, есть союз свобод. народа, связанного законом в одно юр. целое и управляемое верховною властью для общего блага". Причиной возник.гос-ва явл-ся стремление устранить беспорядок и достичь благополучия для каждого ч-ка. Осн. элементы гос-ва: власть; закон;  свобода;  общая цель. Как наилучш.форму правления в гос-ве Чичерин предлагал  констит. монархию, т.к. именно в гармонично сплелись все признаки гос-ва: правитель представляет верх.власть; аристократия – законность; народу предств.свободу; в совокупность все они действ.на достижение общего блага. Чтобы привести самодержавие к конституц. правлению, он считал необх. создать в России двухпалатное законосовещательное собрание: верхняя палата образ. на базе Гос. совета из назначаемых правительством чиновников; нижняя — из выборных представителей, кот. должны выражать интересы всего народа. Он настоятельно доказывал необх. реформ полит.жизни Р. Его работы «Собственность и гос-во», «Философия права».

 
57. Социологические  концепции права и гос-ва в России. С. Муромцев. Н. Коркунов

 Социолог. направление в теории права и  гос-ва исходило из того, что существ. и развитие права, гос-ва определяются обществ. факторами. Внимание уделялось  изучению обществ.интересов и отн., класс-ции соц. групп, исслед. психолог.и моральных основ гос-ва и права. Среди представит. направл. б. Сергей Муромцев и Николай Коркунов.

 Муромцев  гл.значение придавал правовым отн. В основе права лежат интересы индивидов, обществ.групп. На базе интересов в общ-ве  возник. разл. отн., регулир. кот. осуществл. с помощью санкций: юр. (обеспечив. часть обществ. отн., кот. признается наиб. важной для интересов личности и гос-ва и не м.б. обеспечена иначе, как силой гос.принужд.), моральной, религ. Каждое отн. м.б. предметом неск. санкций одноврем. По учению Муромцева право есть правовой порядок, на содерж. кот.влияют интересы и отн. соц. групп: друж. кружки, семья, община, партия, гос-во. Муромцев различал: «правовое» отн. («защищаемое»; они складыв. по поводу типичных для данного общ-ва интересов отдел. лиц; они получают «неорганизованную защиту» со стороны об-ва и соц. групп) и «юридическое» («защищающее»; «организованная» форма защиты гос.органами). Различая "юридическое" и "правовое", Муромцев оговаривал отсут. между ними четкой границы, особенно в периоды, когда в общ-ве действует и получает гос. закрепление особый, частный и групповой, не зависимый от гос-ва интерес. Он утверждал, что сила гос. власти не абсолютна. В общ-ве сущест. и другие силы, оказыв. влияние на правовой порядок (настроения в общ-ве, внеш.условия). Юр. отн. возник. в форме притязаний. Юр. нормы, кот.созд. гос-во не всегда соответ. существ. в данном общ-ве правопорядку. Преодоление этих противоречий возлагается на судеб.и др. ПО, кот. д.б.способны приводить действ. правопорядок в соответ. со справедливостью. Анализируя совр.правоведу российск.действит.отмечал: отсталость развит.рос.права; низкий уровень законод-ва; судеб.произвол. Решение проблем видел в проведении реформ во всех сферах, особ.законодат. и судеб. как наиб.связан.с правом. На эти отрасли ложилось выпол.задачи по преодол.противоречий между действ.правовыми нормами и установл.в общ-ве правопорядком. Труды: "Очерки общей теории гражд. права", "Определ. и осн. раздел. права". Учение Муромцева оказало влияние на социолог. направление правоведения.

 Видным  государствоведом, теоретиком права  и историком правовой мысли б. Коркунов. Право предполаг. не отдел. интерес, а связь отн. не менее чем двух лиц с встречными интересами. Право, по определению Коркунова, не просто защита интересов, но их разграничение (угол. право - интересы обвинителя и подсудимого, гражд.процесс — истца и ответчика). Юр.нормы разгранич. интересы разл.субъектов, но они не дают мерила для оценки интересов. Отмечал, что право – средство достижения согласованности интересов личности и общ-ва, а также  взаимное психич. воздействие людей.

Информация о работе История политических и правовых учений