Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы. Основной целью данной работы является теоретический анализ типовых характеристик конфедераций, основанный на примерах конфедеративных моделей прошлого, выявление наиболее существенных признаков конфедеративных образований, и через синтез наиболее рационального и ценного опыта, накопленного в мире в этой области, выявление наиболее оптимальных вариантов и путей интеграционного развития современности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Формы государства правовые основы развития конфедерации государств………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие формы государства, краткая ее характеристика……………5
1.2. Правовой и исторический анализ возникновения и развития конфедераций…………………………………………………………………………….8
1.3. Конфедерация: понятие, признаки конфедерации как договорной формы государственного объединения………………………………………...10
Глава II Особенности устройства конфедераций как формы государственного устройства………………………………………………………………………..12
2.1. Компетенция конфедерации и ее реализация в практике государств – членов конфедерации……………………………………………………………12
2.2. Юридические основы конфедерации государств……………………26
Глава III Правосубъектность конфедерации в современной международном праве………………………………………………………………………………37
3.1. Проблемы международной правосубъектности……………………...37
3.2. Концепция конфедерации в европейском союзе……………………..41
3.3. Тенденции развития конфедеративной формы объединения государств……………………………………………………………………………..45
3.3.1. Интеграционные образования современного периода и тенденции к их трансформации в конфедеративную форму объединения………….45
Заключение……………………………………………………………………….56
Список используемой литературы……………………
защита общих ценностей, основных интересов, независимости и целостности Союза в соответствии с принципами Устава ООН;
всемерное укрепление безопасности Союза;
сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, равно как и принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии (Совета Европы);
развитие международного сотрудничества;
развитие демократии и законности, уважение прав человека и основных свобод.
В отличие от ЕПС, ОВПБ предложила не только обмен информацией и взаимные консультации, но и выработку на межправительственной основе общей позиции ЕС по важнейшим вопросам и осуществление совместных действий, обязательных для государств-членов.
Амстердамский договор 1997 расширил и конкретизировал механизмы осуществления ОВПБ, согласно которому она охватывает все области внешней политики и политики безопасности путем:
определения принципов и основных ориентиров ОВПБ;
принятия решений по общей стратегии;
усиления систематического сотрудничества между государствами-членами в проведении их политики.
Общая оборонная политика
предусматривала постепенное
Механизм системы ОВПБ был существенно усилен. ЕС приступил к выработке «общих стратегий», принимаемых Европейским советом, в числе которых были приняты общие стратегии ЕС в отношении России (1999), Украины (1999), стран Средиземноморья (2000).
Для принятия решений о совместных действиях и общих позициях ЕС, а также других решений, основанных на общей стратегии, был введен принцип квалифицированного большинства, а не единогласия. Это повысило действенность данного органа, в первую очередь за счет придания ему способности преодолевать вето отдельных недовольных участников, тормозивших принятие решений.
Для обеспечения успешного функционирования и координации системы ОВПБ введен пост Генерального секретаря Европейского совета – Высокого представителя по ОВПБ. В его функции входит ведение переговоров с третьими сторонами от имени Европейского совета. Европейский совет наделяется правом заключать международные договоры в рамках компетенции ОВПБ на основе единогласия государств-членов. При этом он руководствуется рекомендациями председательствующего государства. Для повышения эффективности ОВПБ предусмотрено учреждение в ее рамках специального Органа раннего оповещения и политического планирования (ОРОПП) под руководством Высокого представителя по ОВПБ.
Отказ Великобритании осенью 1998 от своего оппозиционного курса в отношении европейского военно-политического сотрудничества открыл путь для интеграции ЗЕС в ЕС и развития Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО).
В рамках ЕПБО началась реализация
франко-британского плана по созданию
Европейских сил быстрого реагирования
(ЕСБР) и датско-нидерландской
Возможность предоставления сил и средств НАТО для проведения европейских операций ЕС обсуждалась в ходе непростых переговоров между двумя организациями, которые завершились 16 декабря 2002 подписанием совместной Декларации НАТО и ЕС по Европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО). Признавая за НАТО ведущую роль в поддержании безопасности в Европе, ЕС получило в рамках ЕПБО признание и право доступа к средствам планирования НАТО, включая доступ к штабу Главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе в г.Монсе (Бельгия). Что касается доступа ЕС к военным ресурсам НАТО, то здесь проблема еще очень далека от своего разрешения.
3.3. Тенденции развития
конфедеративной формы
3.3.1. Интеграционные
образования современного
Анализ состояний территориального устройства государств со всей очевидностью свидетельствует об усилении в последние десятилетия роли "национальнообразующего" фактора, который означает стремление наций и народностей, региональных общностей выделиться из состава существующего государства и образовать новое. Две тенденции, приводящие к образованию тех или иных видов межгосударственных объединений "самопровозглашение" и нежелание таких новых образований терять годами накопленные связи с партнерами по бывшему государству - становятся приметой времени, причем этот процесс охватывает как федеративные, так и унитарные государства.
Так, в Бельгии, где давление национально-региональных сил привело к преобразованию ее в федерацию, фламандцы до сих пор выступают за обособленное положение уже в рамках федеративного государства. Во Франции даже особый статус Корсики, отличающийся от статуса департаментов и областей по Закону о децентрализации 1982 г., не остановил движения за ее большую самостоятельность, а департамент Верхняя Савойя требует права на самоопределение, ссылаясь на незаконность присоединения герцогства Савойского к Франции в 1860 г. В Испании - Страна Басков, Каталония и другие автономные сообщества не сдерживают своих эмоций. В Италии развивается движение за создание на севере страны независимой Падании, уже действуют де-факто ее парламент и правительство.
Пока проявление этих тенденций в форме сецессии, воссоединения частей нации, выделения автономии внутри государства в той или иной
степени сдерживается конституционными императивами, но может наступить момент, когда решение проблем о политико-правовом статусе различных территориальных образований потребует использование конфедерализма, или тех или иных его элементов.
В Канадской провинции Квебек, в октябре 1995 г. был проведен второй референдум о статусе этой провинции, так же как и первый (в мае 1980 г.) окончившийся поражением сторонников суверенитета. На вопрос: ''''согласны ли Вы с тем, что Квебек должен стать независимым, после того как сделает Канаде формальные предложения о новом экономическом и политическом партнерстве" положительно ответили 49,4% квебекцев, отрицательно 50,6%.
События в Квебеке, дали новый
импульс конституционным
Однако процесс
образования конфедеративной
Термином "Европейский Союз" именуют в настоящее время ту институцию, которая явилась результатом как бы "сращивания" трех самостоятельных международных организаций, созданных в Западной Европе: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), созданного в апреле 1951 г., Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданного в марте 1957 г., и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) учрежденного также в марте 1957 г. В результате подписания в апреле 1965 г. в Брюсселе Договора, конституирующего единый Совет и единую Комиссию Европейских сообществ (известного как Договор "О слиянии"), создалась достаточно целостная институционная структура.
Ещё в 1992 году в отечественной литературе появились мнения о том, что Европейское сообщество идет к формированию конфедерации, или развивается в конфедеративном русле.44 Некоторые авторы, однако, полагали, что сообщество развивается в направлении федерации, а не конфедерации. Последняя позиция неубедительна, ибо конфедерация обычно является стадией развития в направлении федерации, а не альтернативным ей направлением развития.
Тогдашний председатель Комиссии Европейских Сообществ Ж. Делор отмечал, что "понятия федерации и конфедерации, иногда употребляемые применительно к ЕС, в настоящее время недостаточно отражают суть дела".45 С возникновением Европейского Союза его сразу же охарактеризовали как конфедерацию.46 В.Е. Чиркин отмечает, что Европейский Союз обладает многими федеративными чертами.
О том, что Европейский Союз развился в союз государств написал даже Глава Представительства Европейской комиссии в Москве Оттокар Хан.47 М.Арах полагает, что Маастрихтскими соглашениями "...в формально-правовом смысле этого слова не созданы ни союзное европейское государство, ни союз европейских государств"48, мотивируя своё мнение отсутствием у Союза статуса юридического лица, и, стало быть, правоспособности. Однако правоспособностью обладают не только юридические лица, а самостоятельное выступление Европейского Союза в международном праве и международных отношениях возможно на основе его международно-правового признания.
В более поздних работах Евросоюз называется конфедерацией: трансформирующейся в федерацию49, с ярко выраженными элементами федеративного устройства50, либо отмечается, что он несёт в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные.
Когда речь заходит о европейской интеграции возникает путаница понятий: Евросоюз и ЕС51. С возникновением Евросоюза три ранее существовавших Европейских сообщества (экономическое, по атомной энергии, а также Европейское объединение угля и стали) вместе составили одну из так называемых "опор" Союза. При этом ЕЭС было переименовано в Европейское сообщество (ЕС).
В отличие от Европейского
Союза, полнейшим антиподом
В современной российской литературе довольно подробно рассматривается вопрос о возможности классификации Содружества Независимых Государств в качестве конфедерации. Некоторые авторы утверждают, что "Содружество с самого начала было именно конфедерацией", либо что "конфедерацией является сегодня СНГ"/ В ряде работ по философии права аббревиатура "СНГ" записана в скобках после слова "конфедерация". М.В. Золотарева включает характеристику "наподобие СНГ" в определение конфедерации.
Некоторые авторы пишут о преобразовании СНГ в иную конфедерацию на территории бывшего СССР, другие о сохранении СНГ как конфедерации республик бывшего СССР. О.Г. Румянцев называет СНГ конфедеративным. К.В. Арановский полагает, что СНГ в момент его учреждения выглядело как конфедерация, но впоследствии сепаратистские устремления членов СНГ не позволили конфедерации реализовать себя и поэтому в настоящее время как-либо определенно охарактеризовать СНГ не представляется возможным. Некоторые авторы пишут, что "признание СНГ в качестве конфедерации возможно", а наличие у него таких признаков, как широкая сфера совместной деятельности, разветвленная структура координирующих органов, международная правосубъектность может быть признано достаточным для квалификации СНГ в качестве конфедерации. Отметим, что конфедерации перечисленные признаки не присущи. Ю.Д. Казанчев утверждает, что "весьма близким к конфедерации является сегодня СНГ (Союз Независимых Государств)"52.
Отнесение СНГ к числу
конфедераций отчасти вызвано
Информация о работе Конфедерация и другие межгосударственные образования