История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка

Описание

Основные вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по ИППУ.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)

 Павел Пестель свои политико-правовые взгляды оформил в программ.произвед. «Рус.правда». Он предлаг.план по реформир.рос.гос-ва. Одним из первых мероприят.он считал: освобождение всех крестьян, отмену крепост.права, наделение каждого землей. Проблему раздела земли предлаг.решить разделом земли на волостные (делят между всеми членами волости, она не м.б.продана или заложена, это обществ.земля) и частные (предназначена для зем.сделок, т.е.участок м.б. продан и заложен). Цель данного проекта – обеспеч.прожит.минимума. Передача земли д.б. пройти постепенно, путем выкупа ее или выплаты оброка.  Пестель выступал против имущественного ценза. Пестель предлагал измен.форму гос.устройства, представл.Р.унитарным гос-м (форма гос. устройства, при кот. его части явл-ся административно-территор. единицами и не имеют статуса гос. образования, есть единые для всей страны высшие органы гос. власти, единая правовая система, единая конституция) с республ.формой правления. Территория Р. сост. Из: 10 обл., 3 удела. Столица Р. – Нижн.Новгород, т.к. он географ.центр страны, город с демократ.традициями. Гос.органы: Народное вече (принятие законов, объявл.войны или мира), Державная Дума (исполнит.орган, провед.воен.действий, участие в перговорах), Верховный собор (проверка текстов буд.законов, назн-е главнокоманд.военными силами Р., передача суду любого чиновника за злоупотр.властью). Мест.самоуправл.:волостные, уездные т губернские собрания (распоряд.деят., выпол.фун-й испол.власти, избрание депутатов в органы гос.власти). Право избирать и б.избранным Пестель предлаг. Каждого россиянина, достиг.20 лет, искл. лица, наход.в личном услужении. Предлаг.закреп.законом: равенство прав всех граждан, свобода слова и мысли, собрания, совести. Прелаг. реформы в сфере законд-ва: ввести народ.обсужд.для «заветных» законов; сост.Гос.Уложение, т.е. новый свод законов, сост.из: гос.устава, гос.наказа и гос.судебника. Пестель раздел.законы по их источнику: духовные, содерж.в Свящ.писании; естественные (происходит из положений самой природы); гос-ые (гражд-е – постановл.гос-ва). Реформы во всех сферах деят.гос-ва предлагал начать с военного переворота, вопровожд.уничтожением всех членов царской семьи. Б.казнен после провала восстания декабристов, цели восст. - относит. целей об-в (1 абз.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

51. Политико-правовые  идеи западников  и славянофилов

 В истории рус. философии особо выделяется период, охватыв. 19 - нач.20 в. В сер.19 в. разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения б. по проблеме истор. роли и истор.судеб Р.

 Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен), основыв. на положениях «Философских писем» Чаадаева, придерживались позиции следования Р. путем Запада.  Предводитель – Тимофей Грановский. Считал, что общая цель истор. развития – созд. нравственной и образованной личности, а также общ-ва, соответств. потребностям такой личности. Европа, по мысли Грановского, привила ч-ку такие качества как уважение к правам личности, стремление к самореализации, неприятие насилия в решении любых проблем. Грановский констатирует, что Р. еще не вышла из своего Средневековья, ей надо, переосмыслив историю Европы, извлечь для себя полезные выводы и не повторить ошибок Европы. В будущем он видел Р. правовым гос-м с республик. типом гос.устройства и основанном: на уважении ч-ка, соблюд.его прав и свобод, предоставл.усл.для реализации гражд.и полит.прав личности.

 Константин  Кавелин, доказывал, что в истории рус. права личность всегда поглощалась семьей, общиной, а позже гос-м и церковью. Считал, что рус. история б. историей развития самодержавия и власти. Как и др. западники, Кавелин осуждал крепост. право; в период подготовки крест. реформы он высказывался против полит.преобразований, опасаясь, что конституцию, если она б. введена в Р., дворянство использ. для сохр. своих привилегий и борьбы против реформ. В среде западников обсуждались общие перспективы развития страны в связи с историей др. европ. стран. По их мнению, развитие гос. строя Р. рано или поздно само собой встанет на конституц. путь. Осн. задачей западники считали крест. реформу. Опасались, что преждевременное созд.в Р.представительных учреждений по западным образцам неизбежно усилит полит. роль дворянства, а потому замедлит отмену крепост. права. Для западников первостепенной б. проблема прав личности. Обсуждение проблем личности, ее прав и свобод привело к вопросу о гарантиях этих прав и свобод в усл. становл. промышленно-капитал. общ-ва.

 Славянофилы (Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, братья Аксаковы,. Киреевские)  считали, что полит. устройство Р. должно базиров. на монархии. Основой духовности д.б. православие. Гл. особен. Р., отлич. ее от Запада, славянофилы называли "общинное начало", "соборность", единодушие и согласие. Славянофилы верили в особый путь рус. истор. развития.  Бол. внимание уделялось народу как гл. деятелю истории. Иван Аксаков разраб.свои полит. идеи в сфере соотнош.прав личности и гос-ва: личность явл-ся частью народа, понятие народ не равно понятию гос-во, гос-во выступает внеш. формой общ-ва. Причины бедств.положения совр.ему Р.: наличие огромного бюрракт.аппарата, сословные привилегии высших слоев общ-ва. Самодержавие лучше всех др. форм, т.к. любое стремление народа к гос. власти отвлекает его от внутр., нравственного пути. Самарин возражал против дарования народу какой бы то ни б. конституции, т.к. она не основанная на народн. обычаях, неизбежно б. чужой, антинародной. Утверждали, что "Сила власти- царю; сила мнения -народу".  Славянофилы, как и западники, выступали за освобожд. крестьян. Б.первыми кто обратил внимание на сохр. у славянских народов общинного землевладения. В крест.общине они видели проявление соборности, коллект.начал славянского быта, преграду част. собствен. При отмене крепост. права славянофилы предлагали наделить крестьян землей, сохранив общину как залог "тишины внутр. и без-ти правительства". Острота споров славянофилов и западников не мешала обмену идеями. Под влиянием западников славянофилы познаком. с филос. Гегеля. Западники взяли у славянофилов идею крест. общины, увидев в ней основу "рус. социализма".

 
52. Учение Р. Иеринга о праве и государстве

 Рудольф фон Иеринг в течение своей  научн.деят. пытался применить некот. идеи социологии к учению о праве  и гос-ве. В книге «Цель в  праве» стремился дать совр.ему праву  и гос-ву социолог. обоснование. Центр. понятием его теории явл-ся понятие интереса, выраж. в праве. Считал, что нельзя ограничив.формальным определением права как совокупности действ. в гос-ве принудит. норм, необх. раскрыть содерж. права. Право – это сист. соц. целей, гарантир.принуждением; это совок-ть жизненных усл. общ-ва в обширном смысле, обеспеч. внешним принуждением, т.е. гос. властью.

 Причиной  действий людей явл-ся цели. Цели всех и каждого обеспеч. правом: «Цель  – творец права». Все члены общ-ва солидарны в своих интересах  и преследуют общие цели; соответственно право – выражение «всеобщих интересов».

 В работе "Борьба за право" Иеринг утверждал, что право не всегда выражало интересы общ-ва. Он критиковал мнение истор. школы  права (Савиньи, Пухта), что право  развивается мирно, стихийно и безболезненно. Право, по Иерингу, развив. в кровавой борьбе классов и сословий, добивающихся закрепления в праве через законод-во своих интересов. Эта борьба, утверждал Иеринг, меняет свой хар-р после воплощения в праве равенства всех перед законом, свободы собственности, промыслов, совести  (т. е., по сути дела, принципов гражд. общ-во). Теперь борьба должна вестись за обеспеч. и поддерж. в обществ. жизни твердого порядка, за претворение в жизнь уже существ. права. Тезис о "кровавом" развитии права в смысле борьбы за право классов и сословий Иеринг относит к прошлому. Совр. ему борьбу за право Иеринг толковал только как защиту существ. права от нарушений. Иеринг утверждал, что без борьбы нет права.  Для охраны интересов общ-ва против эгоистических интересов индивидов, считал Иеринг, необходимо гос-во.  В гос.концепции Иеринг утверждает, что гос-во есть орган-я соц.принуждения. Эта орган-ия не только порождает право, обеспеч. его существование, но и управляет им. Иеринг характер. в данном свете право как разумно понятую политику, проводимую гос. властью. Иеринг - за сильную гос.власть. Обосновывал идею самоогранич. гос-ва правом. Первоначально право имеет односторонне-принудит. силу, направл. на подданных с целью пресечения чрезмерных притязаний част.интересов. Постепенно оно приобретает двусторонне-обязат. силу, становит. обязывающим и для самой гос. власти. Иеринг полагает, что забота о самосохр. вынуждает власть подчиняться праву. При помощи права обеспеч. защита общих интересов, выполнение целей права и гос-ва. Разграничение права и закона Иеринг не приводит, считая эти понятия практически тождественными. Фун-и права закл. в принуждении ч-ка следовать предписаниям гос-ва. Лишь там, где гос. власть сама подчиняется предписанному ею порядку, последний приобретает окончательную правовую прочность.

 Учение  Иеринга оказало влияние на развитие буржуазной и правовой мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

53. Проблемы права  и гос-ва в социологии Г. Спенсера

 Значит. внимание проблемам политико-правовой теории уделялось в социолог.концепциях философских позитивистов. Герберт Спенсер представитель англ.позитивизма,явился основателем органицизма – науки, предметом кот.б.общ-во, развив.по эволюц.закону. Общ-во взаимод. с окр.средой и испытывает на себе влияние этой среды; в результате складыв. гос-во.

 Спенсер выдел.след.типы общ-в: воинственный (присущи функции защиты своих членов от внутр., внеш.опасности.Осн.черты: общ-во построено на началах натур.хоз-ва, самодостаточности, независ.от др.гос-в; объед.всех членов общ-ва в един.сист;построение гос.иерархии с четким раздел.обязанностей; опред.гос-м запретов и обязан.каждого члена общ-ва; подавление полит.активн.личности) и промышленный (основан на взаимод.общ-ва с природой. Осн.черты: построение общ-ва на началах равенства; поощрение проявл.инициативы и предприимчивости; определ.гос-м только запретов для своих граждан). Гл.отличие воинств.типа от промышл. в том, что при 1-м «индивиды служили для целей общ-ва», при 2-м «общ-во служит для целей индивидов».

 Спенсер возражал тем, кто, утверж., что гос-во есть творец права. Дает классиф.прав личности: личн.права (свобода совести, право на свободное передвиж. и безоп-ть, право собствен. и свобода част.предпринимат.деят.) и полит. (избират.право, возражая, против предоставл. полит.прав жен., иные права, направл.на обеспеч.личн. прав).

 Спенсер осуждал нараставшую тенденцию  гос. вмешательства в обществ.отн. под предлогом улучшения усл. жизни каких-либо соц. слоев. Он утверждал, что надежда на гос. помощь и правит. благодеяния не только ослабляет  личн. энергию или ассоциации частн. инициативы, но и опасна для общ-ва в целом. Гос. вмешательство в обществ. отн., скоро приведет к гос. социализму, а тем самым к превращению трудящихся в рабов общ-ва, поскольку господст. чиновники б. по своей воле определять продолжит. раб. времени трудящихся и меру их вознаграждения. Это приведет к возвращ. к деспотии, к страшной катастрофе, причины кот., чрезмерная регламентация челов. деят. и присвоение продуктов этой деят. в пользу правительства. Причина несостоятельности гос.социализма и коммунизма – в недостатках ч-ка (любовь к власти, честолюбие).

 Спенсер утверждал, что благосостояние чел. рода и его развитие обеспечив. суровым  законом борьбы за существование. Он возражал против законов о соц.обеспечении, здравоохранении, доказывая, что гос. помощь слабым, больным и неспособным людям приведет к вырождению и гибели рода человеческого.

 Считал, что в результате дальн.эволюции промышл. тип б. развив.к более  высокому типу общ-ва, при кот. продукты индустрии б. использ. не для военных  целей или увел. матер. благосостояния, а для выпол. высших деятельностей. Тогда же сложится "Союз всех высших представит. цивилизации" и завершит развитие природа ч-ка, личн. желания кот. б.совпадать с интересами всего общ-ва. Труд: "Система синтетической философии" 

54. Полит.-прав. учение марксизма в 40-х г. 19 в. В процессе формир.марксист. учения складыв. политико-правовая теория Маркса, Энгельса. Будучи основателями течения «науч. коммунизм» (орг-ия общ-ва, при кот. экономика основана на обществ. собствен. на средства производства) выдвинули идею о необх.изуч. социума путем применения метода историч.материализма, т.е.изуч. законы развития об-ва,обусловл.матер.стороной жизни ч-ка. Основой марксизма явл-ся учение о соотнош. базиса и надстройки. В роли 1-го выступает эконом. сист. общ-ва. Это совок-ть не зависящих от воли людей производст. отн. В ее осн.лежит определ. форма собствен. на средства произ-ва. Производств. отн.определ. уровнем развития производительных сил. Надстройка вкл. правовые и полит.институты, формы обществ. сознания. Гос. и правовые институты призваны выражать волю и интересы эконом. господст. класса. Одна общественно-эконом. формация сменяется др. в результ. борьбы классов. Развивающ. производительные силы приходят в противоречие с устаревшей сист. производств. отн.(базисом общ-ва). После соц. револ. происходит переворот во всей громадной надстройке.

 Они придавали знач-е раскрытию класс. сущности гос-ва и права. Право яв-ся организ.сист. господства одного класса над др.путем насилия и принуждения. В “Происхожд. семьи, част. собствен. и гос-ва”  Энгельс доказывал, что гос-во возник. в результате раскола общ-ва на классы с противополож. эконом.интересами и само оно явл-ся гос-вом исключит. господств. класса. История развития гос-ва – постоян.борьба классов между собой. Энгельс рассмотр. типизацию гос-в по их класс. сущности (рабовлад., феодальное, капиталист.)Класс. подход к гос-ву и праву в марксист. теории связан с идеей пролетарской коммунист.революции. В “Манифесте коммунист. партии” изложена программа пролетар. револ., перечисл.меропр-я, необх.для переворота: отмена права наследования, высокий прогрессив. налог, монополизация гос. банка, подчинение произ-ва плану. Нужно превратить пролетариат в господств. класс, завоевать демократию.

Информация о работе История политических и правовых учений