Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 15:57, курсовая работа
Цель исследования. Исходя из актуальной обозначенной темы, цель настоящей работы в комплексном исследовании функций государства.
Задачи исследования. 1. На основе анализа научно-теоретического материала о понятиях «функция государства» сформулировать определения указанных явлений применительно к современному состоянию общественных отношений;
2. Показать роль различных функций применительно к Российскому государству;
3. Исследовать проблемы классификации функций государства;
4. Определить место и роль органов внутренних дел в осуществлении функций Российского государства.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. – 4
Глава I. Понятие, содержание и признаки функции государства
1. Понятие “функция государства” . . . . . . . . . . . . . . . . . .. стр. – 6
2. Содержание функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. – 7
3. Признаки функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. – 9
4. Эволюция функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. – 10
5. Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. – 12
6. Функции Российского государства . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. –15
Глава II. Внутренние функции:
1. Обеспечение народовластия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. –18
2. Экономическая функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. –19
3. Социальная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .стр. –21
4. Экологическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .стр. –23
5. Налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. –25
6. Защита прав и свобод граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. –25
Глава III. Внешние функции:
1. Интеграции в мировую экономику . . . . . . . . . . . . . . .. . стр. –28
2. Поддержки иностранных инвестиций. . . . . . . . . . . . .. .стр. –30
3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . .стр. –31
4. Функция поддержки мирового порядка . . . . . . . . . . .. . стр. –33
5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. –34
Глава IV. Правовые формы выполнения функций. . . . . . . . .. .стр. –37
Глава V. Некоторые вопросы функционирования современного государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . стр. –39
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. –41
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. –42
Список нормативных актов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. –43
Рассматривая все эти вопросы,
необходимо обязательно
Деление
функций государства на внутренние и внешние
во многом является условным. Ведь деятельность
государства внутри страны - в сферах экономики,
политики, культуры и других - зависит,
а не редко и в значительной степени, от
внешних условий, от внешнеэкономических
и культурных связей. Особенно ярко это
проявляется в современных условиях, когда
возникают такие образования, как Европейский
Союз, Содружество Независимых Государств
и так далее. Здесь, например, вообще различать
внешние и внутренние функции государства
просто невозможно.
\
Глава
II. Внутренние функции:
1.
Обеспечение народовластия
«Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум»6.
Обладая
верховенством в системе
1)
реализация волеизъявления
2).
обеспечение «государственного суверенитета»7
, определение правового положения конкретных
территорий и управление ими.
3).
официальное представительство
общества, т.е. будучи носителем
политической власти, государство
представляет собой юридическую личность,
субъект права. Вместе с тем осуществление
функции обеспечения народовластия предполагает
наличие правовых отношений между государством
и обществом, зависимость государства
от общества, ответственность перед ним.
4). защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.
2.
Экономическая функция
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
В
условиях развитых рыночных отношений,
свободы предпринимательской деятельности,
многообразия и равенства всех форм собственности,
добросовестной конкуренции экономика
развивается на основе саморегулирования.
Вмешательство государства имеет определенные
пределы. Оно сводится, как правило, к:
а).
выработке экономической
б).
управлению предприятиями и организациями,
составляющими государственную
собственность. Их круг должен быть ограничен
важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное
значение, например ядерной энергетикой,
деятельностью в космосе, транспортом,
связью и т.д.
в).
установлению правовых основ рынка
и ценовой политики, в частности,
стимулированию государственными средствами
предпринимательства и свободного труда,
обеспечения равноправия всех форм собственности,
правовой защите собственника, принятию
мер для пресечения монополизма и недобросовестной
конкуренции, охране прав потребителя
и пр.
г).
регулированию
В
периоды экономических кризисов, состояния
депрессии, на переходных этапах вмешательство
государства в экономику увеличивается.
Это характерно, например, для современного
этапа развития России. Как показывает
опыт, экономические реформы, которые
в настоящий момент реализуются в нашей
стране, не могут быть результативными
без адекватного воздействия государства
на развитие экономических процессов.
Отсюда - большой массив законодательных
актов в этой области и экономические
мероприятия, проводимые государством,
например, приватизация жилого фонда,
государственной и муниципальной собственности,
земельная реформа и т.д.
3. Социальная функция
«Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении».8
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.9
«В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».10
«Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» 11.
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др. ) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.
Общество
в целом и государство
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
Основы
государственной политики в области
образования закреплены, в частности
в Законе РФ “Об образовании” в
сфере защиты интересов граждан
в охране здоровья - в Законе “О медицинском
страховании граждан в
4.
Экологическая функция
Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.
Охрана
природы, окружающей среды - насущная необходимость
современного мира. Человек в результате
своей хозяйственной
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории.”
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.
В
основе осуществления функции лежат
следующие принципы:
1). Природные
богатства подлежат охране со
стороны государства
2). Использование
природных богатств должно
3). Неукоснительное
соблюдение
Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды.12
Проведение
этих принципов обеспечивает целенаправленность
природоохранительных функций на решение
задач, стоящих перед государством
в области охраны и рационального
использования природных
5.
Налогообложение
Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.
Принят
Закон “Об основах налоговой
системы в Российской Федерации”
где регламентируются права, обязанности
и ответственность налогоплательщиков
и налоговых органов, порядок установления
и отмены налогов и других платежей, объекты
налогообложения, льготы по налогообложению,
виды налогов и контроль за взиманием
налогов на территории Российской Федерации.
Созданная централизованная независимая
Государственная налоговая служба, подчиненная
Президенту и Правительству РФ, которая
контролирует правильность исчисления
налогов, полноту и своевременность их
уплаты.
6.
Защита прав и
свобод граждан
Переход
России от тоталитаризма к
Это
функция государственной