Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы. Основной целью данной работы является теоретический анализ типовых характеристик конфедераций, основанный на примерах конфедеративных моделей прошлого, выявление наиболее существенных признаков конфедеративных образований, и через синтез наиболее рационального и ценного опыта, накопленного в мире в этой области, выявление наиболее оптимальных вариантов и путей интеграционного развития современности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Формы государства правовые основы развития конфедерации государств………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие формы государства, краткая ее характеристика……………5
1.2. Правовой и исторический анализ возникновения и развития конфедераций…………………………………………………………………………….8
1.3. Конфедерация: понятие, признаки конфедерации как договорной формы государственного объединения………………………………………...10
Глава II Особенности устройства конфедераций как формы государственного устройства………………………………………………………………………..12
2.1. Компетенция конфедерации и ее реализация в практике государств – членов конфедерации……………………………………………………………12
2.2. Юридические основы конфедерации государств……………………26
Глава III Правосубъектность конфедерации в современной международном праве………………………………………………………………………………37
3.1. Проблемы международной правосубъектности……………………...37
3.2. Концепция конфедерации в европейском союзе……………………..41
3.3. Тенденции развития конфедеративной формы объединения государств……………………………………………………………………………..45
3.3.1. Интеграционные образования современного периода и тенденции к их трансформации в конфедеративную форму объединения………….45
Заключение……………………………………………………………………….56
Список используемой литературы……………………
НП ВПО «ПРИКАМСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория государства и права»
на тему: «Конфедерация и другие межгосударственные образования»
Руководитель: кандидат наук (доцент)
Пермь - 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Формы государства правовые
основы развития конфедерации государств……………………………………………………
1.1. Понятие формы государства, краткая ее характеристика……………5
1.2. Правовой
и исторический анализ возникновения
и развития конфедераций………………………………………………
1.3. Конфедерация:
понятие, признаки конфедерации как договорной
формы государственного объединения………………………………………...
Глава II Особенности устройства
конфедераций как формы государственного
устройства……………………………………………………
2.1. Компетенция
конфедерации и ее реализация в практике
государств – членов конфедерации………………………………………………
2.2. Юридические основы конфедерации государств……………………26
Глава III Правосубъектность
конфедерации в современной международном
праве…………………………………………………………………
3.1. Проблемы
международной
3.2. Концепция
конфедерации в европейском
3.3. Тенденции
развития конфедеративной
3.3.1. Интеграционные образования современного периода и тенденции к их трансформации в конфедеративную форму объединения………….45
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
В последнее время проблема конфедеративного объединения государств широко обсуждается научной общественностью, как в нашей стране, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. И если, на первый взгляд, вопрос об изучении конфедеративных образований, вызванный развитием интеграционных процессов в современном мире, может вызвать некоторое недоумение, то при ближайшем ознакомлении с историей возникновения и развития конфедераций, в сравнении с существующим положением на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик и за рубежом интерес к достаточно редкой форме объединения государств окажется совершенно закономерным.
Актуальность курсовой работы обусловливается, прежде всего, двумя обстоятельствами:
1. Конец второго тысячелетия и начало третьего ознаменованы широкомасштабным развитием демократических форм интеграционных образований. На современном этапе Западная и Центральная Европа показывают образец экономической и политической интеграции при сохранении достаточно широкой суверенности стран, входящих в Европейский Союз, которому начинают следовать и в других регионах мира. Таким образом, XXI век - это век интеграционных процессов, которые потребуют юридической разработки и исследования именно конфедеративной формы государственного объединения, в первую очередь, как наиболее перспективной альтернативы другим многообразным видам межгосударственных образований (сообществ, содружеств, кондоминиумов, лиг, уний, ассоциированных государств и пр.).
2. Исследование и правовой анализ научной концепции конфедерализма видится в качестве наиболее перспективной темы в контексте развития отношений государств, возникших на постсоветском пространстве. После реализации полного государственного суверенитета эти страны пошли по пути использования тех или иных элементов конфедерализма. Это касается, главным образом, становления и развития законодательства стран «пятерки» (Евразийского экономического сообщества, состоящего из Российской Федерации, Республики Белоруссии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Таджикистан), государств-участников Содружества Независимых Государств и, наиболее полно, на примере Союзного государства России и Белоруссии.
Необходимо отметить, что, несмотря на актуальность и насущность данной проблемы, сохраняется очень много неясного в юридической природе конфедеративных образований. К сожалению, в литературе им уделено не столь большое внимание, как, например, федеративной форме государственного устройства. В частности нет однозначного определения понятия «конфедеративное объединение государств», отсутствует единая позиция относительно их места в теории права и государства, в недостаточной степени изучены наиболее характерные признаки, присущие этому виду государственного объединения.
Цель и задачи курсовой работы. Основной целью данной работы является теоретический анализ типовых характеристик конфедераций, основанный на примерах конфедеративных моделей прошлого, выявление наиболее существенных признаков конфедеративных образований, и через синтез наиболее рационального и ценного опыта, накопленного в мире в этой области, выявление наиболее оптимальных вариантов и путей интеграционного развития современности.
Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
анализ возникновения и развития конфедеративного объединения государств, определение факторов, которые привели конфедеративные образования прошлого к более организованной и тесной форме межгосударственного объединения (федеративные государства США, Германия, Швейцария, Канада), и выявление причин, по которым такие объединения становятся, в принципе, невозможными (Австро-Венгрия, Сенегал и Гамбия, Сирия и Египет);
определение отличительных
признаков конфедеративных обра
определение юридических основ конфедеративного объединения государств;
анализ современных проблем конфедерализма, его значение и роль в контексте интеграционных процессов современности, а также перспективы его применения к государственному объединению в виде Союзного государства России и Белоруссии.
Объектом работы являются государственно-правовые отношения, возникающие в процессе формирования и развития конфедеративного объединения государств в его исторических проявлениях и возможностях в современных условиях.
Глава I
Формы государства правовые основы развития конфедерации государств
Вопрос о форме государства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются «гибридные»1 и «переходные»2 формы государственного устройства. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств3 и государственных образований.
На вопрос об общем понятии формы государства тогда, как и сейчас, нет единой точки зрения. Но, так или иначе, все их можно свести к трем направлениям в зависимости от сочетания традиционно выделяемых элементов: формы правления, формы государственного устройства, государственного (или политического) режима.
На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная4. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств5. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств6. Поскольку в современной теории государства назрела необходимость выделить и определить новое понятие – форма межгосударственного устройства объединений государств, так как в последнее десятилетие на международной арене появилось достаточно большое количество новых межгосударственных образований, вокруг которых постоянно идут дискуссии относительно их формы, правового статуса, международной правосубъектности.
Унитарное государство –
это единое цельное государство,
состоящее из административно-
В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности7. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др.8. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов, которые называются по-разному. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
Корме международных организаций существуют объединения государств, которые имеют иную правовую природу и которые ранее определялись через единственный термин – конфедерация9. Такие объединения находятся как бы в промежуточном состоянии – это уже не международные организации, но еще и не государства, т.е. это международно-правовые объединения, в которых появляются зачатки государственно-правовой природы. Как международно-правовое объединение, объединение государств характеризуются тем, что создано и действует на основании международного договора, государства сохраняют независимый статус, суверенитет. Международно-правовой характер объединения обусловлен так же тем, что решения общих органов проводятся в жизнь решениями и действиями органов государств, входящих в объединение, хотя это не обязательно, если объединение обладает признаками наднациональности. В общие войсковые формирования государство добровольно направляет свой контингент и сохраняет право на его отзыв, а само воинское подразделение не теряет государственной принадлежности. У объединения государств в строгом смысле слова нет своей территории, поскольку таковой считается сумма территорий государств-участников. Однако при этом просматриваются контуры будущего государства: создание единых руководящих органов; принятие ими решений, действующих на территории объединения; образование общих войсковых формирований, таможенных и пограничных структур; отчисления денежных средств на содержание органов и указанных подразделений; возможное хождение единой валюты либо валюты на всей территории объединения; вынесение принципиального решения о равной защите интересов граждан на территории государств-членов, а также введение института гражданства.
В современной теории государства
и права нет определения
Используя метод сравнительного анализа и опираясь на существующие научные позиции, имеющие отношение к межгосударственным объединениям, можно дать определение понятию «объединение государств» как государственному образованию, созданному на основе интеграции самостоятельных государств для достижения определенных целей, сочетающему в себе признаки международного объединения и государственности.
Информация о работе Конфедерация и другие межгосударственные образования