История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка

Описание

Основные вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по ИППУ.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)

 Многие  мероприятия Екатерин. правительства несут на себе печать "просвещ. абсолютизма". Его наиболее яркими проявлениями б.секуляризация церковных земель, "Наказ", Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, реформирование мест. управления, отмена монополий в торговле и промышл., Жалованные грамоты дворянству и городам, воспит-образовт.учрежд. В целом для эпохи и идеологии “просвещенного абсолютизма” хар-но: защита абсолютитского режима правления; достижение славы граж-н, гос-ва  и Государя; опред.бюрракт.аппарата гл.опорой правителя; намерение законод.оформить деят.правительства, а также границы законотворч.деят.монарха и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

66. А. Н. Радищев  о праве и государстве Александр Радищев предлож.способ решения совр.ему проблем гос-ва, связан.с наличием институтов крепостничества и самодержавия в России во 2-й пол.18в. Этой теме посвящено "Путешествие из Петербурга в Москву".

 Термин  "самодержавие" употребл. в смысле сосредот. неогранич.власти в руках монарха. Радищев рассматр. самодерж. как сост-е, "наипротивнейшее человеч. естеству". Критик.бюррокр.аппарат., сост.из необразов.и продажных чиновников, окруж.трон.

 Свои  политико-правовые взгляды Радищев конструирует, основываясь на исход. положениях теории естеств. прав ч-ка и договорного происхожд. гос-ва. Причиной образ. гос-ва явл. природная социальность людей. В естеств.сост-и все люди б.равны, но с появл. част. собствен. это равенство нарушилось. Считал, что возник. гос-ва связано с образ.част. собств. Гос-во возник. как результат молчаливого дог-ра в целях обеспеч. всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных, явл. той силой, кот. заставляет всех граж-н выпол.законы. При закл. дог-ра народ явл. определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Зак-во, издаваемое гос-ом, д.б. основано на естеств. праве.

 Радищев доказывал несостоят. крепостничества  с позиций теории естеств.права. Положит. закон должен иметь основание в естеств. законе; по природе все люди равны, и если одни порабощают др., то тут уже насилие. Крепостное право противоестественно, потому оно явл. не правом, а насилием, кот. порабощенные могут противопоставить силу; оно противоречит обществ.дог-ру, поскольку общ-во создано для обеспеч. интересов всех и каждого, а не порабощения одной его части др. Раскрывает эконом.несостоятельность крепостничества, его противоречие интересам развития с\х, низкую производит. подневольного труда. У крепостных нет стимулов к труду; чужое поле, урожай с кот. им не принадлежит, крестьяне обрабатывают без прилежания и заботы о результатах труда.

 Соц.идеал  Радищева – общ-во свободных и  равноправных собственников, отмена сословий. Наилуч.полит. орган-ией такого общ-ва явл. народное правление. Раздел. властей он не признает, ибо только народ м.б. истинным Государем. Будущее гос. устройство России представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями. Такое устройство гос-ва сможет обеспечить народу его естеств.права и свободы: мысли, слова, деяния,  в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах,  в праве собственности и б. судимым себе равными. Разрабатывая основы закон-ва, Радищев придерживался демократ. принципов, утверждая "равную зависимость всех граждан от закона" и требование осущест. наказания только по суду, причем каждый "судится равными себе гражданами". Он полагал, что в России д.б. учреждены суды дух., гражд., военные и совестные. В размышлениях о наказаниях Радищев склоняется к мысли об отмене смертной казни и смягчении суровых санкций, полагая, что "жестокость и уродование не достигают в наказаниях цели". Он также высказался против телесных наказаний. Радищев придерживался мирной ориентации в международ. отн. и активно выступал против агресс. войн и отстаивал идею равноправия всех народов. Соц. и политико-правов. идеалы Радищева б.восприняты рус. полит. мыслью и получ. развит. в трудах декабрис.

 
67. Неолиберализм  и консерватизм

 Неолиберализм и совр.консерватизм зарод. на исходе XIX в., в усл. кризиса классич. либерал. идеологии, вызванного расширением гос. деят. по регулир. экономики в индустр. развитых странах. Идеологи неолиберализма (Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гэлбрейт и др.) выражают взгляды реформистски настроенных слоев общ-ва – крупных промышленников, высшего чиновничества, а также значит. части интеллигенции. Неолибералы привержены идеям расширения гос. воздействия на обществ. процессы для достижения бескризисного и стабильного развития производства. Требование активного вмешательства гос-ва в сферу частнопредпринимат. деят. явл. отличит.чертой неолиберальных программ и концепций.

 Ведущим течением в неолиберализме 1-й половины и середины XX в. выступало кейнсианство. Его основателем б. Джон Кейнс - книга  “Общая теория занятости, процента и денег”.Кейнс доказывал, что рыночная экономика не утратила способности к динамич. развитию. Охвативший ее кризис – явление временного порядка. Депрессию породили отн. свободной конкуренции. Для преодоления этого необх. покончить с режимом свободного предпринимательства. Гос-во должно понизить ставки %на капитал, обложить сделки высокими налогами. Гос.регулир. экономики представл. ему единств.средством, способным гарантир. “успешное осуществл. частной инициативы”.Разработанная Кейнсомим программа оказала непосредств. влияние на полит. практику и законод-во. Идеи кейнсианства получили развитие в концепциях постиндустр. общ-ва (Дж. Гэлбрейт), стадий эконом.роста (В. Ростоу), гос-ва благоденствия (Г. Мюрдаль).

 Идеология неолиберализма б.а подвергнута критике в учениях консерваторов. Консерваторы (Ф. фон Хайек, И. Кристол, М. Фридман) выступают в защиту свободного предпринимательства. Соц. базу этого течения сост. бизнесмены, финанс. олигархия, зажиточное фермерство и определ.круги творческой интеллигенции. Не отвергая эконом. деят. гос-ва полностью, консерваторы выдвигают проекты ее ограничения в интересах частного капитала. Роль гос. власти в экономике они стремятся свести к регулир.рынка.

 Фридрих Хайек - “Право, законод-во и свобода”. Рыночная экономика - спонтанный порядок, в рамках кот. поступки одних индивидов координируются с поступками др.посредством механизма цен, выступ. в качестве своеобразных сигналов, позвол. передавать инф-ию (о предложении товаров, запросах потребителей). Возник. при этом отн. Хайек описывал как результат взаимод.множ-ва людей, имеющих разл. интересы. Неотъемл. чертой высокоразвитых соц. систем Хайек считал «рассеянное знание». Для достижения поставл.целей каждый индивид накапливает массу сведений, необх.ему в конкретных усл. места и времени. Полной инф-ей о происход.событиях и процессах обладает поэтому только общ-во в целом, вся совокупность его членов. Част. предпринимательство рассматр. философом как “единств. система, позволяющая обеспечить наиболее оптимальное использ.знаний, рассеянных в обществ.организме”.

 Соц. концепция Хайека б. направлена против любых форм гос. регулир. рынка, и  в первую очередь против кейнсианства. Вмешательство гос-ва в экономику  огранич.свободу индивидов и неизбежно  приводит к дезорганизации их деят.. Совр. общ-ву, согласно его концепции, соответ. лишь гос-во, основанное на принципах верховенства права. Гос.власть внутри страны имеет только одну задачу – обеспечить соблюд. всеми граж-ми общих правил поведения, т.е. поддерживать правопорядок. Практически это означает, что “гос-во лишается возможности направлять и контролировать эконом.деят. индивидов”. Как подчеркивал Хайек, верховенство права предполагает не только подчинение исполнит. органов власти закону, но и невмешательство самой законодат.власти в сферу свободы и неотчуждаемых прав чел-ка. Идеи Хайека использ. консерваторами при обосновании программ сокращения гос. сектора экономики, а также в антикоммунистической пропаганде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

68. Социологическая  юриспруденция

 Социолог. юриспруденция начала формир. на исходе XIX в., когда социология выдел. в самостоят.отрасль знаний. К родоначальникам социолог. юриспруденции относятся Иеринг (Германия), Л. Дюги и Ф. Жени (Франция), Е. Эрлих (Австро-Венгрия), С. Муромцев (Россия).

 Социолог. направление в теории права (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.) основыв. на эмпирических исследованиях, касающихся функционир. правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг "право в действии".

 Значит.роль в развитии социолог.правоведения в XX в. сыграл амер.юрист Роско Паунд. Свои теорет. взгляды он изложил  в ряде монографий, содержание кот. впоследствии обобщил в пятитомной “Юриспруденции”. Мировоззренческой  основой учения Паунда послужили идеи прагматизма (любые теорет.построения необх. оценивать с т.з. их практ. значения, или пользы). Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов не ограничиваться изучением “права в книгах” (т.е. права в законе, в нормативных актах) и обратиться к анализу “права в действии”. Юр.наука, считал он, призвана показать, как право реально функц. и влияет на поведение людей.

 Социолог.направленность концепции Паунда проявилась в трактовке  права как формы соц. контроля. Согласно взглядам ученого, право явл.одним из способов контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием. Такой подход ориентировал юр. науку на изучение права в контексте соц.отн., требовал учитывать взаимодействие правовых норм с иными регуляторами общ. жизни. Юристу необх. знать смежные науки и уметь применять их методы при исслед.права. История права неразрывно связана с историей др. форм регламентации общест. жизни.

 Под правом в действии Паунд понимает три взаимосвязанных его проявления в социальной жизни - правопорядок, совокупность предписаний  и правоприменительная деятельность в суде или администрации. Т.о. право есть  «высоко специализиров. формы соц. контроля, осуществл. на основе властных предписаний в рамках судеб. и администрат. процесса». Цель права состоит улаживание соц. конфликтов и достижение цивилизованных отн. между людьми, иными словами в примирении и гармонизации сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований.  Эти интересы и требования обеспечивают, должны обеспечивать “защиту интересов” с помощью права. Паунд не уставал повторять, что право должно служить не разъединению членов общ-ва, а, наоборот, укреплению согласия и кооперации между ними.

 В совр. общ-ве, согласно Паунду, важнейшим  средством соц. контроля стало право и такой контроль стал функцией гос-ва, которое осуществ. его через право.

 Идея  соц. контроля при помощи права предполагает, что право д.б. по крайней мере стабильным, однако пост. измен. условий  жизни общ-ва требуют пост.поправок, следовательно, «правовой порядок д.б. настолько же изменяемым, насколько стабильным». Он должен постоянно «пересматр. в соответ. с изменен. в обществ.жизни, которую он должен регулировать». Для социолог.юриспруденции хар-но акцентирование гл. внимания не на том, что есть право, а на том, как право действует.

 
69. Нормативизм  Г. Кельзена Полит. и правовое учение нормативизма представл.собой реакцию на распростр. в совр. западном правоведении социологич., психолог. и нов. этико-философ.концепций. Представит. нормативистской школы б. Ганс Кельзен. Самая извест. его работа – “Чистая теория права”- доктрина, из которой устранены все элементы, чуждые юр. науке. Кельзен б. убежден, что юр. наука призвана заниматься юр. (нормативным) содержанием права. При обосновании этой позиции Кельзен опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничили две области теорет. знаний – науки о сущем (естеств. науки, история, социология, изучающие явления природы и обществ. жизни с т. з. причинно-следственных связей) и науки о должном (этика, юриспруденция; они исследуют нормативно обусловленные отн. в общ-ве, механизмы и способы соц. регламентации поведения людей). В соответ. с этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследоват. приемов, заимствованных из др.обл. познания. Чистота теории права предполагает также искл. из нее идеологических оценок.

 Кельзен одним из первых поставил задачу созд. строго объективной науки о праве  и гос-ве. Согласно его воззрениям, подлинная наука носит релятивистский хар-р, т.к. признает возможность существов. в общ-ве множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над др. Кельзен определяет право как совокупность норм, осуществл. в принудительном порядке (данное определение в концепции использ. для дифференциации права от др. нормат.систем, таких, как религия и мораль).По учению Кельзена, право старше гос-ва. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общ-во, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях и запретив – в др., установило монополию на применение силы для обеспечения коллект. безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в гос-во, где функции принуждения осуществл. централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти. Совр. право Кельзен рассматр. как совокупность гос. правопорядков и децентрализованного международного права. В теории Кельзена понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установл. гос. властью, но и процесс их реализации на практике. Применение общих норм судебными и администрат.органами б. истолковано им как продолжение правотворческой деят. гос-ва, как создание индивидуальных нормативных предписаний. Полит. учение Кельзена построено на отождествлении гос-ва и права. Он считал, что как орг-я принуждения гос-во идентично правопорядку. Аргументируя свою позицию, пришел к выводу, что любое гос-во, включая авторитарное, явл. гос-вом правовым.

Информация о работе История политических и правовых учений