Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка
Основные вопросы с ответами
Гос-во
- юр. отн., в кот. субъектами права
явл-ся все участники гос. общения,
а объектом служит гос. власть как
предмет пользования и
58. Учение о праве
и государстве
Г. Шершеневича
Теоретик
права и гос-ва Габриэль Шершеневич
предлагал рассматр.право как явл.многогранное,
кот.следует изучать не одной, а нескл.обществ.науки.
Выспупая против концепции естества.прва
с раздел.права на идеальное и действующее,
полагал что право м.б. только действующим.
Разделил право на: объективное право
- совокупность правовых норм, субъективное
право – возможность осуществл. своих
интересов субъектом права. Ему всегда
соответ.объективное право – основное
понятие права, субъективное право — производное.
Сущностные черты права: предполагает
поведение лица; обладает принудительным
хар-ом; всегда связано с гос. властью.
Т.о. право есть норма должного поведения
ч-ка, неисполнение кот. влечет за собой
принуждение со стороны гос.органов. Понятие
права Шершеневич строго отграничивал
от понятия нравственности. Б. против деления
норм нравственности на индивид и соц.
Они всегда имеют соц. характер, т.к. определяют
требования общ-ва к ч-ку. Полагал, что
принудит.хар-р права не позволяет относить
к нормам права конституц., каноническое
и международ. право. Нормы права выраж.
требования, обращенные гос. властью к
подчиненным ей лицам. Действия гос.власти
находятся всецело под санкцией обществ.
мнения, т.е. в сфере морали. Шершеневич
писал, что гос-во явл-ся источником права.
Согласно его концепции гос-во есть явл.
первичное, а право - вторичное. Шершеневич
призывал исслед. соц. направленность
деят.совр. ему гос-ва. Гос-во само заинтересовано
в благосостоянии своих граждан и, как
результат, в стабильности гос. власти,
поэтому оно должно пойти по пути оказания
помощи слабейшему посредством соц. законодательства
и демократизации гос. строя. Гос-во и общ-во
взаимод.друг с другом. В гос-ве существ.разл.
обществ.интересы. Общ-во может одобрять
полит. режим, но может и воздейств. на
политику гос-ва через обществ. мнение.
В основе деят. любого гос-ва, утверждал
Шершеневич, лежит инстинкт полит. самосохранения.
Политика гос-ва д.б. достаточно гибкой,
чтобы умело приспосабливаться к новым
обществ. условиям. Считал путь реформ
единственно приемлемым как для существов.
и развития общ-ва, так и для сохр.полит.
власти гос-ва. Шершеневич считал безусловно
необх. исслед. тех явл. и отн., кот.влияют
на содерж. правовых норм и на их применен.
к правовым отн. Труды: "История
философии права", "Общее учение о
праве и гос-ве".
59. П.И. Новгородцев. Б.А. Кистяковский. Поиск и обоснование обществ. идеала - тема всей жизни и науч. деят. Павла Новгородцева. Он разл. понятия абсолют. и относит. идеалов. Абсолют. идеал созд. каждым чел-м самост. и выступает в качестве требования нравств. поведения индивида. В основе этого идеала лежит личность как абсолют. цель обществ. прогресса. Требование абсолют. идеала носит вневременной хар-р и явл-ся общим для права и морали. Однако в каждой из этих обл. стремление к идеалу получает свое особое выражение соответ. существу той руководящей идеи, кот.в них проявляется. Относит. идеал зависит не только от конкрет. лица, но и от др.субъектов обществ.жизни (группы, класса) и ориентирован всегда на созд. какого-либо обществ. порядка, отраж. в то же время сущность отдел. ч-ка (личная безопасность, свобода, равенство). В отличие от абсолют., кот. имеет безусловное значение, относит. идеал носит условный хар-р.
Ученый уделяет внимание проблеме соотн. права и нравственности. Мораль столь же неизменна сколь постоянна сущность ч-ка: то, что нравственно для одного ч-ка, не м.б. этически безразличным для др. Право же подвижно и изменчиво, вплоть до того, что право может противоречить само себе или идее справедливости. Проблема закл. в том, чтобы в процессе совершенств.права не выходить за пределы моральных критериев и направлять правотворчество в соответствии с этическим идеалом в такой степени, в какой это возможно в данном исторически определ. общ-ве. То, что неосуществимо в одном общ-ве, м.б. реализовано в другом. Считал, что если право - минимум нравственности, как утверждал В. Соловьев, то этот "минимум", по Новгородцеву, м.б. различен для разных истор. возможностей и объективных условий. Отстаивал идею о доминировании личности над общ-м: внутри отдел.личности заложены основы совмест.жизни всего общ-ва; морал.идеал личности служит критерием для орг-ии гос.системы и правопорядка; нормы морали трактуются не только как нормы личного поведения, но и как нормы общей нравств.жизни.
Общественно-полит. идеал - социально-правовое гос-во. Считал, что гос-во должно взять на себя заботу об эконом. слабых лицах, кот. в силу разл. причин неспособны к существов. за счет собств.матер. средств. Цель права – охрана свободы. Важно заботиться о матер. условиях свободы. Новгородцев обосновал понятие "право на достойное человеч. существ". Призывал к его введению. в Декларацию прав ч-ка и гражданина. Труды: "Введение в философию права. Кризис совр. правосознания","Об общ. идеале".
Философ и теоретик права и гос-ва Богдан Кистяковский лозунгом свой полит.-правовой концепции считал положение о том, что «самоцелью одинаково явл-ся и личность и общ-во». Сводил понятие права к 4-м осн.определениям: гос.-организационному (совокупность норм, исполнение кот. вынуждается, защищается и гарантируется гос-вом. Право есть то, что гос-во приказывает считать правом), социолог. (совокупность осуществляющихся в жизни правовых отн., нац.,эконом., бытовые отн.), психолог. (совокупность представлений, эмоций, волевых установок), нормативному (совокупность норм, закл. в себе идеи о должном, кот.определяют внеш.отн.людей между собой). Все эти понимания права, отмечал Кистяковский, подлежат самостоят. изучению и разработке. Несмотря на множественность научных понятий права, утверждал Кистяковский, право как явл. едино.
Гос-во
и право возникли и развив. сначала
независимо друг от друга. Постепенно
гос-во стало признавать своей обязан.
заботу об охране права. Появл. произвол,
т.к. гос-во стало единств. судьей в
вопросах права. Ориентир для развития
гос-ва – правовое и соц.-справедл. гос-во,
только уважение права и правовых институтов
созд.усл.для достижения Р. положения правового
и соц.справедл.гос-ва. Право д.б. независимо
от того, какие полит.направл. господст.
в стране и правительстве. Труд: «Социальные
науки и право».
60. Религиозно-нравственная философия права. В. Соловьев. Е. Трубецкой В России в кон. XIX – нач. XX в. существ. немало философски-религ.настроенных мыслителей, затрагивав. вопросы права с позиций справедливости. К числу правоведов, сводивших правовые проблемы к моральным, относятся В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой.
Философ
права Владимир Соловьев обосновывал
свою политико-правовую концепцию, базируясь
на нравствен.началах, заложенных в
каждом ч-ке. Историю развития об-ва
Соловьев представлял как процесс объед.свободных
людей, наделенных разумом и способностью
отвечать за свои дела. Само общ-во явл-ся
«свободным союзом лиц». Право определял
как «свободу, обусловл.равенством».
Воплощение права философ видит в гос-ве. Идеал.правовое гос-во построено с учетом принципа раздел. властей: законод. власти –издавать обязат. для всех законы, судеб. властью – властью судить, исполнит. властью – властью принуждать всех и каждого к исполнению законов. Несмотря на раздельное существ., органы любой из ветвей власти обязаны следовать единой цели – достижению общего блага. При этом начало полновластия проявл.в законод.власти, а остал.2 ветви ею обусловлены. Только в гос-ве право способно реально осуществл. и б. гарантированным. Поэтому Соловьев называл гос-во "воплощенным правом". Само гос-во должно заботиться об установл.мира и добра в душе своих граждан. Целью гос-ва явл-ся «установл.Царства Божьего в человечестве».
Одной из проблем философии права Соловьев считал соотношение личности и общ-ва, кот. рассматр. как 2 соотносит. понятия. "Общ-во есть дополненная, или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредот. общ-во". Вся обществ. среда - объективное проявление нравственности, т.е. должных отн.на опред. ступени человеч. развития.
Знач-е
философии права Соловьева
Евгений Трубецкой также уделял внимание изучению содержания права как свободы. Право – это "внешняя свобода, предоставленная и огранич. нормой". Считал, что право должно регулир.только внешнюю свободу людей и не может вторгаться в сферу морали. Обл. права вкл. только те правила, кот. предоставляют или огранич. внешн. свободу лица независимо от того, нравственны они по своему содержанию или нет. Содерж.нравств. - добро или благо человека; требования нравственности касаются и действий, и настроений индивида. В эту обл., отмечал он, входят все вообще нормы, предписыв.осуществл. добро, независимо от того, имеют или нет эти треб-я правовое значение. Трубецкой - сторонник нового понимания естеств. права – "возрожденного" естеств.права. В своем учении он анализ.существ. требования права и те требования, кот. б. бы желательны с т.з. идеи права, разума индивидов и требований нравственности. Право в целом, утверждал ученый, должно служить нравственности, но д.б.опред.цель. Идеи теории естеств. права с меняющимся содержанием Трубецкой стремился связать с религ. философией всеединства. Право – проявление Абсолютного на несовершенной ступени человеч. развития, когда споры люди не могут разрешить и обращаются за помощью к праву и гос-ву. Ученый выступал за проведение реформ. Они должны проходить сверху и осуществл. мирным путем. Идеи Трубецкого о содерж. права как компромиссе между макс. внешней свободой ч-ка и благом всего общ-ва, разгранич. естеств. и позитивного права, требования реформир. общ-ва оказ. влияние на философско-правов. взгляды Бердяева, Булгакова.
61. Политико-правовая
доктрина солидаризма.
Л.Дюги
Идеи солидаризма получили распростр. в конце XIX – начале XX в. Их теорет. основой б. социолог.доктрина, взгляд Огюста Конта на общ-во как на единое целое.
Леон Дюги – «Гос-во, объектив. право и положит. закон» - считал, что основой общ-ва явл-ся неравенство людей, оно приводит к разделению общ-ва на классы, каждый из кот. выполняет социально необх. функцию. Этим обусловлена соц.солидарность, понимаемая как “факт взаимной зависимости, соед. между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого”. Осознанный факт солидарности порождает соц. норму, она стоит выше гос-ва и положит.законов, кот. служат ее осуществлению.
Свою концепцию основывал на положениях, смысл кот.закл.в след.: об-во сост.из изначально неравноправных классов (Люди не равны от природы, занимают соответ.этому разные полож. в общ-ве и должны иметь разное, а не одинаковое юр. состояние), каждый из них выпол.конкрет.деят., приносящ.пользу всему общ-ву, считал, что нельзя делать то, что уменьшает солидарность классов, и нужно делать то, что эту солидарность укрепляет. Подчеркивая, что каждый класс однаково важен в гос-ве, Дюги высказыв.против ведения классовой борьбы и насильств.переворота. Он призывал к установл. «синдикалистского гос-ва», т.е.гос-ва в кот. все члены общ-ва б.задействованы в управл.страной.
Учение Дюги о праве вкл. след.положения: право – сов-ть множества конкретных правил, рождающихся в усл.взаимозавис.людей; источником права явл-ся сознание ч-ка; факторами помог.формир.права явл-ся солидарность и чувство справеделивости. Право в концепции представлено как объективное и позитивное (нормы позит.права явл-ся конкретизацией смысла норм объект.права и созд.не общ-м, а гос-ом).
“По солидаристской доктрине, – рассуждал Дюги, – индивид не имеет никакого права, он имеет лишь соц. обязанности”. Эти взгляды Дюги развивал применительно к собственности, кот., оставаясь частной, рассматр.им как его обязанность. Дюги не признает понятие субъекта права и утверждает, что индивиды лишь “составные клеточки соц. организма”. Дюги считал индивид. трудовую деят. основой промышл. общ-ва. Он выступал за свободу предпринимат. и част. инициативу. Гос-во не должно вмешиваться в эконом. и иную деят. индивидов. Огранич.в обл. труда сводились к тому, чтобы предприниматель не мог вопреки норме соц. солидарности поработить наемного рабочего. В центре внимания Дюги связь людей и их солидарность в разделении обществ. труда.