Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:33, научная работа
В исследовании изложены результаты историографического анализа основных подходов в изучении проблемы массовых репрессий в конце 1920-х – начале 1940-х гг., выявлены позиции ведущих исследователей, достижения и противоречия.
Введение
Глава I. Социальная сущность, причины и цели массовых репрессий
Глава II. Хронологические рамки, периодизация
и масштабы массовых репрессий
Заключение
САМАРСКИЙ ЦЕНТР АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ИСТОРИИ
И ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКИ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра отечественной истории и историографии
ДЕНИСОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ В СССР В КОНЦЕ 1920-х – НАЧАЛЕ 1940-х гг.: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ИСТОРИОГРАФИИ
САМАРА 1999
УДК 94(47).084
ББК 63.3(2)61
Д33
Публикуется по решению
Научного совета Самарского Центра аналитической
истории и исторической информатики
Денисов, Сергей Владимирович.
Д33 Массовые репрессии в СССР в конце 1920-х – начале 1940-х гг.: актуальные проблемы современной отечественной историографии / М.В. Астахов. Самарский Центр аналитической истории и исторической информатики; Самарский государственный университет: кафедра отечественной истории и историографии. – Самара, 1999. – 154 с.
В исследовании изложены результаты историографического анализа основных подходов в изучении проблемы массовых репрессий в конце 1920-х – начале 1940-х гг., выявлены позиции ведущих исследователей, достижения и противоречия. Книга предназначена для подготовленных специалистов-исследователей, а также аспирантов и студентов исторических факультетов, ориентированных на углубленный анализ конкретно-исторических процессов истории 1917-1941 гг. в России.
УДК 94(47).084
ББК 63.3(2)61
Рецензент: канд. ист. наук, доцент Е.Н. Филимонова
Самарский Центр
аналитической истории и истори
информатики: 443010, г. Самара, Галактионовская
56, офис 6
© Денисов С.В., 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
С середины 80-х годов в отечественной исторической литературе стало возможным открытое и всестороннее изучение событий мировой истории. Но наибольший интерес для исследователей стала представлять история собственного государства, особенно в советский период его существования. Наряду с другими проблемами самое пристальное внимание историков сосредоточилось на периоде конца 20-х – начала 50-х годов, то есть событиях, связанных с периодом партийно-государственного руководства страной И.В. Сталина. В обществе появилась потребность в каком-либо определенном подходе к пониманию движущих сил внутренней и внешней политики этого этапа в истории СССР, в особенности такого явления как массовые репрессии, неразрывно связанного в общественном сознании с именем И.В. Сталина и периодом его правления. Дискуссии в научной среде, которые должны приводить к решению той или иной научно-познавательной задачи, трудно приемлемы на уровне массового сознания, особенно в период, когда общество проходит этап ломки старых стереотипов и поиска новых. Задачей исторической науки в этом плане становится «передача» обществу в готовом виде определенной обоснованной, максимально приближенной к истинной точки зрения по проблеме, которая уже больше десяти лет является поводом споров и одной из причин социальной нестабильности.
Таким образом, становится актуальным написание историографической работы по проблеме массовых репрессий в СССР как первого шага в решении поставленной социальной задачи, так как представление и анализ основных имеющихся точек зрения будет способствовать выбору и развитию наиболее приемлемой, реальной, отвечающей потребностям находящегося в фазе становления общественного сознания.
В огромном количестве публикаций получили освещение темы экономического, политического, социального, культурного развития государства в конце 20-х – начале 40-х гг. Появились новые подходы в изучении внешней политики СССР накануне и в ходе Великой Отечественной войны, дискуссионными стали вопросы о начале войны, и ее характере со стороны СССР. Но в своих исследованиях большинство авторов были вынуждены так или иначе обращаться к такому феномену внутренней политики страны периода партийно-политического правления И.В. Сталина как массовые репрессии. Это обусловлено тем, что масштабы, социальная и политическая значимость этого явления способствовали его проникновению во все сферы жизни общества. Сложность же процесса поставила перед историками задачу изучения массовых репрессий в рамках отдельных исследований. Закономерным, таким образом, стало появление специальной литературы, посвященной и проблеме в целом и отдельным ее аспектам, началось ее комплексное рассмотрение в рамках исторических исследований по более широким темам, а также в учебных пособиях. Общее число публикаций, так или иначе затрагивающих тему массовых сталинских репрессий, составляет к началу 1999 года, по нашим подсчетам, около двух тысяч статей, брошюр и книг и это делает научно актуальным их историографическое исследование.
Объектом данного
Историография проблемы. Вместе с тем анализ процесса изучения проблемы в рамках историографических исследований находится лишь в начальной стадии. На сегодняшний день существует всего несколько историографических научных исследований по данной проблеме (причем они затрагивают либо отдельный событийный эпизод внутри проблемы, либо включают историографическое изучение работ по репрессиям как неразработанный аспект в исследованиях по более широким темам), в то время как основную массу составляют так называемые предысториографические публикации – рецензии. В настоящее время объективно возникла необходимость в выявлении накопленного историографического материала и проведении комплексного историографического исследования по проблеме массовых репрессий в СССР в целом. Такая работа позволит дать более четкую оценку хронологически сопутствующим явлению событиям, облегчить решение проблем, смежных с изучаемой.
Предметом историографического исследования в данной работе будут выступать историографические и предысториографические отечественные публикации по проблеме массовых репрессий в СССР.
В историографическом изучении исследований по репрессиям можно выделить два этапа:
– рецензионный этап – конец 80-х – начало 90-х годов;
– этап становления историографических исследований – с начала 90-х годов по настоящее время.
Для первого этапа, который может быть назван предысториографическим, протекавшего с конца 80-х до начала 90-х гг., характерно появление рецензий сразу же после публикаций в условиях гласности первых работ, касающихся репрессий в СССР 1.
Одной из первых таких работ является редакционная рецензия 1988 г. на книгу Л.А. Гордона и Э.В. Клопова, посвященную проблеме развития советского общества в 30-е и 40-е годы, в рамках которой в качестве аспекта рассматриваются массовые сталинские репрессии2.
Второй этап – с начала 90-х гг. до настоящего времени – характеризуется продолжением публикаций рецензий3. Появляются первые историографические исследования, в которых освещается процесс изучения проблемы массовых репрессий В СССР в рамках более широких историографических проблем. Среди них следует выделить работы А.И. Широкова, М.М. Этлис, В.А. Балашова, В.А. Юрченко, М.М. Горшкова4. Исследователи анализируют литературу конца 80-х – начала 90-х гг., когда проблема впервые начинает освещаться.
В 1994 г. впервые появляется целый ряд специальных историографических работ по отдельным аспектам исторической проблемы массовых репрессий5. В целом в историографических работах проанализировано изучение лишь отдельных аспектов сталинских репрессий: демографических последствий, «Ленинградского дела», репрессий в период Великой Отечественной войны.
Таким образом, процесс историографического изучения исследований проблемы массовых репрессий в СССР находится на этапе становления – начался процесс разработки отдельных аспектов темы. Уровень историографических работ несколько отстает от уровня изучения самой проблемы, исследования по которой в настоящее время приобретают научный характер. В историографии к настоящему времени отсутствуют исследования как по проблеме в целом, так и по следующим ее актуальным аспектам: изучение сущности, причин, целей, хронологических рамок и периодизации, а также масштабов репрессий.
Исходя из результатов
Хронологические рамки предмета историографического исследования ограничиваются периодом с 1987 года до настоящего времени. Это обусловлено тем, что лишь с 1987 г. появляются первые исторические исследования, затрагивающие тему массовых репрессий. Публикация работ продолжается все 90-е годы и не прекращается до сих пор.
Хронологические рамки предмета конкретно-исторического исследования, являющегося частью предмета данного историографического исследования, целесообразно ограничить периодом с конца 20-х до начала 40-х гг., поскольку для этого периода характерны наибольшие масштабы репрессий.
Главной проблемой данного исследования является проблема возможности познания отечественными историками используемыми в настоящее время методами таких теоретических вопросов как сущность, причины, цели массовых репрессий, хронологические рамки и периодизация данной репрессивной политики, а также решения проблемы масштабов репрессий.
Целью данного исследования является формирование научного знания о процессе развития изучения актуальных конкретно-исторических проблем массовых репрессий в СССР в конце 20-х – начале 40-х гг. в современной отечественной исторической литературе. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих научно-познавательных задач:
– проанализировать процесс развития научных исследований проблем социальной сущности, причин, целей массовых репрессий указанного периода и выявить основные точки зрения по этим вопросам;
– изучить основные позиции исследователей по вопросам хронологических рамок, периодизации и масштабов репрессий.
Теоретико-концептуальная база исследования предполагает определение позиции по философским, общесоциологическим и частно-теоретическим основам историографического анализа проблемы репрессий в СССР в конце 20-х – начале 40-х гг.
Философской основой данного исследования является диалектико-материалистическое понимание реальности, позволяющее объяснить мир, взятый в целом как бесконечно сложную систему конечных объектов и явлений, находящихся в непрерывном взаимодействии и развитии во времени и пространстве. В рамках такого понимания идеальные процессы познавательной деятельности истолковываются как закономерный процесс отражения, возникающий в результате взаимодействия человека с окружающей действительностью и имеющий внутреннюю логику своего развития.
Общесоциологической теорией, лежащей в основе данного исследования, является системный подход в понимании строения и развития общества. В его рамках общество представляется в качестве сложной, открытой, многоуровневой системы, в основе которой лежит жизнедеятельность людей. В обществе выделяются следующие основные сферы: экономическая, политическая, социальная, сфера хранения культуры, сфера духовного производства. В рамках последней выделяются наука и искусство в качестве особых социальных систем, обеспечивающих профессиональное духовное освоение человеком реальности. Историческая наука развивается как часть более широкой системы научно-познавательной деятельности и, обладая внутренней логикой развития, в то же время воспринимает на себе воздействие остальных наук и основных процессов общественной жизни.
Частно-теоретическим уровнем обоснования историографического исследования является методология исторического познания, которая исходит из того, что изучение каждой конкретной исторической проблемы проходит закономерные этапы и движется от описательно-публицистического к научно-теоретическому уровню, от меньшей к большей полноте знаний.
Основные понятия. В своем исследовании мы будем исходить из следующих основных понятий:
Репрессия – (позднелат. repressio – подавление, от лат. reprimo – подавляю) – наказание, применяемое государством6.
Политика репрессий – это политика государства, направленная на судебное и внесудебное преследование граждан в зависимости от и социального положения, политических убеждений и других признаков, не связанных с противоправной деятельностью.
Геноцид – вид репрессий, имеющих цель физического уничтожения, какой-либо социальной группы по признаку принадлежности к ней (принято относить прежде всего по национальному признаку).
Депортация – высылка, насильственное переселение7.
Специфика историографической работы вообще и данной в частности предполагает использование следующих методов исторического исследования:
– прогрессивного хронологического метода. Элементы этого метода позволят выявить изменения в предмете исследования с течением времени;
– системного подхода, используемого для представления предмета исследования в качестве системы взаимосвязанных и взаимодействующих процессов;
– метода типологизации, который даст возможность классифицировать, используя определенные критерии, выделенные из генеральной совокупности мнений определенные точки зрения авторов историографических источников;
– сравнительного метода, использование которого поможет выявить закономерности мышления авторов в исследовании исторической проблемы массовых репрессий.
Наиболее приемлемым методом изложения результатов историографического исследования, на наш взгляд, будет являться проблемно-хронологическое освещение результатов исследования.
Источниковая база историографического исследования. Корпус источников сформирован в результате анализа библиографического указателя «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. История. Археология. Этнография» за 1987-1999 гг., выпускаемого Институтом научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук, а также систематических и алфавитных каталогов Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), Библиотеки Академии Наук (г. Санкт-Петербург), библиотеки Санкт-Петербургского филиала Института российской истории Российской Академии Наук, Самарской областной библиотеки имени В.И. Ленина, библиотеки Самарского государственного университета, Самарской публичной библиотеки. В результате историко-библиографического исследования было выявлено 92 историографических источника по теме исследования. Публикации включают в себя 29 книг и 63 статьи.