Конфедерация и другие межгосударственные образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

Цель и задачи курсовой работы. Основной целью данной работы является теоретический анализ типовых характеристик конфедераций, основанный на примерах конфедеративных моделей прошлого, выявление наиболее существенных признаков конфедеративных образований, и через синтез наиболее рационального и ценного опыта, накопленного в мире в этой области, выявление наиболее оптимальных вариантов и путей интеграционного развития современности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Формы государства правовые основы развития конфедерации государств………………………………………………………………………………5
1.1. Понятие формы государства, краткая ее характеристика……………5
1.2. Правовой и исторический анализ возникновения и развития конфедераций…………………………………………………………………………….8
1.3. Конфедерация: понятие, признаки конфедерации как договорной формы государственного объединения………………………………………...10

Глава II Особенности устройства конфедераций как формы государственного устройства………………………………………………………………………..12
2.1. Компетенция конфедерации и ее реализация в практике государств – членов конфедерации……………………………………………………………12
2.2. Юридические основы конфедерации государств……………………26

Глава III Правосубъектность конфедерации в современной международном праве………………………………………………………………………………37
3.1. Проблемы международной правосубъектности……………………...37
3.2. Концепция конфедерации в европейском союзе……………………..41
3.3. Тенденции развития конфедеративной формы объединения государств……………………………………………………………………………..45
3.3.1. Интеграционные образования современного периода и тенденции к их трансформации в конфедеративную форму объединения………….45

Заключение……………………………………………………………………….56
Список используемой литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Конфедерация.docx

— 179.87 Кб (Скачать документ)

 

 

 

1.2. Правовой и исторический анализ возникновения и развития конфедераций

 

Исторических примеров конфедеративных  образований, как формы союза  государств, сохраняющих суверенитет  практически в полном объеме, было достаточное количество. Образовывались они на различных этапах развития истории, но, однако, после непродолжительного существования либо полностью распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства.

Смотря в глубь истории, можно причислить к конфедеративным  образованиям следующие союзы государств:

Швейцарскую конфедерацию в 1291-1798 гг. и 1815-1848 гг.;

Республику Соединенных  провинций в Нидерландах в  1579-1795 гг.;

Германскую конфедерацию в 1815-1866 гг.;

Соединенные Штаты Америки  в 1781-1787 гг.;

Конфедеративные Штаты Америки  в 1861-1865 гг.

И некоторые другие конфедеративные  образования11. Попытки создания конфедераций предпринимались и в XX столетии. Одной из последних таких попыток было создание конфедерации Сенегамбии12, объединившей два государства Гамбию и Сенегал в конфедеративный союз, но, образованный в 1981 году, он уже, через несколько лет распался. Несколько раньше попытку создания конфедеративного образования предприняли Египет и Сирия, которые в феврале 1958 года создали на конфедеративной основе Объединенную Арабскую Республику13. Но и этот союз государств просуществовал недолгое время. В сентябре 1961 года в результате переворота было объявлено о выходе Сирии из союза двух государств и образовании независимой Сирийской Арабской Республики14. Следует отметить, что в марте 1958 года к Объединенной Арабской Республике примкнуло еще одно государство Щ Аравийского полуострова - Йемен, но этот акт имел только лишь формальное значение15.

Отдельные элементы конфедеративного устройства можно наблюдать в  функционировании государственного механизма  Объединенных Арабских Эмиратов16, где два султаната Абу-Даби и Дубай сохраняют суверенные права. Им, в частности, принадлежит право абсолютного вето на федеральное законодательство. Они имеют собственные армии и системы денежного оборота.

Быстро к конфедеративной  форме устройства идет Западная Европа, но уже сейчас она рассматривается  как переходная форма к федерализму.

Конфедераций классического  типа ныне в мире не существует вовсе, даже Швейцария, несмотря на то, что официальное название страны по Конституции этого государства, принятой в 1999 году, Швейцарская Конфедерация, по форме государственного устройства является федеративным государством17. Аналогичная ситуация в Канаде, хотя официально продолжает употребляться слово «конфедерация», эта страна фактически давно уже стала федерацией.

Среди конфедераций XVIII века особый интерес представляют Соединенные провинции (Нидерланды) 1579-1795 гг., уступающие по частоте приведения в качестве примеров конфедерации только Швейцарии, США и Германскому союзу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Конфедерация: понятие и признаки конфедерации  как договорной формы государственного объединения

 

Конфедерация18 - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Вместе с тем они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

Конфедерация выступает  как форма союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее время нигде не существует, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. В Европейском Союзе уже существует в безналичном обращении единая валюта, границы внутри Союза несколько лет открыты, отсутствует таможенный и визовой контроль. Но всё же о создании конфедерации говорить рано, хотя Европа к ней все же приближается. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после своего непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием ряда причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения.

Вот пример швейцарской конфедерации, которая образована на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договоры с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти было предоставлено решение в основном политических и военных вопросов. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

На основании данных фактов можно выделить следующие признаки конфедерации:

Договорная форма образования  конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит  государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и  в целом незначительного круга вопросов. Это вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

В конфедерацию образуются не все государственные органы, а  только те, которые необходимы для  осуществления задач, выделенных по договорным актам.

В представительных органах  конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население  одного государства, а суверенитет  государства.

Постоянно действующие государственные  органы конфедерации не обладают властными  полномочиями. Акты конфедеративной  власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

Субъектам конфедерации принадлежит  право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

Бюджет конфедерации формируется  за счет добровольных взносов субъектов  конфедерации. Правом непосредственного  налогообложения конфедерация не обладает.

Субъекты конфедерации имеют  право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и  капиталов.

Как правило, в конфедерациях  отсутствует единая система денежного  обращения.

Воинские формирования комплектуются  субъектами конфедерации, причем нередко  сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

В конфедерации отсутствует  союзное гражданство.

Таким образом в заключение следует также подчеркнуть, что  в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. Это, безусловно, является одним из главных её недостатком, поскольку именно из-за их отсутствия конфедерации имеют свойство распадаться. Таким образом, конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования унитарных или федеративных государств.

 

 

 

 

 

Глава II

Особенности устройства конфедераций как формы государственного устройства

2.1. Компетенция  конфедерации и ее реализация  в практике государств – членов  конфедерации

Успешное функционирование и развитие конфедеративных образований во многом напрямую зависит от той компетенции (совокупности полномочий в отношении определенных предметов ведения19), которой ее наделяют входящие в состав конфедерации государства-члены. Как представляется, это ключевой вопрос конфедеративного устройства, поскольку в зависимости от того, как он разрешен, определяется баланс власти в территориальном аспекте.

Конфедерализм как теория и практика наиболее полно продемонстрировал себя в государственно-правовой истории США и Германии, сыграв важную роль в объединении разрозненных штатов и земель в единое федеративное государство и создав предпосылки для возникновения государственно-правовых институтов этих стран.

Не без основания  Соединенные Штаты Америки считают  «страной классического федерализма».20 Федеральная система США, основы которой были заложены Статьями конфедерации и вечного союза, с момента создания оценивалась американскими и европейскими исследователями как «идеальная теоретическая модель федеративного государства».

О существовании конфедерации в США до преобразования их в 
федерацию пишут многие авторы.21 Принятые в 1777 году Статьи 
конфедерации определили республиканскую форму устройства бывших английских колоний, провозгласили союз штатов в форме конфедерации, закрепив их суверенитет во всех жизненно важных сферах экономической и политической жизни страны. В условиях конфедерации каждый штат сохранял свой суверенитет, свободу и независимость. Североамериканские штаты на основании Статей вступали в тесный дружественный союз в целях взаимной защиты, охраны своих вольностей и общего процветания.

Статьи конфедерации юридически оформили и закрепили, как 
сказано в преамбуле, создание "конфедерации и вечного союза между 
Штатами Нью-Гемпширом, Массачузетсом, Род-Айлендом и колонией 
Провиденсом, Коннектикутом, Нью-Йорком, Нью-Джерси, Пенсильванией, Делавером, Мерилендом, Виргинией, Северной Каролиной, Южной Каролиной и Георгией".

В ст. II особо подчеркивается, что "каждый штат сохраняет свое верховенство, свою свободу и независимость, равно как всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены дословно этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс".

Поскольку о верховенстве Конфедерации не упоминается, штаты  выступали во всех отношениях как самостоятельные государства. Хотя согласно статьям документа полномочия конгресса выглядели весьма внушительно он наделялся «исключительным правом» решать вопросы войны и мира, назначать и принимать послов, вступать в международные соглашения и союзы, определять курс и количество денег в обращении и некоторыми другими, они были точно определены, перечислены и регламентированы. Все права конгресса, в том числе и «исключительные», сопровождались оговорками, подчеркивающими суверенитет штатов. Так для реализации «исключительных прав» конгресса требовалось согласие не менее девяти штатов.

Статьи конфедерации не устанавливали  единого гражданства. В ст. IV говорится о "свободных жителях каждого из этих штатов" (из числа которых исключаются не только рабы, но и нищие, бродяги и лица, уклоняющиеся от свершения правосудия), а не о гражданах союза. Для упрочнения и увековечения взаимной дружбы и взаимных сношений между населением различных штатов этого союза, свободным жителям каждого из этих штатов, представлялись все льготы и полномочия свободных граждан других штатов; кроме этого они получали право свободно въезжать в другие штаты или выезжать из них; право пользоваться наравне с местными жителями промышленными и торговыми привилегиями. В то же время наравне с ними подчиняться уплате налогов и пошлин, а также подвергаться другим ограничениям. Однако эти ограничения не должны были доходить до запрещения увозить обратно в другой штат ту собственность, которая была оттуда привезена; они также не должны были доходить до введения одним из штатов каких-либо налогов, податей или ограничений на собственность Соединенных Штатов или одного из них.

Для более удобного "управления общими интересами и делами Соединенных Штатов"22 согласно Статьям конфедерации предусматривался орган представительной власти, которым учреждался Конгресс Конфедерации, в котором каждый из штатов имел один голос. Делегаты для съезда на конгресс должны были ежегодно назначаться по установленному законодательным собранием каждого штата способу. От каждого штата в состав Конгресса Конфедерации избиралось от 2 до 7 делегатов (которые как раз и составляли один голос).

Делегаты, избиравшиеся легислатурами штатов, должны были следовать инструкциям делегировавших их легислатур. Каждому штату предоставлялось право отзывать своих делегатов или любого из них в любое время в течение года и заменять их другими на остальную часть года. Деятельность делегатов оплачивалась штатом его назначившим. Конгресс "не был парламентом в обычном для того времени понимании. Он представлял собой "собрание дипломатов", а делегаты были не депутатами, а "дипломатическими агентами".

Конгресе формально обладал всеми внешнеполитическими полномочиями, в частности собравшимся на конгресс Соединенным Штатам принадлежали исключительные права в сфере: разрешения вопросов войны и мира, за исключением тех случаев, когда какой-либо из штатов "подвергнется неприятельскому нашествию или он узнает о намерении какого-нибудь индейского племени вторгнуться на его территорию, а ввиду неминуемой опасности нельзя будет терять времени в ожидании распоряжений от собравшихся на Конгресс Соединенных Штатов" (ст. VI).23 То есть, каждый из штатов фактически имеет право, без согласия собравшихся на Конгресс Соединенных Штатов объявлять войну и заключать мир. В развитии этого положения идет и предшествующий абзац этой статьи, по которому всякий штат мог содержать в мирное время определенное количество своих военных кораблей, и своей армии которая должным образом может служить охраной для внешней безопасности штата;

Информация о работе Конфедерация и другие межгосударственные образования