История политических и правовых учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:14, шпаргалка

Описание

Основные вопросы с ответами

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по ИППУ.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)

 В противовес этим доктринам Кельзен делил  гос-ва на демократ. и недемократ. Согласно его учению, демократия предполаг. уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства. Под влиянием нормативизма (Учение Кельзена) правоведы стали больше уделять внимания противоречиям в праве, формированию стройной системы законодательства. С концепциями нормативизма связано распростр. в совр. мире идей верховенства международного права над законодательством гос-в, учреждение институтов конституц. контроля (созд. спец. органа конституц. юстиции впервые б. предусмотр. в Конституции Австрии 1920 г., которую отредактировал Кельзен). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 70. Теории естественного  права

 Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естеств. праве. В перечень естеств.прав входят не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от гос. власти, но и социально-эконом. права ч-ка, свободу объед. в полит.партии и обществ. союзы, права соц.общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию гос-ва).

 Жак Маритен (1882–1973) – франц. философ. «Права ч-ка и естеств. закон», «Чел-к и гос-во». Концепция Маритена построена на соединении трад.для философии представлений о божественном происхожд.гос-ва и права с положениями совр. науки, принципами историзма, идеями развития куль-ры и соц.обусловлен. политики.

 Ист-к естеств. закона, согласно его концепции – Бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними морал. обязанностей. Естеств. закон – установл. божеств.разумом универсал.нормы права и долга. Бог – первый принцип естеств. права. Чел-к же имеет естеств.права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. Верующие полнее и глубже ощущают веления естеств. закона, чем атеисты. Католическая церковь – хранительница естеств. права.

 Признавая существов. вечного и неизменного закона, Маритен считал, что естеств.право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения ч-ка к богу. Маритен предложил собственную классифик.прав ч-ка, разделив их на три вида. Фундаментальные права личности (ч-ка как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право част. собственности, право на стремление к счастью. Эти права явл. естеств. в строгом значении слова, ибо коренятся в самой природе ч-ка как свободного и духовного существа. Полит. права определ. законодательством страны, однако косвенно они зависят от естеств. права и образуют его продолжение. К полит.правам относятся: право народа устанавл.конституцию гос-ва и определять форму правления, право граждан на активное участие в полит. жизни, в том числе в выборах, право объединения в полит. партии, свобода высказываний и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом.

 Соц. права ч-ка (права трудящегося) охватывают: право на труд, право объед. в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на соц. обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости и т.п. Учение Маритена явилось одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав ч-ка, принятой ООН в 1948 г.

 Совр. теории естеств. права получили распростр. в середине столетия, но с принятием Европейской конвенции о защите прав ч-ка и основных свобод 1950 г.. Международного пакта о гражд. и полит. правах 1966 г. и др.конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним гос-в, влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Периодизация  истории политических и правовых  учений 
2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока 
3. Политико-правовые учения в Древней Индии 
4. Политическая и правовая мысль Древнего Китая 
5. Характеристика политико-правовых учений Древней Греции 
6. Учения старших софистов 
7. Учение Платона о государстве и законах 
8. Политическое и правовое учение Аристотеля 
9. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств 
10. Политические и правовые учения в Древнем Риме 
11. Политико-правовые учения Цицерона. Римские юристы 
12. Политические и правовые идеи первоначального христианства 
13. Политико-правовые учения Августина Блаженного 
14. Политико-правовые учения Фомы Аквинского 
15. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского 
16. Политико-правовые направления в исламе 
17. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси 
18. Политические идеи Иллариона 
19. Политические идеи Владимира Мономаха 
20. Политические и правовые идеи "нестяжательства" 
21. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого 
22. Политическая теория Ивана IV Грозного 
23. Политические и правовые идеи И.С. Пересветова 
24. Учение Никколо Макиавелли о государстве и политике 
25. Политико-правовые идеи Реформации 
26. Политическое учение Ж. Бодена 
27. "Утопия" Т. Мора 
28. "Город Солнца" Т. Кампанеллы 
29. Теория естественного права. Учение Г. Гроция 
30. Учение Томаса Гоббса о государстве и праве 
31. Теория естественного права Б. Спинозы 
32. Учение Дж. Локка о праве и государстве 
33. Политические и правовые идеи патриарха Никона и протопопа Аввакума 
34. Политические и правовые идеи Юрия Крижанича 
35. Правовая теория Чезаре Беккариа 
36. Политико-правовая идеология феод.защитников абсолютизма. Ф. Прокопович. В. Татищев 
37. Политико-правовая идеология купечества. И. Посошков 
38. Политико-правовая программа Вольтера 
39. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве 
40. Теория народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо 
41. Политико-правовые учения в США. Т. Пейн 
42. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона 
43. Учение И. Канта о праве и государстве 
44. Учение Гегеля о государстве и праве 
45. Историческая школа права. Гуго, Пухта, Савиньи 
46. Либерализм в Англии. Политико-правовые учения И. Бентама 
47. Политико-правовое учение Огюста Конта 
48. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. Сперанского 
49. Политико-правовые идеи Н. Карамзина 
50. Политико-правовые идеи декабристов 
51. Политико-правовые идеи западников и славянофилов 
52. Учение Р. Иеринга о праве и государстве 
53. Проблемы права и государства в социологии Г. Спенсера 
54. Политико-правовое учение марксизма 
55. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества) 
56. Политико-правовое учение Б. Чичерина 
57. Социологические концепции права и государства в России. С. Муромцев. Н. Коркунов 
58. Учение о праве и государстве Г. Шершеневича 
59. П.И. Новгородцев. Б.А. Кистяковский 
60. Религиозно-нравственная философия права. В. Соловьев. Е. Трубецкой 
61. Политико-правовая доктрина солидаризма. Л.Дюги 
62. Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер 
63. Психологическая теория права Л. Петражицкого 
64. Взгляды А. Гамильтона и федералистов на государство и право 
65. Идеология "просвещенного абсолютизма" в России (вторая половина XVIII в.) 
66. А. Н. Радищев о праве и государстве 
67. Неолиберализм и консерватизм 
68. Социологическая юриспруденция 
69. Нормативизм Г. Кельзена 
70. Теории естественного права
 

Информация о работе История политических и правовых учений