Конфедерация и другие межгосударственные образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

Цель и задачи курсовой работы. Основной целью данной работы является теоретический анализ типовых характеристик конфедераций, основанный на примерах конфедеративных моделей прошлого, выявление наиболее существенных признаков конфедеративных образований, и через синтез наиболее рационального и ценного опыта, накопленного в мире в этой области, выявление наиболее оптимальных вариантов и путей интеграционного развития современности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Формы государства правовые основы развития конфедерации государств………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие формы государства, краткая ее характеристика……………5
1.2. Правовой и исторический анализ возникновения и развития конфедераций…………………………………………………………………………….8
1.3. Конфедерация: понятие, признаки конфедерации как договорной формы государственного объединения………………………………………...10

Глава II Особенности устройства конфедераций как формы государственного устройства………………………………………………………………………..12
2.1. Компетенция конфедерации и ее реализация в практике государств – членов конфедерации……………………………………………………………12
2.2. Юридические основы конфедерации государств……………………26

Глава III Правосубъектность конфедерации в современной международном праве………………………………………………………………………………37
3.1. Проблемы международной правосубъектности……………………...37
3.2. Концепция конфедерации в европейском союзе……………………..41
3.3. Тенденции развития конфедеративной формы объединения государств……………………………………………………………………………..45
3.3.1. Интеграционные образования современного периода и тенденции к их трансформации в конфедеративную форму объединения………….45

Заключение……………………………………………………………………….56
Список используемой литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Конфедерация.docx

— 179.87 Кб (Скачать документ)

 

НП ВПО «ПРИКАМСКИЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

 

 

Юридический факультет

 

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Теория государства и права»

 

на тему: «Конфедерация  и другие межгосударственные образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Выполнил: студент 1 курса заочной формы обучения                                                           

                                                                        Иванов Иван Иванович

              

                Руководитель: кандидат наук (доцент)                                                                           

                                                                Травников Григорий Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь - 2010

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава I Формы государства правовые основы развития конфедерации государств………………………………………………………………………………5

        1.1. Понятие формы государства, краткая ее характеристика……………5

        1.2. Правовой и исторический анализ возникновения и развития конфедераций…………………………………………………………………………….8

        1.3. Конфедерация: понятие, признаки конфедерации как договорной формы государственного объединения………………………………………...10

 

Глава II Особенности устройства конфедераций как формы государственного устройства………………………………………………………………………..12

        2.1. Компетенция конфедерации и ее реализация в практике государств – членов конфедерации……………………………………………………………12

        2.2. Юридические основы конфедерации государств……………………26

 

Глава III Правосубъектность конфедерации в современной международном праве………………………………………………………………………………37

       3.1. Проблемы  международной правосубъектности……………………...37

       3.2. Концепция  конфедерации в европейском союзе……………………..41

       3.3. Тенденции  развития конфедеративной формы  объединения государств……………………………………………………………………………..45

             3.3.1. Интеграционные образования современного периода и тенденции к их трансформации в конфедеративную форму объединения………….45

 

Заключение……………………………………………………………………….56

Список используемой литературы……………………………………………...59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время проблема конфедеративного объединения государств широко обсуждается научной общественностью, как в нашей стране, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. И если, на первый взгляд, вопрос об изучении конфедеративных образований, вызванный развитием интеграционных процессов в современном мире, может вызвать некоторое недоумение, то при ближайшем ознакомлении с историей возникновения и развития конфедераций, в сравнении с существующим положением на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик и за рубежом интерес к достаточно редкой форме объединения государств окажется совершенно закономерным.

Актуальность  курсовой работы обусловливается, прежде всего, двумя обстоятельствами:

1. Конец второго тысячелетия и начало третьего ознаменованы широкомасштабным развитием демократических форм интеграционных образований. На современном этапе Западная и Центральная Европа показывают образец экономической и политической интеграции при сохранении достаточно широкой суверенности стран, входящих в Европейский Союз, которому начинают следовать и в других регионах мира. Таким образом, XXI век - это век интеграционных процессов, которые потребуют юридической разработки и исследования именно конфедеративной формы государственного объединения, в первую очередь, как наиболее перспективной альтернативы другим многообразным видам межгосударственных образований (сообществ, содружеств, кондоминиумов, лиг, уний, ассоциированных государств и пр.).

2. Исследование и  правовой анализ научной концепции конфедерализма видится в качестве наиболее перспективной темы в контексте развития отношений государств, возникших на постсоветском пространстве. После реализации полного государственного суверенитета эти страны пошли по пути использования тех или иных элементов конфедерализма. Это касается, главным образом, становления и развития законодательства    стран    «пятерки»    (Евразийского    экономического сообщества, состоящего из Российской Федерации, Республики Белоруссии, Республики Казахстан,  Киргизской Республики, Республики Таджикистан), государств-участников Содружества Независимых Государств и, наиболее полно, на примере Союзного государства России и Белоруссии.

Необходимо отметить, что, несмотря на актуальность и насущность данной проблемы, сохраняется очень много неясного в юридической природе конфедеративных образований. К сожалению, в литературе им уделено не столь большое внимание, как, например, федеративной форме государственного устройства. В частности нет однозначного определения понятия «конфедеративное объединение государств», отсутствует единая позиция относительно их места в теории права и государства, в недостаточной степени изучены наиболее характерные признаки, присущие этому виду государственного объединения.

Цель и задачи курсовой работы. Основной целью данной работы является теоретический анализ типовых характеристик конфедераций, основанный на примерах конфедеративных моделей прошлого, выявление наиболее существенных признаков конфедеративных образований, и через синтез наиболее рационального и ценного опыта, накопленного в мире в этой области, выявление наиболее оптимальных вариантов и путей интеграционного развития современности.

Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

анализ возникновения  и развития конфедеративного объединения  государств, определение факторов, которые привели конфедеративные образования прошлого к более организованной и тесной форме межгосударственного объединения (федеративные государства США, Германия, Швейцария, Канада), и выявление причин, по которым такие объединения становятся, в принципе, невозможными (Австро-Венгрия, Сенегал и Гамбия, Сирия и Египет);

определение отличительных  признаков конфедеративных образований от других видов объединения государств и юридической природы конфедераций государств;

определение юридических  основ конфедеративного объединения  государств;

анализ современных  проблем конфедерализма, его значение и роль в контексте интеграционных процессов современности, а также перспективы его применения к государственному объединению в виде Союзного государства России и Белоруссии.

Объектом работы являются государственно-правовые отношения, возникающие в процессе формирования и развития конфедеративного объединения государств в его исторических проявлениях и возможностях в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Формы государства  правовые основы развития конфедерации государств

    1. Понятие формы государства, краткая ее характеристика

 

Вопрос о форме государства  имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются «гибридные»1 и «переходные»2 формы государственного устройства. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств3 и государственных образований.

На вопрос об общем понятии  формы государства тогда, как  и сейчас, нет единой точки зрения. Но, так или иначе, все их можно  свести к трем направлениям в зависимости от сочетания традиционно выделяемых элементов: формы правления, формы государственного устройства, государственного (или политического) режима.

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная4. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств5. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств6. Поскольку в современной теории государства назрела необходимость выделить и определить новое понятие – форма межгосударственного устройства объединений государств, так как в последнее десятилетие на международной арене появилось достаточно большое количество новых межгосударственных образований, вокруг которых постоянно идут дискуссии относительно их формы, правового статуса, международной правосубъектности.

Унитарное государство –  это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности7. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др.8. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов, которые называются по-разному. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

Корме международных организаций  существуют объединения государств, которые имеют иную правовую природу и которые ранее определялись через единственный термин – конфедерация9. Такие объединения находятся как бы в промежуточном состоянии – это уже не международные организации, но еще и не государства, т.е. это международно-правовые объединения, в которых появляются зачатки государственно-правовой природы. Как международно-правовое объединение, объединение государств характеризуются тем, что создано и действует на основании международного договора, государства сохраняют независимый статус, суверенитет. Международно-правовой характер объединения обусловлен так же тем, что решения общих органов проводятся в жизнь решениями и действиями органов государств, входящих в объединение, хотя это не обязательно, если объединение обладает признаками наднациональности. В общие войсковые формирования государство добровольно направляет свой контингент и сохраняет право на его отзыв, а само воинское подразделение не теряет государственной принадлежности. У объединения государств в строгом смысле слова нет своей территории, поскольку таковой считается сумма территорий государств-участников. Однако при этом просматриваются контуры будущего государства: создание единых руководящих органов; принятие ими решений, действующих на территории объединения; образование общих войсковых формирований, таможенных и пограничных структур; отчисления денежных средств на содержание органов и указанных подразделений; возможное хождение единой валюты либо валюты на всей территории объединения; вынесение принципиального решения о равной защите интересов граждан на территории государств-членов, а также введение института гражданства.

В современной теории государства  и права нет определения понятия  «объединение государств». В науке  достаточно подробно исследуются проблемы происхождения государств, его формы, функции, механизм, которые со своих позиций затрагивают вопросы межгосударственного объединения. Многие аспекты объединения государств отражены в международном публичном праве, однако здесь они изучаются, как правило, с позиции международных организаций. Н.Л Гранат и А.В. Цыцугин, критикуя такой подход отмечают, что в данном случае российский ученый объединил под одним критерием сложного государства различные межгосударственные объединения - империи, федерации и конфедерации10. Действительно, союз или объединение государств некорректно сравнивать с государством, состоящим из относительно самостоятельных государственных образований, тем более синтезировать эти явления под одним институтом.

Используя метод сравнительного анализа и опираясь на существующие научные позиции, имеющие отношение к межгосударственным объединениям, можно дать определение понятию «объединение государств» как государственному образованию, созданному на основе интеграции самостоятельных государств для достижения определенных целей, сочетающему в себе признаки международного объединения и государственности.

Информация о работе Конфедерация и другие межгосударственные образования