История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка

Описание

Основные вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по ИППУ.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)

 Гос-во - юр. отн., в кот. субъектами права  явл-ся все участники гос. общения, а объектом служит гос. власть как  предмет пользования и распоряжения. Государство может властвовать, не обладая ни волей, ни сознанием своей силы. Гос. власть основывается на коллектив. сознании людей, на их психолог. единении. Коркунов отвергал общепринятое понимание разделения властей. Сущность разделения властей, по его мнению, закл. в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования. Считал, что правительство может издавать общие юр. правила в администрат. порядке, а суду должно принадлеж. право проверять юр. силу указов. Б. против ограничений избирательного права, поскольку "гос-во по самому существу своему призвано служить не отдел. классам, а б.орг-ией всего народа, как одного целого". Характеризуя гос. строй самодержавной Р., Коркунов отмечал устарелость рос.законов о правах гражд. свободы. Отмечал, что в Р. "гос. служба явл-ся единств. формой участия подданных в общей полит. жизни страны" и потому полит. права имеет лишь узкая сфера наличного служебного персонала, сформир. на началах сословности. Коркунов полагал, что ближайшей перспективой развития гос.строя Р. д.б. правомерная, но самодержавная монархия. Труды: "Обществ. значение права", "Рус.гос. право", "Указ и закон". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
58. Учение о праве  и государстве  Г. Шершеневича

 Теоретик  права и гос-ва Габриэль Шершеневич предлагал рассматр.право как явл.многогранное, кот.следует изучать не одной, а нескл.обществ.науки. Выспупая против концепции естества.прва с раздел.права на идеальное и действующее, полагал что право м.б. только действующим. Разделил право на: объективное право - совокупность правовых норм, субъективное право – возможность осуществл. своих интересов субъектом права. Ему всегда соответ.объективное право – основное понятие права, субъективное право — производное. Сущностные черты права: предполагает поведение лица; обладает принудительным хар-ом; всегда связано с гос. властью. Т.о. право есть норма должного поведения ч-ка, неисполнение кот. влечет за собой принуждение со стороны гос.органов. Понятие права Шершеневич строго отграничивал от понятия нравственности. Б. против деления норм нравственности на индивид и соц. Они всегда имеют соц. характер, т.к. определяют требования общ-ва к ч-ку. Полагал, что принудит.хар-р права не позволяет относить к нормам права конституц., каноническое и международ. право. Нормы права выраж. требования, обращенные гос. властью к подчиненным ей лицам. Действия гос.власти находятся всецело под санкцией обществ. мнения, т.е. в сфере морали. Шершеневич писал, что гос-во явл-ся источником права. Согласно его концепции гос-во есть явл. первичное, а право - вторичное. Шершеневич призывал исслед. соц. направленность деят.совр. ему гос-ва. Гос-во само заинтересовано в благосостоянии своих граждан и, как результат, в стабильности гос. власти, поэтому оно должно пойти по пути оказания помощи слабейшему посредством соц. законодательства и демократизации гос. строя. Гос-во и общ-во взаимод.друг с другом. В гос-ве существ.разл. обществ.интересы. Общ-во может одобрять полит. режим, но может и воздейств. на политику гос-ва через обществ. мнение.  В основе деят. любого гос-ва, утверждал Шершеневич, лежит инстинкт полит. самосохранения. Политика гос-ва д.б. достаточно гибкой, чтобы умело приспосабливаться к новым обществ. условиям. Считал путь реформ единственно приемлемым как для существов. и развития общ-ва, так и для сохр.полит. власти гос-ва. Шершеневич считал безусловно необх. исслед. тех явл. и отн., кот.влияют на содерж. правовых норм и на их применен. к правовым отн. Труды: "История философии права", "Общее учение о праве и гос-ве".  

59. П.И. Новгородцев.  Б.А. Кистяковский. Поиск и обоснование обществ. идеала - тема всей жизни и науч. деят. Павла Новгородцева. Он разл. понятия абсолют. и относит. идеалов. Абсолют. идеал созд. каждым чел-м самост. и выступает в качестве требования нравств. поведения индивида. В основе этого идеала лежит личность как абсолют. цель обществ. прогресса. Требование абсолют. идеала носит вневременной хар-р и явл-ся общим для права и морали. Однако в каждой из этих обл. стремление к идеалу получает свое особое выражение соответ. существу той руководящей идеи, кот.в них проявляется.  Относит. идеал зависит не только от конкрет. лица, но и от др.субъектов обществ.жизни (группы, класса) и ориентирован всегда на созд. какого-либо обществ. порядка, отраж. в то же время сущность отдел. ч-ка (личная безопасность, свобода, равенство). В отличие от абсолют., кот. имеет безусловное значение, относит. идеал носит условный хар-р.

 Ученый  уделяет внимание проблеме соотн. права  и нравственности. Мораль столь же неизменна сколь постоянна сущность ч-ка: то, что нравственно для одного ч-ка, не м.б. этически безразличным для др. Право же подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости. Проблема закл. в том, чтобы в процессе совершенств.права не выходить за пределы моральных критериев и направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном исторически определ. общ-ве. То, что неосуществимо в одном общ-ве, м.б. реализовано в другом. Считал, что если право - минимум нравственности, как утверждал В. Соловьев, то этот "минимум", по Новгородцеву, м.б. различен для разных истор. возможностей и объективных условий. Отстаивал идею о доминировании личности над общ-м: внутри отдел.личности заложены основы совмест.жизни всего общ-ва; морал.идеал личности служит критерием для орг-ии гос.системы и правопорядка; нормы морали трактуются не только как нормы личного поведения, но и как нормы общей нравств.жизни.

 Общественно-полит. идеал - социально-правовое гос-во. Считал, что гос-во должно взять на себя заботу об эконом. слабых лицах, кот. в силу разл. причин неспособны к существов. за счет собств.матер. средств. Цель права – охрана свободы. Важно заботиться о матер. условиях свободы. Новгородцев обосновал понятие "право на достойное человеч. существ". Призывал к его введению. в Декларацию прав ч-ка и гражданина. Труды: "Введение в философию права. Кризис совр. правосознания","Об общ. идеале".

 Философ и теоретик права и гос-ва Богдан Кистяковский  лозунгом свой полит.-правовой концепции считал положение о том, что «самоцелью одинаково явл-ся и личность и общ-во». Сводил понятие права к 4-м осн.определениям: гос.-организационному (совокупность норм, исполнение кот. вынуждается, защищается и гарантируется гос-вом. Право есть то, что гос-во приказывает считать правом), социолог. (совокупность осуществляющихся в жизни правовых отн., нац.,эконом., бытовые отн.), психолог. (совокупность представлений, эмоций, волевых установок), нормативному (совокупность норм, закл. в себе идеи о должном, кот.определяют внеш.отн.людей между собой). Все эти понимания права, отмечал Кистяковский, подлежат самостоят. изучению и разработке. Несмотря на множественность научных понятий права, утверждал Кистяковский, право как явл. едино.

 Гос-во и право возникли и развив. сначала  независимо друг от друга. Постепенно гос-во стало признавать своей обязан. заботу об охране права. Появл. произвол, т.к. гос-во стало единств. судьей в  вопросах права. Ориентир для развития гос-ва – правовое и соц.-справедл. гос-во, только уважение права и правовых институтов созд.усл.для достижения Р. положения правового и соц.справедл.гос-ва. Право д.б. независимо от того, какие полит.направл. господст. в стране и правительстве. Труд: «Социальные науки и право». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  60. Религиозно-нравственная  философия права.  В. Соловьев. Е.  Трубецкой В России в кон. XIX – нач. XX в. существ. немало философски-религ.настроенных мыслителей, затрагивав. вопросы права с позиций справедливости. К числу правоведов, сводивших правовые проблемы к моральным, относятся В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой.

 Философ права Владимир Соловьев обосновывал  свою политико-правовую концепцию, базируясь  на нравствен.началах, заложенных в  каждом ч-ке. Историю развития об-ва Соловьев представлял как процесс объед.свободных людей, наделенных разумом и способностью отвечать за свои дела. Само общ-во явл-ся «свободным союзом лиц». Право определял как «свободу, обусловл.равенством».Источниками права явл-ся: стихийное творчество народа; свободная воля отдел.лиц. Исходя из этого Соловьев делал вывод, что право есть результат деят.2 противопол.начал – индивидуалистического и общественного. Утверждал что любое право связано с понятием справедливость, тем самым придавая своему учению морально-нравств.оттенок. Право в теории Соловьева определяется нравственностью (Нравственность — термин, чаще всего употребл.в речи и лит-ре как синоним морали; это внутр. установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, явл-ся внешним требованием к поведению индивида).. Обусловл. права нравственностью выраж. в том, что всегда и везде ставится требование, чтобы закон б. справедливым. Соловьев в своем учении различал понятие сущности права (идею права) и позитивное право (закон). Закон – это "определ. в данных обстоятельствах места и времени огранич. личной свободы требованиями общего блага", к признакам кот. он относил: публичность, конкретность, реальную применимость. Соловьев выдвинул требование о праве каждого ч-ка на достойное существов. Считал, что гос-во, должно взять на себя заботу об обеспечении эконом. слабых лиц. Кроме нравств. цели поддержания достойного существов. ч-ка Соловьев видел в этом требований усл. существов. всего общ-ва и гос-ва.

 Воплощение  права философ видит в гос-ве. Идеал.правовое гос-во построено с учетом принципа раздел. властей: законод. власти –издавать обязат. для всех законы, судеб. властью – властью судить, исполнит. властью – властью принуждать всех и каждого к исполнению законов. Несмотря на раздельное существ., органы любой из ветвей власти обязаны следовать единой цели – достижению общего блага. При этом начало полновластия проявл.в законод.власти, а остал.2 ветви ею обусловлены. Только в гос-ве право способно реально осуществл. и б. гарантированным. Поэтому Соловьев называл гос-во "воплощенным правом".  Само гос-во должно заботиться об установл.мира и добра в душе своих граждан. Целью гос-ва явл-ся «установл.Царства Божьего в человечестве».

 Одной из проблем философии права Соловьев считал соотношение личности и общ-ва, кот. рассматр. как 2 соотносит. понятия. "Общ-во есть дополненная, или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредот. общ-во". Вся обществ. среда - объективное проявление нравственности, т.е. должных отн.на опред. ступени человеч. развития. 

 Знач-е  философии права Соловьева основывается на признании им идеального и соц. хар-ра права. По его убеждению ценность права закл. в том, что оно явл-ся не только нравственным ориентиром, но и необх.регулятором обществ. отн.

 Евгений Трубецкой также уделял внимание изучению содержания права как свободы. Право – это "внешняя свобода, предоставленная и огранич. нормой". Считал, что право должно регулир.только внешнюю свободу людей и не может вторгаться в сферу морали. Обл. права вкл. только те правила, кот. предоставляют или огранич. внешн. свободу лица независимо от того, нравственны они по своему содержанию или нет. Содерж.нравств. - добро или благо человека; требования нравственности касаются и действий, и настроений индивида. В эту обл., отмечал он, входят все вообще нормы, предписыв.осуществл. добро, независимо от того, имеют или нет эти треб-я правовое значение. Трубецкой - сторонник нового понимания естеств. права – "возрожденного" естеств.права. В своем учении он анализ.существ. требования права и те требования, кот. б. бы желательны с т.з. идеи права, разума индивидов и требований нравственности. Право в целом, утверждал ученый, должно служить нравственности, но д.б.опред.цель. Идеи теории естеств. права с меняющимся содержанием Трубецкой стремился связать с религ. философией всеединства. Право – проявление Абсолютного на несовершенной ступени человеч. развития, когда споры люди не могут разрешить и обращаются за помощью к праву и гос-ву. Ученый выступал за проведение реформ. Они должны проходить сверху и осуществл. мирным путем. Идеи Трубецкого о содерж. права как компромиссе между макс. внешней свободой ч-ка и благом всего общ-ва, разгранич. естеств. и позитивного права, требования реформир. общ-ва оказ. влияние на философско-правов. взгляды Бердяева, Булгакова.

 
61. Политико-правовая  доктрина солидаризма.  Л.Дюги

 Идеи  солидаризма получили распростр. в  конце XIX – начале XX в. Их теорет. основой  б. социолог.доктрина, взгляд Огюста Конта  на общ-во как на единое целое.

 Леон  Дюги – «Гос-во, объектив. право и положит. закон» - считал, что основой общ-ва явл-ся неравенство людей, оно приводит к разделению общ-ва на классы, каждый из кот. выполняет социально необх. функцию. Этим обусловлена соц.солидарность, понимаемая как “факт взаимной зависимости, соед. между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого”. Осознанный факт солидарности порождает соц. норму, она стоит выше гос-ва и положит.законов, кот. служат ее осуществлению.

 Свою  концепцию основывал на положениях, смысл кот.закл.в след.: об-во сост.из изначально неравноправных классов (Люди не равны от природы, занимают соответ.этому  разные полож. в общ-ве и должны иметь  разное, а не одинаковое юр. состояние), каждый из них выпол.конкрет.деят., приносящ.пользу всему общ-ву, считал, что нельзя делать то, что уменьшает солидарность классов, и нужно делать то, что эту солидарность укрепляет. Подчеркивая, что каждый класс однаково важен в гос-ве, Дюги высказыв.против ведения классовой борьбы и насильств.переворота. Он призывал к установл. «синдикалистского гос-ва», т.е.гос-ва в кот. все члены общ-ва б.задействованы в управл.страной.

 Учение  Дюги о праве вкл. след.положения: право – сов-ть множества конкретных правил, рождающихся в усл.взаимозавис.людей; источником права явл-ся сознание ч-ка; факторами помог.формир.права явл-ся солидарность и чувство справеделивости. Право в концепции представлено как объективное и позитивное (нормы позит.права явл-ся конкретизацией смысла норм объект.права и созд.не общ-м, а гос-ом).

 “По солидаристской доктрине, – рассуждал  Дюги, – индивид не имеет никакого права, он имеет лишь соц. обязанности”. Эти взгляды Дюги развивал применительно  к собственности, кот., оставаясь частной, рассматр.им как его обязанность. Дюги не признает понятие субъекта права и утверждает, что индивиды лишь “составные клеточки соц. организма”. Дюги считал индивид. трудовую деят. основой промышл. общ-ва. Он выступал за свободу предпринимат. и част. инициативу. Гос-во не должно вмешиваться в эконом. и иную деят. индивидов. Огранич.в обл. труда сводились к тому, чтобы предприниматель не мог вопреки норме соц. солидарности поработить наемного рабочего. В центре внимания Дюги связь людей и их солидарность в разделении обществ. труда.

Информация о работе История политических и правовых учений