Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:10, курсовая работа
Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности;
- выделение формальных признаков функций государства;
Введение 3
1. Понятие и классификация функции государства
1.1 Понятие “функция государства” 4
1.2 Содержание функций 6
1.3 Признаки функций 7
1.4 Эволюция функций 9
1.5 Критерии классификации функции 10
1.6 Классификация функций 12
1.7 Функции Российского государства 14
2. Основные внутренние функции государства на современном этапе
2.1 Обеспечение народовластия 16
2.2 Экономическая функция 17
2.3 Социальная функция 18
2.4 Экологическая функция 19
2.5 Функция финансового контроля 20
2.6 Защита прав и свобод граждан 21
3. Содержание внешних функций государства
3.1 Интеграции в мировую экономику 22
3.2 Поддержки иностранных инвестиций 23
3.3 Функция обороны 23
3.4 Функция поддержки мирового порядка 25
3.5 Функции сотрудничества с другими государствами
в решении глобальных проблем 25
4. Формы осуществления функций государства 26
Заключение 28
Список литературы 29
27
Курсовая работа
по
теории государства и права
на тему:
Функции государства
План
Введение 3
1. Понятие и классификация функции государства
1.1 Понятие “функция государства” 4
1.2 Содержание функций 6
1.3 Признаки функций 7
1.4 Эволюция функций 9
1.5 Критерии классификации функции 10
1.6 Классификация функций 12
1.7 Функции Российского государства 14
2. Основные внутренние функции государства на современном этапе
2.1 Обеспечение народовластия 16
2.2 Экономическая функция 17
2.3 Социальная функция 18
2.4 Экологическая функция 19
2.5 Функция финансового контроля 20
2.6 Защита прав и свобод граждан 21
3. Содержание внешних функций государства
3.1 Интеграции в мировую экономику 22
3.2 Поддержки иностранных инвестиций 23
3.3 Функция обороны 23
3.4 Функция поддержки мирового порядка 25
3.5 Функции сотрудничества с другими государствами
в решении глобальных проблем 25
4. Формы осуществления функций государства 26
Заключение 28
Список литературы 29
Введение
Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.
Как известно, в истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. В настоящее время процесс возникновения новых государств не завершился. Одни государства могут распадаться; другие государства объединяются в более крупные.
Таким образом, проблема появления государства не решена до конца. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения.
Процессы возникновения, распада и объединения государств приводят к изменению их функций - а именно характеристик того, как и что «делает» государство.
Государство есть сложная политическая организация со своим социально-экономическим укладом, традициями и культурой, которая выступает управляющей силой по отношению к обществу. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, того как социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет своё социальное значение.
Рассматривая вопрос о функциях государства представляется возможным взглянуть на государство с точки зрения его разносторонней деятельности, определить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности;
- выделение формальных признаков функций государства;
- характеристика различных классификаций функций государства;
- рассмотрение основных внешних и внутренних функций;
- кратко рассмотреть основные функции Российского государства.
1. Понятие и классификация функции государства.
1.1 Понятие “функция государства”
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления
обществом.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое
определяется в первую очередь его назначением и направлением
деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства,
проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения
общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования
деятельной стороны государства использует понятие функции государства -
характеристики именно того, что и как государство "делает".
Функция, как и многие иные обществоведческие понятия, не является
собственно юридическим и политическим понятием. Оно было заимствовано из
совсем иных наук. Например, в физике, математике понятие функции
выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть
непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины
другая величина также изменяется определенным образом.
Это есть свойство юридического языка, - заимствовать чужие понятия и
наполнять их своим специальным, особенным смыслом, причем таким, который
понятен порой лишь специалистам в этой области и, который подчас почти
полностью утрачивает связь с первоначальным смыслом.
Вот и с понятием "функция", когда оно включается в юридический
понятийный аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории
государства и права означает направление, предмет деятельности того или
иного политико - правового института, содержание этой деятельности, ее
обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства,
правительства, министерства, других государственных органов.
Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе
предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее
средства и способы. Функции государства обусловлены его задачами,
зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере
перехода к сущности другого порядка.
Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином этапе своего развития. [1]
Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. В функциях государства могут проявляться как классовые, так общесоциальные начала.
В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства. Каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов.
Итак, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Аппарат государства - это иерархическая система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, обладающих в пределах своей компетенции правом общеобязательных решений с целью реализации функций государства. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата, обладающими властными полномочиями и участвующими в реализации определённых функций государства. [2] Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства). Функции органов государства определяются самим государством и закрепляются специальным актом о правовом статусе данного органа. А функции государства определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью общества. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства, а построение аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.
Функции государства не постоянный набор направлений его деятельности. С развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться новые, ранее неизвестные функции государства.
Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Именно через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений. [3]
1.2 Содержание функций
Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.
Далее это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально-освободительных движений и тому подобное. При этом так называемые новые
(социалистические) функции государства тесно увязывались с новой
(социалистической) сущностью самого государства - социалистическая
собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая
партия и так далее.
На современном этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями:
- расширяется и углубляется понимание социального назначения
государства;
- отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями
классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.
Как показывает исторический опыт, на функции государства оказывают
определяющее влияние не столько классовые характеристики государства,
сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества,
существования цивилизации (экология, ядерное вооружение,
демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной
характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей
методологической вульгаризации и догматизации, учитывает все новые
проблемы, но, все равно, сохраняет и, то позитивное, что было накоплено и
наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось, прежде
всего, само понятие функции государства, ее содержание и значение как
одной из важных характеристик деятельной стороны государства.
Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный
исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения,
появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е.
процесс формирования и эволюции государственности.
1.3 Признаки функций
В отечественной и зарубежной литературе нет единого мнения о понятии функции государства. Однако имеется общее представление о них. Среди общих черт и особенностей функций государства как явлений, выделяющих их среди других государственных и негосударственных явлений, необходимо указать, прежде всего, на следующие:
1. Функции государства имеют комплексный характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не приравниваются к самой деятельности или отдельным аспектам деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства. Предполагается осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.
2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.
3. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним на том или ином этапе развития целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих целей и задач. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны.
4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних обладают по сравнению с функциями всего государства более узким характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть или на отдельные его части.
5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:
· Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
· Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)
· Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.
Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.[4]
Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций может вызвать негативную реакцию в общественной жизни.
В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества, а соответственно и людей, являющимися его членами. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей.
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти.[5] Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.
1.4 Эволюция функций
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития
государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного,
причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой
сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее
причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые
представляют собой важнейшие направления деятельности государства в
определяющих областях его существования в экономической, политической,
социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным
изменениям государства.
Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных
пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей,
традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в
развитии конкретного государственно организованного общества, может в
явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые
функции.
Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного
общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм
обновления функций. Например, на появление новых функций влияют
самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические)
процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от
изменения сущности и формы государства.
Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным,
фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно -
исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать
самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости
самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации
общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в
азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные
развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому
государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено
экологическое равновесие) и другие.
В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства,
характеризующих деятельность современного государства в экологической,
демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и
использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав
и свобод человека и в других современных глобальных государственных
сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
1.5 Критерии классификации функции
Для изучения функций государства, практического использования научных знаний в этой области эффективно используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов практически невозможно.
Классификационные критерии, т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер.
Существуют различные основания для классификации функций государства. В юридической литературе выделяются следующие критерии классификации:
- по сферам реализации;
- по продолжительности действия;
- по социальной значимости;
- по правовым формам существования (принципу разделения властей);
- на основании территориального масштаба
Общепринятым считается разделение функций по сферам реализации на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства.
В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах существования и развития государства, например, экономическая функция, временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни. Они прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).[6]
По социальной значимости принято выделять основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т. к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными. Под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры».[7] Данное представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70- е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.[8]
Но следует иметь ввиду, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «главнее» среди себе равных прочих функций. Например, в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической, социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий - экологическая функция выходит на первый план.
Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции».[9] Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществления всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции.
К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. А значит, и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.
Венгеров А.Б.[10]
Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве - это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-
1.6 Классификация функций
В познании государственно - правовых явлений и процессов в теории
государства и права используется метод классификации, ибо без этого
метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно -
правовых явлений и процессов попросту невозможно.
Эффективно используется метод классификаций и при изучении
непосредственно функций самого государства.
Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие
отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный
характер. Выделяют, например:
- объекты и сферы государственной деятельности;
- территориальный масштаб;
- способ государственного воздействия на общественные отношения;
- взаимоотношения государств;
- содержание функций.
Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям.
По времени действия функции делятся на:
- постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его
существования);
- временные (появление которых вызвано специфическими условиями
общественного развития, а прекращение - их исчезновения).
По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика)
функции государства делятся на:
- внутренние (представляющие его деятельность внутри страны,
определяющие его роль в жизни данного общества);
- внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль
государства во взаимоотношениях с другими государствами).
Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку
внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами,
во многом зависит от внутренних условий существования данного
государства.
По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены
на:
- экономические;
- политические;
- социальные;
- осуществляемые в духовной сфере.
Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление
весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения
достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция
государства, как правило, является объективно необходимой для данного
государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не
исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах
приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в
первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства
основными.
К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и
попробовать классифицировать функции государства на основе этого
принципа. Здесь соответственно функции подразделяются на:
- законодательные (правотворческие);
- управленческие;
- правоохранительные (в том числе судебные);
- информационные.
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной),
исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемой в
научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на
информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой
власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое
собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика
этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество -
целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование
общественным сознанием (примером тому могут служить выборы: победа
кандидата, "держащего" в своих руках средства массовой информации,
практически предрешена), другие способы передачи информации создают
необходимые условия для существования и функционирования других ветвей
власти, всего государства.
Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции
государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей
власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее.
Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной власти.
1.7 Основные функции Российского государства
На современном этапе существования Российского государства на первый план выдвигается экономическая функция, которая является основой функционирования правового и социального государства.
В Российской Федерации, как формально правовом государстве, существуют определенные экономические свободы и гарантии, закреплённые в Конституции РФ Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г // Российская газета, 25 декабря 1993.
Россия является одним из государств с развивающейся рыночной экономикой. В процессе реформ в России происходит постепенное переосмысление экономической политики государства. Страна нуждается в укреплении государственного регулирования экономики, прежде всего, выражающейся в налоговой политике, как главнейшим элементом экономической функции государства.
Налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором. В соответствие со статьей 57 Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).
Продолжением экономической функции в сфере распределительных отношений является социальная функция. Главное ее назначение -- обеспечить в стране заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. Именно здесь проявляется такое свойство государства, как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к потребностям и нуждам людей. Социальные гарантии обозначены в статье 7 Конституции Российской Федерации.
Тем не менее, говоря о России как о социальном государстве надо иметь ввиду, что оно не достаточно обеспечивает своих граждан приемлемым уровнем социальных гарантий.
Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка - тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В статьях 1 и 17 Конституции РФ говорится, что Россия - правовое государство, где признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными.
Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное значение функции охраны природы и окружающей среды. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции. Поэтому конституционной является обязанность всех органов государства обеспечивать условия, способствующие оздоровлению природы.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в нормативно-правовых актах. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г, №195-ФЗ, гл.8// Российская газета от 31.12.2001
В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. Это проявляется, во-первых, в том, что с разрушением мировой системы социализма функции братской помощи социалистическим странам постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.
Основное направление внешнеполитической деятельности Российского государства, а, следовательно, и его функций должно состоять в непременном приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества. На основе данных принципов и положений можно сказать, что интеграция России в мировую экономику является одной из основных внешних функций государства. Немаловажную роль играет развитие торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Рассматриваемая функция предполагает не только взаимовыгодную торговлю с другими государствами, но и привлечение иностранных инвестиций в экономику России.
Не теряет актуальности и значения функция поддержания мира, оздоровления международной обстановки. В данном направлении у Российского государства есть четкие приоритеты в международной политике. Важнейший из них – недопущение новой глобальной войны. Именно поэтому Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и новейших военных технологий. Российское государство активно участвует в международных миротворческих акциях по разрешению международных и межнациональных конфликтов.
Одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности Российской Федерации, поэтому функция обороны страны продолжает оставаться в ряду основных. Вооруженные Силы России предназначены: для защиты суверенитета и территориальной целостности, других жизненно важных интересов государства в случаях агрессии против него и его союзников; пресечения вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия в пределах России, на ее государственных границах, границах других государств в соответствии с договорными обязательствами; проведения операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или согласно международным обязательствам России.
На современном этапе Российское государство сотрудничает с другими государствами также в решении таких мировых и глобальных проблем как борьба с международной преступностью, предотвращение экологических катастроф, всеобщая охрана природы и сохранение благоприятного глобального климата.
2. Основные внутренние функции государства на современном этапе
2.1 Обеспечение народовластия
Теория государства и права до самого последнего времени пытается
обойтись без понятия функций государства в политической сфере.
Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако
в политической области действует целая система политических институтов,
учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции
народовластия. Это, прежде всего, представительные органы, выбираемые
народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную
власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление
народом своей власти непосредственно, через референдум.
Обладая верховенством в системе государственной организации,
представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное
руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты
конституционного строя. Содержание данной функции составляют:
1) реализация волеизъявления народа в форме законодательства
(правотворчества).
2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового
положения конкретных территорий и управление ими.
3) официальное представительство общества, т.е. будучи носителем
политической власти, государство представляет собой юридическую
личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения
народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним.
4) Защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.
2.2 Экономическая функция.
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического
существования государства от полного невмешательства в экономику
(концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей
хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической
жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями.[11]
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается
наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит
экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и
свободного предпринимательства.
Государство влияет на экономику через налоговую политику,
кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе
саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы.
Оно сводится, как правило, к:
а) выработке экономической политики;
б) управлению предприятиями и организациями, составляющими
государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими
отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной
энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и так далее.
в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и прочее.
г) регулированию внешнеэкономических отношений государства.
В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных
этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это
характерно, например, для современного этапа развития России. Как
показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент
реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без
адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов.
Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и
экономические мероприятия, проводимые государством, например,
приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной
собственности, земельная реформа и т.д.
2.3 Социальная функция
Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное
существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия
направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и
нетрудоспособных людях.
Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию
государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения,
поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека,
развитию физической культуры и спорта, экологическому и
санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов,
направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например:
Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991,
Федеральный Закон РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий” от 27.05.1997 и др.
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения
жизненного уровня граждан.
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и другой) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый
гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без
образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в
общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной
деятельности, в связи, с чем во многих государствах образование является
обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан
свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего
государства без уважения и сохранения исторических традиций и
культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к
историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного
процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской
Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
Основы государственной политики в области образования закреплены, в
частности в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07. 1992 , в сфере защиты
интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации” от 28.06.1991, в области
культуры - в Основах законодательства Российской федерации о культуре от
9. 10. 1992 и другие.
2.4 Экологическая функция
Непосредственно примыкает к социальной, экологическая функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать
экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.
Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования
природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и
политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и
государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются
промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число
наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из
важнейших общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и
другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории”.
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о
недрах, а также в земельных и водных кодексах.
В основе осуществления функции лежат следующие принципы:
1). Природные богатства подлежат охране со стороны государства
независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.
2). Использование природных богатств должно быть рациональным,
соответствовать развитию государства.
3). Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и
строгая ответственность за его нарушение.
Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность
природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед
государством в области охраны и рационального использования природных
ресурсов.
Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей среды” от 19.12.1991 г, которым определены обязательства государства перед своими
гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.
2.5 Функция финансового контроля
Она выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов.
Высший финансовый контроль за доходами и расходами является, как отмечалось, прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов. В Англии, например, Контроль за распределением между ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов. В качестве специального органа финансового контроля в США функционирует Генеральное управление отчетности, возглавляемое главным контролером, который назначается президентом и может быть смещен только по решению обеих палат Конгресса. Во Франции соблюдение всеми государственными органами финансовой дисциплины в центре и на местах контролирует Счетная палата. Отчеты Счетной палаты направляются президенту Франции, решение ее можно обжаловать только в Государственный совет. Министерство финансов через финансовых инспекторов непосредственно контролирует государственные органы и учреждение по вопросам бюджета и сметы. Во Франции имеются так же инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорого, лесов и вод, рудников и шахт, которые контролируют доходы и расходы денежных средств государственным и частным секторами.
Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которые контролирует провоз материальных ценностей через государственную границу и взимает таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.
Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.
2.6 Защита прав и свобод граждан
Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении
государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и
интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и
государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего
мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений,
снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из
различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из
тех причин, которые вызывали возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и
достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного
имущества, на охрану частной собственности.
Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)
Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет
собой систему общественных отношений, которые складываются главным
образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и
неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные
условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности
органов, предприятий, учреждений, организаций.
Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными
организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного
порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции.
За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок,
установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть
соразмерны вине нарушителя.
Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской
Федерации и другими нормативно-правовыми актами.
Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт 1
сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно Общепризнанным нормам
международного права и в соответствии с настоящей Конституцией”.
Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях
17 - 64 Конституции Российской Федерации.
В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в
собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично,
так и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется
законом.
Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой
административные и уголовные наказания.
3. Содержание внешних функций государства
3.1 Интеграции в мировую экономику
Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что
интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю
политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее позиция нашего государства исходила из того, что соблюдение
прав человека - сугубо внутреннее его дело и не подпадает под действие
международного права, то на современном этапе Россия сотрудничает с
другими странами по вопросам защиты прав человека, а так же в решении
глобальных проблем мирового значения. при этом провозглашается. что
общепризнанные нормы международного права составляют часть российского
права; установлен приоритет международного договора перед
внутригосударственным законом.
Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и переходом России к рыночным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.
Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении
мирового порядка и установлению стабильных отношений между
государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую
экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма
внешнеэкономической деятельности. Государство отказалось от
сверхцентрализованного управления в указанной сфере и от приоритета
внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало
развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими
государствами. В настоящее время право на осуществление
внешнеэкономической деятельности принадлежит всем предприятиям и
организациям независимо от формы собственности. Каждое из них свободно
определяет своего контрагента в любом государстве.
Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в
универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок
товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуется
определенное время и большие усилия, главным образом экономического
характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции.
Одним из таких барьеров стал сложившийся в нашей стране экономический кризис, связанный с скачкообразным ростом курса иностранных валют по отношению к рублю. Данный процесс вызвал недоверие со стороны западных партнеров и инвесторов российских компаний, счета которых были “заморожены”. Кроме этого, сказал свое слово мораторий Центрального Банка России на выплату внешних обязательств. Данное обстоятельство существенно подорвало и без того слабое доверие в российскую финансовую систему. В настоящее время правительство пытается исправить сложившуюся ситуацию, но уже ясно, что кризис нанес невосполнимый ущерб престижу России в крупных финансовых кругах мира. И именно этот факт
существенно осложнит выполнение указанной функции государством.
3.2 Поддержки иностранных инвестиций
Функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций тесно связана с функций интеграции в мировую экономику и по существу является ее конкретизацией.
Несовместимость экономических систем различных типов общества, а так же ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западным миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера. Наиболее важные из них: защита права собственности и
иностранных инвестиций в России. В области защиты права собственности
изданы такие важные законы как Закон “О собственности”, патентный закон,
Закон “о предприятиях и предпринимательской деятельности” и другие.
Определяя условия и порядок деятельности на территории Российской
федерации предприятий с иностранными инвестициями, законодатель
предоставляет, как правило, им те же права и возлагает те же
обязанности, что и на отечественных предпринимателей, а в ряде случаев
предусматривает льготы для предприятий, действующих в приоритетных
отраслях экономики или в так называемых свободных экономических зонах.
Например, для иностранных инвесторов, в этих зонах действует
упрощенный порядок их регистрации, льготный налоговый и таможенный
режимы, пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, безвизовый въезд и выезд иностранных граждан.
В настоящее время широкое распространение получили совместные
предприятий с иностранными капиталовложениями, которые стали основной
формой привлечения в страну иностранных инвестиций.
Следует заметить, что создание данных совместных предприятий,
охватывает, к сожалению, не все отрасли сферы производства товаров и
услуг. В основном, данные предприятия создаются для извлечения
максимально большей прибыли за минимальный срок. Иностранные инвестиции не охватывают такие отрасли, как, например, тяжелая промышленность и др.
3.3 Функция обороны
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом”.
Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,
обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются
граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
Согласно Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской
Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит
несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом
случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой”.
Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент
Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...”
За воинское преступление - преступления против установленного порядка
несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во
время прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут
ответственность (уголовную). Санкции за различные виды воинских
преступлений предусмотрены в статьях 331 - 352 Уголовного Кодекса РФ.
Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые
государственные вооруженные организации. Они предназначены для
обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от
внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности
граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в
соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными
государственными организациями обуславливает особенности их
формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым
вооруженным государственным организациям относятся:
1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.
2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной
безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок,
спокойствие и безопасность граждан.
В России принят специальный Закон “Об обороне” от 24.09. 1992, в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций
государства.
3.4 Функция поддержки мирового порядка
Функция поддержек мирового порядка предполагает деятельность по
сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного
оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление
доверия между государствами сделали возможным достичь реального
разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др.
Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего
государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с
организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом,
терроризмом.
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.
Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с
международной преступностью.
Конкретными действиями государств в этой области является создание
международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.
Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. События в Югославии и Боснии – яркие примеры участия мирового сообщества в качестве посредников в
урегулировании межэтнических конфликтов.
3.5 Функции сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В
Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со
всеми странами.
В современных условиях развитие государств определяется процессом
интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс
углубляется в программе совершенствования сотрудничества.
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими
государствами различными отношениями: политическими, экономическими и
культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и
регулировать.
1) Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан
находящихся на территории других государств и оказывать им
покровительство. Для поддержания международных политических отношений
государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов,
служащих-послов, консулов и др.
2) Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового
сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое
развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом
рынке. Ни одно государство не может существовать без экологических
связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы,
инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные
составляющие внешнеэкономической деятельности государства.
3) Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.
4) Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро встал
вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в
центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной
частью программы завершения строительства материально - технической базы
в государстве.
В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными
климатическими условиями.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием
природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше
и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде,
также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде
государств правительство принимает различные меры к нарушению
нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает
убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.
4. Формы осуществления функций государства
Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.
Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство
проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические,
идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические
нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает,
охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы
осуществления функций:
1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в
разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы
деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е.
актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в
издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только
на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового
акта по строительству, назначение гражданина на должность.)
3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная
деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за
соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер
к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются
юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами
между отдельными лицами и т.д.
Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной
абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с
момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются
не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят
другие, более сложные.
В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и
определенные трудности, которые необходимо будет решать.
Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.
Заключение
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. Исчезают одни функции, возникают другие.
Функции государства – это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Функции государства обладают признаками, позволяющими выделять их среди всех прочих.
Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние. Среди внутренних функций можно выделить экономическую, социальную, экологическую, функцию финансового контроля, обороны страны, охраны правопорядка, а среди внешних - функции международного сотрудничества, интеграции в мировую экономику, поддержания мирового правопорядка, охраны окружающей среды и культурно-технического сотрудничества.
Государственно-организованное общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.
На современном этапе развития Российское государство старается в полной мере реализовать свои внутренние функции во благо населения страны и, являясь полноправным членом мирового сообщества, и базируясь на международном сотрудничестве, прикладывает все усилия для реализации внешних функций.
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г// Российская газета, 25 декабря 1993
2. Водный кодекс Российской Федерации от 03. 06. 2006г., №74-ФЗ// Российская газета от 08.06.2006
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10. 2001г, №136-ФЗ//СЗ РФ, 2001, №44. ст.4147
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г, №195-ФЗ//Российская газета от 31.12.2001 г.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (Принят Государственный Думой 16 июля 1998, с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта, 28, 29, 30 декабря 2001 г., 28 мая, 6, 30 июня, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 1 июля, 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г.) // Российская газета от 12.03.2007
6. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2006
7.Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000
8. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.,2001.
9. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. -
М.: Юристъ, 1997
10. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. - М.:Юристъ, 2001
11. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. -М., 1998
12. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе. // Государство и право. 1993.№6.
13. Теория государства и права: курс лекций./ Под ред. Марченко М.Н.. -М.,1998.
14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2002
15. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М., 1970
16. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002.
[1] Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. - М.:Юристъ, 2001, с.56
[2] Матузов Н.И. Малько А.В. Указ.соч., с.57
[3] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2002, с.155
[4] Хропанюк В.Н. Указ. соч. , с.155
[5] Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. - М.: Российское право, 1998, с.86
[6] Матузов Н.И, Малько А.В. Указ. соч. с.58
[7] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М., 1970. с.134-135
[8] Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Марченко М.Н.. - М.,1998. с.93
[9] Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Марченко М.Н.. - М.,1998, с.94
[10] Теория государства и права. - М.,2000, с.152; Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.,2001, с.74.
[11] Матузов Н.И., Малько А.В. Указ.соч. с.57