Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы. Основной целью данной работы является теоретический анализ типовых характеристик конфедераций, основанный на примерах конфедеративных моделей прошлого, выявление наиболее существенных признаков конфедеративных образований, и через синтез наиболее рационального и ценного опыта, накопленного в мире в этой области, выявление наиболее оптимальных вариантов и путей интеграционного развития современности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Формы государства правовые основы развития конфедерации государств………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие формы государства, краткая ее характеристика……………5
1.2. Правовой и исторический анализ возникновения и развития конфедераций…………………………………………………………………………….8
1.3. Конфедерация: понятие, признаки конфедерации как договорной формы государственного объединения………………………………………...10
Глава II Особенности устройства конфедераций как формы государственного устройства………………………………………………………………………..12
2.1. Компетенция конфедерации и ее реализация в практике государств – членов конфедерации……………………………………………………………12
2.2. Юридические основы конфедерации государств……………………26
Глава III Правосубъектность конфедерации в современной международном праве………………………………………………………………………………37
3.1. Проблемы международной правосубъектности……………………...37
3.2. Концепция конфедерации в европейском союзе……………………..41
3.3. Тенденции развития конфедеративной формы объединения государств……………………………………………………………………………..45
3.3.1. Интеграционные образования современного периода и тенденции к их трансформации в конфедеративную форму объединения………….45
Заключение……………………………………………………………………….56
Список используемой литературы……………………
В связи с этим возникает вопрос о юридической силе союзного договора как источника внутригосударственного права. С одной стороны, конституционные поправки вносятся на основании соответствующих норм самой конституции, и, кроме того, конституция является правовым основанием для любого договора, заключаемого государством. Эти свойства союзного договора говорят в пользу его меньшей юридической силы по сравнению с конституцией.
Некоторые ученые-государствоведы, считающие конфедерацию международно-правовым объединением, полагают, что она и изучаться должна только наукой международного права.
«Изучение всех этих форм, писал Ф. Кокошкин про формы международно-правовых соединений государств, относится к области науки международного права, но в курсе государственного права необходимо упомянуть о тех из них, которые по своей внешней структуре близко подходят к государственно-правовым соединениям и нередко превращаются в последние. Таков союз государств в тесном смысле слова...».
В разных конфедерациях соотношение внешних и внутриполитических функций неодинаково. А.Е. Козлов даже разделяет конфедерации «...на два вида: международно-правовые и государственно-правовые. Первые характеризуются тем, что они выступают как одно целое только в международных отношениях. Конфедерации второго вида организуют государственно-правовые отношения объединившихся государств».
В действительности, вызывает сомнение необходимость государственного объединения исключительно для внешнеполитического
единства. Затруднительно привести пример конфедерации, которая бы абсолютно была лишена внутриполитических функций.
Таким образом, в течении XX века один признак разделения государственных соединений на две категории (международно-правовые и государственно-правовые) отсутствие или наличие отношений господства был дополнен, а затем и подменен другим отсутствием или наличием у союзного центра внутриполитических функций. В результате если раньше все конфедерации относились к международно-правовым соединениям, то теперь такого единообразия не прослеживается.
Дореволюционные авторы полагали, что категорий соединений государств «...очевидно, может быть только две. Все политические соединения, как бы разнообразны не были их организация и преследуемые ими цели, могут быть сведены к двум родам: корпорациям и ассоциациям...». В современных работах наблюдается отход от такой точки зрения. Он проявляется в том, что некоторые авторы находят в конфедерации смешение различных элементов, либо относят ее к одной категории соединений, но оговариваются, что она обладает элементами совсем другой.
Наиболее отчетливо отмеченное выше изменение взглядов на возможность существования третьего вида государственных объединений кроме международно-правовых и государственно-правовых проявляется в мнениях о наличии у конфедерации как государственно-правовых, так и международно-правовых элементов. «Единственная особенность союза государств, утверждал Ф. Мартене в начале XX века, не есть смешение в нем государственных и международных элементов. Союз не должен представлять этого смешения; напротив, при нормальном устройстве он сохраняет внешнюю безопасность своих членов и содействует развитию самостоятельного внутреннего их управления». Видимо, опыт конфедераций XX века не нормализовал устройство союза государств по Мартенсу, ибо некоторые современные российские авторы пишут, что конфедерация объединяет в себе различные элементы.
По мнению ряда ученых, конфедерация совмещает или сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. Отметим, что конфедеративные связи могут дополняться международным сотрудничеством, в том числе и в организованных формах. Так, О. Эйхельман, приводя примеры международных связей между государствами Германского союза, констатировал, что «...развитие «общих договоров» (союзов международного общения) находило здесь, в тесном кругу, благоприятные условия. Развитие международного общения шло здесь, можно сказать, впереди международных сношении прочей Европы».
Однако международное сотрудничество субъектов конфедерации находится вне рамок самой конфедерации, ибо международное право это особая система норм, не входящая в какую-либо национальную систему права. Из этого следует, что международная организация не может быть частью структуры какого-либо государственного образования, в том числе конфедерации. Конфедерация обязана уважать строго международный характер деятельности международной организации ее субъектов.
Но и международная организация не может включить в себя конфедеративные отношения. «Международная организация, основанная на международно-правовом принципе невмешательства, отмечает В. Собакин, исключает существование в ее рамках любых органов государственной власти законодательной, исполнительной, судебной».
Авторы одной
из статей, опубликованной в Московском
журнале международного права, критикуя
точку зрения В.А. Ржевского, отмечали, что «...вывод о конфедеративном
характере СНГ делается в данном случае
исходя из того, что Содружество
государственно-правовое объединение, в юридическую
природу которого государства-участники
«постарались заложить... как можно больше
черт международного
объединения». В литературе, однако,
большее распространение
получила противоположная
характеристика конфедерации как
международно-правового объедин
В некоторых источниках содержится утверждение о том, что отношения в федерации регулируются государственным правом, а в конфедерации международным. В конфедерации возникают самые различные отношения, причем не любые отношения в конфедерации регулируются только международным правом.
Например, общественные отношения внутри ее субъекта никак нельзя назвать международно-правовыми, а субъект конфедерации входит в ее состав. Общественные отношения в части целого не могут быть вне этого целого. Следовательно, общественные отношения в субъекте конфедерации есть отношения в конфедерации, которые не регулируются международным правом.
Отношения внутри конфедерации тоже не могут регулироваться международным правом, ибо конфедерация является государственным образованием, а отношения внутри государственного образования не могут регулироваться международным правом. Поэтому внутреннее право конфедерации (даже если оно регулирует только отношения между ее немногочисленными органами) не является частью международного. Тем более не могут быть урегулированы международным правом отношения внутри конфедеративного государства. Международно-правовые нормы применяются к внутригосударственным отношениям только как часть внутригосударственной правовой системы.
Наиболее важным
является выяснение правового характера
Конфедеративные отношения не подпадают под понятие предмета международного права. Специфика последнего состоит в том, что он вторичен по отношению к самому международному праву. В отличие от внутригосударственных отраслей права, в праве международном не предмет отрасли обособляет ее от других отраслей, а факт урегулирования отношения международным правом позволяет говорить о нем, как о международно-правовом. Поэтому международно-правовыми отношениями являются не любые отношения между государствами, а только те, которые по их суверенному волеизъявлению были урегулированы посредством международного договора или обычая.
Принципы урегулирования межгосударственных отношений международным правом закреплены в Уставе ООН и других основополагающих источниках международного права. Отношения, не подчиненные принципам международного права, не могут регулироваться и международно-правовыми нормами. Поэтому для выяснения правового характера конфедеративных отношений следует решить вопрос о том, подчинены ли конфедеративные отношения принципам международного права.
В литературе встречаются утверждения о том, что «конфедерация это основанное на международном праве объединение», либо что «в рамках государственного союза, или конфедерации, суверенные государства объединяются на международно-правовой основе».
«Отношения, основанные на международном праве, отмечает В. Собакин, исключают саму возможность государственной власти в качестве компонента этих отношений». Между тем, конфедеративные отношения неотделимы от государственной власти. Кроме того, основа конфедерации по принципу совпадения должна быть и основой всех ее субъектов, а государство не может иметь своей основой международное право.
Конфедеративные
отношения принципам
Конституция не является источником международного права, и Устав ООН не имеет над ней верховенства. Конституционные нормы основываются не на принципах международного права, а на основах конституционного строя.
Учредительный акт конфедерации имеет верховенство и над международным правом, поскольку международные договоры конфедерации являются частью ее правовой системы, основанной на конституционных принципах. В связи с действием конституционных норм конфедерации одновременно в нескольких суверенных государствах их верховенство носит не чисто внутригосударственный характер, как у конституции суверенного государства. Ведь оно распространяется не только на общесоюзную территорию конфедерации, но и на отношения конфедерации и ее субъектов, т.е. на отношения между суверенными субъектами международного права. В силу этого распространения (экспансии внутригосударственного права на межгосударственные отношения) между субъектами конфедерации или между ними и конфедеральным центром одновременно могут сосуществовать как международные, так и конфедеративные связи, в зависимости от того, каким правом урегулированы конкретные межгосударственные отношения. В возможности сосуществования конфедеративных и международных связей и заключается принцип эквивалентности.
Поэтому не только внутреннее, но и внешнее в части отношений с субъектами конфедерации - право конфедерации является не частью международного права, а особым институтом государственного права, который называется «государственное устройство».
Таким образом, конфедеративные отношения не основываются на международно-правовых принципах. Международные отношения можно назвать основой конфедеративных только в том смысле, что они могут предшествовать конфедеративным отношениям, быть источником, от которого те произошли, перерасти в них. Только в таком смысле можно согласиться с утверждениями о международно-правовой основе конфедерации. Следовательно, конфедеративные отношения не могут регулироваться нормами международного права.
Международно-договорные нормы
применяются к ним только будучи
имплементированными в
Итак, термин «международно-правовое объединение» не имеет общепринятых существенных признаков. Поэтому решать вопрос о возможности отнесения конфедерации к числу международно-правовых объединений следует исходя из исторического развития смысла этого понятия. Если его первоначальный смысл вполне подходил к конфедерации, то затем постепенно перестал соответствовать ее признакам. Такое изменение обусловлено развитием международного права.
Совершенно иначе, нежели с международным правом, соотносится конфедерация с правом конституционным. Не будь конституции, не было бы и самого понятия конфедерации.
В ряде источников среди признаков конфедерации называется отсутствие единой правовой системы. В некоторых источниках утверждается, что «...единой правовой...системы в рамках конфедерации обычно не существует...». К.В. Арановский, описывая конфедерацию, отмечает, что «возможна унификация правовых систем...». Однако подобные утверждения не нашли своего развития в практике российского федерализма. Согласно п. 1 ст. 2 Договора о создании Союзного государства в числе целей Союзного государства названо формирование именно единой правовой системы демократического государства.
С учетом этой позиции следует
дополнить приведенные высказыв
Конфедеральное право как правовая система отличается от права международного. «Международное право - это особая система правовых норм, не включающих нормы национального права». Конфедеральное право, наоборот целиком входит в правовые системы объединившихся государств, состоит из общих для них норм национального права и не может существовать вне сферы их суверенитета. Оно не является частью международного права, т.к. защищено от него государственным иммунитетом конфедерации, выражающимся в верховенстве ее конституционных норм над международным правом.
Право конфедерации регулирует отношения, которые относятся к предмету конституционного, а не международного права. Международно-правовым является лишь оформление отдельных отношений в ее рамках.
Но, конфедеральное право
не следует отождествлять с
Таким образом, конфедеральное право правильнее было бы назвать особой правовой системой, лишь внешне напоминающей внутригосударственное право. Из внутригосударственного права конфедеральное право пополняет свои нормы посредством транснационализации, а из международного - путем имплементации. Но на современном этапе говорить о конфедеральном праве как о сложившейся правовой системе пока рано. Поэтому его можно считать скорее разновидностью государственного права.
В современной науке
Информация о работе Конфедерация и другие межгосударственные образования