Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка
Основные вопросы с ответами
В противовес
этим доктринам Кельзен делил
гос-ва на демократ. и недемократ. Согласно
его учению, демократия предполаг. уважение
к чужим взглядам и требует защиты интересов
меньшинства. Под влиянием нормативизма
(Учение Кельзена) правоведы стали больше
уделять внимания противоречиям в праве,
формированию стройной системы законодательства.
С концепциями нормативизма связано распростр.
в совр. мире идей верховенства международного
права над законодательством гос-в, учреждение
институтов конституц. контроля (созд.
спец. органа конституц. юстиции впервые
б. предусмотр. в Конституции Австрии 1920
г., которую отредактировал Кельзен).
70. Теории естественного права
Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естеств. праве. В перечень естеств.прав входят не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от гос. власти, но и социально-эконом. права ч-ка, свободу объед. в полит.партии и обществ. союзы, права соц.общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию гос-ва).
Жак Маритен (1882–1973) – франц. философ. «Права ч-ка и естеств. закон», «Чел-к и гос-во». Концепция Маритена построена на соединении трад.для философии представлений о божественном происхожд.гос-ва и права с положениями совр. науки, принципами историзма, идеями развития куль-ры и соц.обусловлен. политики.
Ист-к естеств. закона, согласно его концепции – Бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними морал. обязанностей. Естеств. закон – установл. божеств.разумом универсал.нормы права и долга. Бог – первый принцип естеств. права. Чел-к же имеет естеств.права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. Верующие полнее и глубже ощущают веления естеств. закона, чем атеисты. Католическая церковь – хранительница естеств. права.
Признавая существов. вечного и неизменного закона, Маритен считал, что естеств.право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения ч-ка к богу. Маритен предложил собственную классифик.прав ч-ка, разделив их на три вида. Фундаментальные права личности (ч-ка как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право част. собственности, право на стремление к счастью. Эти права явл. естеств. в строгом значении слова, ибо коренятся в самой природе ч-ка как свободного и духовного существа. Полит. права определ. законодательством страны, однако косвенно они зависят от естеств. права и образуют его продолжение. К полит.правам относятся: право народа устанавл.конституцию гос-ва и определять форму правления, право граждан на активное участие в полит. жизни, в том числе в выборах, право объединения в полит. партии, свобода высказываний и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом.
Соц. права ч-ка (права трудящегося) охватывают: право на труд, право объед. в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на соц. обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости и т.п. Учение Маритена явилось одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав ч-ка, принятой ООН в 1948 г.
Совр.
теории естеств. права получили распростр.
в середине столетия, но с принятием Европейской
конвенции о защите прав ч-ка и основных
свобод 1950 г.. Международного пакта о гражд.
и полит. правах 1966 г. и др.конвенций, имеющих
обязательную силу для присоединившихся
к ним гос-в, влияние естественно-правовых
учений пошло на убыль.
1. Периодизация
истории политических и
2. Политические и правовые учения в государствах
Древнего Востока
3. Политико-правовые учения в Древней
Индии
4. Политическая и правовая мысль Древнего
Китая
5. Характеристика политико-правовых учений
Древней Греции
6. Учения старших софистов
7. Учение Платона о государстве и законах
8. Политическое и правовое учение Аристотеля
9. Политические и правовые учения в период
упадка древнегреческих государств
10. Политические и правовые учения в Древнем
Риме
11. Политико-правовые учения Цицерона.
Римские юристы
12. Политические и правовые идеи первоначального
христианства
13. Политико-правовые учения Августина
Блаженного
14. Политико-правовые учения Фомы Аквинского
15. Учение о законах и государстве Марсилия
Падуанского
16. Политико-правовые направления в исламе
17. Общая характеристика политической
и правовой мысли Киевской Руси
18. Политические идеи Иллариона
19. Политические идеи Владимира Мономаха
20. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
21. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
22. Политическая теория Ивана IV Грозного
23. Политические и правовые идеи И.С. Пересветова
24. Учение Никколо Макиавелли о государстве
и политике
25. Политико-правовые идеи Реформации
26. Политическое учение Ж. Бодена
27. "Утопия" Т. Мора
28. "Город Солнца" Т. Кампанеллы
29. Теория естественного права. Учение
Г. Гроция
30. Учение Томаса Гоббса о государстве
и праве
31. Теория естественного права Б. Спинозы
32. Учение Дж. Локка о праве и государстве
33. Политические и правовые идеи патриарха
Никона и протопопа Аввакума
34. Политические и правовые идеи Юрия Крижанича
35. Правовая теория Чезаре Беккариа
36. Политико-правовая идеология феод.защитников
абсолютизма. Ф. Прокопович. В. Татищев
37. Политико-правовая идеология купечества.
И. Посошков
38. Политико-правовая программа Вольтера
39. Учение Ш. Монтескье о государстве и
праве
40. Теория народного суверенитета Ж.-Ж.
Руссо
41. Политико-правовые учения в США. Т. Пейн
42. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона
43. Учение И. Канта о праве и государстве
44. Учение Гегеля о государстве и праве
45. Историческая школа права. Гуго, Пухта,
Савиньи
46. Либерализм в Англии. Политико-правовые
учения И. Бентама
47. Политико-правовое учение Огюста Конта
48. Либерализм в России. Проекты государственных
преобразований М. Сперанского
49. Политико-правовые идеи Н. Карамзина
50. Политико-правовые идеи декабристов
51. Политико-правовые идеи западников
и славянофилов
52. Учение Р. Иеринга о праве и государстве
53. Проблемы права и государства в социологии
Г. Спенсера
54. Политико-правовое учение марксизма
55. Политико-правовая идеология "русского
социализма" (народничества)
56. Политико-правовое учение Б. Чичерина
57. Социологические концепции права и
государства в России. С. Муромцев. Н. Коркунов
58. Учение о праве и государстве Г. Шершеневича
59. П.И. Новгородцев. Б.А. Кистяковский
60. Религиозно-нравственная философия
права. В. Соловьев. Е. Трубецкой
61. Политико-правовая доктрина солидаризма.
Л.Дюги
62. Неокантианские концепции права. Р.
Штаммлер
63. Психологическая теория права Л. Петражицкого
64. Взгляды А. Гамильтона и федералистов
на государство и право
65. Идеология "просвещенного абсолютизма"
в России (вторая половина XVIII в.)
66. А. Н. Радищев о праве и государстве
67. Неолиберализм и консерватизм
68. Социологическая юриспруденция
69. Нормативизм Г. Кельзена
70. Теории естественного права