Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка
Основные вопросы с ответами
Обращаясь
к теории гос-ва, Дюги отвергает “метафизические”
концепции обществ. дог-ра и гос.суверенитета.
Он отрицал суверенитет как
Идеи
Дюги произвели впечатление на современников,
его доктрина стала идеолог. основой
умеренных фашистских режимов – итальянского,
испанского, португальского.
62. Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер
Во
2-й пол. XIX в. происходит возрождение
ряда идей Канта. Неокантианство противопоставляло
науки о природе, где применяется
закон причинности (
Штаммлер в своих трудах отрицает причинную обусловленность явл. обществ. жизни. Это связано с его критикой марксизма, признающего необх. сознательной деят., направл. на претворение в жизнь программы коммунизма. Отрицая марксистское учение о базисе и надстройке, Штаммлер утверждает, что так называемые производств.отн.всегда выступают в правовой форме и носят волевой хар-р. “Правовой порядок и эконом.й строй – безусловно одно и то же”. Деят. наделенных свободной волей людей определяется стремлением к достижению целей, поэтому источник обществ. развития следует искать в целеполагании, а тем самым в выражающем это целеполагание праве; значит, заключал Штаммлер, обществ.прогресс осуществл. лишь в области права, кот. и явл-ся определяющим фактором обществ. развития. Он дает абстрактное опред-е права: “Право есть такое принудительное регулирование совместной жизни людей, кот. по самому смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение”. Штаммлер утверждал, что естеств.право имеет изменч. содержание. Измен. б. обусловлены соц.конфликтами и необх.их преодоления. Свою правовую концепцию строил на идее превалирования права над социумом.
Идеалом, по Штаммлеру, явл-ся такое общ-во, где преодолено извечное противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами, между должным и сущим. Для достижения этой цели Штаммлер призывал выдвигать проекты, приближающие общ-во к идеалу, распростр. соответств. идеи путем учения и примера, морально совершенствоваться. Пагубными для прогресса человечества Штаммлер считал борьбу классов и гражд. войну, повергающие общ-во в кровавый хаос бесправия и произвола. Следуя идеям Канта о всеобщей истории, Штаммлер утверждал, что этот идеал вообще никогда не м.б. достигнут, т.к. его достижение означало бы конец истории человечества.
Перу
Штаммдера принадлежит ряд
Г.Радбрух
с позиций неокантианства призывал
вернуться к состоянию того периода,
когда право мело надзаконный
хар-р, т.е. отвечало положениям естеств.права
и имело целью достижению справедливости.
Вольфганг с позиций
63. Психологическая
теория права Л.
Петражицкого
Возник.психолог.концепций права б. связано с процессом становления психологии как самостоят. отрасли знаний. Психолог. теорию права выдвинул Лев Петражицкий.
Право коренится в психике индивида. Источником права выступают эмоции ч-ка. Свою концепцию называл “эмоц. теорией”. Эмоции – гл. элемент психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал 2 вида эмоций, определ. отн.м/у людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции явл.односторонними и связанными с осознанием чел-м своей обязанности, или долга. Правовые эмоции - чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот, явл. двусторонними, а возник. из них правовые нормы носят предоставительно-обязывающий хар-р. Считал правовыми любые эмоц. переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Правовые нормы – это и правила различных игр, и правила вежливости, этикета. Они созд. не путем согласования эмоций участников обществ. отношений, а каждым индивидом в отдельности. Ученый допускал существ. правовых отн. с неодушевл. предметами, животными.
Правовые нормы, созд. индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом, способом их обеспеч. выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом, группой близких ему лиц. С разв. культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возник. система фиксир. юр. норм в форме обычаев и законов, появл.учреждения обществ.власти (суд, органы испол.наказаний).
Выделял интуитивное и офиц.право. Офиц.право «определяется как совокупность норм права». Оно представлено в виде официально действ. в гос-ве нормативно – правовых предписаний. Интуитивное или неофиц. право – это чисто псих.явление, особое состояние души ч-ка. Охватывая эмоции, представления, переживания. Оно отходит от однообразного шаблона поведения людей, кот.диктуется офиц. правом.
Интуитивное право имеет
Гл. причины происхож.права
и гос-ва эта теория
усматривает в особенностях
психики ч-ка, в «импульсах»
и в эмоциях, кот. играют
гл. роль не только в приспособлении
ч-ка к усл. жизни общества,
но и в образ. гос-ва и права. Указывал превосходство
интуитивного права перед офиц., предлагал
провести реформир.всей сист.права, основываясь
на новом восприятии института права. Реформы
законодательства необх. проводить на
основе научных знаний. Произ-я: “Теория права
и гос-ва в связи с теорией нравственности”.
64. Взгляды А. Гамильтона и федералистов на государство и право
Александр Гамильтон – полит. деятель периода образ. США, чьи теорет.воззрения и практ. деят. оказали воздействие на содерж. Конституции США 1787 г. В период подготовки Конс-ции, а особенно после ее принятия в стране разгорелась острая полит. борьба между федералистами и антифедералистами. Внешне основой раскола на эти полит.группировки б. отн.к намеченной Конституцией федеральной форме гос. устройства США. Гамильтон принадл. к числу федералистов, считавших, что федеративное устройство преодолевает слабость конфедеративной орган-ии США (форма гос. устройства, при кот.гос-ва, образ. К., сохр. независимость и объед. для достижения определ.целей, напр., взаимной обороны, внешних сношений и имеют общие органы для координации своих действий в этих сферах). Только сильная центр. власть, по их мнению, способна создать прочное гос-во и не допустить развития демократ. движения масс, возросшего после победы в Войне за независимость. Федерация (форма гос. устройства, при кот. неск. гос-ных образов., юр. облад. определ. полит. самостоятельностью, образ. единое союзное гос-во), утверждал Гамильтон, будет барьером, препятствующим внутр. раздорам и народным восстаниям. Федералисты представл.интересы крупной торговой и промышл. буржуазии и плантаторов. Антифедералисты выражали устремления малоимущих и неимущих слоев населения – фермеров, мелких предпринимателей и торговцев, наемных рабочих.
Полит. позиции Гамильтона сложились под решающим воздействием теории разделения властей Монтескье. Гамильтон считал необх. положить в основу Конституции США констит. устройство англ. монархии. Он б. убежденным приверженцем англ. образца "смешанного правления", в котором законодат. власть делилась между тремя полит. формами – монархич. в лице короля, аристократической в лице палаты лордов, демократ. в лице палаты общин. Однако концепция смешанного правления находилась в противоречии с доктриной естеств.равенства Декларации Независимости. Противоречила она и положению Декларации о том, что гос-во созд. для защиты прав на жизнь, свободу, стремление к счастью, а не право на собственность.
Гамильтон вскоре признал возможность республик. строя, обязат. усл. этого он считал созд.сильной президент. власти. Президент должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролир.представительный орган законодат. власти. Эта же идея содерж. в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практ. не ответств. перед парламентом. Сам парламент мыслился им как двухпалатный, созд. на основе избират. права с высоким имуществ. цензом. Гамильтон считал, что гл. целью гос. управления является достижение матер.могущества гос-ва и защита интересов частной собственности. Гамильтон отрицал теорию естеств. равенства людей. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет естеств. происхождение и неустранимо. Богатым и, следовательно, просвещенным по самой природе принадлежит право б. представленными в высших гос.органах. Только они способны обеспечить стабильность полит. строя. Гамильтон высказ. идею и о созд. органа судеб. надзора - Верховного суда, облад. широкими полномочиями. По его мнению, пожизненно назначаемые независимые и хорошо оплачиваемые члены суда в состоянии обеспеч. управление с ответственностью. Правовые взгляды Гамильтона послужили теорет.базой для разработки Конституции США 1787 г., не все идеи б. восприняты Конституцией США (пожизненный президент, цензовое избирательное право). К др. федералистам относятся: Дж. Мэдисона Дж. Джея.
65. Идеология "просвещенного
абсолютизма" в России
(вторая половина XVIII
в.)
XVIII век - период господства просветит. идеологии. Важное знач-е здесь имело время правления Екатерины II. Ее политику историки часто характер. как «просвещенный абсолютизм», характер. активной деят. самодержавного гос-ва, усиление привилегий дворянства, расширение границ гос-ва, покровительство развитию промышл. и торговли, жестокое подавление народных волнений. Основой идеологии «просвещенного абсолютизма», оформ.в работах Екатерины II, стали произвед. европейск.философов: Монтескье, Дидро, Бильфельф.
Одним из мероприят.периода просвещ.абсолютизма стал созыв Уложенной Комиссии в 1767 г. для сочинения проекта нового Уложения, для которой Екатерина II подготовила “Наказ”, в кот. обосновала осн. принципы политики просвещ. абсолютизма. “Россия есть европейская держава”, – провозглашается в самом начале “Наказа”. Екатерина II стремилась построить законную самодержавную монархию в духе идей Просвещения. В нем излагались идеи просветителей: о свободе собственности, свободе слова, гарантиях гражд. прав, главенстве законов в общ-ве. Монарх объявлялся источником самодержавной и неогранич. власти. Он объед., консолидирует общ-во и толкует законы. Екатерина II искажает тексты сочинений Монтескье. Концепция разделения властей представлена ею как разграничение компетенции разл.ведомств и гос. органов. Самодержавное правление стремится направить действия людей к общему благу. Поэтому оно поддерживает промышл. и торговлю, развивает просвещение. В «Наказе» даны торжест. обещания издать законы, улучш. положение народа. В окончат.тексте “Наказа” крепостничество – факт, не подлежащий критике. Крепост. право стало привычным, будничным явл., естеств. состоянием для крестьян. Законодательно невозможно отменить крепостное право. В 1775 г. Екатерина издала «Учреж-е для управления губерний», гл. принципами кот. б. укрепление гос. аппарата на местах и повышение роли местного дворянства. Территория империи стала делиться на административные единицы (губерния, уезды, город). Екатерина II отделила суд. органы власти от исполнит. Все сословия, кроме крепостных, д.б. принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, кроме важнейших – Иностранной, Военной, Адмиралтейской. Манифестом 1775 года «О свободе предпринимательства» разрешалось всем желающим заниматься промышл. деят., отменялись многочисл. казенные сборы с промыслов и торговли. Практ. выражением "просвещенного абсолютизма" б. система воспитательно-образоват. учрежд. в стране: открыты училище при Академии художеств, Воспитат. дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище, Российская академия наук, первая публичная библиотека в Петербурге, музей Эрмитаж и т. д. Издавала сатир. журнал «Всякая всячина», писала пьесы и др.литерат.произведения.
При Екатерине II в России получает развитие гос. сфера соц. обеспечения. Учреждаются Приказы обществ. призрения, ведавшие школами, больницами, богадельнями. Б. открыта городская больница России – Обуховская больница в Петербурге (1779). Предпринимались меры, направл. на улучш. мед. помощи населению.