Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования. Исходя из актуальной обозначенной темы, цель настоящей работы в комплексном исследовании функций государства.

Задачи исследования. 1. На основе анализа научно-теоретического материала о понятиях «функция государства» сформулировать определения указанных явлений применительно к современному состоянию общественных отношений;

2. Показать роль различных функций применительно к Российскому государству;

3. Исследовать проблемы классификации функций государства;

4. Определить место и роль органов внутренних дел в осуществлении функций Российского государства.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. – 4


Глава I. Понятие, содержание и признаки функции государства

1. Понятие “функция государства” . . . . . . . . . . . . . . . . . .. стр. – 6

2. Содержание функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. – 7

3. Признаки функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. – 9

4. Эволюция функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. – 10

5. Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. – 12

6. Функции Российского государства . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. –15


Глава II. Внутренние функции:

1. Обеспечение народовластия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. –18

2. Экономическая функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. –19

3. Социальная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .стр. –21

4. Экологическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .стр. –23

5. Налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. –25

6. Защита прав и свобод граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. –25



Глава III. Внешние функции:

1. Интеграции в мировую экономику . . . . . . . . . . . . . . .. . стр. –28

2. Поддержки иностранных инвестиций. . . . . . . . . . . . .. .стр. –30

3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . .стр. –31

4. Функция поддержки мирового порядка . . . . . . . . . . .. . стр. –33

5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. –34



Глава IV. Правовые формы выполнения функций. . . . . . . . .. .стр. –37



Глава V. Некоторые вопросы функционирования современного государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . стр. –39



Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. –41




Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. –42





Список нормативных актов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. –43

Работа состоит из  1 файл

курсовая по пгп..doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

    Рассматривая все эти вопросы,  необходимо обязательно учитывать  следующее обстоятельство:

  Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других - зависит, а не редко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее. Здесь, например, вообще различать внешние и внутренние функции государства просто невозможно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  \ 
 

Глава II. Внутренние функции: 

1. Обеспечение народовластия 

  «Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум»6.

  Обладая верховенством в системе государственной  организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют: 

  1) реализация волеизъявления народа  в форме законодательства (правотворчества). 

  2). обеспечение «государственного суверенитета»7 , определение правового положения конкретных территорий и управление ими. 

  3). официальное представительство  общества, т.е. будучи носителем  политической власти, государство  представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним. 

  4). защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.      

        
 

2. Экономическая функция 

  Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования  государства от полного невмешательства  в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

  В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные  связи, демократическое государство  не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

  Государство влияет на экономику через налоговую  политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

  В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к: 

  а). выработке экономической политики; 

  б). управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную  собственность. Их круг должен быть ограничен  важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д. 

  в). установлению правовых основ рынка  и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр. 

  г). регулированию внешнеэкономических  отношений государства 

  В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.    

3. Социальная  функция

    

  «Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении».8

  Многие  государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они  считают своей важной задачей  заботу о всех тех гражданах, кто  в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

  Так в Конституции Российской Федерации  в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.9

  «В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».10

  «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» 11.

  Таким образом, государство принимает  различные меры для повышения  жизненного уровня граждан.

  В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой,  материальной, программной и др. ) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

  Общество  в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

  Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу  творческой деятельности. Не может  быть сильного, процветающего государства  без  уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

  Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации  обязан знать законы своего государства  и строго соблюдать их.

  Основы  государственной политики в области  образования закреплены, в частности  в Законе РФ “Об образовании” в  сфере защиты интересов граждан  в охране здоровья - в Законе “О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации” в области культуры - в Основах законодательства Российской федерации о культуре и др.  

4. Экологическая функция 

  Непосредственно примыкает к социальной экологическая  функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

  Охрана  природы, окружающей среды - насущная необходимость  современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем  невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

  В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования  природных богатств приобрели большое  экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

  Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.

  Деятельность  по охране природы в рамках своей  компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

  Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории.”

  Многие  нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся  в основах  земельного законодательства, основах  законодательства о недрах, а также  в земельных и водных кодексах.

  В основе осуществления функции лежат следующие принципы: 
 
 
 
 

    1). Природные  богатства подлежат охране со  стороны государства независимо  от того, вовлечены ли они в  хозяйственный оборот или нет. 

    2). Использование  природных богатств должно быть  рациональным, соответствовать развитию государства. 

    3). Неукоснительное  соблюдение природоохранительных  законодательств и строгая ответственность  за его нарушение. 

  Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды.12

  Проведение  этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение  задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального  использования природных ресурсов. 
 

5. Налогообложение 

  Данная  функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.

  Принят  Закон “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации” где регламентируются права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории Российской Федерации. Созданная централизованная независимая Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты. 

  6. Защита прав и  свобод граждан 

  Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в  ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения  законности и правопорядка.

  Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Информация о работе Функции государства