Культурная жизнь города Казани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:56, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение государственной политики по отношению к культурной жизни Татарстана, и развитие различных видов искусства в 1985-2005 гг. (на примере города Казани).
В связи с поставленной целью выявляются следующие задачи:
1. Проанализировать особенности государственной политики по отношению к культуре и управление культурной жизнью Казани в постперестроечный период.
2. Изучить особенности языковой и религиозной политики в Республике Татарстан в указанный период.

Содержание

Введение
Глава 1. Управление культурной жизнью Казани в конце ХХ – начале ХХI вв.
§ 1 Деятельность Министерства культуры Республики Татарстан в 1985-2005 гг.
§ 2 Государственная поддержка кинематографии.
§ 3 Языковая политика в 1985-2005гг.
§ 4 Религиозная политика
Глава 2. Зрелищные виды искусства в конце XX начале XXI вв. (на примере города Казани)
§ 1 Развитие театрального искусства 1985-2005 гг.
§ 2 Музыка
§ 3 Праздники и развлечения
§ 4 Музеи и выставки
Заключение

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 524.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение

Глава 1. Управление культурной жизнью Казани в конце ХХ – начале ХХI вв.

§ 1 Деятельность Министерства культуры Республики Татарстан в 1985-2005 гг.

§ 2 Государственная поддержка кинематографии.

§ 3 Языковая политика в 1985-2005гг.

§ 4 Религиозная политика

Глава 2. Зрелищные виды искусства в конце XX начале XXI вв. (на примере города Казани)

§ 1 Развитие театрального искусства 1985-2005 гг.

§ 2 Музыка

§ 3 Праздники и развлечения

§ 4 Музеи и выставки

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культура столичного города в цивилизованном государстве неизменно выступала и продолжает выступать мощным ресурсом его неиссякаемого авторитета. Символом культурного потенциала такого города становится его имя. Один из таких великих в истории России символов – город Казань – столица Республики Татарстан. Непревзойденное очарование нашему городу придает сочетание в нем двух основных национальных культур - русской и татарской. Взаимопроникая и взаимообогащая друг друга, они создали совершенно уникальную культуру Казани, которая неизменно выступает как мощный ресурс авторитета города.    

Казань – высокоразвитый культурный центр, в котором ежегодно проходят ставшие традиционными  международные театральные и музыкальные фестивали – все это свидетельство признания вклада Казани в мировое культурное достояние. Так, начиная с 1982 года, в Казани проходит Международный оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина; с 1987 года – Фестиваль классического балета им.Р.Нуриева; с 1993 года – Международный фестиваль современной камерной музыки «Европа-Азия»; с 2001 года – Международный фестиваль фортепианной музыки «Пианофорум». В эти годы регулярно начинает проводиться открытый фестиваль хореографических училищ и школ; Так же в 2001 году впервые за 1000-летнюю историю в нашем городе прошел Международный фестиваль музыки Софии Губайдулиной.

Наша столица по праву  может гордиться тем что, именно в Казани находятся второй по величине в России Большой концертный зал с уникальным в Европе ручной работы органом, 7 государственных театров, государственная филармония, 13 музеев, 5 выставочных залов и галерей, 7 творческих союзов, 7 высших и средних учебных заведений культуры и искусства, 55 музыкальных и художественных школ.

Большое значение в культурной жизни города играет Национальный культурный центр «Казань», который является единственным учреждением нового типа, объединяющим образовательные, музейные, выставочные, досугово-развлекательные, творческие функции с традиционными и инновационными формами работы. Здесь ежегодно проходит почти 1500 лекций, экскурсий, около 100 круглых столов.      Кроме   этого     в     Казани     функционируют     Дом     дружбы     народов,     8  городских учреждений культурно-досугового типа (Дворцы и Дома культуры, клубы, культурные центры), в которых расположены и работают 124 клубных формирования, как для детей, так и для взрослых. В том числе хоровые, хореографические, театральные, фольклорные, клубы и другие объединения по интересам. Все они открыты для любого желающего.

На рубеже XX-XXI веков в Российской Федерации произошли огромные перемены, которые затронули все сферы жизни человека и общества, по существу начался переход к новой общественной системе. Эти перемены затронули сферы политики, экономики, образования, культуры и искусства. Осуществился рост самосознания граждан и наций Российской Федерации.

Основой изменений у особой «татарстанской» модели развития стали такие важные принципиальные документы, принятые Верховным Советом РТ как, Декларация о государственном суверенитете, Конституция Республики Татарстан, а также Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан

Актуальность темы дипломной работы продиктована тем, что одной из главных особенностей духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальное вражде).

Новизна темы дипломной работы состоит в том, что данная тема из-за приближенности к нам по времени мало изучена, практически нет обобщающих трудов, оценивающих культуру  и искусство данного периода.

Целью данной работы является изучение государственной политики по отношению к культурной жизни Татарстана, и развитие различных видов искусства в 1985-2005 гг. (на примере города Казани).

В связи с поставленной целью  выявляются следующие задачи:

1. Проанализировать особенности  государственной политики по  отношению к культуре и управление  культурной жизнью Казани в  постперестроечный период.

2. Изучить особенности языковой и религиозной политики в Республике Татарстан в указанный период.

3. Проследить развитие различных  видов зрелищного искусства, праздники  и традиции в конце XX  начале XXI вв. (на примере города Казани).

Территориальные рамки  дипломной работы - город Казань.

Объектом изучения  данной работы является Культурная жизнь города на примере города Казани.

Хронологические рамки дипломной работы ограничиваются 1985-2005годами, т.к. представляло особый интерес изучить развитие культуры в сложнейший постперестроечный период.

Степень изученности темы: К сожалению, на данный момент практически отсутствует обобщающая литература по данной теме. В последние годы вышло несколько монографий по различным аспектам изучаемых темы и достаточно большое количество статей в различных периодических изданиях, выходящих в Казани и республике.

В мае 1995 года вышел пробный номер историко-документального журнала «Гасырлар авазы – Эхо веков». Его предшественником был архивный журнал «Записки Центрального архива ТССР», выходивший в 1925-1933 гг. с перерывами. Новое издание собрало большую заинтересованную аудиторию. В его поддержку высказалась не только научная общественность. Идея документального освещения истории татарского и других народов республики привлекла внимание людей самых разных профессий. В редакцию стали поступать письма корреспондентов соседних республик, стран ближнего и дальнего зарубежья. Готовность к сотрудничеству выразили руководители Государственной архивной службы России, многих архивных учреждений Российской Федерации. 
        В 1996 г. правительство Татарстана приняло постановление о периодическом издании журнала «Гасырлар авазы – Эхо веков» под учредительством Главного архивного управления при Кабинете Министров РТ. Журнал начал обретать свое лицо, своего читателя. На сегодня это — объемное иллюстрированное издание, которое можно назвать уникальным и единственным в своем роде в Татарстане.

Содержание журнала представляют рубрики: «На путях духовного  возрождения», «Из глубины столетий», «ХХ век: страницы истории», «Время в судьбах и документах», «Мнения. Суждения. Версии», «Свидетельства. Мемуары», «Перелистывая редкие издания», «Обычаи и обряды» и др. У каждой из них свое историческое пространство и время, свои виды представленных и анализируемых источников, свои формы подачи материала. Но общей является цель, которая состоит в том, чтобы дать многомерную характеристику, прежде всего, истории России и Татарстана и его народов, включая и историю современности.

 Для написания данной дипломной  работы из журнала была использована статья: «О культурной политике Татарстана на рубеже ХХ-ХХI вв.» 2009 г № 11. 1  Эта статья была написана на основе программы: Культурная политика в Российской Федерации. Европейская программа обзоров национальной культурной политики. В докладе группы европейских экспертов Совета Европы в 1996 году на комитете по культуре в Г.Страсбурге рассматривалась культурная политика в Российской Федерации отмечалось, «сфера культуры не избежала глубокого кризиса, поразившего страну в нынешней фазе перехода от «старого» порядка к «новому»: резкое уменьшение финансирования, сокращение аудитории, обнищание населения отражают общую социально-экономическую ситуацию. Необходимость сильной и честолюбивой культурной политики как таковая еще не рассматривалась и, тем более, она не была предметом постоянного внимания, как это следовало бы сделать».2

А также были использованы материалы общественно-политического журнала «Татарстан», который отражает многогранную жизнь Республики.

На его страницах анализируются самые актуальные вопросы политической, экономической, духовной и культурной жизни татарстанцев. В каждом номере информация о значимых событиях республики и интервью с людьми бизнеса и власти.  Предоставляя деловым и общественным структурам возможность излагать их точку зрения на злободневные проблемы, приглашая влиятельных собеседников к дискуссии и раскрывая важные темы на основе эксклюзивной информации, "Татарстан" задает высокую планку и для себя, и для своей аудитории.

Журнал начал выходить в 1920 году на русском языке под названиями: «Вестник Татарского областного комитета РКП(б)» (1920 – 1921), «Спутник агитатора» (1921), «Коммунистический путь» (1921 – 1925), «Путь Ильича» (1925), «Причал» (1925), «Спутник партийного активиста» (1926 – 1927). На татарском языке партийная пропаганда началась вестись через журнал «Наш путь» («Безнен юл»), созданный в 1922 году. С 1926 года эти функции начал выполнять журнал «Житякче» («Руководитель»). В 1932 году журнал переименован в «Татарстан большевигы» («Большевик Татарии»). С 1935 года журнал начал издаваться на татарском и русском языках под названием «Коммунист Татарии» – «Татарстан коммунисты». Издание временно прекратило свое существование перед началом Великой Отечественной войны и возобновило свою работу в 1958 году под названием «Коммунист Татарии» – «Татарстан коммунисты». Журнал был единственным партийным общественно-политическим и теоретическим изданием среди автономных республик СССР. Он был также единственным двуязычным журналом такого характера в стране. С 1998 года журнал «Татарстан» выходит как иллюстрированное многоцветное общественно-политическое и литературно-художественное издание, в новом современном формате. С 2001 журнал возобновил выход на двух государственных языках Республики Татарстан, временно прекращенный в начале 1990-х годов (некоторое время издавался только на татарском языке).

В дипломной работе были использованы множество статей из этого  журнала:

- Бухараев, З.Г. «Жизнь республики языком кино»;3

- Маликов, А. Р. «Заседание президиума Кабинета министров: 11 марта под председательством  Премьер-министра РТ Ф.Мухаметшина;4

 - Подписание соглашения: О подписании 20.05.99г. в г.Казани соглашения между

председателем Госкомитета РФ по кинематографии А.Голутвой и Премьер-министром РТ Р.Н.Миннихановым о сотрудничестве;5

- Олина, С. Камаловцы перешли на "трехъязычие".6

  Так же была использована программа: Закон Республики Татарстан об утверждение государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республики Татарстан на 2004-2013 годы.

Эта программа  была принята Государственным Советом Республики Татарстан 9 сентября 2004 года.  Закон, принятый в республике в соответствии с Законом Российской Федерации и Декларацией о государственном суверенитете Республики Татарстан, определил, что государственными языками в Республике Татарстан являются татарский и русский языки. Этот статус двух языков был закреплен в Конституции Республики Татарстан, принятой 6 ноября 1992 года.

Для написания дипломной  работы были использованы интернет ресурсы.

1) Сайт Министерства  Культуры Татарстан http://mincult.tatar.ru/.7 Этот сайт был создан 2003г и работает  по сегодняшний день. На сайте есть информация о планах Министерства и его программах, которые доступны для любого пользователя. Для написания дипломной работы мною были использованы планы, программы, материалы коллегии министерства.  Так же на сайте существует информация  о прошедших и предстоящих культурных событиях в республике.

2) Портал культуры  Республики Татарстан http://culture.tatar.ru/ 8На данном портале  есть вся информация о прошедших и предстоящих событиях в Татарстане. Обсуждаются на форуме актуальные темы и вопросы. На этом сайте свой видеодневник ведет Зиля Валеева, заместитель премьер-министра РТ, министр культуры РТ. Так же размещены статьи об аспектах культурной жизни Татарстана.

3) Портал правительства Республики Татарстан http://prav.tatarstan.ru/ .На главной странице есть вся информация о содержание портала, и все последние новости. Так же на странице имеются ссылки: « Портал государственных и муниципальных услуг Республик Татарстан»,  и  «Официальный сайт президента республики Татарстан». На портале можно оставить: предложения, замечания по работе Портала Правительства РТ.

4) Официальный сервер Республики Татарстан. http://tatarstan.ru/9. На главной странице сервера публикуются все последние новости,  содержание портала. На сайте, есть возможность воспользоваться быстрым поиском, для нахождения необходимой информации. Так же есть возможность воспользоваться « Календарем событий». Кроме того на сервере, имеются публикации СМИ и  фоторепортажи.

  Существует большое количество определений культуры и в практической жизни употребляются словосочетания: «политическая культура», «культура производства», «культура быта», «художественная культура», «культура поведения» и т.д., где, по сути, речь идет об определенной степени совершенства. Культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. На этой основе формируется представление народа о своем месте во всемирном историческом процессе.

Структура дипломной работы обусловлена поставленными целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

Глава 1. Управление культурной жизнью Казани.

§ 1 Деятельность Министерства культуры Республики Татарстан в 1985-2005 гг.

Министерство культуры Республики Татарстан создано в 1953 году в результате объединения Управлений по делам искусств, культпросвет учреждений, кинофикации, издательств и полиграфической промышленности, Комитета радиоинформации при Совете Министров ТАССР. Подчиняется Президенту РТ и Кабинету Министров РТ (до 1991 года – СМ ТАССР). 
      Министерство культуры Республики Татарстан реализует государственную политику и регулирует отношения в сфере культуры (в том числе искусства, кинематографии, охраны и использования историко-культурного наследия), досуга и общественных организаций.  
      Основными задачами министерства являются: участие в обеспечении реализации республиканской государственной политики в сфере культуры, направленной на сохранение исторического и культурного наследия и обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан в РТ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям; осуществление предоставленных полномочий по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); содействие развитию национальных культур народов Республики Татарстан, укреплению межнациональных культурных связей, взаимодействие с национально-культурными автономиями и их территориальными органами, иными организациями и др.10 
Основными задачами Министерства являются:

2.1. Участие в обеспечении реализации  республиканской государственной  политики в сфере культуры, искусства и кинематографии, направленной на сохранение исторического и культурного наследия, и создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан в Республике Татарстан на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;

Информация о работе Культурная жизнь города Казани